Новые УМК в условиях реализации ФГОС ООО по физике
статья по физике

Козачок Надежда Владимировна

Анализ работы по учебникам Л.Э.Генденштейна, А.Б.Кайдалова и др. Плюсы и минусы этого УМК . Учебники нацелены на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Предназначены для изучения предмета на базовом уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         В условиях реализации  содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание педагогической общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников, как на одном из основных средств реализации образовательных программ. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития российского государства, поэтому учебник - это важнейшее средство обучения и носитель информации.

         Главное, что должно соблюдаться в учебнике принципы соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту и соответствия научным представлениям, а так же он должен соответствовать основному содержательному минимуму Федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, можно выделить следующие  задачи обучения физике, которые заложены в учебнике:

  • формирование современных представлений об окружающем материальном мире;
  • развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики.

         Учебник по физике нацелен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

      Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на учебный год.

        Учитель должен выбрать из массы учебников тот, по которому будет работать. Тем самым он голосует за наиболее качественный, наиболее хороший учебник. Все учебники, входящие в Федеральный перечень соответствуют предъявляемым требованиям стандарта. Есть измеритель качества учебника - Единый государственный экзамен, который может показать, достигнуты ли результаты. Конечно, учебник не предназначен для того, чтобы готовить к Единому государственному экзамену, но если в нем обобщен, систематизирован набор знаний, необходимых ученику при повторении, во время подготовки к сдаче Единого государственного экзамена он может стать хорошим помощником.

     Если рассматривать учебники как объект оценивания, то у него есть определенные качества. Такими показателями-критериями качества учебника могут быть:

  • Целенаправленность - соответствие учебника целям образования;
  • Фундаментальность - обеспечение учебником подготовки обучающихся, как минимум, для дальнейшего обучения;
  • Гуманитарность - мера ориентации учебника на развитие личности, расширение кругозора и т.п.;
  • Методическая обеспеченность - методическое обеспечение учебника, например, наличие контрольно-измерительных материалов;
  • Технологичность - наличие способов и средств диагностичной постановки учебных целей;
  • Политехничность 
  • Экологичность 

При выборе учебников необходимо руководствоваться следующими позициями:

  • гриф Министерства Образования и Науки РФ присваивается только комплекту учебников «Физика7-9» или «Физика10-11», а все остальные составляющие УМК (программы, пособия, рабочие тетради и т.д.) не грифуются и выпускаются соответствующими издательствами для поддержки процесса обучения по данным учебникам.
  • предметная линия должна быть рассчитана на 3 года в основной школе (7-9 класс) и на два года в средней школе (10-11 класс) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим.
  • при переходе образовательного учреждения на профильное обучение выбранный учебник должен соответствовать федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана.
  • выбранный учебник должен входить в завершенную предметную линию.
  • следует обратить внимание на год присвоения грифа данному учебнику.

        В переходный период к новым стандартам образования, где большое внимание оказывается личностно-ориентированному подходу в обучении, где учитель сам перестраивает свою методику обучения, используя новые инновационные технологии,выбор учебника играет большую роль.

Учебники Л.Э. Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников для 7-9 классов

       Учебники  по физике нацелены на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Последовательность изложения материала в этой линии распределяется так:

  • 7 класс- первые сведения о механических явлениях, давление в жидкостях и газах, работа и простые механизмы;
  • 8 класс- тепловые, электромагнитные, оптические явления;
  • 9 класс — механические, квантовые явления, строение и эволюция Вселенной.
  • 10 класс – механические явления, тепловые и электрические явления
  • 11 класс – электромагнитные, оптические и квантовые явления

     Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Отличительной особенностью всех книг является большое количество цветных иллюстраций.

Эти учебники предназначены для изучения физики на базовом уровне (2 урока в неделю) в соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации и предназначены для классов, в которых физика не является профильным предметом. Они содержат необходимый теоретический материал, соответствующий базовому уровню. Приведено большое число примеров, иллюстрирующих проявление основных физических законов в окружающей жизни. Авторы представили физику как важную часть общей культуры и убедительно показали, что понимание основных законов физики доступно каждому человеку. Четкая структура учебников облегчает понимание учебного материала. Приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Приведены примеры решения ключевых задач.

Для этого комплекта характерно:

  • Значительно упрощен математический аппарат;
  • Отсутствуют вопросы и задачи повышенного уровня сложности;
  • Введен дополнительный иллюстративный материал;
  • Не содержится материал, выходящий за рамки федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).

        Содержание учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе, соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, федеральному компоненту, возрастным психологическим особенностям детей и научным представлениям.

 В силу возрастных особенностей учащихся 7-9 классов при изучении физики больше времени следует уделить демонстрационному и лабораторному эксперименту.

В современных условиях большое значение имеет развитие информационной компетенции обучающихся, поэтому роль учебной книги возрастает. Из пассивного носителя информации учебник превращается в активную дидактическую систему, которая должна обеспечить ребенку самоконтроль, расширять информационное поле ученика, способствовать повышению интереса к окружающему миру. Являясь ведущим средством обучения, учебный текст призван обеспечить оптимальные условия для самообучения и саморазвития обучающихся и предусматривать возможность интерактивности в учебном процессе.

Как же учебник  реализует системно - деятельностный подход к изучении физики?

-Каждый параграф учебника – основа сценария урока, построенного в диалоговой форме. Это позволяет ученикам стать активными участниками процесса обучения.

-Вопросы и задания органично включены в текст параграфов. Благодаря этому теоритические сведения постигаются учениками в деятельности , а не заучиваются.

-В помощь учащимся в конце учебника - задачника приведены не только ответы, но и решения некоторых задач, а также указания в виде полезных советов.

- В учебнике широко используется метод ключевых ситуаций-а это реализация учебно-исследовательской деятельности.

- В конце каждого параграфа есть рубрика «Что мы узнали», в конце каждой главы – «Главное в этой главе». Эти рубрики помогают при обобщении и повторении, а также при подготовке к контрольной работе.

- Приведены описания лабораторных работ, а также основные сведения о погрешности измерений.

- В учебнике предложены доступные большинству учащихся задания для проектно- исследовательской деятельности.

- Учебник предназначен для изучения физики на базовом уровне. Он не предназначен для подготовки к ЕГЭ по физике.

И все таки… Какой он, учебник будущего? По-моему, многие поколения учителей пытались найти ответ на этот вопрос в свое время. По каждому предмету был один учебник, одного автора, по которому занимались все школы. Хорошо это было или плохо? Во всем есть плюсы и минусы. У учителей не было свободы выбора, зато дети могли спокойно перейти из одной школы в другую, даже переехав в другой город. Сейчас всем учителям приходится искать свой учебник «будущего», который удовлетворял бы всем современным требованиям. А, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Для одного главное изложение материала, соответствие стандартам, для другого - иллюстрации, красочность оформления, новизна содержания. Поэтому, точный ответ на этот вопрос получить сложно и практически невозможно. Каждый будет отстаивать свою точку зрения.

 Я расскажу об учебнике, который выбрала для себя, для своих ребят. На мой взгляд, на данный момент этот учебник удовлетворяет многим требованиям. Я работаю учителем физики уже почти 40  лет. Естественно,  менялись учебники, менялись авторы, но суть преподавания физики от этого не изменилась.

 В последнее время, я сама пересмотрела много учебников, пытаясь найти то, что нужно мне и будет интересно детям. Это главное, я считаю.

В наш мир компьютерных технологий очень тяжело увлечь детей, заставить их самих брать в руки книгу. Для современного ребенка нужен современный учебник. Он должен быть хорошо иллюстрирован, материал  изложен на понятном ребенку уровне,  удобен в применении.

Познакомившись с разными УМК (курсы, опыт работы коллег), я остановилась на учебниках Льва Элевича Генденштейна .              

 Что привлекло меня в первую очередь? Пожалуй, доступность подачи материала и красочность оформления. Все иллюстрации-цветные. Для семиклассников, а именно тогда начинается изучение физики, это важно! Сначала они обязательно пролистают учебник, посмотрят картинки, а потом будут читать то, что вызывает у них интерес. Но для меня, как для учителя, это, конечно, не главное.

Это – разноуровневый учебник! Первая часть параграфа обязательна для всех, а вторая- для тех, кто интересуется физикой. Вот вам, пожалуйста, дифференцированный подход в обучении, о котором так много сейчас говорят. Все вопросы и задания также разделены по уровню сложности. Ученику, нет причины бояться отвечать, так как он сам выбирает, что ему под силу. Это немаловажно!

         Не забыли авторы и о том, что физика без опытов, не бывает! В этом учебнике есть рублика «Домашняя лаборатория». Описанные здесь опыты доступны каждому в домашних условиях. Это тоже развивает интерес учащихся к изучению физики. Все можно попробовать сделать самим, убедиться в справедливости законов, да еще и получить за это дополнительную оценку.

        Также учебник дает возможность разноуровнего обучения. Он развивает логическое мышление, содержит и творческие задания и задания исследовательского характера. Это позволяет уже с 7 класса готовить их к исследовательской работе, участию в различных конференциях. У многих ребят появляется желание исследовать все опытным путем, использование учебника помогает им в этом.

        И еще одно очень большое достоинство данного учебника. К каждому классу есть свой задачник! Ведь ни для кого не секрет, что учителю порой бывает некогда разделять задачи, ориентируясь на сильных и слабых учеников. А в задачнике все задачи к каждой теме разделены на 3 уровня сложности! Вот она радость от решения задачи и отсутствия двойки! Пусть на первом уровне, но решит он её сам! Можно начать с первого, затем перейти на второй или третий. Зато как светятся глаза ребенка, когда он с гордостью говорит о том, что решил сам, и хочет попробовать более тяжелый уровень. Задачи ,считаю,сориентированына формирование компетенций учащихся (связи, диалог с учеником, практичность)

      К учебнику есть полный УМК. Разработаны тетради для контрольных и лабораторных работ. А в 10- 11 классе, есть диск, с помощью которого ребята могут подготовиться к ЕГЭ, самостоятельно повторить разделы программы.

    А теперь я немного остановлюсь на том,   какие результаты получаются после сдачи  ЕГЭ и ОГЭ. Опять же это все субъективно.

Это все плюсы учебников, но есть и минусы.

Плюсы:

  1. Повышение мотивации учащихся к изучению предмета.
  2. Получение навыков самостоятельного приобретения знаний.
  3. Решается проблема с успеваемостью.
  4. Совершенствование поисково-информационной работы.
  5. Развитие коммуникативных умений.

Минусы:

  1. Слабый математический   аппарат.
  2. Понижается уровень самосознания, в  элитарных группах возникает иллюзия исключительности.
  3.  Деление ребят по уровню развития негуманно.

Отдельные недостатки - в изложении отдельных разделов физики, которые есть в любых учебниках. На мой взгляд, конкретно в этом они следующие: - нет ни слова о диффузии в твердых телах, а соответственно про доказательство движения молекул в твердых телах; - недостаточно прописана часть про взаимодействие молекул - у Перышкина лучше; - не прописано движение молекул в разных агрегатных состояниях; - недостаточно хорошо разобраны причины возникновения силы трения, плохо сказано про сопротивление среды и соответственно про один из важных способов уменьшения силы трения – смазку; - слабо и мало сказано о законе сохранения и изменения энергии; - ну и понятно, проблемы с понятием "инерция" в седьмом классе как существовали, так и существуют; - знакомство с простыми механизмами целесообразнее начать с рычага, правила равновесия рычага и правила моментов, а уже далее рассказывать о блоках и наклонной плоскости, как это сделано у Пёрышкина.

     Так подробно я говорю о недостатках не для того, чтобы сказать, что учебник плохой - у того же Перышкина проблем не меньше. Скорее, надеюсь, что знание этих слабых мест поможет учителю их более гладко преодолеть. 

Вывод :  выбор учебников по которым можно работать, нужно оставить за самим педагогом. Ему решать, ему работать и реализовывать приоритетные задачи и цели ФГОС по физике в условиях реализации  содержания образования .

Содержание

  1. Вступление.
  2. Основная часть:
  1. Задачи обучения физике.
  2. Критерии качества учебника.
  3. Руководство выбора учебников.
  4. Новые УМК в период реализации стандартов ФГОС.

а) содержание учебников;

б) мое мнение.

              5. Реализация системно – деятельностного подхода к

                  изучению     физики .

             6.Результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ по физике.

            7.Плюсы и минусы учебников.

       III. Заключение.

Новые УМК в условиях

реализации ФГОС

по физике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС второго поколения

Структура современного урока.Чем отличается современный от традиционного....

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящи...

Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек

Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...

Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС на уроках физики

Выступление на методическом объединении школы на тему: "Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС на уроках физики"...

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...