Игра "Счастливый случай"
методическая разработка по физике

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_schaslivyy_chluchay.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Внеклассное мероприятие

Игра « Счастливый случай»

Автор методической разработки:

Салмин Андрей Александрович-учитель физики МБОУ «Чувашско –Дрожжановская СОШ» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

с. Чувашское Дрожжаное

2022 год

Пояснительная записка

Цели  игры:

1)   воспитывать в себе умение отстаивать свою точку зрения и уважать друг друга;

2)  повышение познавательной активности у обучающихся; создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике, физике;

3)  развитие индивидуальных творческих способностей у  обучающихся, упрочение контактов среди учащихся  на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания.

4)  Развить логическое мышление, смекалку, умение правильно и красиво выражать свои мысли.

Задачи:

1) Повышение мотивации к обучению физике;

2) Закрепление умений применения знаний на практике;

3) Формирование у обучающихся коммуникативных навыков, умения работать  в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Адресат:

Данное внеклассное мероприятие может быть проведено между учащимися старших классов, между классами одной параллели. В проведении игры принимают участие 2 команды по 4 - 6 человек в зависимости от количества детей в классах .

Актуальность:

  1. Направлено на  повышение интереса к изучению физики;
  2. Не требует от учащихся специальной подготовки к данному мероприятию;
  3. Даёт возможность учащимся применить свои знания в неформальной игровой ситуации.

Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Счастливый случай»

по физике среди учащихся 10 и 11 классов

Вступление ведущего

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук!

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята!

Сегодня у нас игра «Счастливый случай». В игре принимают участие команды 10 и 11 классов. Команды заняли свои места и приготовились быть очень внимательными!

Итак, начинаем.

  1. «Разминка команд»

Вопросы 1-ой команде

1. Сколько мм. в 10 метрах? – (10000 мм.)

2. Наибольшее отклонение  маятника – (Амплитуда)

3. Элементарная частица, заряженная положительно – (Протон)

4. Стол дистанционного управления – (Пульт)

5. Наука о предсказании будущего по расположению звёзд на небе – (Астрология)

6. Дыхательный аппарат для плавания под водой на небольшой глубине – (Акваланг)

7. Устройство для накопления энергии – (Аккумулятор)

8. Раздел физики , изучающий звук  – (Акустика)

9. Прибор для измерения атмосферного давления – (Барометр)

 10. Красная линия вдоль порта судна, показывающая максимальную осадку судна  (Ватерлиния)

 11. Непроводник электрического тока – (Диэлектрик)

 12. Частица, не имеющая заряд – (Нейтрон, атом)

 13. Единица измерения силы – (Н)

 14. Горючее вещество – (Топливо)

 

 Вопросы 2-ой команде

1. С неё начинал любой математик – (Арифметика)

2. Устройство для быстрой остановки движущихся транспортных средств – (Тормоз)

3. Приемник подводных звуков – (Гидрофон)

4. Единица измерения силы тока – (Ампер)

5. Устройство для откачки или накачки жидкостей  -( Насос)

6. Наименьшая частица вещества – (Молекула)

7. «Падающая звезда» – (Метеор)

8. Прибор для измерения силы тока – (Амперметр)

9. Уменьшенная модель земного шара – (Глобус)

 10. Устройство для врабатывания электрической энергии – (Генератор)

 11. Корабль с паровым двигателем – (Пароход)

 12. Сплав на основе меди – (Бронза)

 13. Сосуд для хранения жидкостей в сжатом состоянии – (Баллон)

 14. Наука о звездах – (Астрономия)

 

II.  «Заморочки из бочки»

Всего в мешке 8 бочонков. Один из них «счастливый». Тот, кто достанет этот бочонок, получит приз. Каждой команде будет предложено по 3 вопроса. На бочонках будут указаны номера вопросов. Ещё один бочонок – это вопросы команд друг другу (по 2 вопроса).

Бочонок №1 Достань монетку не замочив руки, используя только стакан”.

Положите монету на большую плоскую тарелку, налейте столько воды, чтобы она покрыла монету, и  возьмите ее прямо руками, не замочив пальцев

Объясняю с точки зрения физики.

Зажгите бумажку, положите ее горящей внутрь стакана и быстро поставьте стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода с тарелки. Монета же, конечно, останется на месте, и через минуту, когда она обсохнет, вы сможете взять ее, не замочив пальцев

Вопрос. Какая сила вогнала воду в стакан и поддерживает ее на определенной высоте? Атмосферное давление. Горящая бумажка нагрела в стакане воздух, давление его от этого возросло, и часть газа вышла наружу. Когда бумажка погасла, воздух снова остыл, но при охлаждении его давление ослабело и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.

Бочонок №2. Можно ли, не разбивая скорлупы яйца ,узнать, сырое оно или вареное? (Можно положить его на стол и закрутить. Вареное хорошо крутится, сырое быстро останавливается. Круто сваренное яйцо вращается как сплошное целое; в сыром же яйце жидкое его содержимое, не сразу получая вращательное движение, задерживает вследствие своей инерции движение твердой оболочки)

Бочонок №3. Почему медицинские грелки заполняют горячей водой, а не горячим воздухом? (Воздух легко разогреть, но быстро остывает.)

Бочонок №4. Когда лучше кататься на коньках: в оттепель или в мороз?  (В оттепель, т. к. вода между коньками и льдом уменьшает трение).

Бочонок №5. «Вопросы друг другу» (Команды задают по 2 вопроса)

Бочонок №6. Опыт по пробиванию отверстия в пластинке. Объясните опыт. ( Проткните иголкой бутылочную пробку , изготовленную из пробкового дерева, по ее оси. Острый конец иголки должен чуть-чуть выглядывать из пробки, а другой конец, с   ушком,   надо   совсем   отломить плоскогубцами вровень с пробкой. Поставить пробку на пластину. Ударить молотком по пробке. Площадь опоры иглы о пластину мала, поэтому возникает большое давление, благодаря которому пластина  пробивается.)

Бочонок №7. . Почему не стоит при прополке сорняков выдергивать их из земли  рывком? ( При быстром выдёргивании корни сорняка не успевают прийти в движение  и стебель обрывается. Работа не достигает цели. При рывке на стебель действует большая сила инерции.)

Бочонок №8. Приз «счастливой» команде.

  III.   «Тёмная лошадка» ( В качестве «тёмной лошадки может выступить учитель физики или другого предмета)

Вопрос 1.При нём Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой.

– Он был избран в парламент Англии. И единственным его выступлением там были слова: «Закройте окно, дует».

– За свои научные достижения он был возведён королевой Англии в рыцарское достоинство.

– Его девизом были слова: «Сделал что мог, пусть другие сделают больше».

– Открытые им четыре закона стали основой классической механики.

Ответ: Сэр Исаак Ньютон.

Вопрос 2.  Он основал новую отрасль знаний – физическую химию.

– Он объяснил электрическую природу северных сияний.

– Он автор первого учебника физики на русском языке.

– О нём говорили: «Смотри-де какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться».

– Он автор строк: «Дерзайте, ныне ободренны,//Раченьем вашим показать,//Что может собственных Платонов,//И быстрых разумом Невтонов//Российская земля рождать».

Ответ:  Михаил Васильевич Ломоносов.

       Вопрос 3. В 1946 году было изобретено и собрано устройство массой 30 тонн, объемом 85 куб.м., длиной 30 метров. Назовите название устройства.    

Ответ: Компьютер.

     Вопрос 4. Будет ли гореть спичка в ИСЗ , находящемся в космосе?

Ответ: Нет. Продукты сгорания образуют сферу вокруг спичечной коробки и закроют доступ кислорода, необходимый для горения.

III. «Дальше, дальше»

Вопросы 1-ой команде

  1. Ускорится ли таяние льда, если его накрыть шубой – ( Нет)
  2. Чем заполнена торричелева пустота в ртутном м барометре? – ( Парами ртути)
  3. Каково строение атомов вещества? – ( Состоит из протонов и нейтронов)
  4. Назовите формулу пути – (S=v*t)
  5. Металлическому шарику сообщили положительный заряд. Увеличилась или уменьшилась при этом его масса? – (Уменьшилась)
  6. Почему алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая чашка с чаем нет? – ( Связано с теплопроводностью)
  7. Какого цвета одежду следует носить и летом и зимой? – (Белый)
  8. Почему мел оставляет след на классной доске? – (За счёт силы трения)
  9. Автор вашего учебника «Физика» - (Касьянов)
  10. Почему шелковый платок не так хорошо вытирает пот, как полотняный? – (Вода не смачивает шёлк)

Вопросы 2-ой команде

  1. Назовите формулу плотности – ( ρ=m/v)
  2. Какой грунт сохнет скорее после дождя песчаный или глиняный? – (Песчаный)
  3. Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска? – (Чтобы уменьшить трение между иглой и кожей)
  4. Почему ручку располагают у края двери? – (Чтобы увеличить момент силы)
  5. Когда автомобиль больше расходует бензина: при езде без остановки или с остановками? – (Без остановок)
  6. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок? – (Уменьшают поверхность теплоизлучения)
  7. Каково строение атома? – (Ядро + электроны)
  8. Можно ли лампу, рассчитанную на 220В, включить в сеть с напряжением 380В? – (Нельзя)
  9. Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? – (Нет)
  10.  Автор вашего задачника по физике – (Рымкевич)

Ведущий: А сейчас подведём итоги. Слово жюри.

Поздравление и вручение призов. Сегодня мы убедились, что и среди нас есть много знатоков физики. Возможно, в будущем они будут развивать эту чудесную науку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

Игра " Счастливый случай"

Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят  формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)

Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Игра "Счастливый случай"

Эта разработка для итогового повторения пройденного материала в 5 классе. Если заменить вопросы в разминке и гейме "Гонка за лидером", то можно использовать в любое время, например, когда проходит нед...

Сценарий спортивного праздника "Счастливый случай"

Спортивный праздник "Счастливый случай" проводится среди  сборных команд учащихся 1-х, 9-х классов....