Технологическая карта урока
методическая разработка по физике (11 класс)

Технологическая карта разработана для изучения студентами 2 курса темы: "Дозиметрия. Биологическое действие радиоактивных излучений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                          Проект урока по предмету

 преподавателя физики ГОБПОУ «Добринское техническое училище» Базаровой Н.М.

Предмет:

физика

Уровень образования:

профильный общеобразовательный  по ППКРС специальности 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»  

Тема:

« Дозиметрия . Биологическое действие радиоактивных излучений».

Тип урока:

урок изучения нового материала с элементами конференции

Время проведения:

одна  учебная пара (90 мин)

Участники:

обучающиеся II курса

Цели:

изучение биологического воздействия радиоактивных излучений, формирование умения решения задач на данную тему и практических навыков измерения уровня радиации.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели , проблем и способов их решения, поиск и выделение необходимой информации,  умение пользоваться альтернативными источниками информации , извлекать необходимую информации из прослушанных текстов , умение осознанно и  произвольно строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи;  ,

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи .

Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; планирование; оценка- выделение и осозание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, контроль, коррекция и оценка обучающимися своей учебной деятельности.

Личностные УУД:

 формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания

Основные понятия:

Межпредметные связи:

Оборудование:

Использованные ресурсы:

Доза излучения, грэй, рентген, коэффициент качества, эквивалентная доза поглощенного излучения, зиверт

биология , химия, ОБЖ.

ПК, мультимедийный проектор, экран, СД «Электронное приложение к учебнику Физика, 11 класс Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина.», карточки-задания, дозиметр «Радэкс  РД1 -706»

Физика ,11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В. М. Чаругин – М. Просвещение,  2016г

презентации

Интернет- ресурсы

 1.https://www.youtube.com/watch?v=QnxAhFCpLMk Энциклопедия атома. Том II. В мире с радиацией

2.https://www.youtube.com/watch?v=1oM3Q6vNgtM- Самое красивое северное сияние 

        

3. https://www.youtube.com/watch?v=-wHpt__PSPQ Ролик "РАДЭКС РД1706" (демо)


                                                         Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

1.Организационный

этап

Приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к занятию. Знакомит с организацией работы на уроке, раздает бланки для организации работы на уроке с частичными пояснениями, сообщается порядок оценки работы обучающихся во время урока

Приветствуют преподавателя. Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника)

 Знакомятся с раздаточным материалом, при необходимости уточняют необходимую информацию  (И, Ф)

Коммуникативные УУД:

умение слушать, вступать в диалог ,сотрудничать с преподавателем

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция, планирование своей работы

. 2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

-Раздает обучающимся карточки с тестовыми  заданиями по ранее изученному материалу    (выбрать правильный ответ с последующей выборочной  устной аргументацией)

          Содержание теста

Устная проверка правильности выполнения тестов в сочетании с демонстрацией данного материала на слайде презентации; при необходимости- коррекция ответов.

                  Слайды № 8-19

.Обучающиеся выполняют тестовое задание письменно на карточках(индивидуально).

осуществляют самопроверку, проверяют правильность выполнения работы, оценивают свою деятельность. (И,, Ф)

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценкаи результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами выбора правильного ответа., активно сотрудничать в малых группах

Личностные УУД:

смыслообразование,  установление обучающимися связи между знанием теории и её практическим  применением  в тестовой деятельности.

Регулятивные УУД:самоорганизация, самооценка , самокоорекция

3. Этап определения потребностей и мотивов

4  этап :принятие учебных целей и условий их достижения

Побуждающий к определению цели монолог  преподавателя 

 Дорогие студенты! Радиация существует  на нашей планете с момента ее образования; она  сопровождала всегда развитие жизни на Земле, поэтому её изучение  особенно актуально сейчас, прямо сейчас.

Демонстрация  аудиотрека Интернет –ресурса №1 (первые 30 секунд видеофильма)

побуждение учащихся к выдвижению гипотез с помощью вопросов:

Давайте подумаем: о чем мы сегодня должны поговорить?

 

Предлагаю сформулировать цель нашего урока.

Цель: изучить биологическое действие радиоактивных излучений

Правильно, молодцы!

Какие же вопросы и проблемы мы должные сегодня рассмотреть при изучении данной темы?

.

Дети предлагают свои варианты ответов, рассуждают. (Ф,И)

-  Познакомиться с воздействием радиации на человека

- Выяснить её вред и пользу и др.

Формулируют цель совместно с преподавателем, записывают тему в тетрадь (И)

выдвигают гипотезы:

,Как она действует на живые организмы? От чего зависит это влияние? Откуда берется радиация?  Как уберечься от неё? Всегда ли вредна радиация?

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в то числе с помощью компьютерных средств

Личностные УУД: смыслообразование Развитие речевой деятельности, умение логически мыслить.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Личностные УУД: смыслообразование- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом  

Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками

А теперь сформулируем задачи, которые будут  служить этапами нашей работы:

выясним

- В чем заключается  ионизирующего воздействие  радиоактивного излучения  на людей? От чего оно зависит?

-узнаем

- Что такое дозиметрия,  доза поглощающего излучения, и в каких единицах в СИ она измеряется?

Что характеризует коэффициент относительной биологической эффективности?

Что такое эквивалентная доза поглощенного излучения, и в каких единицах в СИ она измеряется?

-Применим наши знания для выполнения заданий

-Научимся пользоваться дозиметром

Примем участие в конференции, которую активно подготовили ваши друзья. А окончательную и полную картину  биологического воздействия радиации нам поможет создать видеофильм «В мире с радиацией»  (демонстрируется фрагмент видеофильма  (Интернет-ресурс1)(30с- 1мин)

. 

Регулятивные УУД:  планирование, прогнозирование своей деятельности. волевая саморегуляция

5.. Этап

изучения нового материала

Перед изучением нового материала обучающимся показывается информационная карточка урока .напоминается порядок работы с ней

 ( заполнение недостающей информации),Преподаватель организует изучение нового материала с использованием слайдовой презентации и электронного учебника слайды №22-49

Обучающиеся слушают, смотрят слайды презентации, выполняют тренировочные тесты электронного учебника.

составляют  информационную карточку урока.

(Ф,И)

. Познавательные УУД:

выделение необходимой информации, существенных характеристик объекта изучения, умение структурировать знания, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, рефлексия способов действия

Личностные УУД: действие смыслообразоваания,

определение личностной ценности изучаемых понятий

Регулятивные УУД:

соотнесение того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно, коррекция действий, волевая саморегуляция.

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с преподавателем

 рассуждений, анализ истинности утверждений, постановка вопросов

6 Этап релаксации

 предлагает обучающимся снять умственное напряжение, дать обучающимся небольшой отдых, объясняет причину появления северного сияния. Запускает интернет-ресурс №2

Смотрят видеофрагмент, слушают музыку.

Снимают  напряжение

отдыхают

Познавательные УУД:, создание условий для повышения качества дальнейшего усвоения материала

Личностные УУД: эстетическое оценивание сюжета, создание положительного эмоционального отклика, улучшение настроения.

7 Этап первичной проверки понимания  и применения изученного материала

Распределяет исходя из интересов обучающихся  и уровня их развития  разноуровневые задания для первичной проверки понимания  и применения изученного материала, комментирует задания и требования к их оценке

 Проверяет и оценивает работу обучающихся (по поднятию руки в соответствии с указанными на карточке критериями оценки.с одновременной демонстрацией решения на экране.

(слайд№)52

.

Обучающиеся выполняют предложенные задания:

-задание1- начальный уровень(И)

-работа в парах: задание2 ( без опоры  на информационную карту)средний уровень.(В парах)

- Задание3 уровень(групповая форма работы)

Регулятивные УУД: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные УУД. Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах

Личностные УУД: действие смыслообразования

Коммуникативные УУД :умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

8 Этап расширение и углубление учебного материала (элементы конференции)

1) вступительное слово учителя постановка проблемы и задач для  учащихся),

Ребята, мы закончили освоение блока информации, определенного требованиями учебной программы, а теперь мы познакомимся с последними научными данными о радиации и ее воздействии на биологические объекты. Эта часть нашего занятия пройдет в виде научной конференции, план которой вы видите.(Плакат с планом конференции размещен на учебной доске) Как видите, наша конференция будет состоять из трех  частей. В первой части мы познакомимся с различными источниками радиации, а во второй – познакомимся с механизмом воздействия радиации на биологические объекты,а затем вашему вниманию будет предложен достаточно интересный документальный фильм «В мире с радиацией»

2) объявляет сообщения учащихся.комментирует и направляет их работу (слайд №53

Обучающиеся  выступают с подготовленными ими краткими сообщениями и презентациями по тематике конференции, остальные -слушают, усваивают информацию, обсуждают ,задают вопросы.

 (И.Ф)

Познавательные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при подготовке сообщений и презентаций. Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации ,адекватная оценка информации

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, участие в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

Личностные УУД ,действие нраственно-этического оценивания усваимваемого содержания

Радиоактивность  может оказывать на живые обьекты разное влияние-как положительное, так и отрицательное .. Ребята, давайте посмотрим видеофильм «В мире с (радиацией»(Интернет- ресурс1)

Обусждают видеофильм, приводят свои примеры положительного и отрицательного значения радиации. (Ф)

Познавательные УУД-понимание и адекватная оценка языка среств массовой информации

4.Проверка знаний:

Преподаватель зачитывает вопросы для проверки знаний

внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

Личностные УУД:  смыслообразование

Регулятивные УУД:самоорганизация, самооценка

7 Этап

информации о домашнем задании..

§ 114, учебник «Физика-11»  

Г.Я.Мякишев Б.Б. Буховцев

З.  Работник АЭС получает дозу облучения 8 мкГр за один час. Предельно допустимая доза за год равна 50 мГр. Сколько рабочих дней в году должно быть у работника АЭС при условии что его смена 6 часов в день?

Записывают  домашнее задание

Личностные УУД:  смыслообразование

Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

. Этап

подведения итогов

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Объявляет выставленные оценки и комментирует их. Если Вы набрали:

19-22 баллов, то оценка за урок «5»; 17-19 баллов, то оценка за урок «4»; 15-19 баллов, то оценка за урок «3»;менее 15 баллов, -yе огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение

.внимательно слушают учителя

Регулятивные УУД: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

.

Рефлексия

Проанализируйте свои чувства, мысли, ощущения и, пожалуйста, заполните предложенные вам карточки

Спасибо  всем за активную  работу! Жду вас на следующий урок   

Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока.. (Ф)

Личностные УУД:  смыслообразование

Регулятивные УУД:самоорганизация, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...