Открытый урок в 7 классе "Давление. Единицы давления"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Гончаров Владимир Петрович

Открытый урока по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по физике65.72 КБ
Office presentation icon davlenie.edinitsy_davleniya.ppt730 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по физике 7 класс  «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления»

Предмет

Физика

Класс

7

Тема урока

«Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления»

Цель урока

Ввести и объяснить понятие давления, его единицах измерения, формуле для вычисления и способах изменения; ввести понятие силы давления; сформировать умения рассчитывать давление твердых тел аналитически и практически; научить применять знания в жизни

Задачи

Образовательные: Создание условий для:

- формирования первоначального представления учащихся о давлении твердых тел;

- формирования умения рассчитывать давление твердых тел аналитически и практически;

- экспериментального определения зависимости давления от силы и площади поверхности, на которую она действует.

Развивающие: Создание условий для:

- формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального эксперимента и виртуального мини исследования с использованием электронных ресурсов;

- развития умений учащихся, воспринимать и представлять информацию в словесной, символической формах;

- формирования навыков анализа результатов экспериментальной деятельности, умения делать выводы на основе проведенного анализа;

- развития умения работать с различными источниками информации;

- формирования коммуникативных компетенций учащихся;

Воспитательные: Создание условий для:

- развития самостоятельности учащихся;

- развития познавательного интереса учащихся к предмету;

- воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи.

Источники информации

Учебник  «Физика.7 класс» / А.В. Перышкин.

Презентация по уроку: «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления» 

Оборудование и материалы для урока

Компьютер, проектор, интерактивная доска (экран), ящик с песком, дощечка с гвоздями.

Ход урока:                                                                                                   Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг   1. Организационный этап

Активация учащихся. Настроить учащихся на работу

Добрый день дорогие ребята, Меня зовут Владимир Петрович и сегодня урок физики у вас проведу я.

И что бы вас как то настроить на работу предлагаю послушать анекдот:

Встречаются как-то физик и математик. Физик и спрашивает:
- Слушай, почему у поезда колеса круглые, а когда он едет они стучат.
- Это элементарно, физик. Формула круга - пи эр квадрат, так вот этот
квадрат как раз и стучит.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Слушают

2. Выявление имеющихся знаний

Проверить знания учащихся, подвести к новой теме.

Ребята, что бы не потерять атмосферу урока, предлагаю вам решить кроссворд в парах. Вопросы эти вам всем знакомы, они из предыдущей главы, которую вы с изучили.

Если вы правильно отгадаете, то сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока.

Дают ответ на вопросы учителя, разгадывая кроссворд

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сформулировать цель урока. С мотивировать обучающихся к изучению темы.

Назовите, какая физическая величина получилась по вертикали  (давление).

- Так какая же тема нашего урока?

- Правильно. Давление, а если точно, то тема нашего урока звучит так:

Нам необходимо поставить цель и задачи нашего урока.

И так давайте разберемся для начала с целью

Так, а какие задачи могут быть?

Давление

Слайд 1

«Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления»

Слайд 2

Цель: дать понятие давления, определить способы увеличения и уменьшения давления

Задача:

 - определить понятие давления, показать его значение в природе, быту, технике;

4. Актуализация

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

 Наметим себе план урока, по которому будем работать. А для этого вспомните. При изучении какой - то физической величины, вы даете ей характеристику:

Слайд  3

Вспомним, что входит в характеристику физической величины:

- определение

- обозначение

- единица измерения

- формула.

Посмотрите рисунок 93 в учебнике (стр 114 ):

по рыхлому снегу человек в валенках идет с трудом, а на лыжах идет не проваливаясь. Почему? Ведь человек действует на снег в обоих случаях с одной и той силой, равный своему весу

Послушайте несколько высказываний: Слайд 5

- у больного повысилось давление;

- давление падает, наверно, будет дождь;

- внутри жидкости существует давление;

- защитники не выдержали давления нападающих;

- тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление;

 - на человека оказывали психологическое давление. Что общего в этих высказываниях?

 Верно,  это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл.

Внимательно слушают рассказ учителя.

Слайд 4  

результат действия силы зависит от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует

Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление».

5. Первичное усвоение новых знаний.

Ввести понятие давления, единицы измерения давления. Показать зависимость давления от силы давления и площади опоры. Выяснить способы увеличения и уменьшения

А кто может сказать, что такое давление?

1. Найдите в учебнике (§ 35) определение давления.

Слайд 6. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.

2. Как обозначается давление? Слайд 7

3. За единицу давления принимается:  давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 перпендикулярно этой поверхности.

 Эта единица имеет и собственное название и обозначение. Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля. Слайд 8

4. Как определить давление?

Слайд 9

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.

 Посмотрите на тему урока и скажите мы все изучили или остался, какой - то вопрос не рассмотрен?

- Читают задание на карточках?

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..

Чтобы уменьшить давление следует…..

Вопрос классу:

Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.

Предполагают.

Читают определение. Записывают определение в тетрадь.

Ответ: обозначение буквой p

Записывают в тетрадь.

Записывают единицы давления.

Картинки по запросу формула давления в виде треугольника

Не изучили способы уменьшения и увеличения давления

Слайд 10

Для увеличения давления (P), необходимо увеличить силу давления (F) или уменьшить площадь опоры (S).

Для уменьшения давления (P), необходимо уменьшить силу давления (F)или увеличить площадь опоры (S).

Приводят свои примеры

Увеличение давления:

Острый конец кнопки легко входит в деревянную доску, надавливание же на доску пальца не приводит к видимым деформациям.

По этому же принципу ножи на кухне должны быть остро заточены.

Легче шить иглой с заостренным концом, чем с тупым. Гвозди забивают вниз острием, а не шляпкой

Уменьшения давления

Ручки хозяйственных и дорожных сумок, рюкзаков, чемоданов делают достаточно широкими, чтобы они не оказывал травмирующего давления.

У грузовиков  колеса шире, чем у легковых автомашин

6. Физкультминутка

Слайд 11

Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево – Все мы делаем умело. Одну ногу поднимаем, Этим площадь уменьшаем. А давление растет. Прыгнем – вовсе пропадет.

Выполняют упражнения

7. Первичное закрепление

Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Отдохнули? Тогда продолжим. И что бы нам лучше усвоить тему проведем несколько опытов.

Опыт бутылка с водой и снег.

Объясните, почему во втором случае бутылка глубже вошла в снег

Задание

«Способы уменьшения и увеличения давления»

и устно ответить на вопросы.

- Посмотрим, кто из вас лучше понял тему урока.

- Напомните, какая тема нашего урока?

Слайд 12

1.  Что происходит снами при попадании на сыпучий грунт?

2. От чего зависит глубина проваливания в грунт?

3. Какие машины и приспособления используют в сельском хозяйстве для обработки почвы?

4. Как в этих приспособлениях увеличивают или уменьшают давление на почву?

5. Почему охотничьи лыжи делают широкими?

6. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?

Без чего нельзя решить задачу?

Задача:  Рассчитать площадь поверхности,  производимое на пол силой 500 Н, если площадь поверхности 2 м куб?

С какой целью мы решали эту задачу?

Что бы закрепить знания по теме давление, используя формулу.

         

Что бы мы с вами не зря трудились на уроке, ведь каждый труд должен оцениваться, вам предстоить выполнить тест

            Слайд 13-17

Тест:

1. На столе находятся три бруска одинаковых размеров и массы. Какой из них давит на стол меньше всего?

2. По какой формуле рассчитывают давление твердого тела?

3. Какое давление принято за единицу давления?

4. Как называют единицу давления?

5. Давление тела на опору можно уменьшить, если…

    И так проверяем.

Объясняют, делаю предположения.

1. Под действием давления сыпучий грунт всасывает нас

2. От плотности сыпучего грунта, и от массы человека

4. Для того, чтобы уменьшить давление, нужно увеличить площадь опоры на землю, т. е. колеса трактора большие.

5. У острой кнопки тоньше конец, а у тупой - шире. А по закону физики чем больше площадь, тем меньше давление. Соответственно у острой кнопки меньшая площадь, поэтому давление ею на дерево большее, и проходит она легче

Без формулы.

Дано: F = 500 Н S = 2 м2 р -

Для закрепления формулы

Отвечают письменно на вопросы,  после чего меняются с соседом по парте.

Слайд 18. Ответы

8. Информация о домашнем задании.

        Слайд 19

Параграф 35- 36

Записывают домашнее задание, отвечают на вопросы.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает следующее рефлексивное задание. 

"Разговор с родителями "Сегодня, придя из школы, домой, вы увидите своих родителей и, конечно же, обсудите с ними свои успехи и неудачи. Ваши родители тоже когда-то были учениками, сидели за школьной партой и изучали физику. Что интересного вы сможете рассказать им по теме сегодняшнего урока физики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель: дать понятие давления, определить способы увеличения и уменьшения давления Задача: - определить понятие давления, показать его значение в природе, быту, технике.

Слайд 3

Вспоминаем, что входит в характеристику физической величины: - определение - обозначение - единица измерения - формула

Слайд 4

Результат действия силы зависит от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует

Слайд 5

- у больного повысилось давление; - давление падает, наверно, будет дождь; - внутри жидкости существует давление; защитники не выдержали давления нападающих; тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление; - на человека оказывали психологическое давление

Слайд 6

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением

Слайд 7

Обозначение буквой p

Слайд 8

Единица измерения давления – 1 Па – это давление, которое производит сила 1Н, действующая на поверхность площадью 1 м² перпендикулярно этой поверхности. Единица давления в Международной системе единиц (СИ) – Паскаль , названа в честь французского учёного Блеза Паскаля.(1623- 1662 гг.) Единицы давления.

Слайд 9

р F S Магический треугольник. P = F/S F = P * S S = F/P

Слайд 10

Для увеличения давления ( P ), необходимо увеличить силу давления ( F ) или уменьшить площадь опоры ( S ). Для уменьшения давления ( P ), необходимо уменьшить силу давления ( F )или увеличить площадь опоры ( S ).

Слайд 11

Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево – Все мы делаем умело. Одну ногу поднимаем, Этим площадь уменьшаем А давление растет. Прыгнем – вовсе пропадет .

Слайд 12

1. Что происходит с нами при попадании на сыпучий грунт? 2. От чего зависит глубина проваливания в грунт? 3. Какие машины и приспособления используют в сельском хозяйстве для обработки почвы? 4. Как в этих приспособлениях увеличивают или уменьшают давление на почву? 5. Почему охотничьи лыжи делают широкими? 6. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?

Слайд 13

1. На столе находятся три бруска одинаковых размеров и массы. Какой из них давит на стол меньше всего?

Слайд 14

2. По какой формуле рассчитывают давление твердого тела? p=F/S V=S/t m=P/g p=m/V

Слайд 15

3. Какое давление принято за единицу давления? 1 H / c м 2 1кН/м 2 1кН/см 2 1Н / м 2

Слайд 16

4. Как называют единицу давления? Н кг Па У нее нет специального названия

Слайд 17

5. Давление тела на опору можно уменьшить, если… … сделать его поверхность более гладкой … увеличить площадь его опоры … уменьшить площадь опоры … уменьшить массу тела

Слайд 18

Ответы к тесту № задания 1 2 3 4 5 Ответ № 1 p=F/S 1Н / м 2 Па увеличить площадь его опоры Оценка: «5» – 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» – 3 и более ошибок

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 35-36. Конспект урока.

Слайд 20

Спасибо за урок! Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме: "Давление. Единицы давления".

эта разработка к учебнику физика-7 под редакцией Шахмаева и др., но также можно использовать к учебнику ПёрышкинаА.В....

Открытый урок по теме "Единицы измерения площади"

Это урок изучения нового материала.Вводятся новые единицы измерения ар и га.Очень полезный материал для учителя математики,разработан по стандартам ФГОС....

Открытый урок по теме "Единицы измерения площадей" (математика 5 класс)

В презентации показан весь ход урока. Вначале идёт знакомство с рабочими листами учеников. Затем демонстрируется этап, когда учащиеся сами, путём рассуждений, формулируют тему урока, узнают новые един...

Открытый урок "Клетка-основная единица живого"

Клетка - жизни всей основа!Повторять мы будем снова!Только есть одна беда:Не удастся никогдаНам увидеть клетку глазом.А хотелось бы всё сразуРассмотреть и разобрать,Клетку перерисовать!Ведь из клетки ...