Мастер-класс "Зеркало инновационных преобразований"
методическая разработка по биологии на тему

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Актуальный вопрос сегодняшнего  дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•         ориентацию на результаты образования, цель которого -  развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира

•         признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

•         учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,   видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon мастер-класс410.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование «Еравнинский район»

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Мастер-класс

 «Зеркало инновационных преобразований в практике»

Учитель химии и биологии МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №2»

Цырендоржиева Наталия Николаевна

 

2015г.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, коренным образом преобразующей жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Даже в самой лучшей школе невозможно всему научить, чтобы полученных знаний и опыта хватило на всю взрослую жизнь. 

Всего с начала 2010 г. объем информации вырос в 50 раз. К 2020 году объем должен увеличиться в 15 раз. В таком огромном потоке информации требуется умение отбирать главное.

Актуальный вопрос сегодняшнего  дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель которого -  развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,   видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Иногда учителю не совсем понятно, что плохого в передаче готовых знаний. Казалось бы, это проще, удобнее, надежнее — вот оно, уже готовое, бери и пользуйся, зачем изобретать велосипед? Но бывают ситуации (и в современной жизни они встречаются все чаще), когда то, чему научили, уже не действует — например, оно устарело, или в жизни появилось что-то новое, чему не обучали вообще. Наиболее типичный пример необходимости самостоятельного получения нового знания — это освоение информационных технологий.  В  соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится  - организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач,  прогресс в личностном развитии,  умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

 Достичь нового результата возможно, внедряя современные образовательные технологии.

                                       

Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся. Позиция учителя должна быть следующей:  к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся  должны стать результатом их собственных поисков.  Позиция ученика:  научиться учиться в специально организованных для этого условиях.

 В чем заключается умение учиться? Можно назвать несколько ключевых компетенций, входящих в это понятие: способность к работе с информацией, ее пониманию, усвоению, обработке и оформлению; умение регулировать свою деятельность; владение логическими операциями и умение сотрудничать с окружающими людьми. Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий.

У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Мне бы  хотелось предложить один из способов работы с инновационным преобразованием: методику «Зеркало инновационных преобразований в практике». Она была предложена коллективом авторов: Т. В. Светенко, И. В. Галковской и Е. Н. Яковлевой. Она позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате мини-проекта. Рассмотрим более подробно, как именно работать по методике. Вот ее общий план:

1. Постановка проблемы.

2. Причины

3. Цель.

4. Задачи

5. Мероприятия

6. Ресурс.

7. Продукт.

8. Критерии эффективности.

Разберем кратко по пунктам каждый этап

1. Постановка проблемы. Здесь кратко формулируется сама суть проблемы. Главное, чтобы проблема была обозначена четко, по возможности коротко и ясно.

2. Причины. Причины формулируются через «не» и «нет» (их может быть несколько). Вспомогательным вопросом в данной ситуации будет: «Что является причиной существования этой проблемы?»

3. Цель — это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель — это зеркальное отражение проблемы». Если проблема — это ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель.

4. Задачи. Задачи зависят от причин, другими словами, задачи — зеркальное отображение причин. Сколько было причин — столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуации «минус») отражается своя задача (ситуация «плюс»).

5. Мероприятия. Чтобы понять, какие запланировать мероприятия, нужно задать себе вопрос: «Как решить поставленную задачу, какие нужны для этого действия?». Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. При этом возникает вопрос: «Сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?». Придумать мероприятия не так сложно. Сложнее взять на себя ответственность за их исполнение, четко обозначить, что именно будет сделано и кем. С кого потом спросить исполнение мероприятия? Именно для этого в методике есть пометка «Ответственные».

6. Ресурс. Ресурс — это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. Самый мощный ресурс часто не указывают и забывают о том, что на него можно рассчитывать. Это желание педагога заниматься этой проблемой, интерес к поставленному вопросу. Всегда необходимо помнить о желании как ресурсе, потому что если найти людей с желанием эту же проблему решить, вы получите единомышленников и помощников, с которыми вы гораздо быстрее достигнете планируемого результата. Время — тоже важный ресурс, о котором не стоит забывать. У кого из окружающих есть желание и время, чтобы решать с вами эту проблему? Может, кто-то готов уделить время проведению одного из запланированных мероприятий, и вы можете поручить это ему? Связи — еще один ресурс. Деловые и неформальные контакты с людьми, которые могут помочь в решении задач, очень важны, поэтому их тоже нужно указать. Сюда же относится вся литература, бумажная и электронная, презентации, видеофильмы, дидактические материалы, учебные пособия, разработки уроков, журнальные статьи, книги.

7. Продукт. Продуктом можно считать то, что вы получите в результате решения проблемы. Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос «Кто/что?» По сути, каждое запланированное мероприятие может быть отражено в некотором продукте: программа, сценарий, план, видеофильм. Поэтому часто говорят, что методика «Зеркало» позволяет быстро наполнить часть педагогического портфолио, причем представив результаты деятельности структурированно, в определенной системе. Но как узнать, хороший ли продукт мы получили? Что если это не такой продукт, на который мы рассчитывали? Для этого нужен следующий пункт.

8. Критерии эффективности.

Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать вопрос: «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что мой продукт хороший, что он удовлетворяет меня?» Только оценив полученный результат, можно понять тот ли это результат, который был нужен, и не нуждается ли цель в корректировке.

Эта методика, «Зеркало инновационных преобразований», часто используется при работе над проектом. Наиболее значимым и важным  является  1 этап проектирования – погружение в проект. Это первый шаг в работе,  именно этот этап  чаще всего  представляет наибольшую трудность и от его грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить  проблему поставить  цель,  конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и спрогнозировать результат поможет эта методика.

         Я предлагаю вам, уважаемые коллеги,  потренироваться в использовании  этой методики для решения педагогических проблем, связанных с введением ФГОС в школе. На ваш выбор предлагаю вам несколько вариантов проблем, но   вы можете рассмотреть пути решения  и собственной проблемы.

Пример.

  1. Постановка проблемы:  Низкий уровень качества выполнения  исследовательских работ учащихся по химии и биологии.
  2. Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

  1. Цель проекта: повысить качество выполнения исследовательских работ учащихся.
  2. Задачи 

     Мероприятия:      

                   

     5. Мероприятия - те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых    результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;  

  1. Результат/продукт: создание источников информации о заболевании
  2. Критерии результативности:  сроки, финансирование, ответственные
  3. Анализ ресурсов:  достаточно ли времени для осуществления проекта, полное ли финансирование, источники информации, работники службы и т.д.

Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий уровень результатов  ЕГЭ»

( работа в группах, рефлексия)

Приложение

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Постановка проблемы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

  1. Цель проекта:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задачи:

     

  1. Мероприятия:                                  Отв.

  1. Результат/продукт:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Критерии результативности: ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Анализ ресурсов: __________________________________________________________________________________________________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности

Существовавшая веками система образования была ориен­тирована на носителя готового знания — на учителя, преподавате­ля, ученого, оделяющего своими знаниями учеников и слушате­лей, знающего «реце...

Преобразование графиков с использованием элементарных преобразований

Цель электронного пособия – структурировать  и систематизировать  методы построения графиков функций, используя элементарные преобразования графиков.Преимущества использования электронного п...

«Воспитание семейных ценностей».Коррекционное занятие с элементами инновационной технологии "Преобразование обучения для 21 века"

Данное занятие направлено на воспитание у подрастающего поколения чувства уважения другт к другу, к людям, живущих рядом. Оно пронизано тем, чтобы привлечь внимание молодежи к вопросу  создания с...

Возможности использования инновационных преобразований и нестандартных форм обучения в лекционно-семинарско-зачётной технологии обучения

 В моём понимании современный урок физики  в школе на данный момент это симбиоз традиционного урока и альтернативных инновационных технологий, которые применяются в зависимости от раз...

2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

Зеркало инновационных преобразований

В данной статье автор знакомит читателей с применением методики «Зеркало инновационных преобразований в практике»...

Мастер-класс «Зеркало инновационных преобразований»

Мастер- класс " Зеркало инновационных преобразований"...