Методическая разработка: Учебный план занятий по "Физике в задачах (начальный уровень)" в дополнительном образовании школьников
рабочая программа по физике (5 класс)

Физика – наука, которая занимается исследованием взаимосвязей явлений природы, движения, взаимного влияния одних тел на другие. Эти взаимосвязи описываются законами физики, знание которых позволяет нам рассчитать, промоделировать практические задачи наперёд. Эти задачи окружают нас начиная с повседневной жизни и заканчивая масштабными проектами, меняющих наш мир. Поэтому знания физики и понимание работы законов природы нужны людям многих профессий.

Занятия по дополнительной образовательной программе «Физика в задачах (начальный уровень)» помогают понять некоторые законы природы, развивают математическое мышление, необходимого в школе при освоении физики, геометрии, информатики, технологии, алгебры, астрономии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_plan_fizika_v_zadachah_7.docx371.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный план

Всего 72 часа                                                                              1 занятие в неделю по 2 часа


разд/ тема

Разделы и темы

Кол-во учебных часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

1.1

Введение в образовательную программу. Техника безопасности при работе с оборудованием.

2

1

1

Опрос.

Наблюдение педагога.

2

Физические величины. Измерение физических величин.

8

4

4

2.1

Физические явления, наблюдения и опыт, объекты и материя.

2

1

1

Опрос.

Наблюдение педагога.

2.2

Физические приборы. Цена деления приборов. Точность и погрешность измерения.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Наблюдения педагога.

2.3

Перемещение тел. Скорость.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Наблюдения педагога.

2.4

Excel как способ решать физические задачи.

2

0

2

Опрос.

Наблюдение педагога.

3

Строение вещества

8

4

4

3.1

Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

2

1

1

Наблюдения педагога. Опрос.

3.2

Масса тела и его объём. Решение задач.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Наблюдения педагога.

3.4

Определение плотности вещества твердого тела. Исследование зависимости массы от объема.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы.

3.5

Подведение итогов по теме.

2

1

1

Выполнение контрольных заданий.

4

Различные виды сил в природе.

8

4

4

4.1

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

2

1

1

Наблюдения педагога. Опрос.

4.2

Сила упругости и её измерение.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

4.3

Сила трения.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

4.4

Действие нескольких сил на одно тело. Подведение итогов по теме.

2

1

1

Выполнение контрольных заданий. Опрос. Наблюдения педагога.

4.5

Закрепление материала по теме.

2

1

1

Выполнение контрольных заданий. Опрос. Наблюдения педагога.

5

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

14

7

7

5.1

Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

5.2

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.

2

1

1

Наблюдения педагога. Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

5.3

Барометр и манометр. Принцип действия и применение приборов. Атмосферное давление на различных высотах.

2

1

1

Наблюдения педагога. Выполнение контрольных заданий. Опрос.

5.4

Архимедова сила.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

5.6

Плавание тел в жидкостях.

Определение условий плавания тел.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

5.7

Водный и воздушный транспорт.

2

1

1

Наблюдения педагога. Опрос.

5.8

Закрепление материала о давлении. Решение задач.

2

1

1

Выполнение контрольных заданий. Наблюдения педагога.

6

Работа. Мощность. КПД.

12

6

6

6.1

Механическая работа и её измерение.  

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

6.2

Мощность. Сравнение мощностей различных приборов.

2

1

1

Выполнение практического задания. Наблюдения педагога.

6.3

Простые механизмы. Рычаги. Золотое правило механики.

2

1

1

Наблюдения педагога. Опрос.

6.4

КПД механизма. Машины Голдберга.

2

1

1

Выполнение практического задания. Наблюдения педагога.

6.5

Подведение итогов по теме.

4

2

2

Выполнение творческого задания. Опрос.

7

Энергия

6

3

3

7.1

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Наблюдения педагога.

7.2

Закон сохранения энергии. Решение задач.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

7.3

Электроэнергия. Энергосбережение. Подведение итогов по теме.

2

1

1

Самоанализ качества выполнения практической работы. Опрос.

8

Электричество

8.1

Статическое электричество.

2

1

1

Выполнение практического задания. Наблюдения педагога.

8.2.

Сила тока. Амперметр.

2

1

1

Выполнение практического задания. Опрос.

8.3

Напряжение. Вольтметр.

2

1

1

Выполнение практического задания. Наблюдения педагога.

8.4

Сопротивление. Закон Ома.

2

1

1

Выполнение практического задания. Опрос.

8.5

Повторение материала по теме.

2

1

1

Выполнение практического задания. Выполнение контрольного задания.

9

Подведение итогов

6

1

5

9.1

Повторение пройденных тем. Составление банка вопросов и задач для викторины.

2

1

1

Выполнение практического задания. Наблюдения педагога.

9.2

Проведение олимпиады. Подготовка к выступлениям.

2

0

2

Выполнение контрольного задания. Анализ полученных результатов.

8.3

Творческое занятие. Подведение итогов курса.

2

0

2

Выполнение творческого занятия. Анализ работы за год. Заполнение формы фиксации результативности.

Всего часов:

72

32

40


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика – наука, которая занимается исследованием взаимосвязей явлений природы, движения, взаимного влияния одних тел на другие. Эти взаимосвязи описываются законами физики, знание которых позволяет нам рассчитать, промоделировать практические задачи наперёд. Эти задачи окружают нас начиная с повседневной жизни и заканчивая масштабными проектами, меняющих наш мир. Поэтому знания физики и понимание работы законов природы нужны людям многих профессий.

Занятия по дополнительной образовательной программе «Физика в задачах (начальный уровень)» помогают понять некоторые законы природы, развивают математическое мышление, необходимого в школе при освоении физики, геометрии, информатики, технологии, алгебры, астрономии.

Актуальность программы. Ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении физики в школе и в повседневной жизни, а также развить навык решения теоретических и практических задач по физике.

Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики, в том числе экспериментальной. На занятиях учащиеся знакомятся с анализом условия задачи, планом ее решения, эффективными способами расчетов. Практические задачи способствуют лучшему пониманию теоретической информации, в результате чего развиваются интерес к точным наукам, создаются благоприятное настроение для обучения. Таким образом во время занятий обучающиеся рассмотрят ключевые задачи по курсу физики основной школы, а также задачи повышенной трудности, необходимые для подготовки к олимпиадам.

Особенностью данной программы является взаимосвязь физических процессов с наукой и техникой; учащиеся подготавливаются к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах; учатся практически применять полученные знания. У обучающихся формируются комплексные представления о физических явлениях через эксперимент-исследование, благодаря чему школьники смогут лучше понимать алгоритм решения физических задач и усовершенствуют этот навык.

Характеристика группы. В составе группы преобладают мальчики в возрасте 13 – 14 лет, которые на начало обучения владеют первоначальными знаниями математики, навыками работы на компьютере, использования некоторых приборов, но не знают основ устройства внешнего мира, алгоритма решения физических задач, не полностью понимают принцип использования некоторых физических приборов и устройств.

Цель программы «Физика в задачах (начальный уровень)». Реализация способностей и интересов у школьников в области физики и математики. Усовершенствование навыков в области решения физических и инженерных задач.

Задачи

Обучающие:

  • сформировать представление об устройстве мира;
  • научиться решать задачи;
  • научиться работать с различными измерительными приборами;
  • приобрести навык самостоятельного решения практических задач;
  • научиться анализировать полученные результаты исследований самостоятельно, а также с помощью компьютера;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, внимание, память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать и образное мышление;
  • формировать представления о том, как работать с приборами и ставить эксперименты;
  • развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в группе;
  • формировать творческий подход к поставленной задаче;
  • развивать интерес к устройству окружающего мира.

Воспитательные:

  • осознавать ценность знаний по физике;
  • воспитывать чувство ответственности за свою работу;
  • воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека;
  • воспитывать сознательное отношение к выбору профессии технического направления.

Ожидаемые результаты обучения по программе

Предметные. Обучающиеся будут знать основные понятия некоторых разделов физики, основные принципы работы с приборами, алгоритм решения физических задач, порядок выполнения лабораторных работ, будут уметь решать задачи по физике школьного уровня, измерять различные физические величины с помощью приборов, анализировать результаты практических занятий.

Метапредметные. У обучающихся будет развиваться пространственно-логическое мышление, творческий подход к изучению окружающего нас мира. Учащиеся научатся самостоятельно контролировать и анализировать свою деятельность; сформируется логическое и образное мышление.

Личностные. У обучающихся будет воспитываться информационная культура, чувство ответственности за свою работу, а также сознательное отношение к выбору других образовательных программ по физике, механике, компьютерным и информационным технологиям.


Календарно-тематическое планирование

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Физика в задачах (начальный уровень)»

ПДО Кузина Ю.В. (группа)

Дата занят.

Каби нет

Содержание занятия

Часы

Тема

Дата факт

Подпись

зав. отд.

Теория. Охрана труда, правила поведения в ЦДЮТТ в лабораторном и компьютерном кабинете. Знакомство с новым предметом.

Практика. Знакомство с лабораторными инструментами. Проведение опытов и наблюдений. Опрос по охране труда и технике безопасности.

2

1.1

Теория. Изучение и объяснение различных физических явлений. Определение следующих физических терминов: явление, объект, наблюдение, опыт, вещество, материя.

Практика. Проведение опытов, демонстрирующих различные явления.

2

2.1

Теория. Знакомство с различными физическими величинами и приборами для их измерения.

Практика. Использование первых измерительных приборов: линейка, мензурка, термометр. Измерение размеров тел, вычисление цены деления приборов и погрешности их измерения.

2

2.2

Теория. Наблюдение за при перемещении тел относительно друг друга.

Практика. Оформление задач. Решение простых задач по механике.

2

2.3

Практика. Знакомство с программой Excel. Построение таблицы по заданию.

2

2.4

Теория. Знакомство со строением вещества. Знакомство с понятиями: молекула, плотность вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Практика. Выполнение экспериментов, показывающих что вещества состоят из частиц.

2

3.1

Теория. Вычисление массы тела. Способы нахождения объёма различных тел.

Практика. Выполнение практического задания.

2

3.2

Теория. Знакомство с новой физической величиной: плотность. Знакомство с агрегатными состояниями вещества.

Практика. Выполнение практических задач на нахождение плотности веществ.

2

3.3

Теория. Подведение итогов по теме: «Строение вещества».

Практика. Решение теоретических и практических задач.

2

3.4

Теория.  Знакомство с понятием сила в физике. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела.

Практика. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Решение задач.

2

4.1

Теория. Изучение силы упругости. Знакомство с понятием жёсткости.

Практика. Измерение силы упругости, вычисление жёсткости для разных пружин.

2

4.2

Теория. Знакомство с новой силой: силой трения.

Практика. Изучение зависимости силы трения от других физических величин. Решение практической задачи.

2

4.3

Теория. Решение теоретических задач по теме: действие нескольких сил на одно тело, направленных вдоль одной прямой.

Практика. Выполнение практического задания.

2

4.4

Теория. Решение теоретических задач по теме: “Силы в физике”.

Практика. Проведение викторины. 

2

4.5

Теория. Знакомство с понятием давления. Изучение давления твёрдых тел.

Практика. Расчёт производимого давления при ходьбе.

2

5.1

Теория. Изучение давления жидкостей и газов. Принцип работы сообщающихся сосудов и их использование в жизни человека.

Практика.  Выполнение экспериментов, показывающих физические явления, связанные с давлением.

2

5.2

Теория.  Приборы для измерения давления.

Практика. Решение задач на определение давления в окружающей нас среде.

2

5.3

Теория.  Изучение силы, выталкивающей тела из жидкости.

Практика. Изучение зависимости выталкивающей силы от различных физических величин на практике.

2

5.4

Теория. Изучение условий плавания тел в различных жидкостях.

Практика. Определение на практике условия плавания различных тел в жидкостях разных плотностей.

2

5.5

Теория. Изучение принципов работы водного и воздушного транспорта.

Практика. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъёмностью.

2

5.6

Теория. Подведение итогов по теме: “Давление”.

Практика. Решение теоретических и практических задач.

2

5.7

Теория. Знакомство с новыми физическими величинами в физике: работа и мощность.

Практика. Вычисление работы и мощности на простых конструкциях.

2

6.1

Теория. Решение задач на нахождение работы и мощности конструкций.

Практика. Сравнение мощностей различных приборов и устройств.

2

6.2

Теория. Знакомство с рычагами в технике, быту и природе.  

Практика. Выполнение практического задания, вывод золотого правила механики.

2

6.3

Теория. Знакомство с физической величиной: коэффициент полезного действия.

Практика. Определение полезной и затраченной работы простых конструкций.

2

6.4

Теория. Подведение итогов по теме: работа и мощность простых механизмов.

Практика. Решение задач. Проведение игрового занятия по данной теме.

2

6.5

Теория. Знакомство с понятием энергия. Отличие потенциальной энергии и кинетической.

Практика. Проведение экспериментов, демонстрирующих разные виды энергии. Решение задач.

2

7.1

Теория. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии.

Практика. Изучение различных видов «вечных двигателей» и их разоблачение. Проведение викторины. Решение задач.

2

7.2

Теория. Подведение итогов по теме: энергия. Знакомство с электроэнергией и энергосбережением.

Практика. Викторина по теме: «Энергосбережение».

2

7.3

Теория. Изучение природы электричества.

Практика.  Выполнение экспериментов и практических заданий по теме.

2

8.1

Теория. Знакомство с новой физической величиной: “Сила тока”.

Практика. Измерение силы тока с помощью амперметра. Сборка простой электрической цепи.

4

8.2

Теория. Знакомство с новой физической величиной: “Напряжение”.

Практика. Измерение напряжение с помощью вольтметра. Сборка электрических цепей.

2

8.3

Теория. Повторение пройденных тем за весь курс.

Практика. Решение теоретических задач. Опрос.

2

9.1

Практика. Решение практических задач по пройденному курсу.

2

9.2

Практика. Проведение олимпиады. Подготовка обучающихся к проведению демонстрационных опытов.

2

9.3

Практика. Проведение творческого занятия: выступление обучающихся по выбранным темам.

2

9.4

Итого:

72


Содержание обучения

  1. Введение

1.1        Введение в образовательную программу. Техника безопасности при работе с оборудованием.

Теория. Охрана труда, правила поведения в ЦДЮТТ в лабораторном и компьютерном кабинете. Знакомство с новым предметом.

Практика. Знакомство с лабораторными инструментами. Проведение опытов и наблюдений. Опрос по охране труда и технике безопасности.

  1. Физические величины. Измерение физических величин.

2.1        Физические явления, наблюдения и опыт, объекты и материя.

Теория. Изучение и объяснение различных физических явлений. Определение следующих физических терминов: явление, объект, наблюдение, опыт, вещество, материя.

Практика. Проведение опытов, демонстрирующих различные явления.

2.2        Физические приборы. Цена деления приборов. Точность и погрешность измерения.

Теория. Знакомство с различными физическими величинами и приборами для их измерения.

Практика. Использование первых измерительных приборов: линейка, мензурка, термометр. Измерение размеров тел, вычисление цены деления приборов и погрешности их измерения.

2.3        Перемещение тел. Скорость.

Теория. Наблюдение за при перемещении тел относительно друг друга.

Практика. Оформление задач. Решение простых задач по механике.

  1. Excel как способ решать физические задачи.

Практика. Знакомство м программой Excel. Построение таблицы по заданию.

3        Строение вещества

3.1        Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Теория. Знакомство со строением вещества. Знакомство с понятиями: молекула, плотность вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Практика. Выполнение экспериментов, показывающих что вещества состоят из частиц.

3.2        Масса тела и его объём. Решение задач.

Теория. Вычисление массы тела. Способы нахождения объёма различных тел.

Практика. Выполнение практического задания.

3.4        Определение плотности вещества. Исследование зависимости массы от объема.

Теория. Знакомство с новой физической величиной: плотность. Знакомство с агрегатными состояниями вещества.

Практика. Выполнение практических задач на нахождение плотности веществ.

3.5        Подведение итогов по теме.

Теория. Подведение итогов по теме: «Строение вещества».

Практика. Решение теоретических и практических задач.

4        Различные виды сил в природе.

4.1        Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Теория.  Знакомство с понятием сила в физике. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела.

Практика. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Решение задач.

4.2        Сила упругости и её измерение.

Теория. Изучение силы упругости. Знакомство с понятием жёсткости.

Практика. Измерение силы упругости, вычисление жёсткости для разных пружин.

4.3        Сила трения.

Теория. Знакомство с новой силой: силой трения.

Практика. Изучение зависимости силы трения от других физических величин. Решение практической задачи.

4.4        Действие нескольких сил на одно тело. Подведение итогов по теме.

Теория. Решение теоретических задач по теме: действие нескольких сил на одно тело, направленных вдоль одной прямой.

Практика. Выполнение практического задания.

4.5        Закрепление материала по теме.

Теория. Решение теоретических задач по теме: “Силы в физике”.

Практика. Проведение викторины. 

5        Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

5.1        Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

Теория. Знакомство с понятием давления. Изучение давления твёрдых тел.

Практика. Расчёт производимого давления при ходьбе.

5.2        Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.

Теория. Изучение давления жидкостей и газов. Принцип работы сообщающихся сосудов и их использование в жизни человека.

Практика.  Выполнение экспериментов, показывающих физические явления, связанные с давлением.

5.3        Барометр и манометр. Принцип действия и применение приборов. Атмосферное давление на различных высотах.

Теория.  Приборы для измерения давления.

Практика. Решение задач на определение давления в окружающей нас среде.

5.4        Архимедова сила.

Теория.  Изучение силы, выталкивающей тела из жидкости.

Практика. Изучение зависимости выталкивающей силы от различных физических величин на практике.

5.6        Плавание тел в жидкостях.

Определение условий плавания тел.

Теория. Изучение условий плавания тел в различных жидкостях.

Практика. Определение на практике условия плавания различных тел в жидкостях разных плотностей.

5.7        Водный и воздушный транспорт.

Теория. Изучение принципов работы водного и воздушного транспорта.

Практика. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъёмностью.

5.8        Закрепление материала о давлении. Решение задач.

Теория. Подведение итогов по теме: “Давление”.

Практика. Решение теоретических и практических задач.

6        Работа. Мощность. КПД.

6.1        Механическая работа и её измерение.  

Теория. Знакомство с новыми физическими величинами в физике: работа и мощность.

Практика. Вычисление работы и мощности на простых конструкциях.

6.2        Мощность. Сравнение мощностей различных приборов.

Теория. Решение задач на нахождение работы и мощности конструкций.

Практика. Сравнение мощностей различных приборов и устройств.

6.3        Простые механизмы. Рычаги. Золотое правило механики.

Теория. Знакомство с рычагами в технике, быту и природе.  

Практика. Выполнение практического задания, вывод золотого правила механики.

6.4        КПД механизма.

Теория. Знакомство с физической величиной: коэффициент полезного действия.

Практика. Определение полезной и затраченной работы простых конструкций.

6.5        Подведение итогов по теме.

Теория. Подведение итогов по теме: работа и мощность простых механизмов.

Практика. Решение задач. Проведение игрового занятия по данной теме.

7        Энергия

7.1        Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Теория. Знакомство с понятием энергия. Отличие потенциальной энергии и кинетической.

Практика. Проведение экспериментов, демонстрирующих разные виды энергии. Решение задач.

7.2        Закон сохранения энергии. Решение задач.

Теория. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии.

Практика. Изучение различных видов «вечных двигателей» и их разоблачение. Проведение викторины. Решение задач.

7.3        Электроэнергия. Энергосбережение. Подведение итогов по теме.

Теория. Подведение итогов по теме: энергия. Знакомство с электроэнергией и энергосбережением.

Практика. Викторина по теме: «Энергосбережение».

8        Электричество

8.1        Статическое электричество.

Теория. Изучение природы электричества.

Практика.  Выполнение экспериментов и практических заданий по теме.

8.2.        Сила тока. Амперметр.

Теория. Знакомство с новой физической величиной: “Сила тока”.

Практика. Измерение силы тока с помощью амперметра. Сборка простой электрической цепи.

8.3        Напряжение. Вольтметр.

Теория. Знакомство с новой физической величиной: “Напряжение”.

Практика. Измерение напряжение с помощью вольтметра. Сборка электрических цепей.

8.5        Повторение материала по теме.

Теория. Повторение пройденных тем за весь курс.

Практика. Решение теоретических задач. Опрос.

9        Подведение итогов

9.1        Повторение пройденных тем. Составление банка вопросов и задач для викторины.

Практика. Решение практических задач по пройденному курсу.

9.2        Проведение олимпиады. Подготовка к выступлениям.

Практика. Проведение олимпиады. Подготовка обучающихся к проведению демонстрационных опытов.

8.3        Творческое занятие. Подведение итогов курса.

Практика. Проведение творческого занятия: выступление обучающихся по выбранным темам.

Оценочные

и методические

материалы


Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

п/п

Наименование темы

(раздела)

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Введение

Лекция, беседа, практическое занятие, инструктаж

Объяснительно-иллюстративный

Карточки с текстом по технике безопасности, инструкции по работе в Интернете

Компьютерный класс, лекционный класс, проектор, лабораторное оборудование.

Опрос,

зачет

2.

Физические величины. Измерение физических величин.

Лекция, беседа, практическое занятие, индивидуально-групповое

Объяснительно-иллюстративный, деятельностный, репродуктивный

Практические задания с описанием.

Презентация.

Компьютерный класс, лекционный класс, проектор, лабораторное оборудование.

Практическая работа, опрос, проверка работ, форма фиксации результативности

3.

Первоначальные сведения о строении вещества

Лекция, беседа, практическое занятие, индивидуально-групповое

Объяснительно-иллюстративный, деятельностный, творческий поиск.

Практические задания с описанием.

Презентация.

Компьютерный класс, лекционный класс, проектор, лабораторное оборудование.

Практическая работа, опрос, проверка работ, форма фиксации результативности

4.

Различные виды сил в природе.

Лекция, беседа, практическое занятие, индивидуально-групповое

Объяснительно-иллюстративный, деятельностный.

Практические задания с описанием.

Презентация.

Компьютерный класс, лекционный класс, проектор, лабораторное оборудование.

Практическая работа, опрос, проверка работ, форма фиксации результативности

5.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Лекция, беседа, практическое занятие, индивидуально-групповое

Объяснительно-иллюстративный, деятельностный.

Практические задания с описанием.

Презентация.

Компьютерный класс, лекционный класс, проектор, лабораторное оборудование.

Практическая работа, опрос, проверка работ, форма фиксации результативности

6.

Работа. Мощность. КПД.

Лекция, беседа, практическое занятие, индивидуально-групповое

Объяснительно-иллюстративный, деятельностный, творческий поиск, проектная деятельность.

Практические задания с описанием.

Презентация.

Компьютерный класс, лекционный класс, проектор, лабораторное оборудование.

Форма фиксации результативности, самоанализ, анализ.

7.

Энергия

Лекция, беседа, практическое занятие, индивидуально-групповое

Объяснительно-иллюстративный, деятельностный.

Практические задания с описанием.

Презентация.

Компьютерный класс, лекционный класс, проектор, лабораторное оборудование.

Практическая работа, опрос, проверка работ, форма фиксации результативности

Подведение итогов

Беседа, практическое занятие, индивидуально-групповое

Объяснительно-иллюстративный, деятельностный, творческий поиск.

Конкурсные задания, работы, размещенные в Интернете.

Компьютерный класс, лекционный класс, проектор, лабораторное оборудование.

Практическая работа, опрос. Форма фиксации результативности, самоанализ, анализ.


Оценка результативности освоения образовательной программы 

Педагог _________________________________________________________                                                      группа ______

Образовательная программа ______Физика в задачах (начальный уровень) ___________                                                                          дата __    2021-2022

Фамилия, Имя

Предметные результаты

Личностные результаты

Всего баллов у воспитанника

Опыт освоения теории

Опыт освоения практической деятельности

Опыт творческой деятельности

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Опыт социально-значимой деятельности

Знание пройденных физических величин и способов их измерения.

Знание пройденных физических явлений.

Знание алгоритма решения физических задач.

Умение строить таблицы и графики в программе Excel.

Анализирование полученных теоретических знаний.

Измерение различных физических величин.

Использование приборов в лабораторных работах.

Проведение самостоятельных наблюдений.

Исследование принципов работы различных устройств.

Анализирование результатов лабораторных работ.

приобретен опыт самостоятельной творческой деятельности

приобретен опыт эмоционально-ценностных отношений

активизированы познавательные интересы и потребности

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0


Критерии оценки результативности освоения образовательной программы

Опыт освоения теории и практической деятельности – вписываются задачи ОП, и каждая оценивается от 0 до 1
(можно дробно: 0,3)

Опыт творческой деятельности – оценивается по пятибалльной системе (от 0 до 5 баллов, например, 3,2).

Пограничные состояния:

– освоены элементы репродуктивной, имитационной деятельности;

– приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата).

Опыт эмоционально-ценностных отношений – оценивается по пятибалльной системе (от 0 до 5 баллов).

Пограничные состояния:

– отсутствует позитивный опыт эмоционально-ценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, неадекватное поведение);

– приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося.

Опыт социально-значимой деятельности – оценивается по пятибалльной системе (от 0 до 5 баллов).

Пограничные состояния:

– мотивация и осознание перспективы отсутствуют;

– у ребёнка активизированы познавательные интересы и потребности сформировано стремление ребёнка к дальнейшему совершенствованию в данной области

Общая оценка уровня результативности:

21-25 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне;

16-20 баллов – программа в целом освоена на хорошем уровне;

11-15 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;

5-10 баллов – программа в целом освоена на низком уровне

Дневник педагогических наблюдений

Обучающийся     ___________________________________________

Программа ______________________________________________________________________

Группа    ____________   Год обучения   ________

Саморазвитие

Временной срез

(дата)

Резко отрицательное отношение к критике (обиды, спор, неприятие оценки педагога)

Нейтральная степень

Рациональное отношение к критике (готовность принять совет, замечание, оценку педагога)

Самокритичность

Опыт творческой деятельности

Техника исполнения работы  

Дата

Подражание

Компиляция

Импровизация

Варианты оценок:

неудовлетворительно 1

удовлетворительно 2

качественно 3

завершенность результата 4

безупречно 5

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Коммуникативные умения

Дата

Защитная реакция

Содержательное общение

Равноправное общение

Отзывчивость, сопереживание, помощь

Варианты оценок:

негативные формы общения 0

отсутствие 1

низкий уровень 2

средний уровень 3

высокий уровень 4

позитивное лидерство 5

Приложение

Пример выполнения практической работы

Задание: определите из какого вещества состоят тела, лежащие на вашем столе (рисунок 1).

Рис.1

Суть практической работы состоит в том, что перед обучающимися лежат грузики, сделанные из разных материалов. Для того чтобы определить из чего они состоят, предстоит рассчитать плотность этих веществ. Для этого обучающиеся используют измерительные приборы: весы и измерительный цилиндр. Отмечая свои наблюдения в карте задания, учащиеся высчитывают плотность вещества. И затем по таблице плотностей определяют материал.

Рис.2 Таблица плотностей некоторых веществ

В качестве игры и проявления интереса к предмету, обучающиеся могут принести свои предметы для проверки полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Особенности мотивации к изучению искусства в системе дополнительного образования»

Рассматривается дополнительное образование детей как образовательная среда для мотивации к изучению искусства....

Методическая разработка по теме «Особенности мотивации к изучению искусства в системе дополнительного образования»

Рассматривается дополнительное образование детей как образовательная среда для мотивации к изучению искусства....

Методическая разработка обучающего семинара «Нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования»

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с...

Методическая разработка по гинастике в помощь учителю физической культуры и преподавателю дополнительного образования.

Данное учебно-методическое пособие может быть имползовано в интересах учителя для разработки своего планирования,написания программы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФУТБОЛУ

Тема:  Совершенствование технико - тактических навыков в игровых упражнениях.Цель урока:  Развитие игрового мышления. Обучение технике передачи мяча внутренней стороной стопы....

Методическая разработка: Учебный план занятий по "Занимательной физике" в дополнительном образовании школьников

Ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни.Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для прив...

Методическая разработка учебно-тренировочного занятия по мини-футболу

Мини-футбол в силу своей динамичности и состязательности отвечает и удовлетворяет самым насущным жизненным потребностям организма человека: двигательной активности, психоэмоциональной разрядке, у...