Использование феноменологического подхода на уроках физики.
статья по физике (9 класс)

Булыгина Виктория Александровна

Каждая наука имеет свою область, в которой она отыскивает связь между явлениями. Современное восприятие окружающего мира человека часто носит фрагментарный, клиповый характер, в котором целостный мир распадается на части, в  котором и  формируется ограниченное знание.  Данные науки с одной стороны, природа с другой должны быть приведены в известное отношение с учетом, также, и культурного наследия человечества.

Действительность разложилась для нас на две области: на опыт и на мышление. Перед человеком два мира и он должен установить связь между обоими. Феноменологический подход изучения природных явлений, являющихся предметом изучения учебной дисциплины - физика, как раз и позволяет установить такие связи между опытом, лежащим в основе процесса познания, наблюдением и теорией, в которых мир сохраняет свою целостность и не распадается на части. Кроме этого, феноменологический подход позволяет поддерживать интерес учащихся к изучаемому явлению, способствует формированию чувственного эмоционального восприятия, надолго остающегося в памяти ученика.

Представленная статья содержит описание основных целей и принципов феноменологического подхода  в преподавании физики в основной школе школе с конкретгыми примерами, а также коспект урока  " Звук и его характеристики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование феноменологического подхода  на уроках физики.

“Теория сама по себе не годится ни на что, она пригодна лишь поскольку заставляет нас верить в связь явлений”

В. Гёте

Каждая наука имеет свою область, в которой она отыскивает связь между явлениями. Современное восприятие окружающего мира человека часто носит фрагментарный, клиповый характер, в котором целостный мир распадается на части, в  котором и  формируется ограниченное знание.  Данные науки с одной стороны, природа с другой должны быть приведены в известное отношение с учетом, также, и культурного наследия человечества.

Действительность разложилась для нас на две области: на опыт и на мышление. Перед человеком два мира и он должен установить связь между обоими. Феноменологический подход изучения природных явлений, являющихся предметом изучения учебной дисциплины - физика, как раз и позволяет установить такие связи между опытом, лежащим в основе процесса познания, наблюдением и теорией, в которых мир сохраняет свою целостность и не распадается на части. Кроме этого, феноменологический подход позволяет поддерживать интерес учащихся к изучаемому явлению, способствует формированию чувственного эмоционального восприятия, надолго остающегося в памяти ученика.

Основные цели использования феноменологического метода:

- знакомство учащихся с наиболее типическими феноменами природы;

- знакомство с той сферой человеческой культуры, которая относиться к этим природным феноменам. Под этим понимаются не только результаты научного познания природы, но в социально-исторический и логический контексты порождения и развития  научных знаний, а так же художественный и психологический (антропологический) аспекты взаимоотношения человека и природы;

- формирование положительной мотивации познавательной деятельности учащихся, воспитание интереса к изучению данной предметной области;

- воспитание способности самостоятельного, логически правильного, ясного мышления;

- формирование разностороннего образа мира, в котором наряду с классической естественнонаучной картиной мира существуют элементы современного научного взгляда на природу, как сложную, не механическую, эволюционную целостность;

- художественное восприятие мира.

        Существенным моментом любой картины мира является ее субъективная, человеческая составляющая, определяющая роль которой все более постигается современной философией науки.

        Основной упор делается на феноменологическом рассмотрении наиболее типических явлений. В этой связи существенную роль в методике обучения играет первая ступень изучения любого природного объекта. Она состоит в целостном представлении данного объекта или же явления, взятого не в абстракции, а в многообразии его внешних проявлений, связей и характеристик, включая сложившиеся в культуре различные способы рассмотрения этого объекта. Причем это представление может формироваться как на основе непосредственного наблюдения, так и на основе подробного и точного описания.

        Таким образом, в обучении надо удержать природную и культурную целостность, конкретность, не ощипывая то или другое до абстракции, к которой невозможно испытывать симпатии и интереса. Это возможно лишь при правильной ориентации по отношению к феноменам, при признании их важности и насыщенности. Только при условии такого непосредственного обращения к природе и культуре можно приблизиться к целостности, к интегрированности, к гуманитаризации школьного курса физики.

        В этой связи требуется также такая переработка наличного экспериментального материала, которая перемещает акценты использования опытов и демонстраций на уроках. Эксперимент, наблюдение за природным явлением должны играть роль исходных, самоценных моментов познания природы. Они не должны служить лишь второстепенным дополнением к теоретическому знанию, дополнением, выполняющим лишь функцию подтверждения теории. Именно так строиться большая часть школьных экспериментов, которые настолько «очищены» от случайностей, что между ними и реальным явлением, происходящим в природе, лежит пропасть, практически непреодолимая для учащихся. Еще одной существенной чертой многих экспериментов, которая должна быть преодолена, является их чрезмерная аппаратурная насыщенность. Для демонстрации простого явления используется порой очень сложная электронная аппаратура, принцип действия которой не ясен учащимся.

        Следующим методическим принципом, лежащим в основе этого феноменологического подхода, является принцип развития познавательных способностей. Содержание обучения выстраивается таким образом, что в учебном процессе строятся ситуации, в которых активизируется самостоятельная познавательная деятельность детей. Законы и представления не сообщаются им в готовом виде, но всегда являются следствием собственных мыслительных усилий учащихся (и класса как целого), направленных на решение познавательной проблемы, задачи. Понятно, что этому мало соответствует традиционная фронтальная форма обучения и методика, строящаяся на воспроизведении знаний. Более адекватными формами такой деятельности являются: диалог, выстраиваемый учителем в живом процессе обсуждения, а также групповые и  индивидуальные формы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

        Это не пассивное усвоение материала, а соучастие в процессе порождения знаний и способов мыслительной деятельности. Оно требует такой перестройки содержания обучения, в которой резко суживается область готовых суждений и существенно иную роль начинают играть факты как исходный материал познания, которое предлагается детям не в форме готовых продуктов, а в виде их собственной познавательной деятельности, направленной на порождение знаний.

        Таким образом, обучение должно приобрести проблемный характер, не взирая на все те реальные методические трудности и временные затраты, которые он с собой привносит. Причем сам ход познания, методология получения и переработки содержания науки должны быть прежде непосредственно пережиты учащимся.

        Курс обучения должен обязательно иметь практическую направленность, т.е. включать в себя большое количество наблюдений реально происходящих явлений, демонстраций и практических работ. Т.е. руководствоваться принципом: «Лучше один раз увидеть (самому проделать), чем сто раз услышать». Экспериментальное, а не абстрактно-теоретическое естествознание вызывает интерес у учащихся. При этом содержание обучения не может ограничиваться простым эмпирическим уровнем познания. В мышлении учащихся должны быть переработаны, выстроены логические связи между понятиями и восприятиями, между теоретическим и эмпирическим уровнями познания природы.

        Одним из основополагающих принципов отбора содержания должна быть последовательная реализация принципа связи с жизнью. В смысле преодоления разрыва в сознании учащегося научных знаний и его собственного жизненного опыта, разрыва между тем, что он усвоил в школе, и тем, что его окружает в действительности. Следовательно, задачей школы является выстраивание связей в сознании учащегося между научным знанием и его непосредственным опытом восприятия природного, социального и технического окружения.

        Еще одной существенной чертой курса является опора на реальные возрастные возможности учащихся средних способностей. Не ориентация на способных детей, которые порой на несколько лет обгоняют весь класс в интеллектуальном развитии, но доступность и понимание обычного ребенка усредненных способностей.

        Другой важной чертой феноменологического подхода при изучении предметов естественнонаучного цикла является преимущественно качественное рассмотрение явлений и законов. Это позволяет формировать действительное понимание научных понятий и закономерностей, а не манипулирование ими в процессе подстановки величин в сообщенные в готовом виде формулы.

        Наряду с этим, учащиеся должны самостоятельно решать расчетные задачи с использованием различных источников справочной информации.

        Один из основных принципов данного метода – формирование у учащихся целостного, экологически-ориентированного представления о природе и ее закономерностях. Воспитание экологической позиции у детей невозможно только за счет знаний о природе. Главное в ней – эмоционально-целостное отношение человека к природе, формирующееся в процессе воспитывающего обучения, важнейшим компонентом которого является опыт переживания природы. Это требует неформального включения в учебный процесс (в качестве обязательных, важных и требующих времени) таких компонентов, как художественное, поэтическое и музыкальное восприятие мира, постоянное непосредственное общение с живой природой, не один только анализ, но и синтез. Причем не только синтез различных научных знаний о целостных природных объектах (расчлененных до этого на атомы и молекулы), но и синтез научного и художественного подходов к рассмотрению природы, как взаимообогащающих факторов. При этом и художественные (например, поэтические) произведения должны служить не добавочной иллюстрацией, но, как и природные феномены, они должны быть непосредственно пережиты детьми, и это переживание следует углубить и проработать столь же последовательно, как и переживание природных феноменов.

Еще одной важной чертой феноменологического метода познания природных законов и явлений является исторический подход, заключающийся не в упрощенном выстраивании содержания в линейную последовательность предъявления материала в соответствии с хронологией, существующей в истории науки. Но, во-первых, выстраивание его в соответствии с логикой исторического развития научных знаний, в которой решению, открытию предшествует проблема, вопрос, являющиеся духовными «двигателями» развития науки. Во-вторых, развитие науки рассматривается в связи с биографиями ученых, которые своим настойчивым трудом и концентрацией на поставленной проблеме добивались ее разрешения. В-третьих, через биографии конкретных исторических лиц учащиеся вводятся также и в исторический контекст и в социальные последствия тех или иных научных открытий и идей. И, в-четвертых, развитие этой темы доводится до современности.

Для иллюстрации приведу следующие примеры. Как было открыто электричество, как оно родилось? Во времена античности янтарь был широко распространен. С Балтийского моря его привозили в Грецию, его даже добывали на Сицилии и в дельте реки По. Греки называли его электроном, т.е. «желто-светлым». Самое позднее со времени Фалеса, который сообщает об этом, уже знали, что при трении янтаря о мех очень быстро возникает притягивающее действие, так что к нему пристают ворсинки хлопка и шерсти, шелковые нитки, кусочки папируса и волосы животных. В янтаре греки видели пролитые слезы, вокруг которых сплетались мифы о трагически погибших, оплакиваемых «янтарными слезами».

В начале XVII века Гильберт последовательно рассмотрел различные электрические явления и открыл путь к их исследованию. Благодаря этому XVII и XVIII века стали веками открытий в области электричества: электростатической машины, лейденской  байки, электрического колокольчика, «бузинного телеграфа», мерцающего свечения в наэлектризованных вакуумных сосудах, и, наконец, молниеотвода (громоотвода) Франклина. Но это все было статическое, создаваемое трением электричество; такой тип электричества не может способствовать созданию электрических машин и приборов для промышленного использования. Все это было скорее игрушкой до тех пор, пока не появился громоотвод. Но и он, в известном смысле, способствовал устранению электричества, а не использованию его. Электричество еще не появилось как нечто необходимое для домашнего хозяйства или работы производства, еще не были созданы электрические приборы, электрические машины.

Во времена барокко специальности электрика не было. Публике казалось чем-то забавным, служило для развлечения дам и кавалеров, придворных больших и малых дворов. В физических кабинетах людей наэлектризовывали для того, чтобы насладиться острыми ощущениями, чтобы приблизиться к чему-то призрачному. Однажды в 1730 году Грей подвесил на шелковых шнурах лежащего мальчика, подвел к его ногам натертый стеклянный шар электростатической машины. Клочки бумаги, которые находились около головы мальчика, полетели ему в лицо. В обществе того времени любимой шуткой был так называемый «электрический поцелуй». Камеристка, соединенная с электростатической машиной (стоящей на закрытой скамеечке) передавала этот поцелуй входящему гостю. Забава эта была несколько болезненна для обоих.

И громоотвод Франклина еще не открывал основных возможностей использования электричества. Его задачей было удалять электричество, а не использовать непосредственно его воздействие. Первые громоотводы начали использовать в 1752 году в Париже. Бенджамин Франклин (1707-1790) был странным человеком. Об этом свидетельствует надпись на его надгробии, которую он сочинил сам в двадцатитрехлетнем возрасте:

«Тело Бенджамина Франклина, покоится здесь как пища червей, как под переплетом старинной книги покоятся рассыпавшиеся в пыль страницы, а титул и позолота исчезли. Но труд не пропадает зря. Он верит, что возродится в новом, еще более прекрасном издании, исправленном и дополненном автором».

Подобные истории создают в душе ученика повышенный эмоциональный фон, который формирует «личностную» связь между учеником и соответствующим физическим понятием. Это позволяет сделать понятийное восприятие более глубоким, наполняет душевным содержанием и оставляет в памяти ученика заметный след.

Таким образом, в обучении надо держаться природной культурной целостности, конкретности, не ощипывая то и другое до абстракции, к которой невозможно испытывать симпатии и интереса. Это возможно лишь при правильной ориентации по отношению к феноменам, при признании их важности и насыщенности. Только при условии такого непосредственного обращения к природе и культуре можно приблизиться к целостности, к интегративности, к гуманитаризации школьного естественнонаучного курса.

Эксперимент, наблюдение, описание природного явления должны играть роль исходных, самоценных моментов познания природы. Они не должны служить второстепенным дополнением к теоретическому знанию, служащим лишь подтверждением теории. Именно так строится большая часть школьных экспериментов, которые настолько «очищены» от случайностей, что между ними и реальным явлением, происходящим в природе, лежит пропасть, практически непреодолимая для учащихся.

Важной чертой феноменологического подхода является преимущественно качественное рассмотрение явление и законов. Это действительно позволяет сформировать понимание физических понятий и закономерностей, а неумение манипулировать ими в процессе подстановки величин в сообщенные в готовом виде формулы. С этой целью логические понятия вводятся на основе эксперимента, что дает возможность сразу оперировать с физическом смыслом научных понятий, а не подыскивать в опыте интерпретацию априорно введенного понятия (например, полученного путем математических выкладок). Поэтому, даже такие сложные понятия, как импульс и энергия, вводятся на основании опыта, а не как результаты математического вывода из законов Ньютона. Хотя именно эти понятия имеют исходно теоретический характер, что обуславливает определенную специфичность их введения. Такое конкретное, качественное понимание физики является важной целью данного метода.

Конспект урока 34. Звук и его характеристики.

На этом уроке ученики знакомятся  с формой и параметрами звуковой волны (период колебания, частота колебания, амплитуда колебания) на примере движения камертона. Ученики отрабатывают навыки вычисления параметров волны (период и частота колебания), знакомятся с понятием монохроматическая волна, тембр звука.

Оборудование:

- Штатив;

- Теннисный мяч на нити;

- Камертон с частотой 400 Гц (из набора камертонов на резонансных ящичках);

- Камертон 100 Гц;

- Метроном;

- Игла, которая крепится к камертону;

- Закопченный кусок оконного стекла.

Ход урока:

  1. Ученики знакомятся с устройством камертона, называются части камертона: зубья, поворотная дуга, ножка.
  2. а) Изучение камертона. В первых опытах используется камертон «ля» из набора камертонов на резонансных ящичках.

Сперва исследуются различные способы извлечения звука: при ударах различными предметами; при ударах резиновым молоточком о различные части камертона (о ножку снизу, сбоку, о середину; о концы зубьев сбоку, с торца, сверху…).

        Затем изучаем как звучат различные предметы при прикосновении камертона: стол, доска, окно, пол, ящичек-подставка для камертона…К этому добавляется еще один эффектный опыт – ученик закрывает пальцами уши, а учитель в это время прикладывает к его голове дощечку и ставит на нее ножку камертона.

Далее рассматриваем действие камертона 100Гц на различные тела. Вначале концами камертона касаемся поверхности налитой в тарелку воды, причем проделываем это с различными положениями камертона: и ножкой, и боковой поверхностью зубьев, и торцами…наблюдаем, как расплескивается в разные стороны вода, особенно при одновременном касании торцами обоих зубьев. После этого демонстрируем «скакание» теннисного шарика, подвешенного на нити возле звучащего камертона, - эффект максимален, когда в спокойном положении шарик касается боковой поверхности зубьев. При этом лучше всего закрепить камертон за верхнюю часть ножки в лапке на штативе и попробовать касаться шариком различных его частей. В дополнение – еще один впечатляющий опыт. Звучащим камертоном касаемся кончика носа желающих этого учеников – действует сильнее щекотки!

Здесь можно показать лишь часть феноменов, выбирая самое интересное.

б) Демонстрация гармонического характера колебаний камертона.

На конце одного из зубьев камертона 100 Гц закрепляется игла, которая крепится к торцевой поверхности так, чтобы вычерчивать максимально широкие полосы.

После этого запускаем метроном на отсчет секундных интервалов времени, настраиваем на его такт. Затем ударяем по камертону (лучше всего это сделать также в момент удара метронома), следующим тактом опуская его на поверхность стекла, лежащего на столе, и поднимая при следующем ударе метронома.

Теперь передаем стекло по ряду парт, чтобы дети могли рассмотреть оставленные иглой следы. Но можно и ускорить данный процесс, положив его на стекло диапроектора и спроецировав на стену или экран. Затем двое учеников получают задание посчитать число гребней на самом выразительном следе. Важно, чтобы ученики осознали назначение метронома в данном опыте.

Учитель спрашивает: «За какое время камертон выписывает такое количество гребней?»

В тетрадях ученики зарисовывают ряд последовательных фаз движения камертона: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DIa7596.48152\IMG_20220424_161026.jpg

Движение частей камертона при звучании можно пояснить на примере гибкой металлической линейки.

Теперь уместно и введение понятия периода колебаний, как длительности одного колебания. Для этого ученики должны определить, сколько времени длится одно колебание камертона 100Гц, как количество колебаний за единицу времени. Вводится понятие монохроматической звуковой волны, тембра звука.

На следе, оставленном иглой обычно хорошо заметно, как постепенно амплитуда идет на убыль. Следует обратить внимание учеников на этот факт еще при первом описании. А теперь надо спросить: «Можно ли на слух определить уменьшение амплитуды колебаний?»

  1. Ученики сравнивают между собой примеры колебаний, отмечая качественную разницу в параметрах: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DIa7596.7093\IMG_20220424_160857.jpg
  1. Колебание 1

Колебание 2

  1. Колебание 3

Колебание 4

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DIa7596.20234\IMG_20220424_160841.jpg

Колебание 4

        

Выводы:

  1. Амплитуда первого колебания в два раз  меньше второго, поэтому звук 1 будет тише звука 2.
  2. Амплитуда третьего колебания меньше амплитуды четвертого, а частота третьего колебания больше частоты четвертого колебания. Поэтому звук 3 будет тише и выше по тону звука 4.
  1. Работа с материалом урока № 58. Используемые приемы «Верю – не верю», «Инсерт».

Учитель просит учащихся ответить на вопросы, начинающиеся словами: «Верите ли вы, что…». Учащиеся ставят на приготовленном заранее листе с высказываниями напротив каждого утверждения знак «+», если высказывание считают верным, и «-», если высказывание считают неверным (работа индивидуальна):

  1. Звуку «ля» первой октавы соответствует частота 440Гц, звуку «до» первой октавы – частота 261,63 Гц.
  2. Человеческое ухо воспринимает звук с частотами приблизительно от 16 Гц до 20 кГц.
  3. Организма человека воспринимает и более низкий звук – инфразвук и болезненно на него реагирует.
  4. При внешних воздействиях, вызываемых механической вибрацией или звуковой волной на частотах 4-8 Гц, человек ощущает перемещение внутренних органов, а при частотах 12 Гц – приступ морской болезни.
  5. Звук с частотой более 20 кГц – ультразвук не воспринимается человеком.
  6. Летучие мыши издают ультразвук в диапазоне от 20-100 кГц и используют его для локации, т.е. для определения расстояний до объектов, размеров и свойств поверхностей объектов по отраженному звуку.
  7. В музыке одна и та же нота используется для нескольких звуков; при этом к названию ноты добавляется название октавы. Оказывается, что частоты звуков, различающихся на октаву, различаются в два раза.
  8. Оказывается, что человеческое ухо воспринимает звук таким образом, что незначительное увеличение громкости соответствует большому изменению амплитуды звуковой волны.
  9. Для измерения громкости сравнивают не амплитуды волн, а их логарифмы. Соответствующие единицы называются белами (Б).
  10. В музыке одному и тому же простому звуку может соответствовать различная громкость (от пианиссимо до фортиссимо).
  11. Нижний предел чувствительности человеческого уха 0Б, порог болевого ощущения 13Б.
  12. Громкость шороха листьев соответствует 1Б, а громкость грома 12Б.
  13. Согласно медицинским исследованиям, максимально допустимый шум, длящийся в течение нескольких часов и не оказывающий вредного воздействия на человека, имеет громкость 80 дБ.
  14. На производстве, где шум превышает эту норму, полагается использовать шумозащитные приспособления.
  15. Современные музыкальные наушники для прослушивания плейера дают максимальную громкость 100-110 дБ.

Учитель предлагает ученикам прочитать текст урока № 58 учебника и сделать на полях заметки:

«V» - уже знал;

«+» - новое;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

  1. Домашнее задание: 1. Записи, сделанные в таблице, сопоставляются с предположениями, высказанными ранее, и переставляют знаки «+» и «-». 2. Задания урока № 34



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Физика, 9 класс

Тема урока


Урок изучения нового материала по теме: «Источники звука. Основные характеристики звука»

Актуальность использования средств ИКТ

Позволяют повысить наглядность урока, вовлекают учащихся в активную познавательную деятельность.

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Сформировать у учащихся понятие об источниках звука и звуковых колебаниях, познакомить с такими характеристиками звука как высота, громкость, тембр. Продемонстрировать связь физики с музыкой.

Способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся и воспитанию эстетического вкуса.

Организационная структура урока

Этап 1. Активизация знаний учащихся, постановка целей урока.

Задачи

Активизировать знания и сконцентрировать  внимание учащихся на целях урока

Длительность этапа

6 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Учащиеся решают тест, вспоминают основные физические понятия, необходимые для изучения нового материала.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организует повторение основных понятий темы, изученных на прошлых уроках, предлагая ученикам отгадать зашифрованное слово с помощью решения теста. Сообщает учащимся цели урока, демонстрирует слайды презентации , выполненной  в программе Power Point

Этап 2. Изучение нового материала

Задачи

Выяснить в ходе беседы, что является источником звука, чем отличаются звуки, какие физические величины определяют основные характеристики звука.

Длительность этапа

30 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Учащиеся просматривают демонстрируемую учителем презентацию, выполненную  в программе Power Point,   участвуют в беседе, заполняют таблицу, обобщающую новый учебный материал.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная деятельность

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организует фронтальную работу учащихся, вовлекая их в беседу, демонстрирует презентацию и опыты

Этап 3. Закрепление знаний

Задачи

Проверить усвоение новых понятий, закономерностей с помощью решения качественных задач

Длительность этапа

9 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Учащиеся решают качественные задачи, содержание которых отражено на слайдах презентации, оформленной в форме игры «Своя игра»

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная работа

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Контролирует и корректирует знания учащихся, демонстрирует презентацию.

Подведение итогов

Учитель отмечает наиболее активных учащихся, формулирует домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Источники звука и его характеристики Презентация учителя ГБОУ СОШ № 658 Кировского района Санкт- Петербурга Булыгиной В.А.

Слайд 3

Цель нашего урока Познакомиться источниками звука; Показать причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями; Расширить кругозор .

Слайд 4

План урока Организационный момент-1мин Актуализация знаний- 3мин Мотивация и целеполагание- 3 минут Этап получения нового знания-10 мин Физкултьминутка-2 мин Закрепление учебного материала-15 мин Информация о домашнем задании-2мин Подведение итогов урока-4мин

Слайд 5

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Мы слышим… (ответы учащихся)

Слайд 6

Акустика- раздел физики, в котором изучаются звуковые явления Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

Слайд 8

Звуки начали изучать ещё в далёкой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук. В IV в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников. История изучения звуков

Слайд 9

Камертон представляет собой металлическую «рогатку», укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по «ножкам» камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном. Камертон был изобретен в 18 веке для настройки музыкальных инструментов.

Слайд 10

Звук – распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом. Звук (звуковые волны) – это упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения. Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643–1727).

Слайд 11

Источники звука Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания тел порождают колебания воздуха . Естественные (голос, шелест листьев, шум прибоя и др.) Искусственные (камертон, струна, колокол, мембрана и др.)

Слайд 12

Определите источники звука в загадках 3. Аппарат небольшой, Но удивительный такой. Если друг мой далеко, Говорить мне с ним легко. (Телефон.) 4. Два братца В одно донце стучатся. Но не просто бьют – Вместе песню поют. (Барабан.) 2. Пастись корову на лужок Отправила хозяйка, Повесив маленький звонок. Что это? Отгадай-ка! (Колокольчик.) 1. На треугольник деревянный Натянули три струны, В руки взяли, заиграли – Ноги сами в пляс пошли. (Балалайка.)

Слайд 13

Колебания стенок стакана после удара молоточком Колокол Погремушки Камертоны Источники звука Источник звука – это любое тело, совершающее колебания с частотой от 20 до 20000 Гц .

Слайд 14

Частотные диапазоны Инфразвук Частота меньше 20 Гц Слышимый звук в среде, частота от 20 Гц до 20 кГц. Ультразвук Частота больше 20 000Гц Звук

Слайд 15

Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других – стрельбу из винтовки или пистолета, а кое-кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.

Слайд 16

♦ Почему нельзя услышать звон колокола, находящегося внутри сосуда, из которого откачан воздух? Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.

Слайд 17

Вещество Скорость звука, м/с Воздух (при 0 0 C) 340 Гелий 1005 Водород 1300 Вода 1440 Морская вода 1560 Железо и сталь 5000 Стекло 4500 Алюминий 5100 Тяжелая древесина 4000 Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук. В воздухе при повышении температуры на 1°С скорость звука возрастает приблизительно на 0,60 м/с. Таблица 1. Скорость звука в различных веществах .

Слайд 18

Если звук – это волна, то для определения скорости звука можно воспользоваться известными формулами:

Слайд 19

Аисты Бабочки Воробьи Вороны Колибри Комары 2 до 9 до 13 3 – 4 50 300 – 600 Мухи Пчелы Саранча Слепни Стрекозы Шмели 190 – 330 200 – 250 20 100 38 – 100 180 – 240 Таблица 2. Частота колебаний крыльев насекомых и птиц в полете, Гц

Слайд 20

Какой прибор был изобретён для настройки музыкальных инструментов? (Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.) 2. Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина? (Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.) 3. В каких средах звук распространяется быстрее всего. А в каких медленнее? Закрепление (В газах звук распространяется медленнее, чем в других средах. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твёрдых телах звук распространяется быстрее всего.)

Слайд 21

Мини-тест При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается? а) голосовыми связками; б) ветром; в) взмахами крыльев; г) строением тела 2. Какое насекомое – бабочка или муха – делает большее количество взмахов крыльями? а) бабочка; б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов; в) муха; г) они не взмахивают крыльями

Слайд 22

Физический тест по теме "Звук . Источники звука» 1. Звуковые волны распространяются со скоростью равной - А. 300 м/с Б. 30 м/с В. 3000000 м/с 2. Человек воспринимает звук в пределах - А.до 16 Гц Б.20-20000 Гц В. 20000-26000 Гц 3. Ультразвуком называют волны с частотой - А.ниже 20000 Гц Б. 20000 Гц В. выше 20000Гц 4. Звук может распространяться в виде – А.продольных волн Б.поперечных волн В. продольных и поперечных волн 5. Звук распространяется А. в твердых, жидких и газообразных телах Б. только в газах В. только в твердых телах 6. Звук не может распространяться А. в воздухе Б. в безвоздушном пространстве

Слайд 23

Ответы 1 А 2Б 3В 4А 5А 6Б Норма оценок: Ни одной ошибки- « 5 »; 1 или 2 неправильных – « 4 »; Если 3 неправильных ответов- « 3 »

Слайд 24

Сегодня на уроке я узнал Было интересно… Рефлексия Продолжите фразу:

Слайд 25

Спасибо за работу! Домашнее задание: § 34, 37, 38, упр. 32 (1,2) стр 126 Подготовить сообщения о инфразвуке и ультразвуке. (Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2018). Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках физики

Использование ИКТ в среднем образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Однако в настоящее время эти возможност...

Использование ИКТ на уроках физики

Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческ...

использование игрушек на уроке физики

Описание возможностей использования игрушек на уроках физики...

Использование ЭОР на уроках физики для проведения демонстрационного эксперимента по теме" Электрический ток"

Подборка ЭОР для  осуществления  демонстрационного эксперимента на уроках по разделу  «Электрический ток»...

Использование игрушек на уроке физике.

Товпинец Вера НиколаевнаУчитель физики ГБОУ СОШ №78                                         ...

Использование ИКТ на уроках физики

          Компьютерный урок - ведущая форма жизнедеятельности детей, предполагают использование таких принципов учебной деятельности:  *Научность обучения, пр...

Использование феноменологического подхода на уроках физики.

Каждая наука имеет свою область, в которой она отыскивает связь между явлениями. Современное восприятие окружающего мира человека часто носит фрагментарный, клиповый характер, в котором целостный мир ...