Конспект урока в 8 классе по теме Электроскоп. Электрическое поле
план-конспект урока по физике (8 класс)

Конспект урока в 8 классе по теме Электроскоп. Электрическое поле

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Электроскоп. Электрическое поле»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с проводниками и диэлектриками.
  2. Сформировать представление учащихся об электрическом поле и его свойствах.

Тип урока: комбинированный.

Применяемые методы: Фронтальный опрос, групповой и коллективный эксперимент.

Демонстрации:

  1. Устройство и принцип действия электроскопа и электрометра.
  2. Проводники и непроводники электричества.
  3. Обнаружение поля заряженного шара.

Ход урока.

  1. Повторение. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
  1. Какие типы зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?
  2. Какой знак условились приписывать заряду, возникающему на стеклянной палочке при трении о шёлк? Какого знака заряд возникает при этом на шёлке? Почему?
  3. А какой заряд возникает на эбонитовой палочке при трении её о мех (шерсть)? Какого знака заряд возникает при этом на меже (шерсти)?
  4. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноимённые заряды? Разноимённые заряды?
  5. Как получить заряды разного знака, не имея в своём распоряжении ничего кроме эбонитовой палочки и куска шерсти?

  1. Изучение нового материала.
  1. Знакомство учащихся с устройством и принципом действия электроскопа и электрометра.

Эксперимент 1.

Слайд 1.

При демонстрации действия электроскопа и электрометра отвечают на вопросы:

  • Как при помощи лепестков бумаги или стрелки электрометра обнаружить, наэлектризовано тело или нет?
  • Как по углу расхождения лепестков или углу отклонения стрелки электроскопа судят о его заряде?
  1. Понятие проводников и диэлектриков.

Эксперимент 2.

Берём два электрометра и один из них заряжаем. Соединяем электрометры металлической палочкой, убеждаемся в том, что электрический заряд передаётся от одного электрометра к другому.

Слайд 2.

Вывод: Тела, обладающие свойством передавать электрические заряды от заряженного тела к незаряженному, называют проводниками.

Слайд 3.

Примеры проводников: металлы, растворы солей, щелочей и кислот, почва, графит, тела человека и животных.

Эксперимент 3.

Берём и соединяем заряженный электрометр с незаряженным каучуковой палочкой, убеждаемся, что заряд в этом случае не передаётся.

Слайд 4.

Вывод: Тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному, называют непроводниками (диэлектриками).

Слайд 5.

Примеры диэлектриков: Эбонит, янтарь, фарфор, резина, различные пластмассы, шёлк, капрон, масла, воздух (газы).

Изготовленные из диэлектриков тела называют изоляторами.

  1. Электрическое поле.

Рассматриваем, как происходит механическое действие тел друг на друга:

  • Буксировка автомобиля другим автомобилем: через третье тело – трос.
  • Воздействие звука на барабанную перепонку: через третье тело – воздух.

Вопрос. Как же передаются воздействия одного заряженного тела на другое? Воздух, окружающий эти тела, посредником быть не может, так как электрическое взаимодействие происходит и в вакууме.

Английские учёные Фарадей и Максвелл сделали заключение, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие.

Слайд 6.

Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот.

Посредником в этом взаимодействии является электрическое поле.

Слайд 7.

Вывод: Электрическое поле – форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел.

Слайд 8.

Свойства электрического поля:

  • Образуется вокруг заряженных тел.
  • Обнаруживается по действию на электрический заряд.
  • Действует на электрические заряды с некоторой силой – называемой электрической силой.
  • Действие электрического поля зависит от расстояния до заряженного тела.

Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от него – ослабевает.

  1. Закрепление.

Выполните задания (приложение 1)

Слайд 9.

Вывод: Чем больше заряды сообщены телам, тем действие поля сильнее. Чем ближе расположены заряженные тела, тем сильнее действие поля.

Слайд 10.

VI. Домашнее задание:

  1. §§ 26-27, упражнение 19
  2. Приложение 2

Приложение 2

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"

План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...