Мастер-класс «Зеркало инновационных преобразований»
учебно-методический материал по физике

Мастер- класс " Зеркало инновационных преобразований"

Скачать:


Предварительный просмотр:

27.10.2021год

Мастер-класс

 «Зеркало инновационных преобразований»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, коренным образом преобразующей жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Даже в самой лучшей школе невозможно всему научить, чтобы полученных знаний и опыта хватило на всю взрослую жизнь.

Актуальный вопрос сегодняшнего  дня – внедрение  ФГОС второго поколения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель которого -  развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,   видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Иногда учителю не совсем понятно, что плохого в передаче готовых знаний. Казалось бы, это проще, удобнее, надежнее — вот оно, уже готовое, бери и пользуйся, зачем изобретать велосипед? Но бывают ситуации (и в современной жизни они встречаются все чаще), когда то, чему научили, уже не действует — например, оно устарело, или в жизни появилось что-то новое, чему не обучали вообще. Наиболее типичный пример необходимости самостоятельного получения нового знания — это освоение информационных технологий.  В  соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится  - организация деятельности учеников:развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач,  прогрессв личностном развитии, умениерешать учебные задачина основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

 Достичь нового результата возможно, внедряя современные образовательные технологии.

Используя современные педагогические технологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся.Позиция учителя должна быть следующей:  к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся  должны стать результатом их собственных поисков.  Позиция ученика:  научиться учиться в специально организованных для этого условиях.

В чем заключается умение учиться? Можно назватьнесколько ключевых компетенций, входящих в этопонятие: способность к работе с информацией, ее пониманию, усвоению, обработке и оформлению; умениерегулировать свою деятельность; владение логическими операциями и умение сотрудничать с окружающими людьми. Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий.

У многих учителей сейчас возникают затрудненияс разработкой плана по формированию у учащихсяУУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику веденияурока? Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться. Этот педагогический принцип я не устаю повторять своим молодым коллегам, потому что уверена, что никакой опыт не сможет освободить учителя от необходимости продолжать свое самообразование, чтобы идти в ногу со временем, чтобы соответствовать высокой учительской планке. Я охотно делюсь своим опытом, но при этом продолжаю учиться.

Мне бы  хотелось предложить одиниз способов работы с инновационным преобразованием: методику «Зеркало инновационных преобразований». Она была предложена коллективом авторов: Т. В. Светенко, И. В. Галковской и Е. Н. Яковлевой. Она позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставивконкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рискови четкое представление о желаемом результате мини-проекта. Рассмотрим более подробно, как именно работать по методике. Вот ее общий план:

1. Постановка проблемы.

2. Причины

3. Цель.

4. Задачи

5. Мероприятия

6. Ресурс.

7. Продукт.

8. Критерии эффективности.

Разберем кратко по пунктам каждый этап

1. Постановка проблемы.Здесь кратко формулируется сама суть проблемы. Главное, чтобы проблема была обозначена четко, по возможности коротко и ясно.

2. Причины.Причины формулируются через «не» и «нет» (их может быть несколько). Вспомогательным вопросом вданной ситуации будет: «Что является причиной существования этой проблемы?»

3. Цель — это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель — это зеркальное отражение проблемы». Если проблема — это ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель.

4. Задачи.Задачи зависят от причин, другими словами, задачи — зеркальное отображение причин. Сколько былопричин — столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуации «минус») отражаетсясвоя задача (ситуация «плюс»).

5. Мероприятия.Чтобы понять, какие запланировать мероприятия, нужно задать себе вопрос: «Как решить поставленнуюзадачу, какие нужны для этого действия?». Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. При этом возникает вопрос: «Сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?». Придумать мероприятия не так сложно. Сложнее взять на себя ответственность за их исполнение, четкообозначить, что именно будет сделано и кем. С кого потом спросить исполнение мероприятия? Именно дляэтого в методике есть пометка «Ответственные».

6.Ресурс.Ресурс — это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать.Самый мощный ресурс часто не указывают и забывают о том, что на него можно рассчитывать.Это желание педагога заниматься этой проблемой, интерес к поставленному вопросу. Всегда необходимо помнить о желании как ресурсе, потому что если найти людей с желанием эту же проблему решить, выполучите единомышленников и помощников, с которыми вы гораздо быстрее достигнете планируемогорезультата.Время — тоже важный ресурс, о котором не стоит забывать. У кого из окружающих есть желание и время,чтобы решать с вами эту проблему? Может, кто-то готов уделить время проведению одного из запланированных мероприятий, и вы можете поручить это ему?Связи — еще один ресурс. Деловые и неформальные контакты с людьми, которые могут помочь в решении задач, очень важны, поэтому их тоже нужно указать. Сюда же относится вся литература, бумажная иэлектронная, презентации, видеофильмы, дидактические материалы, учебные пособия, разработки уроков,журнальные статьи, книги.

7. Продукт.Продуктом можно считать то, что вы получите в результате решения проблемы. Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос «Кто/что?» По сути, каждое запланированное мероприятие может быть отражено в некотором продукте: программа, сценарий, план, видеофильм. Поэтому часто говорят, что методика «Зеркало» позволяет быстро наполнить часть педагогического портфолио, причем представив результаты деятельности структурированно, в определенной системе. Но как узнать, хороший ли продукт мы получили? Что если это не такой продукт, на который мы рассчитывали? Для этого нужен следующий пункт.

8.Критерии эффективности.

Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать вопрос:«Что следует считать хорошим результатом?» или «Какя узнаю, что мой продукт хороший, что он удовлетворяет меня?»Только оценив полученный результат, можно понять тот ли это результат, который был нужен, и не нуждается ли цель в корректировке.

Эта методика, «Зеркало инновационных преобразований», часто используетсяпри работе над проектом.Наиболее значимым и важным  является  1 этап проектирования – погружение в проект. Это первый шаг в работе,  именно этот этап  чаще всего  представляет наибольшую трудность и от его грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить  проблемупоставить  цель,  конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и спрогнозировать результат поможет эта методика.

        Япредлагаю вам, уважаемые коллеги,  потренироваться в использовании  этой методики для решения педагогических проблем, связанных с введением ФГОС в школе. На ваш выбор предлагаю вам несколько вариантов проблем, но   вы можете рассмотреть пути решения  и собственной проблемы.

Пример.

  1. Постановка проблемы:Низкий уровень качества выполнения  исследовательских работ учащихся по физике

  1. Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

  1. Цель проекта: повысить качество выполнения исследовательских работ учащихся.
  2. Задачи

Мероприятия:      

Ответственные:методист по УР, зав. Отд., члены МО и др.

  5. Мероприятия - те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;  

  1. Результат/продукт:

1. Качественные исследовательские проекты учащихся

2. Ресурсная база методического сопровождения

3. Эффективно работающая система индивидуальных  и групповых консультаций

4 . Формирование универсальных учебных действий

  1. Критерии результативности:  

1. Количество исследовательских работ, занявших призовые места на конференциях различного уровня (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский).

2. Удовлетворенность педагогов и учащихся полученной поддержкой (анкетирование, опрос);

3. Более высокий уровень результатов обучения, измеряемый общепринятым инструментарием (итоговое оценивание по ступеням обучения, школьные экзамены, ГИА, ЕГЭ, результаты конкурсов, олимпиад), в сравнении со средним уровнем соответствующей массовой практики.

  1. Анализ ресурсов:  
  1. Наличие методического сопровождения;
  2. Желание педагога;
  3. Сроки и время;
  4. Социальное партнерство;
  5. Информационные ресурсы (Научно-методическая литература);
  6. Наличие ПК и интернет в кабинете и др.

Задание: Рассмотреть примеры проблем:

  1. Низкий уровень результатов  ЕГЭ;
  2. Отсутствие навыков работы с текстом.

( работа в группах, рефлексия)

Методика «Зеркало инновационных преобразований»

  1. Постановка проблемы:____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Причины:

(формулировки с «не» и «нет»)        

5. Мероприятия, ответственные:

7.Продукт:___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Критерии эффективности:_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ЗахароваИ.Г.  Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов  высших учебных заведений/ - М., 2005.
  2. КукушинаВ.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. - М., 2006.
  3. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4.
  4. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4.
  5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/ - М., 2005.
  6. file:///E:/аттестация/ПедсоветСиденко_0.pdf



Предварительный просмотр:

Методика «Зеркало инновационных преобразований»

  1. Постановка проблемы: несформированность умения разрабатывать и осваивать технологические карты урока.

  1. Причины:

(формулировки с «не» и «нет»)        

Недостаточность спектра заданий, обеспечивающих деятельностный подход

Овладеть в полном объеме требованиями ФГОС

Недостаточное овладение требованиями ФГОС (УУД)

Не владеет алгоритмом составления технологических карт

Ознакомить педагогов с алгоритмом разработки технологических карт

Изучить опыт работы по разработке продуктивных заданий

5. Мероприятия, ответственные

7. Продукт: 1) рабочая программа педагога; 2) программа формирования УУД;

3) макеты технологических карт.

8. Критерии эффективности: 1) экспертиза рабочих программ;

2) экспертиза программы формирования УУД;

3) анализ эффективности урока по обеспечению требований ФГОС (УУД).



Предварительный просмотр:

  1. Постановка проблемы:  Низкий уровень качества выполнения  исследовательских работ учащихся по физике
  2. Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

  1. Цель проекта: повысить качество выполнения исследовательских работ учащихся.
  2. Задачи 

     

    Мероприятия:                     

   

Ответственные:  методист по УР, зав. Отд., члены РМО и др.

  5. Мероприятия - те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых    результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;  

  1. Результат/продукт:

1. Качественные исследовательские проекты учащихся

2. Ресурсная база методического сопровождения

3. Эффективно работающая система индивидуальных  и групповых консультаций

4 . Формирование универсальных учебных действий

  1. Критерии результативности:  

1. Количество исследовательских работ, занявших призовые места на конференциях различного уровня (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский).

2. Удовлетворенность педагогов и учащихся полученной поддержкой (анкетирование, опрос);

3. Более высокий уровень результатов обучения, измеряемый общепринятым инструментарием (итоговое оценивание по ступеням обучения, школьные экзамены, ГИА, ЕГЭ, результаты конкурсов, олимпиад), в сравнении со средним уровнем соответствующей массовой практики.

  1. Анализ ресурсов:  
  1. Наличие методического сопровождения;
  2. Желание педагога;
  3. Сроки и время;
  4. Социальное партнерство;
  5. Информационные ресурсы (Научно-методическая литература);
  6. Наличие ПК и интернет  в кабинете и др.



Предварительный просмотр:

Методика «Зеркало инновационных преобразований»

  1. Постановка проблемы: недостаточное озеленение школы

        

  1. Причины:

(формулировки с «не» и «нет»)        

равнодушное отношение к растениям со стороны участников образовательного процесса

Подобрать растения для посадки

Нет  достойных растений для размножения

Неправильный уход за растениями

Познакомиться с особенностями ухода за ними

Распределить обязанности между всеми участниками  образ. процесса

5. Мероприятия, ответственные

7. Продукт: 1) красивые и эстетичные цветы и растения в рекреациях и в кабинетах школы; 2) мини-паспорта на каждый вид растения – расширение кругозора учащихся; 3) обучение и взаимообучение всех участников образовательного процесса.

8. Критерии эффективности: 1)  озеленение школы; 2) метапредметные результаты;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ « Викуловская СОШ №2»-отделение Балаганская школа-д\с Мастер-класс Учитель физики Доронина Людмила Владимировна Чтобы вести людей за собой, иди за ними… Лао-Цзы, китайский философ

Слайд 2

УПРАВЛЕНИЕ школой - это... ? наука? технология? мастерство? искусство? искушение? Наша жизнь, в которой...

Слайд 3

...Не знаем, куда идем... и к чему придем... ...Уже ни на что не хватает времени ...Сверху давят все сильнее и сильнее ...Процент - вот главный аргумент! ...Бумагами замучили Здравого смысла не сыскать... В требованиях тонем, а нам спасательный круг нужен... ...Тучи проверок над школой, а нам нужна "погода в доме" ...Связаны по рукам и ногам Все повернуто с ног на голову... Наша жизнь, в которой... Кругом бегом, и все с препятствиями... ...Бремя ответственности всё тяжелее и тяжелее ...и т.д., и т.п.

Слайд 4

КАК СОЗДАТЬ ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ? … чтобы в школе был слаженный педагогический ансамбль … чтобы мы всегда находили ключ к разрешению школьных проблем … чтобы на все хватало времени … чтобы начальники понимали наши проблемы … чтобы школа финансировалась как из «рога изобилия» … чтобы в школе был бы порядок в делах … чтобы всегда была возможность для полета мысли … чтобы мы все научились договариваться … чтобы школа могла стать лучшей, и дети в нее стремились… Наши мечты...

Слайд 5

Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

Слайд 6

Каким образом можно получить новый результат? В соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ: Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач . прогресс в личностном развитии

Слайд 8

Универсальные учебные действия

Слайд 9

Общая схема методики «Зеркало прогрессивных преобразований»

Слайд 10

Ситуация «плюс» Ситуация «минус» 3. Цель : 4 . Задачи: 6.Ресурс: Методика «Зеркало инновационных преобразований» Постановка проблемы:______________________________________________________________ Причины: (формулировки с «не» и «нет») 5. Мероприятия, ответственные 7. Продукт: 8. Критерии эффективности:

Слайд 11

Зеркало инновационных преобразований Постановка проблемы - сама суть проблемы. Четко, коротко и ясно. Причины формулируются через «не» и «нет». «Что является причиной существования этой проблемы?» Цель - то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Задачи - зеркальное отображение причин. Мероприятия логически вытекают из причин. Ресурс - то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. Продукт - результат решения проблемы. Критерии эффективности . Что можно считать хорошим результатом? Оценка полученного результата.

Слайд 12

Актуальность методики: Отвечает требованиям ФГОС; Позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. Метапредметные результаты учащихся.

Слайд 13

Примеры проблем Отсутствие навыков работы с текстом; Любые социальные проблемы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности

Существовавшая веками система образования была ориен­тирована на носителя готового знания — на учителя, преподавате­ля, ученого, оделяющего своими знаниями учеников и слушате­лей, знающего «реце...

Мастер-класс: "Зеркало организма"

В данном мастер-классе используется метапредметный подход. Сочетая биологию, химию, связь с жизнью. За основу были взяты темы по биологии: "Гуморальная регуляция" (уровень сахара  в крови), "Груп...

«Воспитание семейных ценностей».Коррекционное занятие с элементами инновационной технологии "Преобразование обучения для 21 века"

Данное занятие направлено на воспитание у подрастающего поколения чувства уважения другт к другу, к людям, живущих рядом. Оно пронизано тем, чтобы привлечь внимание молодежи к вопросу  создания с...

Возможности использования инновационных преобразований и нестандартных форм обучения в лекционно-семинарско-зачётной технологии обучения

 В моём понимании современный урок физики  в школе на данный момент это симбиоз традиционного урока и альтернативных инновационных технологий, которые применяются в зависимости от раз...

2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

Мастер-класс "Зеркало инновационных преобразований"

Актуальный вопрос сегодняшнего  дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:&bull...

Зеркало инновационных преобразований

В данной статье автор знакомит читателей с применением методики «Зеркало инновационных преобразований в практике»...