Возможности деятельностно-ценностной задачи для повышения эффективности профориентационной работы в общеобразовательной школе
статья по физике

Кожевникова Виктория Алексеевна

В данной статье мы попытаемся раскрыть новые пути решения проблемы профориентации в современной общеобразовательной школе.  В статье представлен цикл авторских деятельностно-ценностных задач «О железнодорожном пути», прошедших экспертизу автора технологии ТОГИС д.п.н. профессора В.В. Гузеева, направленных на решение проблемы профориентации в общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожевникова Виктория Алексеевна

учитель математики высшей квалификационной категории, магистр педагогики

Возможности деятельностно-ценностной задачи для повышения эффективности профориентационной работы в общеобразовательной школе

В данной статье мы попытаемся раскрыть новые пути решения проблемы профориентации в современной общеобразовательной школе. Поднимая вопрос об эффективности профориентационной работы, и подчёркивая актуальность данного вопроса, остановимся вначале на трактовке понятия «образование» современными российскими учёными. Л. М. Перминова называет образование одной из наиболее значимых ориентаций, от которой напрямую зависит, с какими целями и ценностями соотносит себя человек, на какие идеалы ориентируется в своей деятельности, какие отношения культивирует в окружающем мире — к людям, природе, к себе. От этого зависит смысл его жизни. С образованием связана успешность самореализации личности практически во всех сферах ее деятельности [6]. С точки зрения А. В. Хуторского, образование рассматривается как образовывание ученика – человека, который и является основным субъектом любой образовательной системы. В основе образования, по А.В. Хуторскому, лежит понятие и сущность человека. «Человекосообразность образования предполагает, что каждый человек имеет заложенный в нём потенциал и устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать этот потенциал» [9]. В. А. Далингер отмечает, что развитие человека рассматривается современной педагогикой как расширение круга доступных ему видов и форм деятельности и потому сегодня стали активно разрабатываться деятельностные принципы педагогики. «Цель образования рассматривается как подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержание образования – как освоение общих методов и форм человеческой деятельности» [5].

Таким образом, современная педагогическая наука уделяет особое внимание самоопределению молодого человека и его самореализации в жизни. Поэтому профессиональная ориентация учащихся является одним из ключевых направлений деятельности педагогического коллектива.

Пришедшие в современную школу новые образовательные стандарты требуют совершенно иных подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Отличительной особенностью нового Стандарта является «его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции»[8].

Согласно ФГОС, предметные результаты изучения предметной области Физика должны отражать: «формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф» [8]. Совершенно очевидно, что старыми методами новых предметных результатов добиться невозможно. На помощь учителю должны прийти современные образовательные технологии, одной из которых является Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС), автором которой является доктор педагогических наук, профессор Вячеслав Валерьянович Гузеев.

ТОГИС - технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностноценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов, как основных. Данная технология осуществляется в следующих направлениях: привитие навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств; генерирование способов решения проблемной задачи; рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с имеющимися достижениями общественного развития. Обучение с использованием ТОГИС в большой степени способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности. Знания и умения в технологии ТОГИС являются результатом деятельности по решению задач. Так как ТОГИС – технология деятельностно-ценностная, то акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Присвоенное учащимися содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач. Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие учащихся в открытом информационном пространстве, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума [4].

Деятельностно-ценностная задача имеет трёхкомпонентную структуру: собственно познавательная задача (то есть содержания-условия и цели-требования), информационная задача (поиск и обработка информации) и коммуникационная задача (указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей). Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Важно, чтобы ученики сравнили свои решения задачи с тем, как эта же задача решалась раньше, какие решения общеприняты в культуре, закрепились в качестве культурной нормы (культурные образцы) [1]. Тексты, которые признаны наиболее убедительными в данной культуре, входят в корпус культурных образцов. Именно с ними и будут ученики сопоставлять свои решения при экспертной поддержке учителя. В качестве культурных образцов В.В. Гузеев предлагает использовать «любые творения человека созидающего, любые объекты материальной и духовной культуры, которые являются высшими достижениями человечества или приняты в качестве культурной нормы обществом» [2].

Урок в технологии ТОГИС – это по существу урок одной задачи. Но не в том смысле, что на уроке может рассматриваться только одна задача, а в том, что каждый ученик работает только над одной задачей. Но разные группы учеников могут работать над разными задачами. Этот урок имеет неопределённую продолжительность: он заканчивается, когда достигаются его цели. Источником этой неопределённости является структура работы, которая задаётся автором технологии В.В. Гузеевым как алгоритм работы над задачей.

«Функции учителя в ТОГИС не являются информационными и надзирательскими. Это – постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся» [3]. В ТОГИС изучение нового материала происходит в ходе самостоятельной групповой работы учеников над задачами и двух туров обсуждений. Технология предполагает доступность для ученика любой нужной ему информации, размещённой на любых носителях. Приоритет отдаётся ресурсам сети Интернет, не исключая книг, журналов, компакт-дисков, видеокассет и DVD [2]. Деятельность учителя в технологии ТОГИС состоит из нескольких частей: 1) подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и перечень информационных источников, культурные образцы); 2) проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков; 3) управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решений задач; 4) анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков [7]. Ученик в течение всего ТОГИС-урока сохраняет свою субъектную позицию относительно предметного содержания, за ним остаётся право на выбор точки зрения. В процессе коллективной мыследеятельности каждый осознаёт свою значимость в общем исследовании. «Преподаватель и ученики становятся равноправными участниками образовательного процесса: всем в одинаковой степени доступна необходимая информация и каждый дополняет общий вывод исследования результатами своей работы» [2].

 Подробнее познакомиться с ТОГИС можно на сайтах В.В. Гузеева [http://www.gouzeev.ru/] и ТОГИС-клуба [http://www.togisklub.ru/]. Для успешного внедрения технологии ТОГИС в учебно-воспитательный процесс, необходимо детально изучить основные положения ТОГИС, алгоритм решения деятельностно-ценностной задачи, а также (что самое сложное) изменить свою учительскую позицию, перестроить собственное сознание, научиться мыслить по-новому.

В данной статье представляются авторские задачи по физике, имеющие профориентационную направленность, которые прошли экспертизу автора технологии В.В. Гузеева.

Цикл задач: «Три задачи о железнодорожном пути» (автор В.А. Кожевникова) относится к образовательной области физика, профориентация. Задачи «О стыках», «О «бархатном» пути» и «О выбросе пути» углубляют знания учащихся по теме курса физики «Тепловые явления», служат для погружения подростков в мир железнодорожных профессий, знакомят их с современными технологиями укладки и обслуживания железнодорожного полотна.

«Задача о стыках» (8 класс) 

Текст задачи. Раньше нам на уроках физики в школе рассказывали, что летом железнодорожный путь, соединяющий некие города А и В длиннее, чем зимой. А ещё объясняли, почему стучат колёса поездов. Как связаны между собой приведённые выше факты? И почему сегодня, путешествуя по железной дороге, всё реже и реже можно услышать стук колёс.

Данная задача относится к минимальному уровню, поскольку в предложенных источниках информации содержится ответ на вопрос задачи. В ходе решения задачи учащиеся должны получить ответы на следующие вопросы: Для чего предусмотрены зазоры между концами рельсов? Чем бесстыковой путь отличается от старых железнодорожных путей? Каким образом изменение температуры влияет на состояние железнодорожного полотна?

Задача «О «бархатном» пути» (9 класс) 

Текст задачи. Спят пассажиры под стук перекатный... Ночь, темнота. Глухи места. Мчится состав... Стуки на стыках верстают стаккато: "Как-то не так, как-то не так, как-то не так..." Дмитрий Тиме В последнее время, путешествуя по железной дороге, мы всё реже слышим стук колёс. Пассажиры чувствуют себя более комфортно, когда поезд идёт по новому пути, а машинисты называют этот путь «бархатным». Каковы особенности «бархатного пути» и почему исчезает стук колёс?

Решая задачу «О «бархатном» пути», учащиеся познакомятся с особенностями укладки и эксплуатации бесстыкового пути, а также с предприятиями железнодорожного транспорта, обеспечивающими строительство и ремонт железнодорожного полотна. Задача может быть использована с целью профориентации учащихся на железнодорожные профессии, а также в рамках спецкурса «Общий курс железных дорог» в учебных заведениях железнодорожного транспорта.

Задача «О выбросе пути» (10 класс) 

Текст задачи. 12.06.2008 на сайте viperson.ru появилось сообщение: Несколько вагонов пассажирского поезда номер 326, следовавшего по маршруту Хабаровск-Нерюнгри, сошли с рельсов в четверг около 08.00 мск в 18 километрах от города Шимановска в Амурской области. Авария произошла, предположительно, из-за расхождения рельсов, сообщил РИА Новости официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) Владимир Маркин. "По предварительным данным следствия, рельсы разошлись из-за жары, которая сейчас стоит в Амурской области", - сказал Маркин. Ранее пресслужба Минтранса сообщила, что машинист поезда "за 200 метров на скорости 95 км/ч при выходе из левой кривой увидел искривление пути и применил экстренное торможение". Как называется это явление на языке железнодорожников? Дайте объяснение данному явлению. На каких участках железнодорожного полотна оно может возникнуть? Каким образом путейцы снимают риски возникновения искривления рельсов?

Задача «О выбросе пути» отнесена к общему уровню, поскольку учащимся предстоит самостоятельно сопоставлять факты и собственные знания для ответа на поставленные в задаче вопросы. В ходе решения задачи учащиеся должны выяснить, что такое температурный выброс пути и каковы причины этого явления; получить представление о бесстыковом пути и его обслуживании. Видеосюжеты, представленные в культурном образце, дают возможность учащимся познакомиться с передовыми технологиями укладки и обслуживания бесстыкового пути, современной железнодорожной техникой, позволяющей обеспечивать безопасное движение поездов. Все три задачи решались на одном ТОГИС-уроке разновозрастными группами учащихся. Урок апробирован в рамках федерального эксперимента в Приморском крае по Технологии обучения в глобальном информационном сообществе.

Особенностью урока является одновременное решение трёх деятельностно-ценностных задач (ДЦЗ) разновозрастными группами учащихся (8, 9, 10 класс). Решение данных задач ориентирует учащихся на профессии железнодорожного транспорта. Задача «О стыках», которая предназначена для 8 класса, носит пропедевтический характер, так как её содержание затрагивает тему курса физики 8 класса «Тепловые явления», которая ещё не изучена. Задачи «О «бархатном» пути» для 9 класса и «О выбросе пути» для 10 класса углубляют знания старшеклассников по теме «Тепловые явления», и служат для погружения учащихся в мир железнодорожных профессий, знакомят их с современными технологиями укладки и обслуживания железнодорожного полотна. Состав групп учащихся, для которых проводился урок с решением данного цикла задач, был необычен. Восьмиклассники – знакомы с ТОГИС, девятиклассники – «профи» в ТОГИСе, десятиклассники принимали участие в ТОГИС-уроке впервые. Экспертами было отмечено, что ребята, работающие в ТОГИС давно, обладают более высоким уровнем коммуникативных компетенций. Учащиеся 10 класса сумели решить задачу совместно, но наладить коммуникацию в группе им было гораздо сложнее. Все группы адекватно оценили свои интеллектуальные продукты и конструктивно воспринимали критику. Рефлексия показала, что урок достиг своей цели. Вот некоторые высказывания ребят: «Конечно, мы не учились в железнодорожных институтах, но на своем уровне на вопрос задачи ответили», «Я думала, что особенного можно узнать о железной дороге? Оказывается, у нее столько проблем!», «Я впервые узнал о существовании «бархатного пути». Никто из ребят не остался равнодушным к происходившему на уроке. Получилась полноценная дискуссия о проблемах железнодорожного транспорта и путях их разрешения.

Список литературы

1. Гузеев В.В. «Контуры гуманитарного прорыва в образовании» Доклад на V Лихачевских чтениях (Санкт-Петербург, 2005) [Электронный ресурс] http://www.gouzeev.ru 

2. Гузеев В.В. Деятельностно-ценностные задачи // Педагогические технологии. – 2005. – № 3. – с. 116-120.

3. Гузеев В.В. Консультации: технология ТОГИС // Педагогические технологии. - 2007. - № 3. - с. 115-119.

4. Гузеев В.В. ТОГИС-2010: после шести лет эксперимента // Педагогические технологии. - 2010. - № 3. - с. 60-76.

5. Далингер В.А. Федеральный государственный образовательный Стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математике // Фундаментальные исследования. – 2012. - №6. [Электронный ресурс] http://www.rae.ru 

6. Перминова Л. М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности. [Электронный ресурс] http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1549 

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».). - с. 221.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=304 

9. Хуторской А. В. Какое качество образования необходимо человеку — Выступление на конференции Института теории и истории педагогики РАО. [Электронный ресурс] http://www.itiprao.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...

Методика творческого подхода к решению задач повышенной трудности за курс средней общеобразовательной школы на основе графических образов.

Содержание. Пояснительная записка…………………………………………………………….…..2Общие методические указания……………………………….………………...……..3Кодификатор элементов содержания по разделам физики средней (полной) общеобразов...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"

Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....