Урок физики по теме "Движение по окружности" в 9 классе, обучающемся по АООП
план-конспект урока по физике (9 класс)

Елена Васильевна Ильина

Работать в классах, обучающихся по АООП, всегда непросто. "Криволинейное движение" непростой материал для понимания детьми с ОВЗ(ЗПР), поэтому и урок в таком классе должен быть нестандартным,  с элементами игры даже с подростками!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по физике в 9 классе Б

Тема: «Криволинейное движение».

Учитель: Ильина Е.В.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: изучение особенностей криволинейного движения и, в частности, движения по окружности; введение понятия центростремительного ускорения.

Задачи урока:

-образовательные: сформировать понятия криволинейного движения, движения по окружности, как частного случая криволинейного движения, центростремительного ускорения; научить находить центростремительное ускорение;

-воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формировать систему взглядов на окружающий мир;

-развивающие: развивать умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развивать мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.

Методы, используемые в ходе урока:

словесные: беседа, объяснение, чтение.

наглядные: компьютерная презентация, демонстрация опыта.

практические: выполнение устных и письменных заданий.

Формы работы: фронтальная, коллективная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: демонстрационное оборудование (железный желоб, пластмассовый дугообразный желоб, 2 железных шарика), проектор, презентация, карточки с заданиями.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, метод проблемного обучения и критического мышления.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный.

Цель этапа:

психологический настрой учащихся на учебную деятельность.

Проверяет готовность учеников к уроку, дает краткие инструкции по предстоящей работе, желает успешной работы на уроке.

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала.

Личностные: позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем; умение слушать.

2

Этап актуализации нового знания.

Цель этапа: обнаружение нового направления в научном знании.

Демонстрация экспериментов:

  1. По пластмассовому желобу в горизонтальном направлении движется каретка.
  2. Шарик движется по дугообразному лотку и вылетает из него в горизонтальном направлении

Что общего можно отметить у представленных экспериментов?

В чем между ними разница?

Прямолинейное движение уже нами изучено, а вот второе – нет.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слайд 1 (Тема урока)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, высказывают предположения.

В обоих случаях тела (каретка и шарик) движутся.

Первое тело движется по прямой, а второе по кривой.

Формулируют тему урока.

Познавательные: формулирование познавательной задачи.

Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время фронтальной беседы.

3

Этап фиксирования затруднения.

Цель этапа:

организация осознания затруднения.

А как вы думаете, почему в первом опыте шарик двигался прямолинейно, а во втором – нет? Можем ли мы это объяснить на данном этапе? Почему?

Анализируют произведенные действия, на основе имеющихся сведений фиксируют затруднения в новом знании.

Познавательные: осуществление актуализации полученных знаний.

Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности.

4

Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: организация анализа возникшей проблемной ситуации.

Слайд 2. Практически любое сложное движение можно разделить на простые участки.

Слайд 3. Так же и движение по кривой траектории можно представить в виде движения по дугам окружностей разных радиусов.

Высказывают свои версии при обсуждении содержания слайдов.

Познавательные: умение делать выводы из практических результатов.

Коммуникативные: осуществлять взаимодействие с одноклассниками и учителем.

5

Этап выхода из затруднения.

Цель этапа:

постановка целей учебной деятельности.

Значит, чтобы объяснить сложное криволинейное движение, необходимо научиться объяснять движение по окружности.

Чем определяется направление любого движения?

Слайд 4. Как направлена скорость тела при таком движении?

Слайд 5

А какая физическая величина влияет на изменение скорости? 

Направление любого движения задается скоростью.

Анализируют информацию со слайда. Скорость при таком движении направлена по касательной к окружности и в каждой точке меняется по направлению.

На изменение скорости влияет ускорение.

Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: умение делать выбор.

6

Этап приобретения нового знания.

Цель этапа:

осознание нового знания и формирование умений его применять.

Слайд 6. На рисунке изображено тело, движущееся по окружности радиусом r. За очень малый промежуток времени это тело переходит из точки А в точку В, которая расположена очень близко к точке А.

Сохранилось ли направление вектора скорости при этом?

Слайд 7. На изменение направления вектора скорости влияет вектор ускорения, которое называется центростремительным. Слайд 8.

Кроме центростремительного ускорения и скорости движение по окружности характеризуется периодом и частотой. Слайд 9

Скорость тела при этом меняется по направлению.

Записывают со слайдов определения новых физических величин, формулы и комментарии к ним.

Познавательные: умение слушать и принимать нужную информацию.

7

Этап первичного закрепления нового знания.

Цель этапа:

усвоение учащимися нового знания.

А теперь, нам предстоит на практике определить величины, характеризующие движение по окружности.

Какие величины мы должны рассчитать?

Что для этого необходимо измерить?

Слайд 10 «Эксп задача»

Решим экспериментальную задачу.

Слайд 11

Записывает на доску формулы для вычислений.

Рассмотрим вращение груза на нити.

Измерим и запишем радиус окружности для вращения.

Зафиксируем время 10ти оборотов.

Записывает на доску данные измерений.

Проверяет правильность расчетов учащихся.

Проанализируем полученные результаты.

Период, частоту, скорость и ускорение.

Радиус окружности, число оборотов и время этих оборотов.

Записывают в тетрадь «экспериментальную задачу». Читают со слайда указания к работе.

Записывают формулы для вычислений.

Записывают радиус окружности.

Находят в гаджете секундомер.

Одни засекают время. Другие считают обороты.

Решают экспериментальную задачу (можно индивидуально).

Проговаривают решение вслух.

Делают вывод о числовых значениях искомых величин.

Познавательные: умение применять полученные знания в новой ситуации, умение использовать современные технологии собственного гаджета на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные: умение фиксировать временной промежуток секундомером, умение нормировать своё время.

8

Этап включения нового материала в систему знаний.

Цель этапа:

выявление границы применимости нового знания.

Предлагает оценить необходимость полученных знаний с помощью решения ребусов и разъяснения или повторения выявленных ответов.

Раздает ребусы. Помогает учащимся при решении ребусов.

Слайды 12, 13, 14. Выводит на экран слайды с ребусами по очереди.

По возможности предлагает учащимся справочный материал о новых физических величинах.

Работают в парах. Решают ребусы.

Участвуют в обсуждении зашифрованных физических величин со слайдов.

Слушают справочный материал.

Познавательные: сравнение имеющегося и полученного знания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

9

Этап рефлексии.

Цель этапа:

самооценка результатов своей учебной деятельности.

Предлагает оценить необходимость полученного нового знания о вращательном движении. Слайд 15, 16, 17, 18,

Оценивают необходимость полученного нового знания о вращательном движении.

Личностные: умение анализировать результаты собственной деятельности.

10

Домашнее задание.

Цель этапа:

оглашение инструкции по выполнению домашнего задания.

Слайд 19

Объясняет выполнение домашнего задания. Пар.17,18 (читать, отвечать на вопросы)

Слайд 20

Слушают инструктаж о домашнем задании.

Регулятивные: формирование навыков самоконтроля.

Приложение

Сообщение 1. 

Период – это величина, которая достаточно часто встречается в природе и технике. Так, мы знаем, что:

  • Земля вращается вокруг своей оси и средний период вращения равен 24 часам.
  • Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит примерно за 365 суток.
  • Рабочие колеса гидротурбин делают один полный оборот за время, равное 1 секунде.
  • Винт вертолета имеет период обращения до 0,3 секунды.
  • Период кровообращения у человека равен примерно 22 секундам.

Сообщение 2. 

При движении легкового автомобиля при скорости 100 км/ч колесо проходит 1660 метров в минуту. Один оборот колеса легкового автомобиля соответствует 2 метрам пути. Получаем, что частота вращения колеса автомобиля составляет 1660 : 2= 830 оборотов в минуту. 

Ребусы

ЧАСТОТА                СКОРОСТЬ

ПЕРИОД                ЛУНА

ДИАМЕТР                ВЕНЕРА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Слайд 2

Какой вид движения? А В С D E F

Слайд 3

Движение по кривой траектории – движение по дугам окружностей

Слайд 4

Направление вектора скорости Вектор скорости направлен по касательной к окружности. R

Слайд 5

Взаимное расположение скорости и центростремительного ускорения

Слайд 6

0 А v 0 B 0 v R R А v 0 R B 0 v R 1. 2. 3. v = v – v 0 v Направление векторов скорости и ускорения а = ____ v t

Слайд 7

При движении тела по окружности вектор ускорения всегда перпендикулярен вектору скорости. 0 v R v 0 v

Слайд 8

Центростремительное ускорение – ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, всегда направлено вдоль радиуса окружности к центру. v r a v R a v R a a ц =

Слайд 9

Частота вращения  – число оборотов за одну секунду. с -1 = Гц (Герц). Единица измерения частоты - Период обращения Т – время одного оборота по окружности. Единица измерения периода – с (секунда)

Слайд 10

Экспериментальная задача Измерьте период и частоту вращения тела, подвешенного на нити и вращающегося в горизонтальной плоскости. Указания к работе: Запишите радиус окружности, по которой будет двигаться тело при вращении. Найдите в телефоне секундомер. Измерьте время 10 вращений. Запишите в тетрадь N (число оборотов) и t (время вращения). Вычислите период и частоту вращения тела, скорость и центростремительное ускорение.

Слайд 11

Величина Формула Единица измерения Период с Частота с -1 Линейная скорость м/с Центростремительное ускорение м/с 2 a ц =

Слайд 15

Примеры движения по окружности

Слайд 16

Круговое движение на дорогах

Слайд 17

Движение спутников вокруг Земли

Слайд 18

Аттракционы

Слайд 19

Домашнее задание Параграфы 17,18 (читать, отвечать на вопросы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение на уроках физики как способ развития ключевых компетенций обучающихся

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по зв...

Программа профессионального самообразования "Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаний обучающихся"

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...

Рабочие программы для 7-9 классов, обучающихся по АООП УО

Рабоие программы для 7-9 классов, обучающихся по АООП...

Рабочая программа по факультативному курсу «Мир математики» для учащихся 9 класса, обучающихся по АООП О УО(ИН)

Математика в школе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классе обучающихся, осваивающих АООП УО(ИН), 1 вариант

Рабочая программа  по русскому языку разработана в соответствии с ФГОС УО (ИН) и ФАООП (УО), 1 вариант. в пояснительной записке определены цели и задачи учебного предмета "Русский язык"...

Рабочая программа по ритмике в 5-9 классах обучающихся, осваивающих АООП УО(ИН), 1 вариант

Рабочая программа по ритмике разработана в соответствии с ФГОС УО(ИН) и ФАООП, 1 вариант. В пояснительной записке определены цели и задачи учебного предмета на второй ступени обучения, его место в уче...

Рабочая программа по чтению в 5-9 классах обучающихся, осваивающих АООП УО(ИН), 1 вариант

Рабочая программа по чтению разработана в соответствии с ФГОС УО(ИН) И ФАООП (УО), 1 вариант. В пояснительной записке определены цели и задачи обучения, место предмета в учебном плане, содержание по к...