От школьных экспериментов до политехнического образования
статья по физике (11 класс)

 Что же было до технологической «революции» в школе или скажем, после первого «Школьного техноБума»?

Возникла идея проведения интересных мероприятий в рамках проекта «Технобум». Основной принцип работы мероприятий: «искать новое и совершать только лучшее, научить детей работать качественно и быстро», индивидуально подойти к каждому ребёнку и заботиться о том, чтобы было ему комфортно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От школьных экспериментов к политехническому образованию

Впервые Управление образования улуса организовало в школах улусного центра научно-экспериментальный слет «Школьный техноБУМ», 18 октября 2013 года на базе ПСОШ №1.

 Учителя информатики, технологии, физики и химии из разных школ улуса продемонстрировали  настоящие чудеса. На необычных уроках школьники узнали, что дым может быть и без огня, что есть цветы –хамелеоны, как создать настоящие шпионские чернила и вулкан на столе. «Школьный техноБУМ» проходил на трех площадках в течение всего учебного дня.

После этого дня прошло около 9 лет. Что мы имеем на сегодняшний день. Как изменилось техническое образование? Конечно же сравнивать уровни технического оснащения школ того и настоящего времени будет ошибкой. На сегодня большинство школ оснащены компьютерами, ноутбуками, планшетами, готовыми лабораториями и имеют полный доступ к безлимитному интернету. Проводятся различные кружки по робототехнике, авиамоделированию, программированию и тд. Так что заинтересованность ребят к техническим наукам активно растет из года в год.

 Что же было до технологической «революции» в школе или скажем, после первого «Школьного техноБума»?

Возникла идея проведения интересных мероприятий в рамках проекта «Технобум». Основной принцип работы мероприятий: «искать новое и совершать только лучшее, научить детей работать качественно и быстро», индивидуально подойти к каждому ребёнку и заботиться о том, чтобы было ему комфортно.

Как учителя физики, мы тогда были очень заинтересованы новым способом подачи информации и привлечения внимания учеников через занимательные эксперименты. Так же было видно, что ученикам, особенно младших классов, это очень понравилось. Поэтому было решено со следующего учебного года организовать научное- общество учащихся «Boom!»  из числа старшеклассников физико – математических классов. Задачей общества являлась пропаганда естественно- научных и технических наук младшим классам через организацию мероприятий подобных «Технобум». В это сообщество входили ученики с 8 по 11 кл. в количестве 8-10 человек. Итак, ребята в течении года 1 раз организовывали большое мероприятие «Экспериментариум» в рамках Дня наук. Они для младших классов начиная с 1 по 6,7 класс демонстрировали занимательные опыты по физике, химии и математике. Но перед выступлением много дней и недель тратили на подготовку: подбор опытов, разбор причин наблюдаемых явлений, составление сценария выступления, подготовка атрибутов и т. д. Все они, как и мы, учителя, работали воодушевленно полностью проявляли творчество и креатив. Далее к этому мероприятию добавились конкурсы по робототехнике и по автомобильным гонкам. Организовывали разные выставки старой техники «Привет из прошлого!», ежегодно проводили конкурсы среди учащихся начального и среднего звена «Юный изобретатель».

 Так же с целью пропаганды технического образования среди учащихся был заключен договор о сотрудничестве с Физико – техническим институтом СВФУ, физическим факультетом и факультетом материаловедения и технологии новых материалов. Ежегодно приглашали преподавателей и студентов для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ по физике и математике, информатике. Так же ездили в сам институт на экскурсии по лабораториям и профориентационные беседы. Как одна из форм работы тоже дала свои положительные импульсы в повышении мотивации учащихся.

В общем, интерес к техническим наукам, было видно, увеличивался из года в год. Также количество ребят, желающих учиться в физико-математическом классе, увеличивалось.

Все ребята, входившие в состав школьного научного общества, активно принимали участие и занимали призовые места на предметных олимпиадах, научно – практических конференциях и технических конкурсах, успевали и по учебе. Таким образом, пропаганда технического образования с использованием занимательных опытов в нашей школе принесла свои положительные плоды. Внизу прилагаю список членов НОШ  «Boom!»  в разные года и учебные заведения, в которые они поступили:

  1. Семенова Айыына – СВФУ им. М.К. Аммосова Институт иностранных языков
  2. Аргунова Саша – СВФУ им. М.К. Аммосова,  ИТИ
  3. Николаева Алена – Хабаровский медицинский институт
  4. Апросимов Андрей - СВФУ им. М.К. Аммосова, Исторический факультет
  5. Васильева Валентина – РГПУ им. Герцена, факультет психологии
  6. Титова Виолетта – Томский политехнический университет, нефтегазовое дело
  7. Кондратьева Даша – Новосибирский государственный университет экономики и управления
  8. Яковлева Арина -  СВФУ им. М.К. Аммосова, Институт иностранных языков
  9. Руфов Игнатий - СВФУ им. М.К. Аммосова, ГИ
  10. Родионов Айгыл - СВФУ им. М.К. Аммосова, ИТИ
  11. Федоров Тимур - СВФУ им. М.К. Аммосова, Геологичекий факультет
  12. Пирожкова Дуня - СВФУ им. М.К. Аммосова, ФЭИ
  13. Платонова Света – СВФУ им. М.К. Аммосова,  ФТИ
  14. Ушницкая Нарыйа – ДВФУ, экономический институт
  15. Рафаилова Ньургуйаана – СВФУ им. М.К. Аммосова, ГФ  
  16. Старостина Катя – ДВГУПС г. Хабаровск
  17. Прокопьева Сардаана - СВФУ им. М.К. Аммосова,  ФТИ
  18. Адамов Афоня – ДВФУ, ИТИ
  19. Егорова Арина – ученица 10 а класса
  20. Ефремова Маша – ученица 10 а класса
  21. Скрябина Ира – ученица 10 а класса
  22. Лыкова Надя – ученица 11 а класса
  23. Романова Ира - переехала
  24. Ушницкая Алена – СВФУ им. М.К. Аммосова, ФТИ
  25. Афанасьева Валя – Социально – экономический институт Китай
  26. Архипов Лазарь – ЯГСХА, механик
  27. Никифорова Сайаана – СВФУ им. М.К.Аммосова, ФТИ
  28. Амбросьев Женя – Якутский медицинский колледж
  29. Егоров Виталий – учитель информатики
  30. Григорьева Кэрэчээнэ – Строительный институт г. Москва
  31. Бятинская Алена – СВФУ им. М.К. Аммосова, ФЭИ и т д.

В итоге хотим представить краткий анализ поступления по техническому и естественно – научному профилю в общем по школе за последние 5 лет из таблицы видно, что количество выпускников, поступивших в технические профили, достигало максимума в 2019 г. - 86% , что является очень хорошим показателем. В остальные года поступления в технические институты по школе в общем более - менее стабильны (2016 г. – 63%, 2017 г. – 59%, 2018 г. – 46%, 2020 г. – 44%), а что касается выпускников физико-математических классов то они ежегодно показывают в среднем от 70% до 80 % поступления по профилю. Таким образом школьное научное общество учащихся по пропаганде технического образования с использованием «Технобум» является хорошим способом привлечения интереса, повышения мотивации учащихся к изучению предметов естественно – технического профиля. В дальнейшем в планах продолжить работу по этому направлению в форме создания каналов, страниц в соцсетях с участием старшеклассников.

Организация «Технобума» доставило глубокое моральное удовлетворение, истинное удовольствие от достижения новых результатов и знаний при работе с учениками. Творческая работа детей выявила интеллектуальные, эмоциональные усилия и умения делать многое, в том числе своими руками, например, подбирать и ставить физические и химические эксперименты и модели к ним, испытывать их, находить объяснения процессам, выступать перед публикой.

Абрамова Вера Николаевна

 учителя физики МБОУ ПСОШ№1 с УИОП им. И.М. Яковлева

Хангаласского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьный эксперимент

план школьного эксперимента по мониторингу...

Презентация школьного эксперимента

Презентация выполнена для отчётного выступления о работе экспериментальной площадки...

Магнитная лаборатория: автоматизированный школьный эксперимент

В последние годы в российском образовании всё более популярной становится образовательная робототехника. В настоящее время в связи с требованиями ФГОС имеются возможности для модернизации преподавания...

«Применение натурного школьного эксперимента, в формировании критического мышления и побуждении учащихся к активной мыслительной и практической деятельности».

Эксперимент – это опыт, наблюдение, проверка, предсказания.Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, процессов, явлений, проверка правильности выдвинутых ги...

проект "Политехническое образование"

описание мероприятий в рамках проекта...

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...

От школьных экспериментов к политехническому образованию

Учителя информатики, технологии, физики и химии из разных школ улуса продемонстрировали  настоящие чудеса. На необычных уроках школьники узнали, что дым может быть и без огня, что есть цвет...