Ионные уравнения
методическая разработка по химии (9 класс)

Маркитан Семён Ваксильевич

Урок по теме "Ионные уравнения", для учащихся в 9 классе.

В уроке представлен ряд практических и демонстрационных работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_markitan_1.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Ф.И.О. Маркитан С.В.

Предмет: Химия

Класс: 9

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Ионные уравнения»

Цели урока: 1) обучения – познакомить с ионными уравнениями реакций, условиями, при которых реакции ионного обмена идут до конца; сформировать навыки прогнозирования возможности осуществления ионных реакций и написания молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений необратимых реакций с использованием таблицы растворимости; 2) развития – сформировать умение анализировать, делать выводы, проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; 3) воспитания – раскрыть внутреннюю противоречивость электролитов, диссоциирующих на разноименные заряженные ионы, развивать диалектические представления о веществе, химической реакции, формирование идей о познаваемости мира.

Термины и понятия:  реакции ионного обмена, катион, анион

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, солей, оснований», штатив с пробирками,

CuSO4, NaOH, Na2CO3, H2SO4, NaCl, AgNO3, FeCl3, HNO3, HCl,  фенолфталеин,  карточки с заданиями

Межпредметные связи: география (образование горных пород), биология (появление камней в почках)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «реакции ионного обмена»

Уметь:  составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием электролитов; наблюдать и описывать реакции между электролитами с помощью языка химии;   использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять наблюдения, делать выводы, структурировать информацию.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные -  строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные – формирование единой естественно-научной картины мира; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту, формирование естественнонаучной грамотности..

 

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности  учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний.  Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет  фронтальный и индивидуальный контроль знаний:

  • Что такое электролитическая диссоциация? (Распад электролитов на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией)
  • Как называются положительно заряженные ионы? Как называются отрицательно заряженные ионы?
  • Какие бывают по составу ионы? Приведите примеры.(Простые и сложные)
  • Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: сульфат натрия.  хлорида меди (II), серной кислоты, гидроксид калия.

Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку выполнения задания. Акцентирует внимание на важных моментах, необходимых для изучения темы.

 

 

 

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.

Слушают мнения одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Составляют реакции диссоциации веществ

 

 

Выполняют задание

Осуществляют коллективную проверку

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока:

 - Какие реакции называются реакциями обмена?

- Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:

а) K2CO3 + H2SO4 → 

б) Mg + HCl →

в) Na2SO4 + Ba(NO3)2 →

г) NaOH + HCl → 

д) SO3 + MgO →

- В каких случаях возможны данные реакции?

- До изучения ТЭД реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. Теперь, ребята, вам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Большинство химических реакций протекает в растворах. Растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами.

Демонстрирует реакцию между раствором щелочи, окрашенной фенолфталеином, и кислотой.

О чём говорит изменение окраски раствора? (В растворе нет больше щелочи, т.к. произошла реакция, поэтому окраска изменилась.)

- Сегодня мы более подробно рассмотрим реакции, которые происходят между растворами электролитов.

Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Выдвигают идеи

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель  с ранее изученным материалом:

- Запишите уравнение реакции между гидроксидом натрия и серной кислотой.

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

- Что происходит с растворами щелочи и кислоты до их смешивания? (Щелочь и кислота являются электролитами, поэтому в водном растворе они диссоциируют)

- Запишите уравнения диссоциации щелочи и кислоты:

NaOH ↔  Na+ + OH-  

H2SO4  ↔ 2H+ + SO42- 

- Что является причиной диссоциации щелочи и кислоты? (Полярность молекул воды и процесс гидратации)

- Какие частицы являются переносчиками электрического тока в растворах электролитов? (Ионы.)

Как вы думаете, почему в уравнениях диссоциации я поставил не знак равенства, а стрелку в двух направлениях? (Диссоциация обратима)

  • Реакции между ионами называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.

Организует выполнение фронтального эксперимента, при котором образуются нерастворимые вещества (осадок).

- Запишите уравнение между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия.

   CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

- Какие частицы присутствуют в данном уравнении? (Молекулы)

- Как будет называться данное уравнение? (Молекулярное уравнение)

Организует объяснение записи полного ионного и сокращённого ионного уравнения.

- Давайте запишем, на какие ионы распадаются электролиты, участвующие в этой реакции.

   Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ + 2Na+ SO42-                                                                           

- Как будет называться данное уравнение? (Полное ионное уравнение)

   Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓  - сокращенное ионное уравнение

- Сокращенное ионное уравнение показывает, что на самом деле происходит в растворе: какие ионы взаимодействуют между собой.

- Сформулируйте вывод. (Реакции ионного обмена идут до конца (в сторону связывания ионов), если в результате реакции выпадает осадок)

Организует выполнение фронтального эксперимента, при котором выделяются газообразные вещества.

- Запишите уравнение между карбонатом калия и серной кислотой.

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2

- Составьте для этого молекулярного уравнения полное и сокращённое ионные уравнения.

2Na+ + CO32- + 2H+ SO42- = 2Na+ SO42- + H2O + CO2

CO32- + 2H+ =  H2O + CO2

- Сформулируйте вывод. (Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате реакции выделяется газ)

Организует выполнение фронтального эксперимента,, при котором образуется малодиссоциирующее вещество (вода).

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

2Na+ +2OH- + 2H+  SO42- = 2Na+ SO42- + H2O

OH- + H+ = H2O

- Сформулируйте вывод. (Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате реакции образуется малодиссоциирующее вещество.)

- Если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакции обмена не протекают до конца, т.е. являются обратимыми.

MgCl2 + Na2SO4 ↔ MgSO4 + 2NaCl

- Вспомните, какие реакции называются обратимыми? (Обратимые реакции – реакции, протекающие во взаимно противоположных направлениях.)

  • Необратимые реакции – реакции, протекающие только в одном направлении.
  • Сделайте вывод, о том в каком случае реакции идет до конца.
  • Вы сформулировали правило Бертолле
  • (Реакции между растворами электролитов идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода (малодиссоциирующее вещество). Клод Бертолле 1748-1822. Ист. справка

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

 

Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради

 

 

 

Записывают уравнения реакций.

Участвуют в коллективной беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

- Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами.

- Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена». (Реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)

- Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных горных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животного и человека.

- Широко используются реакции ионного обмена в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным.

Решение ситуационной задачи: Как вскипятить молоко с просроченным сроком годности, чтобы белок не выпал в осадок?

Осуществляет индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий).

Организует выполнение упражнения. Формулирует задание:

- Составьте уравнения следующих реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах:

а) FeCl3 + NaOH →          б) Na2SO4 + Ba(NO3)2→  

 в) Ca(OH)2 + HNO3 →     г) K2CO3 + HCl →

д) KCl + NaNO3 →           е) K2CO3 + CaCl2 →

Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

Осуществляют коллективную проверку

Выполняют лабораторные работы: наблюдают явления, сопровождающие реакции; соблюдают технику безопасности; формулируют выводы

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

 §6, зад.5,7,8, с.41.

 

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 8 классе по теме "Ионные уравнения реакций"

Урок проводится в течение двух занятий, на первом занятии дается теория, подкрепляемая лабораторными опытами, а на втором занятии проводится самостоятельная работа....

Ионные уравнения

"Ионные уравнения" Иглин Александр Владимирович, учитель химии Тип урока: изучение нового материала Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах Цели урока: - зак...

Контрольная работа "Ионные уравнения и химическое равновесие"

В контрольной работе представлены задания, позволяющие оценить знания и умения учащихся составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, определить, понимают ли они сущность ионных уравнений,...

План -конспект урока по химии в 9 классе "Ионные уравнения" с презентацией

   Урок разработан с применением групповой исследовательской работы учащихся. Ребята в ходе эксперимента усваивают сущность ионного взаимодействия веществ, получают первоначальные пон...

Разработка урока химии по теме: «Ионные уравнения».

Цели урока:Познавательная: обобщить знания полученные учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации»  и сформировать понятие о возможности протекания реакций в растворах...

Урок по теме "Ионные уравнения"

Данный урок проводится  в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест,...