Игровые технологии в практике работы преподавателя колледжа
методическая разработка по физике (11 класс)

Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов, которые способствуют организации педагогического процесса в форме различных игр. При помощи игровых приемов и ситуаций создается игровая форма занятий. Данные ситуации выступают как средство побуждения, стимулируют обучающихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булычев Сергей Владимирович,

преподаватель,

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Автодорожный колледж»

Игровые технологии в практике работы преподавателя колледжа

В системе профессионального обучения в настоящее время происходят изменения, связанные с реализацией образовательных стандартов на всех уровнях профессиональной подготовки. Большое внимание уделяется технологиям игрового обучения. Активизация познавательной деятельности обучающихся – одно из основных направлений в теории и практике обучения.

Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов, которые способствуют организации педагогического процесса в форме различных игр. При помощи игровых приемов и ситуаций создается игровая форма занятий. Данные ситуации выступают как средство побуждения, стимулируют обучающихся к учебной деятельности. Использование игр решает множество проблем. Активизируется учебная деятельность учащихся на уроках, развивается познавательный интерес к предмету, происходит становление творческой личности ученика.

Игра позволяет заинтересовать обучающихся изучаемым материалом, преподнеся знания в более легкой форме. Опыт преподавания показывает, что будущие специалисты недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала. Одним из эффективных способов решения этой проблемы выступает введение игровых элементов в учебный процесс. Повышение заинтересованности обучающихся к знаниям происходит через использование игровых технологий в учебном процессе. Это позволяет добиться лучшего усвоения материала, развития мыслительной деятельности, аналитических способностей обучающихся. Результатом применения игровых технологий является повышение качества успеваемости. Игра - важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения обучающихся, средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.

Отличительными признаками деловой игры являются: имитация в игре реального процесса; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; наличие общей игровой цели у всего коллектива. Важным моментом является грамотная реализация цепочки решений, каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемыми другими участниками игры.

Достоинством деловых игр является то, что они соединяют теорию и практику, способствуя формированию профессиональных знаний и практических умений. Сопровождаясь положительными эмоциями, игры повышают интерес к изучаемому предмету.

К учебной игре предъявляются следующие психологические требования:

  • мотивация игровой деятельности, т.е. учащимся необходимо испытывать потребность в ней;
  • психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре;
  • содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников;
  • перенос основного смысла игровых действий в реальный опыт студентов.

Использование игровых элементов особенно эффективно на первых уроках, когда обучающиеся знакомятся с основными понятиями и принципами. Здесь основной целью является развитие познавательного интереса через игровые формы обучения. Игра помогает общению, способствует передаче накопленного опыта и получению новых знаний, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления.

К отбору игр на этапе изучения нового материала нужно подходить более внимательно. Педагогическая игра отличается от игр в целом. Она имеет четко поставленные цели обучения; способствует развитию логического мышления, правильной постановки вопросов, сопоставлению ответов, умению делать выводы.

Одним из примеров применения игровых технологий в колледже может служить урок по физике при изучении зависимости периода и частоты механических колебаний от физических параметров математического и пружинного маятников.

Для проведения данного урока используются несколько разных математических и пружинных маятников. Обучающиеся делятся на две команды и выбирают своих капитанов.

На первом этапе преподаватель, показывая на два маятника, имеющих одинаковую длину нитей подвеса, но разные массы грузов, задаёт вопрос: «Какой из маятников будет иметь больший период колебаний?». Капитаны обсуждают с членами команды этот вопрос и записывают ответ на доске. Преподаватель вызывает по одному из участников команд к лабораторному столу, на котором находятся маятники, и приводит маятники в движение, а вызванные ученики замеряют периоды колебаний. Результаты заносятся на доску под ранее записанными ответами. Затем преподаватель показывает на маятники с грузами одинаковой массы, но разными длинами нитей подвеса и повторяет свой вопрос: «Какой из маятников будет иметь больший период колебаний?». Игра продолжается по той же схеме. Показав на два одинаковых маятника, преподаватель задаёт новый вопрос: «Какой из маятников будет иметь больший период колебаний, если отклонить их от положения равновесия на разную амплитуду?». Игра продолжается, пока преподаватель не задаст все запланированные вопросы. По окончании опытов преподаватель подводит итоги первого этапа.

На втором этапе рассматриваются аналогичные вопросы на примере пружинных маятников, имеющие разные по жёсткости пружины и нагруженные разными массами. Преподавателем задаются вопросы, в командах обсуждаются возможные ответы. Предварительные ответы и результаты опытов записываются на доске. Закончив серию опытов, преподаватель подводит итоги второго этапа.

На третьем этапе преподаватель ставит задачи уже каждой команде. Получив твёрдые навыки измерения периода колебаний, команды приступают к расчёту периода колебаний математических маятников по формулам. Для этого капитаны команд получают от преподавателя по одному математическому маятнику. Далее капитаны разбивают свою команду по ролям и назначают учащихся:

  • для проведения измерения длин нитей подвеса;
  • для проведения математических расчётов на определение периода колебаний маятника по формулам;
  • для измерения периода колебаний маятника с помощью секундомера с целью проверки математических расчётов;
  • для оформления отчёта по итогам работы в виде таблицы.

Команды приступают к самостоятельной работе и представляют отчёт преподавателю.

Преподаватель, получив отчёты, подводит итоги работы команд, отмечая положительные моменты в организации деятельности учащихся. В конце урока преподаватель даёт домашнее задание на решение задач по расчёту зависимости периода колебаний маятника от его физических параметров.

Важным фактором при организации и проведении игровой технологии является стремление к концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой. Необходимо учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков, необходимость проанализировать сложившуюся ситуацию, продумать полученные результаты, обсудить или же изменить дальнейшую стратегию или тактику игровых действий.

Игровые занятия индивидуализируют процесс обучения. Расширяется интерес к выбранной профессии, каждый участник демонстрирует свой собственный потенциал. Опыт показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается высокая активизация деятельности учащихся. Момент соревнований в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность студентов, формируют интерес к предмету. Так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, игры предполагают проблемный характер обучения, что в итоге приводит к поиску решений.

Применение игровых технологий на уроках является значимым событием в жизни учебной группы. С одной стороны, выступает итогом большой работы всей группы, а с другой - серьезным испытанием учащихся на самостоятельность и находчивость.

Применение игровых технологий на уроке дает хороший результат, позволяет учащимся получить и освоить большое количество информации, в то же время решить самую главную задачу урока – обобщить и закрепить пройденный материал. Происходя в менее формальной обстановке, нежели обычный урок, игра изменяет отношения между учащимися и педагогом, учит отстаивать свою точку зрения, сотрудничать, проверить себя в различных ситуациях, снимает психологическое напряжение и страх перед неизвестностью. Уроки такого типа позволяют учащимся находить друг у друга ошибки, обсуждать полученные результаты всей группой, самим же оценивать работу своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка очного процесса обучения средствами дистанционных технологий – новая практика работы преподавателя

Работа с одаренными студентами требует дополнительных усилий и времени от преподавателя по подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах. А когда его интеллектуальные и творческие возможнос...

Игровые технологии в практике работы социального педагога.

Мобильность, эффективность, ресурсы успешной работы социального педагога. Возможности внедрения новых методических разработок  в социально-педагогическую деятельность....

Игровые технологии в практике работы социального педагога

Игровые технологии в практике работы социального педагога...

Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».

Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям  уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...

Игровые технологии в практике работы воспитателя

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...

Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда

Некоторое время назад, в научной литературе авторами была предпринята попытка классификации образовательных технологий. Один из подходов классификации образовательных технологий был предпринят Н.В....

Игровые технологии в практике работы социального педагога

Основные задачи социального педагога при использовании игровых технологий: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровые отношения; научить быть свободными в игровом прост...