Урок по теме "Явление ЭМИ"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Урок по теме "Явление ЭМИ" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon yavlenie_emi.zip2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9-м классе

"Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея" 

     Целиь урока: 

  •  Раскрытие физической сущности явления электромагнитной индукции
  • Создать условия для дальнейшего развития умений сравнивать, анализировать и делать выводы,
  • Способствовать воспитанию коммуникативных навыков через организацию работы в группе

Задачи урока 

Обучающие:

  • изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  • способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Структура урока

Этапы урока

Средства и методы обучения

Необходимое время

Введение

Орг. момент. Проверка отсутствующих. Объявление целей и задач урока

5 минут

Проверка ранее изученного материала

Тестирование. Впросы

10минут

Социологическое исследование

Просмотр слайдов. Ставлю цели урока.

2минуты

Работа в группах.

Самостоятельное исследование

Выполнение опыта.

7 минут

Объяснение нового материала

Дополнение к опытам  учеников. Демонстрации и объяснения учителя

10 минуты

Физкультминутка

Гимнастика

1минута

Закрепление

Тестирование

1минута

Итоги урока

Оценивание учеников. Домашнее задание. Пожелание.

5 минуты

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Здравствуйте, ребята.

На территории школы под землей проложен электропровод, по которому течет электрический ток. Провод требует замены. Как с помощью приборов определить местоположение провода? Назовите прибор или приборы. Объясните его применение, вспомните физические явления, на основе которых можно объяснить их использование. ( Компас или магнитная стрелка. Стрелка будет отклоняться, т.к. вокруг проводника с током есть магнитное поле. Оно и действует с магнитной силой на магнитную стрелку.)

Итак, главным героем наших предыдущих уроков было магнитное поле.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о магнитном поле.

  1. Проверка усвоения ранее изученного материала  Презентация
  1. Повторение начнем с игры «Пойми меня» слайды 2-6 презентации

Компьютерный тест 5-7 мин Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею на решение этой задачи.

  1. Изучение нового материала 

                                                    Целеполагание и мотивация

Деятельность учителя

Деятельность учителя

(Слайд № 3 с зарядным устройством).

? Как вы думаете: что изображено на рисунке?

На данном слайде показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает? На каком явлении основано действие?

Есть желание узнать? И поможет нам один из  ученых…

Слайд № 8 портреты ученых

На слайде портреты ученых, которые внесли большой вклад в становление теории электромагнитного взаимодействия. С открытием какого ученного мы еще не знакомы? Майкл Фарадей

Однажды, когда он не явился на заседание королевского общества, его спросили, по какой причине он не пришел. Он ответил: «Я занимался более важным делом - я ----------------

(Слайд 9) Учащиеся разгадывают зашифрованное предложение

(превращал магнетизм в электричество»).

Это превращение было названо «Явлением электромагнитной индукции»

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, ставят свои цели урока.

Знать, как называется явление, при каких условиях оно происходит, объяснить данное явление с научной точки зрения, познакомиться с применением на практике.

Записывают тему «Явление электромагнитной индукции»

Актуализация знаний

1. Опыт Эрстеда, который доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле (слайд 11  ). Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле. - А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать?

Предлагают провести опыт.

Демонстрация.  

   Сегодня на уроке мы будем решать эту задачу, используя современные приборы.

Изучение нового материала

Исследовать явление предлагаю самостоятельно в ходе эксперимента.

  • Время на работу ограничено (7 минут).

Получают групповое задание. Читают, распределяют задание в группе, приступают к выполнению.

Закрепление

Ученикам, выполнявшим экспериментальное задание, предлагается отчитаться по результатам их работы. В чем заключался опыт? Каковы его результаты?

Слайд 12

Выводы

  • Явление наблюдается только во время процесса (когда что-то меняется),
  • Направление тока зависит от направления движения магнита (вставляем или вынимаем) и рода полюса.
  • Величина тока зависит от скорости процесса
  • В описанных опытах явление электромагнитной индукции возникает, когда меняется или магнитная индукция или угол между вектором магнитной индукции и нормалью к площадке. Это наводит на мысль о том, что на самом деле решающее значение имеет изменение потока магнитной индукции.

Группы отчитываются по 1 заданию.

Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь:

 «1. Явление заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменений магнитного потока, пронизывающего данный контур».

Обратили внимание на то, как называется ток?

Первооткрывателем явления ЭМИ мог бы явиться Швейцарский физик Колладон , т.к практически одновременно занимались решением этой проблемы. Колладон даже немного опередил Фарадея, но зафиксировать свой результат ему не удалось, потому что он работал один. Фарадей был профессором  университета, у него были помощники, которые помогли ему увидеть неизвестное до того времени явление.

Индукционный

Учащиеся предлагают версии несостоявшегося открытия

Физкультпауза (деформация растяжения, кручения, мягкая, бесшумная посадка

Закрепление стр. 164  упр. 39 №2

Рефлексия. Тест достижений

Предлагает выполнить тест.

Ответы на слайде

Выполняю тест, сравнивают свои ответы с эталоном. Самооценка.

Однажды после лекции Фарадея в Королевском обществе, где он демонстрировал свои опыты, к нему подошел богатый коммерсант, оказывавший обществу материальную поддержку, и надменным голосом спросил:

- Всё, что вы нам здесь показывали, господин Фарадей, действительно красиво. Но теперь скажите мне, для чего годится эта магнитная индукция!?

- А для чего годится только что родившийся ребёнок? - ответил рассердившийся Фарадей. На вопрос коммерсанта в последующие годы ответили многие учёные и изобретатели, и прежде всего, Вернер фон Сименс (1816-1892),который изобрел в 1866г. динамо-машину, положившую основу для промышленного производства электроэнергии.

И не только…

Ребята, вернемся к устройству подзарядки мобильных телефонов. Предположите, какие части могут входить в состав данного устройства, как оно работает.

Компания Motorola в 2001 году выпустила устройство с ручным приводом, предназначенное для Вращая специальную ручку, владелец телефона сам вырабатывает энергию. За 45 секунд можно «накрутить» на 4-6 минут разговора или на несколько часов работы телефона в пассивном режиме. Известно, что в основе работы лежит явление электромагнитной индукции.

Домашнее задание 

А какие еще важные и не очень важные устройства  основаны на явлении ЭМИ. Это домашнее задание

Сообщается информация о домашнем задании.
(Слайд с домашним заданием)

  1. Подведение итогов урока

Сегодня я на  уроке узнал (все учащиеся)

(Оценки за урок)

Рефлексия урока. Ладошки (закрасить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...