Методика отслеживания навыка оценивания
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Колещатова Наталья Васильевна

Информация о  составляющих процедуры самооценки. авторы Боровкова Т.И., Морев И.А.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_otsenki.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Процедура сомооценки.

Боровкова Т.И., Морев И.А.  в работе «Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты» (Учебное пособие–– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 134 с.) предложили методику определения уровня сформироанности самооценки.

Три составляющие процедуры самооценки

Первая составляющая процедуры самооценкисвязана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Методическая сторона вопроса сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создаёт умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие у них аналитического, критического подхода к явлениям.

Школьнику должна быть раскрыта вся суть оценочной деятельности, которую опытный учитель обычно излагает до того, как объявляет ученику его отметку. Включение ученика в оценивающую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценки, что поможет исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися.

В педагогической деятельности учитель должен прийти к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля. Понимание ребёнком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих (Д. Б. Эльконин).

Эти три компонента нераздельны, они взаимодействуют друг с другом, их автономный анализ нужен лишь для рефлексии собственной педагогической практики.

Представить переход школьника к самооценке своих учебных действий поможет таблица.

Уровни сформированности самооценки


1


2


3


отсутствие оценки


ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий - ни самостоятельной, ни по просьбе учителя


всецело полагается на отметку учителя, воспринимает её некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи


адекватная ретроспективная оценка


умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия


критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников


неадекватная прогностическая оценка


приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно её решения, однако при этом учитывает лишь факт её знакомства или незнакомства, а не возможность изменения известных ему способов действий
.


свободно и аргументировано оценивает уже решённые им задачи; пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не её структуру, не может этого сделать до решения задачи


потенциально адекватная прогностическая оценка


приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий


может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом


актуально адекватная прогностическая оценка


приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменение известных способов действия


самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свои силы, исходя из чёткого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Как видно из таблицы, у разных учеников действия самооценки различны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная методика овладения навыками грамотного письма

Как часто учителя русского языка бьются над неразрешимой проблемой  грамотного письма учеников.Мне показался занятным материал книги Е.В.Гордеевой. Эта презентация является попыткой примене...

Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп

Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся. Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнени...

Мастер-класс: "Развитие навыков оценивания учащихся при формативном оценивании"

В этой работе даны примеры оценивания ЗУН учащихся на уроках...

Выступление на МО «Методика проведения и оценивания региональных проверочных работ по математике в 6 и 8 классах»

Выступление на МО «Методика проведения и оценивания региональных проверочных работ по математике  в 6 и 8 классах»...

Мобильное приложение Plickers как инструмент формирования навыков оценивания на уроках английского языка

В современном мире неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация образования. Мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры становятся основной частью цифров...

Формирование навыков оценивания себя (self-evaluation) и других (peer assessment) на уроках английского языка

   На уроках английского языка чрезвычайно важно сформировать у школьников навык оценивания себя и других. Овладение этой компетенцией позволит учащимся адекватно воспринимать критику...