открытый урок в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"
методическая разработка по физике (9 класс)

Открытый урок в 9-м классе "Явление электромагнитной индукции."

Цель урока:  Сформировать понятие явления электромагнитной индукции и научить применять его на практике для объяснения физических явлений; экспериментально исследовать это явление, развить навыки экспериментальной самостоятельной работы.

 

Задачи урока

Обучающие:

  • изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  • способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9-м классе "Явление электромагнитной индукции."

Цель урока:  Сформировать понятие явления электромагнитной индукции и научить применять его на практике для объяснения физических явлений; экспериментально исследовать это явление, развить навыки экспериментальной самостоятельной работы.

Задачи урока

Обучающие:

  • изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  • способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

Оборудование: проектор, презентация, видео опыты, оборудование для эксперимента на столы (катушка, миллиамперметр, 2 провода, магнит), для демонстрации: катушка, гальванометр.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня вы вместе со мной участвуете в открытом уроке. Желаю вам творческого настроя и успешной работы!

Но прежде, чем приступить к новой теме, я бы хотела проверить, что вы усвоили  на прошлом уроке.

2. Актуализация знаний (ответить фронтально на вопросы)

-Кто первый обнаружил, что электрический ток действует на магнитную стрелку?(Эрстед)

-Вокруг чего существует магнитное поле (перечислить).

-Что такое линии магнитной индукции?

-Как по силовым линиям определить, где магнитное поле сильнее, а где слабее?

-Как расположены магнитные линии однородного магнитного поля?

-Что такое магнитный поток?

-Скажите, от чего зависит величина магнитного потока?

Проверка усвоения ранее изученного материала.

У вас на столах имеются карточки с цифрами. Я вслух читаю вопросы теста, вы поднимаете одну или несколько карточек с вариантами правильных ответов.

  1. Где магнитное поле не существует?

1) вокруг проводника с током
2) вокруг движущихся заряженных частиц
3) вокруг неподвижных зарядов (-)
4) вокруг магнита

  1. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

1) Эрстед (+)

2) Ньютон
3) Архимед
4) Ом

  1. Что нужно сделать, чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок)

1) алюминиевую рамку заменить железной
2) поднимать рамку вверх
3) взять более слабый магнит 
4) усилить магнитное поле (+)

https://fsd.videouroki.net/html/2019/03/28/v_5c9cd972ce36e/99731086_1.png

Рисунок 2


3.  Объяснение нового материала.

Мы с вами выяснили, что магнитное поле порождается электрическим током (фото Эрстеда на доске и подписать электричество – магнетизм).

А можно ли с помощью магнитного поля создать электрический ток? Как это сделать? Предлагаю вам, имея оборудование провести эксперимент по превращению магнетизма в электричество.

Опыт получился! Давайте покажем опыт всему классу. (опыт на демонстрационном столе)

 Ура, мы за …. несколько минут решили задачу, которую не смог решить швейцарский физик Колладон. У него в наличии было оборудование, которое у вас на столе. Но ошибка была в том, что катушка находилась в одной комнате, а гальванометр в другой. Ученый добивался чистоты эксперимента, думая что магнит будет воздействовать на магнит гальванометра. Английский ученый Майкл Фарадей в своём дневнике написал «Превратить магнетизм в электричество». Почти 10 лет решал он эту проблему, и вот 29 августа 1831 года, выполняя эксперимент такой же как и Колладон, только с помощником, увидел, что стрелка гальванометра отклонилась. В результате он делает вывод: Переменное во времени магнитное поле порождает электрический ток. (фото Фарадея на доске и надпись магнетизм – электричество).

Открытое явление назвали – явление электромагнитной индукции.

Это и будет темой нашего урока.

Явление электромагнитной индукции - это явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при любом изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур. Полученный таким образом ток, называется индукционным.

А целью – изучить это явление, его особенности и применение на практике.

Давайте выясним, какими способами можно используя переменное магнитное поле получить электрический ток.(видео опыт) – 3,5 мин

Вывод в тетради: запишем способы получения индукционного тока из увиденных опытов.

Запишете в тетради опыты Фарадея

Физ минутка. Давайте вспомним правило буравчика – если ток направлен от нас. То как направлено магнитное поле? А если проводник находится в магнитном поле. Северный полюс находится на потолке , ток в проводнике направлен от нас, в какую сторону будет смещаться проводник?

А теперь выясним, от чего зависит направление индукционного тока в катушке и величина этого тока. Выполняем эксперимент.

Вывод:Дети. направление тока зависит от того, каким полюсом приближаемся к катушке, или вносим или выносим магнит из катушки. Величина тока зависит от быстроты перемещения магнита, то есть от скорости магнита, от скорости изменения магнитного потока, (дети сами говорят вывод, записываем вывод в тетради).

Практическое применение:

 - генератор (модель)

- спидометр (видео)2,5 мин

- беспроводное зарядное устройство

- электродвигатель в авиации

И многое, многое другое.

4. Рефлексия. Поднимите карточки с оценками.

Оцени свою работу на уроке!

Оценка

1

Я умею проводить опыты Фарадея

2

Я знаю, при каких условиях возникает индукционный ток в катушке, т.е. что надо делать, чтобы получить ток

3

Я знаю, почему его назвали индукционным током

4

Я знаю, от чего зависит величина индукционного тока

5

Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике

Оценки за урок.

5. Домашнее задание старый учебник п 39 новый п

Вопрос – какие устройства работают на принципе явления электромагнитной индукции?

Доп материал – жизнь и научная деятельность Фарадея.

Спасибо за работу.

План – конспект урока в тетради.

Записать в тетради:

Тема урока: «Явление электромагнитной индукции»

Определение: Явление электромагнитной индукции - это явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при любом изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур. Полученный таким образом ток, называется индукционным.

Опыты Фарадея:

1)

2)

3)

4)

5)

Проверить на опыте и записать ответы:

  1. Индукционный ток возникает

а) при внесении магнита в катушку,

б) при остановке магнита,

в) при вынесении магнита из катушки.

2. Направление тока меняется, если_________________

3. Сила тока в катушке _____________, если скорость магнита_________

Рефлексия. Поднимите карточки с оценками.

Оцени свою работу на уроке!

1

Я умею проводить опыты Фарадея

2

Я знаю, при каких условиях возникает индукционный ток в катушке, т.е. что надо делать, чтобы получить ток

3

Я знаю, почему его назвали индукционным током

4

Я знаю от чего зависит величина индукционного тока

5

Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике

Оценки за урок.

5. Домашнее задание старый учебник п 39 новый п

Вопрос – где в технике применяют явления электромагнитной индукции?

Доп материал – жизнь и научная деятельность Фарадея.

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме:" Явление электромагнитной индукции"

Явление электромагнитной индукции.1.Назовите источники электрического поля.2.Назовите источники магнитного поля.3.Чем создается магнитное поле?4.Чем создается поле постоянного магнита?5.Что является о...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Разработка урока по физике для 9 класса по теме: "Электромагнитная индукция"

Данная разработка содержит технологическую карту урока и мультимедийную презинтаци.Урок построен на принципе системно-деятельностного подхода....

Методическая разработка урока физики в 9 классе по теме: Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея

Данная методическая разработка составлена в виде проекта урока на основе технологической карты деятельности учителя и учащихся. В основу учебной работы на уроке лежит деятельность по "открыт...

Урок в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"

Раскрытие физическойсущности явленияэлектромагнитной индукции...

Презентация у уроку физики в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"

Презентация у уроку физики в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"...