ЭССЕ «Моя педагогическая философия»
материал по физике

Жирноклеева Юлия Владимировна

Не так давно я решила провести небольшое исследование среди учащихся. Им было предложено написать сочинение-рассуждение и ответить на риторический вопрос: «для чего мне нужно изучать физику?» многие ребята написали стандартные вещи, что физика им нужна для поступления в вузы, для профессионального роста в будущем и т.д. Но некоторые написали, что им хотелось бы не просто получать оценки, а получать удовольствие от умения решать задачи, проводить научно-практические исследования, уметь использовать знание физики на практике, участвовать в проектной деятельности . Читая сочинения учеников, я серьезно задумалась, а действительно для чего человеку необходимо изучать физику и  чем я могу помочь детям в процессе формирования их знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Моя педагогическая философия»

Не так давно я решила провести небольшое исследование среди учащихся. Им было предложено написать сочинение-рассуждение и ответить на риторический вопрос: «для чего мне нужно изучать физику?» многие ребята написали стандартные вещи, что физика им нужна для поступления в вузы, для профессионального роста в будущем и т.д. Но некоторые написали, что им хотелось бы не просто получать оценки, а получать удовольствие от умения решать задачи, проводить научно-практические исследования, уметь использовать знание физики на практике, участвовать в проектной деятельности . Читая сочинения учеников, я серьезно задумалась, а действительно для чего человеку необходимо изучать физику и  чем я могу помочь детям в процессе формирования их знаний, умений и навыков.

Все знают, что каждый образованный человек должен знать физику в школьном объеме. Но, это все пафосные слова. А на самом деле, почему нам необходимо  мучить себя изучением нудных законов, определений, формул, решением задач и заучиванием наизусть законов и формул?

Ответ лежит на поверхности. Человеку свойственно развиваться, а следовательно, постоянно пополнять свои знания. Основным принципом нахождения информации со  времен общинного строя является любопытство. «Любопытство-это древний молот, которым мы стучим в двери мудрости», - заметил однажды финский писатель В.Коскиниеми. В сущности, именно этот фактор заставляет и меня заниматься физикой, информатикой, проектной деятельностью.  Уже в детские годы я начала интересоваться электромагнитными явлениями, теорией полей, радиотехникой. Без микросхем, без радиотехники я не представляла себе жизни. Во время учебы в школе я все время что-то разбирала, собирала и переделывала. Если во всем подъезде выбивало свет, знали где искать виноватого. Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать детскую любознательность для достижения результатов в работе, направить интерес ребят в нужное русло через проектно-исследовательскую деятельность. Детям интересно все: почему идет дождь, почему все снежинки разной формы, откуда молния, почему вода «помнит», интересует все, что нас окружает. Когда мы с учащимися 9 – х классов делали проект физические приборы своими руками или физическая лаборатория на кухне, в кабинете физики был аншлаг. К нам на «огонек» собрались учащиеся 5,6, 7 классов, пришли даже первоклашки. Всем было настолько интересно, всем хотелось попробовать опыты своими руками, разобраться в физике опыта. Проект «Физическая лаборатория на кухне» занял первое место на муниципальном конкурсе «День науки», а проект «Память воды» занял второе место на муниципальном конкурсе «Чистая вода» в номинации социальный проект. Следовательно, чтобы привить интерес к предмету необходимо развивать и подогревать фактор любознательности.

Еще учась в институте , я твердо запомнила, что способности к точным наукам бывают у всех разные, значит, в учебном процессе нужно решать проблемы с мотивацией. Тяга к изучению физики - совсем не простое явление. Прежде всего, она должна быть долгосрочной. Интерес к физике не должен гаснуть  при столкновении с трудностями.

Необходимость - другой фактор, помогающий в занятиях. Многие дети понимают актуальность изучения точных наук, в том числе и физики, и разговор о нужности  предмета в школе отпадает.

Нередко встречается и просто общий интерес к какому-либо физическому явлению. Например, после экскурсии на ОАО «Елочка» и наблюдений за работой стеклодувов, возник интерес к аморфным свойствам стекла, а потом и к аморфному состоянию твердых тел. В результате родился проект «Исследование аморфных свойств стекла и применение их на практике».  Лично для меня такой интерес особенно важен.

А красота многих физических явлений, которые можно объяснить зная предмет? Нужность знаний физики для безопасности жизнедеятельности? Начиная изучение физики в 7 классе, мы с учащимися обсуждаем правила техники безопасности на кухне, правила дорожного движения и т.п. с точки зрения физических законов.

На своих уроках я пытаюсь донести до ребят свой взгляд на предмет. Изучая физику, человек развивает логическое мышление, память, улучшает владение технической речью, знание математики, становится более организованным посредством, того что физика как точная наука не терпит спешки, неорганизованности, непродуманности своих действий. Изучение физики, по моему мнению, дает массу возможностей, как в плане интеллектуального развития, так и в плане профессионального. Ну и как можно забыть, что физика – это не только инструмент изучения окружающего мира, но метод получения информации, при чем любой, и в любой сфере. Чтобы доказать все это – необходимо показать это на уроках. Но, возникает вопрос – а как это сделать? Самый лучший способ – познание через деятельность, через научное исследование, через  техническое «творчество».

 Таким образом, термины «интерес» и «творчество» не просто являются неотъемлемой частью учебной деятельности, но и  активно взаимодействуют друг с другом. Используя творческие способности и интерес детей при научно-исследовательской проектной деятельности по физике,  при проведении обсуждения проектов, я при этом развиваю интерес к предмету, а для развития интереса внедряю новые виды работы.

Так, например, Гербарт пытался раскрыть природу интереса, его свойства. Широкой известностью пользуется сказанная им фраза, ставшая крылатой: «Скука-враг преподавания».

Слово интерес происходит от латинских слов inter и esse, что значит «быть внутри, быть вовлеченным во что-нибудь». Вот и я считаю, что самое  главное – вовлекать учащихся в процесс изучения и быть увлеченным наравне с ними.

Дети должны видеть и ощущать, что учитель не просто любит свой предмет, а старается привить интерес и любовь остальным. Здесь, на мой взгляд, главным является образ учителя и его нравственная составляющая. При этом нравственность должна выражать не просто правильность в поведении, а красоту внутреннего мира педагога. Если каждый вспомнит своих учителей, то перед глазами будут возникать первоначально именно образы. Образ учителя физики более сложен, чем другого предметника. Через нас – учителей – физиков ребенок получает первые, нередко незабываемые, впечатления о физических явлениях окружающих нас, законах физики, послуживших развитию научно-технического процесса, о значимости и нужности знаний физики для жизни человека. Этот образ нелегко воплотить, если ты не живешь, «не дышишь» своим предметом. И очень странно, когда учитель физики внешне и внутренне является антиподом образа технаря-физика.

В своей работе я придерживаюсь правил, по которым учитель – это профессия, впитавшая в себя массу других. Педагог – это и режиссер, и сценарист, и актер, и научный сотрудник. Идя на уроки, мы должны идти как на сцену, где нас ждет разноплановая публика, не всегда готовая к открытому диалогу. Но, основная задача состоит в том, чтобы своим умением настроит класс на работу и при этом не упустить ни одной мелочи. Это очень трудно без постоянного развития и роста.

Расти нужно в действии. Постоянно искать что-то новое, повышать свой профессионализм, другими словами «не стоять на месте». Понимать, что не только мир в твоих руках, но и мир вокруг тебя. Вокруг тебя горят любопытные глаза еще совсем «неоперившихся птенцов», которые жаждут получить от тебя такое количество навыков и умений, какое сможешь дать только ты и никто другой. Помня все это, учитель способен преодолеть все трудности и в полной мере добиться тех целей, которые он ставить в своей работе.

 Целью своей работы я считаю создание условий для раскрытия личности учащихся. При этом для ее достижения необходимо решение таких задач, как создание ситуации для творчества и успеха, вовлечение детей в научно-исследовательский процесс и развитие интереса к физике. По моему мнению, интересным и увлекательным обучение делают разнообразие форм и методов обучения, практическая направленность обучения, т.к. многие дети познают через «руки». Поэтому используя оборудование кабинета, подручный и подсобный материал любую теорию нужно исследовать на практике, конечно с условием соблюдения всех правил техники безопасности. Живость контакта учителя с учеником, личность преподавателя. Без этого физика превратится в скучный непонятный предмет. Дети будут не любить и физику и учителя.

По натуре я человек динамичный, творческий и всесторонне развивающийся (да, да именно развивающийся, потому что считаю, что жизнь- это постоянный  процесс). Наверно поэтому ребята, окружающие меня всегда в действии. Многим не нравится демократичный подход в обучении, и почему-то считается, что ребенок должен ходить по струнке и не отвлекаться на всякие там мелочи, ненужные для взрослой жизни. Но, ведь, именно на мелочах строиться большое и главное, именно играя, фантазируя и строя гипотезы, исследуя и обсуждая, переживая, дети учатся быть полноценными взрослыми. Активность обучения возникает при определенных условиях, которые необходимо создавать учителю. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность учебной деятельности, создает условия для раскрытия и формирования личности. К примеру, творческие проекты способствуют преодолению комплексов и возникновению чувства самореализации в обществе.

Возвращаясь к вопросу (для чего нужно изучать физику и какая роль отводится в этом мне как учителю), можно однозначно ответить, что физика как предмет нужен для развития личности. И приоритетным фактором в образовании должна быть личность. Я считаю, что каждой растущей личности необходимо выражение, и оно  проходит именно в школьный период жизни. Даже самый отъявленный ученик в классе  нуждается в самореализации, пусть и  неудачной, ведь, на ошибках, как говорят, учатся. Самое страшное, когда детям «подрезают крылья». А с моей стороны необходимо опираться на личностно-ориентированный подход в обучении и помочь преодолеть трудности в познании такого трудного предмета как физика через мотивацию и творческую деятельность.

Подчеркнуть выше перечисленные мои рассуждения можно высказыванием Э.Дюркгейма:

Быть личностью - это значит быть самостоятельным источником действия.

Целью своей работы я считаю создание условий для раскрытия личности учащихся. При этом для ее достижения необходимо решение таких задач, как создание ситуации для творчества и успеха, вовлечение детей в процесс научно-исследовательской деятельности и развитие интереса к физике, как к точной науке. По моему мнению, интересным и увлекательным обучение делают разнообразие форм и методов обучения, современные технологии обучения, живость контакта учителя с учеником, личность преподавателя.

НЕ СУДИТЕ МЕНЯ СТРОГО.  НАПИСАЛА ТО, ЧТО ДУМАЮ,  ЧТО ПЕРЕЖИЛА И ЧЕМУ НАУЧИЛАСЬ ЗА 37 ЛЕТ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

ЕСЛИ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ ЛУЧШЕ, ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМ ОПЫТОМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...