Открытый урок по теме "Расчет давления на дно стенки сосуда"
план-конспект занятия по физике (7 класс)

Петрова Галина Викторовна

Предварительный просмотр:

Тема: Расчет давления жидкости  на дно и  стенки сосуда.

Предмет: физика

Уровень образования: общеобразовательный 7 класс

Тема: «Расчёт давления жидкости на дно сосуда»

Тип урока: Урок обобщения  и  систематизации  знания 

Форма проведения урока: урок  по системно-деятельностному подходу

Время проведения: февраль

Участники: учащиеся 7 класса

Цель: Рассмотреть природу давления столба жидкости на дно и стенки сосуда, проверка качества знаний учащихся при решении качественных и расчетных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: смысловое чтение; умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепи рассуждений, анализ.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении групповой работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации в группах и парах;

Регулятивные УУД:   целеполагание, как постановка учебной задачи на основе знания учащимися формулы давления, механизма давления в жидкости и закона Паскаля; планирование действия; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: смыслообразование:  установление обучающимися связи между исследованием глубин  и необходимостью знания физических основ  устройства и принципов работы аппаратов.

Основные понятия: «гидростатическое давление», «давление жидкости на дно и стенки сосуда», «аппараты для исследования глубин».

Межпредметные связи: география.

Ресурсы: мультимедийный проектор с ПК, интерактивная доска, лабораторные стаканчики с водой, презентация, раздаточный материал.

 Проект урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Оргмомент.

2 мин.

 

 

2

Целеполагание

1 мин

Знакомит с темой и целью урока

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

3

Актуализация опорных знаний

5мин

Дает задание, проверяет

 Работа в группах Выполняет тест

4

Работа с маршрутным листком и разноуровневыми заданиями

15 минут

Дает задания и проверяет, по необходимости оказывает помощь

решают задачу

Отвечают на вопросы, работают по учебникам и  в тетрадях

5

Самостоятельная работа

5 мин

Организует дискуссию

Отвечают на вопросы

6

Рефлексия

2 мин

Подводит итог

Сравнивает результат с предполагаемым результатом

 Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите. 

Надеюсь, что наш урок будет интересным и плодотворным.

Вспомним слова Паскаля:«Величие человека состоит в его мысли» («включаем» свои мысли, настраиваемся на работу) 

  1.  Целеполагание

Открываем тетради, записываем число. На полях поставьте ту оценку, которую бы вы хотели получить и на которую будете работать. У меня имеется карта успеха, где будет видно, как вы работаете. Чтобы получить «3», «4» , «5» вам необходимо выполнить  задания.

  1. Актуализация опорных знаний

Вспомним предыдущие уроки что  мы проходили,  работа в парах.

У вас на партах лежат технологическая  карточки с заданиями в для проверки ваших знаний по предыдущему уроку.

Физический диктант        (Работа в паре.) Взаимопроверка.

ТЕМА: Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Цель: Определить давление жидкости на дно сосуда.

  1.   Проверка знаний буквенных  обозначений  формул и  единиц  измерения физических  величин.

Экспериментальное задание «Давление жидкости на дно сосуда»

Цель работы. Определить давление жидкости на дно сосуда.

Оборудование: сосуд с водой, линейка.

Приложение:

  1. Измерьте линейкой высоту столба воды в стакане.
  2. Перевод единицы измерения  высоты в  систему СИ
  3. Запишите формулы и вычисления.

Делают вывод и проверяют  работу.

Физкультминутка.

Учитель:
- Давайте сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось.

Встали.
Постоим на одной ноге, на другой.
Встали на цыпочки, потянулись.
Как изменилось давление на пол?
Молодцы! Садитесь.

После выполнения работы приступаем к практике, решение задач.

  1. Самостоятельная работа  по  вариантам.

Задача

Водолаз  в  жестком  скафандре   погружается на  глубину 250 м, а искусный  ныряльщик на 20 м. Определить  давление  воды  на  этих глубинах.

Плотность  морской воды 1030 кг/м3

1  вариант

для  водолаза

2  вариант

для ныряльщика

Дано                       Решение

h=250 м                  p=gph=2523500 Па

g=9,8Н/кг

p=1000 кг/м3

Р-?

Ответ: 2523500 Па

Дано                       Решение

h=20 м                  p=gph=201880 Па

g=9,8Н/кг

p=1000 кг/м3

Р-?

Ответ: 201880 Па

 

  1. Рефлексия

 Рефлексивный тест.

Учащимся предложено продолжить фразы

  • Ты достиг своей оценки за урок
  • Выполнили мы поставленные на уроке задачи?
  • Чему вы научились и можете научить других?
  • Я понял, что …
  • Теперь я могу …
  • У меня получилось …
  • Я попробую….
  • Меня удивило …
  • Я смог …
  • Я приобрел …

Домашнее задание:

Инд. Задание –  подготовить  презентацию «давление на дне океанов. Исследование морских глубин»

Исследовать,   что  происходит с давлением   воды  на дно если воду   из стакана  перелить в    кастрюлю.

Составить  план  действия.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно-деятельностного подхода.

Предмет, класс

Физика,  7  класс.

Учитель

Петрова Г.В.

Тема урока,

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Место и роль урока в изучаемой теме

6 урок в теме: «Давление твердых тел, жидкостей, газов». На уроке используестся формула для расчета гидростатического давления, это вторая формула в теме после формулы для расчета давления твердого тела.

Тип урока

Урок обобщения  и  систематизации  занния

Цель урока

Рассмотреть природу давления столба жидкости на дно и стенки сосуда, проверка качества знаний учащихся при решении качественных и расчетных задач.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  Обеспечить  формирование  целостности  системы   ведущих  знаний  учащихся.

 Развивать экспериментальные навыки, умение анализировать данные эксперимента, делать обобщение и выводы через лабораторные работы, создать условия для совершенствования мышления учащихся через создание проблемной ситуации, способствовать развитию памяти, внимания и наблюдательности через эксперимент, творческие отчеты групп, развитие способности к исследовательскому, творческому труду через изготовление самодельных приборов.

Продолжить работу по воспитанию самостоятельности учащихся, содействовать воспитанию коммуникативных умений через парную и групповую работу, воспитание интереса к научным знаниям, способствовать формированию у учащихся бережного отношения к приборам, воспитание аккуратности.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Организационный

1

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Дежурный доложить  обстановку  в  классе

Давление: 720 мм.рт.ст.

Температура: 23 градуса.

Относительная  влажность 50%.

Приветствуют учителя, проверяют  свою готовность к уроку.

Учащиеся проверяют на рабочем месте все необходимое к уроку.

2. Этап целеполагания и актуализации знаний.

8

Повторение вопросов, необходимых для изучения нового материала: от чего зависит результат действия силы, закон Паскаля, давление в жидкости.

Словесный, практический, наследный методы обучения. Средства обучения: карточки с заданиями, листы контроля, сигнальные карты.

Проблемная ситуация.

Фронтальная, индивидуальная,  групповая.

Проведение  физического  диктанта  с  взаимной  проверкой  по  образцу.

1. Верно ли  утверждение. Давление  газа  обусловлено  беспорядочным  движением  и  их  ударами о  стенки  сосуда. (ДА)

2. Чем  выше  температура  газа  тем  давление  газа  меньше. (Нет)

3.  С голубиной  давление в  жидкости  растет.(Да)

4.  жидкость  на  боковую  поверхность  не давит. (Нет)

5   Давление  гага  и  жидкости  измеряется  в  Ньютонах. (Нет)

Выдвигают предложения о теме урока, участвуют в постановке цели урока. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. При работе в группе слушают собеседника.

Контролируют правильность ответов обучающихся. Определяют и формулируют цель урока.

Учащиеся вступают в беседу, осуществляют самопроверку,взаимопроверку по ключу, выставляют в лист контроля

3. Уровень на  знание  буквенных  обозначений  и  единиц  измерения   физический   величин. и

20

Выяснение от чего зависит давление жидкости, использование формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. Привести в   соответствие.

Словесный, метод проблемного обучения, практический

Групповая, индивидуальная, парная.

Проверка  знаний  буквенных обозначений  и   формул.

В процессе эксперимента делают выводы.

Прислушиваются к мнению своих товарищей, высказывают свое мнение, участвовать в обсуждении.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о причинах прогибания пленки и экспериментальной проверке существования  давления внутри жидкости, уметь работать в группе.

Личностные: сформировать познавательный интерес к давлению в жидкости, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о давлении в жидкости, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения, использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления в жидкости, уметь самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.развивать инициативу.

Общие предметные: грамотно докладывать о результатах исследования.

Частные предметные: понимать наличие давления внутри жидкости пользоваться полученными знаниями о давлении в повседневной жизни.

4. закрепление формулы при  проведения   практической  работы.

8

Определить давление воды  на дно  сосуда.

  Платность  воды  1000 кг/м3

Практический, наглядный

Фронтальная

Ваши  действия.

 Составить  план действия  для  выполнения   практической  работы.

Принимать и сохранять учебную задачу

Адекватно использовать практические навыки решения коммуникативных задач

Оценка правильности выполнения задач

Самостоятельно искать, анализировать, отбирать нужную информацию.

5. самостоятельная  работа на закрепления   формулы  расчета  давления   жидкости.

Выполнение дифференцированных заданий учащимися

практический

Индивидуальная

Контроль за выполнением заданий учащимися

Принимать и сохранять учебную задачу

Адекватно использовать практические навыки решения коммуникативных задач

Оценка правильности выполнения задач

Уметь самостоятельно принимать решения, применять знания и умения при решении задач.

6. Рефлексия

На этом этапе создаются условия для осознания учащимися роли урока в решение обозначенных в начале урока проблем через организацию минирассуждения: «Что узнал на уроке?» и «Что хочу узнать?»

Практический

Индивидуальная

Контроль за заполнением таблиц

Выделяют главное в полученной информации

Четко выполняют требования познавательной задачи

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы.

Личностные: самостоятельно оценивать результаты своих действий.

Предметные: пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

7. Информация о домашнем задании

Подведение итогов урока, обеспечение понимания учащимися цели,  содержания и способов выполнения дифференцированного домашнего задания через инструктаж.

Подготовка презентации по темам: «Гидростатический парадокс», «Пневматические машины и инструменты».

Практический

Индивидуальная

Инд. Задание –  подготовить  презентацию «давление на дне океанов. Исследование морских глубин»

Исследовать   что  происходит с давлением   воды  на одо если воду   из стакана  перелить в    кастрюлю.

Составить  план  действия.

* ФОУД – форма организации соучебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Технологическая  карта

Класс

Ф.И.

1. Физический  диктант. Верно ли  утверждение.

1

да

нет

«5»

Пять  правильных  ответов

2

да

нет

«4»

Четыре  правильных  ответа

3

да

нет

«3»

Три  правильных  ответа

4

да

нет

«2»

Один два   правильных  ответа

5

да

нет

Итого

___________

От 0 до 5 Балов

2. Проверка знаний буквенных  обозначений  формул и  единиц  измерения физических  величин.

1

Буквенное обозначения давления

1

  ρ

1

2

Буквенное обозначения плотности

2

g

2

3

Буквенное обозначения высоты   столба  жидкости

3

Ρ

3

4

Буквенное обозначения постоянной величины 9,8 Н/кг

4

h

4

5

Единицы  измерения  давления

5

м

5

6

Единицы измерения   высоты   столба жидкости

6

Па

6

7

Единицы  измерения   плотности

7

кг/м3

7

8

Формула  расчета  давления  жидкости

8

8

9

9

9

Формула  расчета  высоты   столба  жидкости

10

p=gph

11

Итого

___________

0-9 балов

3. Практическая   часть работы. Вычислить  давление  на  дно  сосуда.

Задание

 В  сосуд налита   вода. Вычислить  давление   воды  на  дно   сосуда. Плотность   воды 1000 кг/м3

Ваши  действия

А

________________________________

__________________________________

Вычисления

Б

___________________________________

__________________________________

В

____________________________________

__________________________________

Итого:

_________

От 0- до 6 балов

4. Самостоятельная  работа.

Задача

Водолаз  в  жестком  скафандре   погружается на  глубину 250 м, а искусный  ныряльщик на 20 м. Определить  давление  воды  на  этих глубинах.

Плотность  морской воды 1030 кг/м3

1  вариант

для  водолаза

2  вариант

для ныряльщика

Дано                       Решение

Дано                       Решение

Итого

__________

Итого

__________

ИТОГО

Рефлексия

25-23 бала -5  

Смайлик все супер

18-22 бала – 4

Смайлы которые выражают различные эмоции

13-18 балов – 3

Смайлик художник, смайл рисует

Менее 13 балов

Смайлик грустит

Смайлик все супер

Смайлы которые выражают различные эмоции

Смайлик художник, смайл рисует

_______________________________________________________________________

Смайлик грустит


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Величие человека состоит в его мысли»

Слайд 2

Физический диктант

Слайд 3

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Слайд 4

Проверка знаний буквенных обозначений формул и единиц измерения физических величин Практическая часть работы. Вычислить давление на дно сосуда Физкультминутка Самостоятельная работа Рефлексия

Слайд 5

Физический диктант. Верно ли утверждение. 1 . Давление газа обусловлено беспорядочным движением и их ударами о стенки сосуда. 2 . Чем выше температура газа тем давление газа меньше. 3 . С голубиной давление в жидкости растет. 4 . Жидкость на боковую поверхность не давит. 5. Давление га з а и жидкости измеряется в Ньютонах .

Слайд 6

Проверка знаний буквенных обозначений формул и единиц измерения физических величин 1 Буквенное обозначения давления 1 ρ 2 Буквенное обозначения плотности 2 g 3 Буквенное обозначения высоты столба жидкости 3 Ρ 4 Буквенное обозначения постоянной величины 9,8 Н/кг 4 h 5 Единицы измерения давления 5 м 6 Единицы измерения высоты столба жидкости 6 Па 7 Единицы измерения плотности 7 кг/м 3 8 Формула расчета давления жидкости 8 9 9 Формула расчета высоты столба жидкости 10 p=gph 11 1 Буквенное обозначения давления 1 ρ 2 Буквенное обозначения плотности 2 g 3 Буквенное обозначения высоты столба жидкости 3 Ρ 4 Буквенное обозначения постоянной величины 9,8 Н/кг 4 h 5 Единицы измерения давления 5 м 6 Единицы измерения высоты столба жидкости 6 Па 7 Единицы измерения плотности 7 кг/м 3 8 Формула расчета давления жидкости 8 9 9 Формула расчета высоты столба жидкости 10 p=gph 11

Слайд 7

Практическая часть работы. Вычислить давление на дно сосуда Задание В сосуд налита вода. Вычислить давление воды на дно сосуда. Плотность воды 1000 кг/м 3 Ваши действия А Б В Вычисления Ответ:

Слайд 8

Самостоятельная работа Задача Водолаз в жестком скафандре погружается на глубину 250 м, а искусный ныряльщик на 20 м. Определить давление воды на этих глубинах. Плотность морской воды 1030 кг/м 3 1 вариант для водолаза 2 вариант для ныряльщика Дано Решение h =250 м p=gph=2523500 Па g=9,8Н/кг p=1000 кг/м 3 Р-? Ответ: 2523500 Па Дано Решение h =20 м p=gph=201880 Па g=9,8Н/кг p=1000 кг/м 3 Р-? Ответ: 201880 Па

Слайд 9

Рефлексия Ты достиг своей оценки за урок Выполнили мы поставленные на уроке задачи? Чему вы научились и можете научить других? Я понял, что … Теперь я могу … У меня получилось … Я приобрел …

Слайд 10

25-23 бала -5 18-22 бала - 4 13-18 балов -3 Менее13 балов

Слайд 11

Практическая часть работы. Вычислить давление на дно сосуда Задание В сосуд налита вода. Вычислить давление воды на дно сосуда. Плотность воды 1000 кг/м 3 Ваши действия А Б В

Слайд 12

Физический диктант. Верно ли утверждение. 1 . Давление газа обусловлено беспорядочным движением и их ударами о стенки сосуда. ДА 2 . Чем выше температура газа тем давление газа меньше. НЕТ 3 . С голубиной давление в жидкости растет. ДА 4 . Жидкость на боковую поверхность не давит. НЕТ 5. Давление газа и жидкости измеряется в Ньютонах . НЕТ

Слайд 13

Самостоятельная работа Задача Водолаз в жестком скафандре погружается на глубину 250 м, а искусный ныряльщик на 20 м. Определить давление воды на этих глубинах. Плотность морской воды 1030 кг/м 3 1 вариант для водолаза 2 вариант для ныряльщика Дано Решение Дано Решение

Слайд 14

Проверка знаний буквенных обозначений формул и единиц измерения физических величин 1 Буквенное обозначения давления 1 Ρ 2 Буквенное обозначения плотности 2 ρ 3 Буквенное обозначения высоты столба жидкости 3 h 4 Буквенное обозначения постоянной величины 9,8 Н/кг 4 g 5 Единицы измерения давления 5 Па 6 Единицы измерения высоты столба жидкости 6 м 7 Единицы измерения плотности 7 кг/м 3 8 Формула расчета давления жидкости 8 9 Формула расчета высоты столба жидкости 9 1 Буквенное обозначения давления 1 Ρ 2 Буквенное обозначения плотности 2 ρ 3 Буквенное обозначения высоты столба жидкости 3 h 4 Буквенное обозначения постоянной величины 9,8 Н/кг 4 g 5 Единицы измерения давления 5 Па 6 Единицы измерения высоты столба жидкости 6 м 7 Единицы измерения плотности 7 кг/м 3 8 Формула расчета давления жидкости 8 9 Формула расчета высоты столба жидкости 9

Слайд 15

Спасибо за урок 1. Инд. Задание – подготовить презентацию «давление на дне океанов. Исследование морских глубин» 2. Исследовать, что происходит с давлением воды на дно если воду из стакана перелить в кастрюлю. Составить план действия. Домашняя работа

Слайд 16

Физкультминутка. - Давайте сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось. Встали. Постоим на одной ноге, на другой. Встали на цыпочки, потянулись. Как изменилось давление на пол? Молодцы! Садитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...