ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
статья на тему

     Горенко Светлана Иваовна

 

Использование   педагогические технологий таких как: личностно ориентированный подход, здоровье сберегающие  технологии, ТРИЗ-технологии, метод проектов. А также использование информационных технологий для реализации выше перечисленных методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Горенко С.И.,

МОУ «СОШ№ 15» г. Губкин Белгородская обл.

Новые цели и ориентиры общего среднего образования, вариативность его содержания  многообразие образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения. Наибольшее распространение в современной школе получили такие  педагогические технологии как: личностно ориентированный подход, здоровье сберегающие  технологии, ТРИЗ-технологии, метод проектов.

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности. В связи с этим личностно ориентированное обучение предполагает :ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося, работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений, используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика, устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал, сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Под методами решения  подразумеваются  такие методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями, который удачно реализуется на уроках информатики и химии в подборе не традиционных заданий.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Следует отметить, что все здоровье сберегающие технологии можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Технологии здоровье сбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. Среди методов реализации этих технологий можно выделить: Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.                                                                                                                 На начальном этапе обучения информатике это могут быть игровые задания для обобщения знаний (кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного устройства компьютера, прибора, закона или явления, изучаемого в рамках предметов информатика.   Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. К тому же, введение в урок литературных или исторических отступлений служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Метод проектов также важен в современном обучении. Он реализует следующие цели: 1.        Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

 2.Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

 3.Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы), объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

         Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. А предмет информатика как раз позволяют выбрать различные проекты с учетом интересов и знаний учеников. Например: генеалогическое дерево семьи(текстовый редактор Wopd ) и др.

          Все эти технологии проще всего  реализуются с использованием информационных технологий в обучении. Компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна для коллективной и индивидуальной форм обучения и самообучения.          Используя ИКТ технологии на уроках, я добилась значительного усиления мотивации учащихся к обучению, интереса к предмету, повышения качества знаний, развития коммуникативных способностей, повышения информационной компетентности учащихся и прочности усвоения знаний и навыков.

        Наглядность — неотъемлемая черта преподавания информатики. Одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Поэтому наиболее используемые мною следующие формы ИКТ на уроках: уроки с использованием презентаций — это уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, урок–лекция, урок-обобщение, урок-защита проектов, интегрированный урок. В зависимости от цели и формы работы возможно варьирование использования мультимедийных презентаций как фронтально с помощью проектора (обычно при объяснении нового материала, фронтальном опросе), так и индивидуально на компьютере каждого ученика; уроки защиты проектных работ — способ творческого преломления их знаний и умений на практике. В своем выступлении обучающиеся должны рассказать о назначении своего проекта, на кого он ориентирован, продемонстрировать его работу на компьютере, ответить на вопросы членов комиссии и своих товарищей. Оценивают данную работу сами ученики, которые получают оценочные листы с критериями (актуальность темы, содержательность, глубина раскрытия темы, оформление работы и др), составленные по нескольким номинациям; уроки с использованием компьютерных форм контроля — предполагает возможность проверки знаний учащихся в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину; интерактивное обучение – суть процесса  состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Овладев на уроках информатики технологиями общения в сетях, учащийся может быть включен в такой учебный процесс в школе, в котором преподавателями-предметниками используются новые педагогические подходы (обучение в сотрудничестве, работа в группах, разноуровневое и модульное обучение и т. п.). Кроме того, ученик для решения конкретных учебных задач может использовать информационные ресурсы из внутреннего школьного информационного пространства (интранет) и из Интернет.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: учебные, тренажеры имитационные, контролирующие, демонстрационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.

      Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами, электронными учебниками и пособиями, энциклопедиями, словарями. Интерактивные доски позволяют учащимся самим участвовать в их создании. Например, возможна параллельная работа учащихся на местах и у интерактивной доски. Информационные ресурсы доски, программы с использованием демонстраций позволяют сделать обучение на уроках информатики более доступным и понятным.

ЛИТЕРАТУРА :

  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Мурманск, 1997
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. -№ 6. – с. 39 – 47.
  3. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
  4. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. /Науч. ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. – М. – Тюмень, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов информационных технологий в преподавании математики (доклад)

Рассматриваются способы и методы включения в преподавание математики информационных технологий...

Реализация возможностей информационных технологий в преподавании в среднем профессиональном образовании

Статья освещает возможности и специфику реализации информационных технологий в учебном процессе в среднем профессиональном образовании...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Внедрение процесса информатизации в образовательный процесс меняет идеологию...