Главные вкладки

    Игровые технологии в практике работы социального педагога.
    учебно-методический материал

    Мобильность, эффективность, ресурсы успешной работы социального педагога. Возможности внедрения новых методических разработок  в социально-педагогическую деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                         Выполнила:

                                                                                         Братчикова Светлана Ростиславовна

                                                                                         Социальный педагог ГБОУ школа №370

                                                                                         Московского района, Санкт-Петербурга

    «Игровые технологии в практике работы социального педагога»

    Санкт-Петербург

    2020

               Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра – это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со       взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить. Игра приходит в мир ребенка от любящих родителей.  

                 Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.

                  Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

     1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

     2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

     3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

                 Одна из основных функций игры – ее разнообразная полезность. 

                 Социокультурное назначение игры – сильнейшее средство социализации ребенка, целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

                 Функция межнациональной коммуникации- игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.

                 Функция самореализации человека в игре- вторая из основных функций игры.

                 Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели.

                 Диагностическая функция – способность распознавать, процесс постановки диагноза.

                Игротерапевтическая функция игры-может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

               Функция психологической коррекции в игре -происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

               Развлекательная функция игры - связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности.

               При коррекции девиантных форм поведения подростков игра – незаменимое средство, тем, что учебная игра:

            - Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

           - Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.  Отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового результата.

              В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в КДН и ЗП.

    Учитывая данную ситуацию, посвящая свою деятельность вопросам обеспечения безопасности и правовому воспитанию детей использую онлайн ресурсы:

             При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.

            Игровая форма обучения для подростков «Разбираем Интернет» представлены на сайте (www.razbiraeminternet.ru).      

            Интернет облегчает обмен символической информацией, предоставляет знания и пищу интеллекту, что позволяет нам стать более «человечными».

    Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на изучение уровня цифровых знаний населения и компетенций пользования интернетом и цифровыми услугами. «Проект позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка.

             Очень важно уметь отстаивать свои права, в связи с этим использую офлайн игровую форму на  часах социального педагога— это занятие, ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к правовому воспитанию и получению знания в области прав ребенка, которое проводиться совместно и инспектором ПДН в формате познавательной беседы с элементами интерактивной игры.

    Цель: познакомить учащихся с основными правами несовершеннолетних.

    Образовательные задачи включенные в содержание игры:

    - повышение уровня правовой культуры школьников;

    - развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;

    - профилактика правонарушений обучающихся.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

    Викторина «Знаете ли вы Конвенцию о правах ребенка?», опросник, задания, тест, права обязанности, ответственность за совершенные поступки.

    Круглый стол: «Во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы»

    Ребята инсценируют правонарушения: Ложный звонок; Нанесение побоев; Порча чужого имущества; Угроза «болтовней»; Оскорбление; Осквернение зданий и транспорта.

    Обсуждается ответственность за совершенные поступки (знакомство с Гражданским и Уголовном кодексом РФ).  

                Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

                В нашем случае прогнозируемый результат отсутствие правонарушений со стороны участников в результате приобщения к нормам и ценностям общества и освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности (поведения) через добровольное принятие мира и отношений в нем.

                При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка, дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

                Внедрение цифровых технологий позволяет нам перейти от обучения в учебной аудитории к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.

                Влияние ИКТ на социальные отношения, а также роль социальных медиа в подростковой дружбе, формировании правил этикета, появившихся в среде пользователей смартфонов, их влияние на знакомства и романтические отношения в современном мире.

               Наше социологическое воображение вынуждены соответствовать новым цифровым ландшафтам, охватывающим опосредованные социальные отношения, практики и социальные структуры.

               



    Предварительный просмотр:

    Выполнила:

                                                                                    Братчикова Светлана Ростиславовна

                                                                                        Социальный педагог ГБОУ школа №370

    Московского района, Санкт-Петербурга

    «Применение ИКТ в работе социального педагога»

    Санкт-Петербург

    2020

                В процессе модернизации системы образования одним из важнейших условий успешной профессиональной деятельности социального педагога является применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-педагогической деятельности. Поэтому современный социальный педагог в процессе осуществления социально-педагогической деятельности должен обладать компетентностью в области информационных и коммуникационных технологий, уметь использовать ИКТ для успешной работы и соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства. Практика показывает, что социальный педагог в школе выполняет большой объем работы, так как его клиентами являются как ученики, так и их родители.

    Использование ИКТ в работе современного социального педагога:

             Подбор иллюстративного материала для оформления стендов, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация)

             Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям профилактического характера, знакомство со сценарием праздников, игр, конкурсов и других мероприятий.

             Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов города, регионов, ближайшего и дальнего зарубежья.

            Оформление групповой документации, отчетов.

            Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности организованной учебной деятельности с детьми, контроля успеваемости, посещаемости (электронный журнал) и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, что позволяет сделать собрания более интересными, наглядными, не только с помощью готовых мультимедийных продуктов, но и за счет своих собственных электронных приложений. Это могут открытые уроки, мероприятия, мастер - классы с применением компьютерных технологий и, конечно, публикации своих материалов на страницах в Интернете.

    Основные направления использования средств ИКТ для осуществления профессиональной деятельности социального педагога:

    1.  Программы, входящие в пакет MS Office.

    2.  Интернет и сетевые технологии.

    3. Специально разработанные программы и информационные системы для социально-педагогической деятельности.

             MS Word. позволяет привести все формы документации в электронном виде, тем самым помогая осуществлять электронный документооборот. С использованием MS Word социальный педагог может быстро и наглядно составить план работы, конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, отчетную документацию, оформление карточек учета различных категорий клиентов, составлении методических рекомендаций и памяток для учащихся и их родителей.

            MS Excel помимо автоматической обработки данных и построения диаграмм позволяет создавать базу данных позволяющую разделить клиентов на следующие категории: «дети, с ограниченными возможностями в здоровье», «дети, находящиеся под опекой», «дети из многодетных, неполных семей», «дети, требующие индивидуального внимания», «одаренные дети»,быстро выполнить статистическую обработку результатов анкетирования и тестирования. Введение такой базы позволяет конкретизировать сведения о группах детей, требующих психолого-педагогического сопровождения в ОУ, быстро обрабатывать имеющуюся информацию.

           MS PowerPoint. Данное средство позволит создавать социальному педагогу сопровождающие презентации для проведения педсоветов, семинаров, родительских собраний и других внеклассных мероприятий (например, по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и т.д.). Компьютерные презентации, оформленные с мультимедийными эффектами в MS PowerPoint, позволяют создавать наглядные эффектные образы и акцентировать внимание клиентов на более значимых моментах информации. У социального педагога, компетентного в области информационных и коммуникационных технологий, есть возможность наглядно преподнести материал с помощью компьютерных презентаций, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами, рисунками, анимациями. К примеру, это могут быть результаты диагностик, социометрии, изображения динамики развития детей в том или ином направлении. Это может быть наглядная информация о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей в социальной сфере.

    Интернет. является основой современной информационно-образовательной среды и предоставляет технические возможности для межличностного и массового общения, осуществлять информационно-просветительскую работу среди школьников, пропагандирующую важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

     В качестве примера хочется привести следующие Интернет-ресурсы, предназначенные для социальных педагогов:

    Сайт социального педагога-создан специально для социальных педагогов.

    Блог социального педагога, психолога- предназначен для социальных педагогов и школьных психологов.

    Портал «Я родитель». Объемный Интернет-ресурс, созданный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации- особенностью портала можно выделить наличие консультаций специалистов различного профиля, службу психологической помощи, библиотеку и т. д.

     Интернет-технология Вебинар- позволяет провести онлайн занятие, семинар или конференцию в режиме реального времени.

    Сетевое сообщество. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет социальным педагогам, живущих в разных территориальных участках общаться друг с другом, решать вопросы, возникающие в ходе практической деятельности и повышать свой профессиональный уровень.

              Применение ИКТ в профессиональной деятельности социального педагога ОУ имеет ряд преимуществ, а именно:

               Возможность применять широкий спектр методов исследований;

               Создает качественно новые формы коррекционно-профилактической работы;

               Позволяет интегрировать в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, трудных (по разным основаниям)

                Расширенный доступ к научно-методической базе;

                Использование в работе накопленного и опробированного педагогического опыта других педагогов;

                Возможность самообразования;

                Систематизация своего педагогического опыта и т.д. сферы.

                С миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации социально- педагогической работы в школе. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.

                Использование наглядных и анимационных материалов для проведения тренингов, направленных на самостоятельное принятие решений, оценку и развитие коммуникативных возможностей по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак).

                Разработку сценариев и сопровождающих презентаций для проведения внеклассных мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения.

          Создание СППС, призванной помочь педагогам и родителям использовать широкие возможности для психолого - педагогического самообразования, самопознания, профессионального саморазвития.

    Значение ИКТ Применение информационных технологий:

    1. значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует учебный процесс;
    2. Создает условия для использования наиболее эффективных методов, форм и правил обучения.
    3. Способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.

              Таким образом, информационные и коммуникационные технологии и информатизация образовательного пространства социума открывают социальному педагогу большие возможности для разработки и внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность. Помогают осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного пространства и дают возможность обогатить социально-педагогический процесс.

    Вывод:

             Полноценное осуществление социальным педагогом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы социального педагога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

    Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

    Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

    Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

    Игровые технологии в работе социального педагога

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреационными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в тера...

    Игровые технологии в работе социального педагога

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреационными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в тера...

    Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

    Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

    Игровые технологии в практике молодого педагога

    Игра – вот главное средство познания языка и мира в целом для ребенка. Игра – неотъемлемая и часть жизни ребенка, способ познания мира и культуры людей, их межличностных отношений....

    «Использование игровых методов и приемов в работе социального педагога по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма во внеурочное время»

    Программа кружка  «Школа безопасности» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения уч...