план конспект урока Строение атома
план-конспект урока по физике (9 класс)

Мавлеева Любовь Дмитриевна

Тип урока:  урок изучения нового материала. Объяснение нового материала.

Цели урока:

1. Образовательные:

закрепить знания о радиоактивности и видах излучения;

ознакомить учащихся с планетарной моделью атома;

дать представление о научных экспериментах, которые привели к построению данной модели.

2. Развивающие:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №1

План – конспект урока физики в 9 классе по теме:

  « Модели атомов. Опыт Резерфорда »

Учитель физики: Мавлеева Л.Д.

Тип урока:  урок изучения нового материала. Объяснение нового материала.

Цели урока:

1. Образовательные:

закрепить знания о радиоактивности и видах излучения;

ознакомить учащихся с планетарной моделью атома;

дать представление о научных экспериментах, которые привели к построению данной модели.

2. Развивающие:

развить у учащихся информационные умения, т.е. умения извлекать информацию из разных источников (текст, рисунок, таблица, справочник);

продолжить формирование умений анализировать экспериментальные факты, делать логические заключения, выводы и обобщения на их основе.

3. Воспитательные – содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственные связи, познаваемость природы).

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

- в личностном направлении:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

- в метапредметном направлении:

регулятивные универсальные учебные действия

 (целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний);

 оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

познавательные универсальные учебные действия:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); логические универсальные действия (построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование);

коммуникативные универсальные учебные действия:

 (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);  в предметном направлении (умения применять теоретические знания по физике на практике,     развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез);

коммуникативные умения: участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

Оборудование:

персональный компьютер;

мультимедийный проектор;

презентация в Microsoft PowerPoint.

портреты ученых

План-конспект  урока:

 

Ход урока

Орг. момент.

Добрый день, ребята, друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

Эпиграфом к уроку я взяла слова  Козьмы Пруткова

 «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»…

в конце урока, мы попытаемся ответить, почему именно  это высказывание я взяла за основу к нашему занятию.

Актуализация знаний учащихся.

Для начала я хочу задать вопрос: вам знакома тема «Строение атома», названия элементарных частиц: протон, электрон, нейтрон? На каких уроках, кроме физики, вы изучали эти вопросы? На уроках химии. Это еще раз подтверждает то, что науки очень тесно связаны между собой. Окружающий нас мир единый, природа одна, но для более глубокого ее изучения появились отдельные науки, такие как биология, химия, география, физика, которые изучают ее, применяя свои приемы и методы. И эти науки дополняют друг друга. Например, тема «Строение атома» изучается с позиции физики с привлечением открытий и опытов Резерфорда, Беккереля, Иоффе-Милликена и др. ученых. В химии для изучения этого вопроса более широко используется Периодическая система Д.И. Менделеева.

Напомните мне, пожалуйста. Что мы с вами изучали на прошлых уроках?

Радиоактивность -………

Пройдем небольшой тест. ( работа с тестом на презентации)

Какой опыт изображен на данном рисунке?  По рисунку определите заряд и название каждого из трех лучей? Почему вы так считаете?

Вот мы говорим о радиоактивности, а что это такое?

Как вы думаете, что доказывает радиоактивность? (Сложное строение атома). Тогда какую тему урока мы запишем? А, значит, какая цель и учебная задача стоят перед нами? (Исследовать модель атома.)

Были ли какие- то попытки и кем объяснить строение атома?

 

Изучение нового материала.

История исследования (работа в группах)

Заслушиваются представители от каждой группы

Первый ученик.  О том, что вещество состоит из частиц, знали давно. Около 420 г. до н.э. греческий учёный, философ Демокрит поддержал гипотезу о том, что материя состоит из крошечных неделимых частиц. По-гречески atomos означает «неделимый», поэтому эти частицы назвали атомами. Долгое время считали атом неделимой частицей.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Демокрит происходил из богатого и знаменитого рода в Северной Греции. Все доставшиеся ему в наследство деньги он потратил на путешествия. За это его осудили: по греческим законам растрата отцовского имущества являлась серьезным преступлением. Но он был оправдан, так как ему удалось доказать, что в своих путешествиях он приобрел обширные знания.  

Основные элементы его картины природы таковы:

все тела состоят из атомов;

атомы имеют форму правильных многогранников: куба («атомы земли»), тетраэдра («атомы огня»), октаэдра («атомы воздуха»), икосаэдра («атомы воды»).  

Второй ученик.  Прошло более 20 столетий, прежде чем были получены экспериментальные подтверждения идеи атомистического строения вещества.

В России идеи о мельчайших частицах вещества развивал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Различая два вида частиц материи, он дает им названия “элементы” (равные понятию “атом”) и “корпускулы” (равные понятию “молекула”).  

По Ломоносову, “элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших частиц”, а “корпускула есть собрание элементов в одну небольшую массу”.  

Третий ученик. Английский ученый Джон Дальтон (1766-1844) впервые предпринял попытку количественного описания свойств атомов. Он проводил опыты с газами и изучал пути их соединения. Учёный обнаружил, что кислород и водород, образуя воду, всегда соединяются в одних и тех же пропорциях по массе, исходя из этого, он сделал вывод, что вещества состоят из атомов, атом неделимая частица – твёрдый шарик, который переходит от одной молекулы к другой в ходе химических реакций.

Именно им было введено понятие атомной массы и составлена первая таблица относительных атомных масс различных химических элементов. При этом атом представляется как мельчайшая неделимая, то есть бесструктурная, частица вещества. То, что вещество состоит из атомов, было доказано.  

 Учитель

Много проблем ставит перед нами жизнь. Одни из них решаются очень легко. Над другими бьются несколько поколений ученых. Казалось бы, почти детский вопрос «Как устроен атом?». А ответ на него люди искали около 2500 лет.

В начале века в физике существовали самые разные, порой невероятные модели атома. Например, ректор Мюнхенского университета Фердинанд Линдеман утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы – форму лепешки». Лорд Кельвин представлял атом подобно кольцам дыма, выпускаемым опытным курильщиком.  Джон Стоней еще в 1891 году  предполагал, что электроны движутся вокруг атома как спутники планет. Японский физик Хантаро Насаока в 1904 году говорил, что атом представляет своего рода сложную астрономическую систему подобно кольцам Сатурна. Вопрос о строении атома изучали и русские физики: Петр  Николаевич Лебедев.

Модель Томсона наиболее заинтересовала ученых, хотя сам Томсон скептически относился к своей модели. Ее надо было проверить.

 Могли бы вы сами  предложить способы проверки модели атома Томсона? Выслушать предложения учащихся.

Однажды зимой 1911 года, английский ученый Эрнест Резерфорд, войдя  в свою лабораторию, громко и торжественно объявил: «Теперь я знаю, как выглядит атом»! Резерфорд шел к своему открытию пять лет

Он решил проникнуть внутрь атома с помощью α-частиц, которые имели положительный заряд, массу почти в 7300 раз большую чем масса электрона и очень большую скорость (около 20000км/c). С точки зрения Резерфорда α-частицы должны были легко "пробить" атом и тем самым доказать справедливость модели атома Томсона.

С какими трудностями в объяснении столкнулся Резерфорд?  Я предлагаю вам сейчас побыть на месте Резерфорда и попытаться объяснить полученные результаты.  

Работа с текстом в группах.

Какие выводы можно сделать по результатам опыта? ( заслушиваются представители от групп)

Опроверг ли своими опытами Э. Резерфорд модель атома Томсона?(ответы учащихся)

Итак, Резерфорд предложил планетарную модель атома. Согласно этой модели, в центре атома располагается положительно заряженное ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома. Атом в целом нейтрален. Вокруг ядра, подобно планетам, вращаются под действием кулоновских сил со стороны ядра электроны. Находиться в состоянии покоя электроны не могут, так как они упали бы на ядро.  Практически вся масса атома сосредоточена в ядре- 99,95 %.

Узнало человечество,  как устроен атом,  пригодились ли эти знания и для чего? Выслушиваю ответы учащихся.

1.Ядерная энергетика- выделение огромного количество энергии.

2. Неуправляемая цепная реакция осуществляется в атомной бомбе.   На данный момент ядерное оружие по своей силе и мощи превосходит любое другое.

3. В атомной индустрии всевозрастающую ценность для человечества представляют радиоактивные изотопы.

4. Радиоактивные изотопы в сельском хозяйстве.

5. Радиоактивные изотопы в археологии.

Закрепление изученного материала.

Составить логическую цепочку и вставить пропущенные слова……

1.        Слайд 31

2.        Слайд 33

Я думаю, что на сегодняшнем уроке «начало» мы отыскали. А многое понять и узнать нам предстоит на наших следующих уроках.

Сегодня Вы заглянули в самую глубину микромира – Вы познакомились с моделью атома Резерфорда.

Чему мы научились сегодня с вами?  (ответы учащихся)

•  Вы научились мыслить и представлять реальные объекты в виде моделей.

•  Вы научились сравнивать и анализировать.

Рефлексия

Вернемся к эпиграфу урока: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь.Мне бы хотелось, что бы вы описали в нескольких предложениях. Почему эпиграфом урока я взяла именно эти слова?

Д.з. Параграф §52 (ответить на вопросы к параграфу),

найти информацию «АТОМ  НА СЛУЖБЕ  У ЧЕЛОВЕКА»

Всем спасибо за урок.  



Предварительный просмотр:

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №1

План – конспект урока физики в 9 классе по теме:

  « Модели атомов. Опыт Резерфорда »

Учитель физики: Мавлеева Л.Д.

Тип урока:  урок изучения нового материала. Объяснение нового материала.

Цели урока:

1. Образовательные:

закрепить знания о радиоактивности и видах излучения;

ознакомить учащихся с планетарной моделью атома;

дать представление о научных экспериментах, которые привели к построению данной модели.

2. Развивающие:

развить у учащихся информационные умения, т.е. умения извлекать информацию из разных источников (текст, рисунок, таблица, справочник);

продолжить формирование умений анализировать экспериментальные факты, делать логические заключения, выводы и обобщения на их основе.

3. Воспитательные – содействовать формированию мировоззренческих понятий, таких как причинно-следственные связи и познаваемость природы

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

- в личностном направлении:

  - Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

- Убеждение в возможности познания природы и в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

- Уважение к творцам науки и техники.

- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

- Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

- Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

- В метапредметном направлении:

 регулятивные универсальные учебные действия

 (целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний);

 оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

познавательные универсальные учебные действия:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); логические универсальные действия (построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование);

коммуникативные универсальные учебные действия:

 (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);  в предметном направлении (умения применять теоретические знания по физике на практике,     развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез);

коммуникативные умения: участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

 Оборудование:

- Персональный компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Презентация в Microsoft PowerPoint.

- Портреты ученых.

План-конспект урока:

1. Вступление:

- Приветствие.

- Эпиграф: "Отыщи всему начало, и ты многое поймешь".

- Объяснение выбранного эпиграфа.

2. Актуализация знаний учащихся:

- Задание вопросов и обсуждение предыдущих изученных тем.

- Тест для проверки знаний.

3. Объяснение нового материала:

- Рассмотрение рисунка и объяснение опыта на нем.

- Определение заряда и названия каждого из трех лучей на рисунке.

- Объяснение понятия радиоактивности.

- Фиксация цели урока и учебной задачи.

4. Развитие учащихся:

- Работа с универсальными учебными действиями.

- Развитие коммуникативных умений.

5. Заключение:

- Резюме урока.

- Ответ на вопрос о выбранном эпиграфе.

- Подведение итогов.

Окончание урока.

План-конспект  урока:

 

Ход урока

Орг. момент.

Добрый день, ребята, друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

Эпиграфом к уроку я взяла слова  Козьмы Пруткова

 «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»…

в конце урока, мы попытаемся ответить, почему именно  это высказывание я взяла за основу к нашему занятию.

Актуализация знаний учащихся.

Для начала я хочу задать вопрос:  знакома ли Вам тема «Строение атома», а может быть вы слышали л вы названия элементарных частиц, таких как протон, электрон, нейтрон?(заслушиваю ответы учащихся)  На каких уроках, кроме физики, вы изучали эти вопросы? (На уроках химии.)

Как вы думаете, ребята,  почему то, о чем вы говорили на уроках химии, мы будем изучать на наших с вами уроках физики? (заслушиваю ответы учащихся)

Верно. Это  как раз и  подтверждает то, что все науки, особенно физика и химия, очень тесно связаны между собой. Ведь окружающий нас мир един, природа одна, но для более глубокого и детального ее изучения появились отдельные науки, такие как биология, химия, география, физика, которые изучают природу, окружающий нас мир применяя свои приемы и методы. И эти науки дополняют друг друга.  

Напомните мне, пожалуйста -что мы с вами изучали на прошлых уроках?

(Радиоактивность)

Для начала мы с вами Пройдем небольшой тест. ( работа с тестом на презентации)

1. Какой опыт изображен на данном рисунке?  Объясните этот опыт.

2. По рисунку определите заряд и название каждого из трех лучей? Почему вы так считаете?

3. Вот мы с вами говорим о радиоактивности, а что это такое?

4.Как вы думаете, что доказывает радиоактивность? (Сложное строение атома). Тогда какую тему урока мы запишем? (Строение атома).  А, значит, какая цель и учебная задача стоят перед нами? (Исследовать модель атома.)

Кто нибудь из вас знает были ли какие- то попытки и кем по объяснению строение атома? (ответы учащихся- вспоминают то, что им известно из уроков физики 7 класса)

 

Изучение нового материала.

  Да, ребята, О том, что вещество состоит из частиц, ученые предполагали  давно, еще греческий учёный, философ Демокрит( Около 420 г. до н.э.) выдвинул гипотезу о том, что материя состоит из крошечных неделимых частиц. По-гречески atomos означает «неделимый», поэтому эти частицы назвали атомами.  атом долгое время считали неделимой частицей

 Основные элементы его(Демокрита) картины природы таковы:

  1. все тела состоят из атомов;
  2. атомы имеют форму правильных многогранников: куба («атомы земли»), тетраэдра («атомы огня»), октаэдра («атомы воздуха»), икосаэдра («атомы воды»).    Прошло более 2о столетий, прежде чем были получены экспериментальные подтверждения идеи  строения вещества.

В России идеи о мельчайших частицах вещества развивал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Различая два вида частиц материи,  Ломоносов дает им названия  атом и корпускулы.

 Английский ученый Джон Дальтон (1766-1844)  - Именно им было введено понятие атомной массы и составлена первая таблица относительных атомных масс различных химических элементов. При этом атом представляется как мельчайшая неделимая, то есть бесструктурная, частица вещества. То, что вещество состоит из атомов, было доказано.  

   Наша жизнь ставит перед нами очень много проблем, которые необходимо решать. Какие то проблемы решаются очень легко, но  над другими бьются несколько поколений ученых. Казалось бы, почти детский вопрос «Как устроен атом?». А ответ на него люди искали около 2500 лет.

В начале века в физике существовали самые разные,  иногда и невероятные модели атома. Например, ректор Мюнхенского университета Фердинанд Линдеман утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы – форму лепешки». Лорд Кельвин представлял атом подобно кольцам дыма, выпускаемым опытным курильщиком.  Джон Стоней еще в 1891 году  предполагал, что электроны движутся вокруг атома как спутники планет. Японский физик Хантаро Насаока в 1904 году говорил, что атом представляет своего рода сложную астрономическую систему подобно кольцам Сатурна. Вопрос о строении атома изучали так же и русские физики, например, Петр  Николаевич Лебедев.

Но мы с вами остановимся сегодня на модели строения атома  Томсона. Она  наиболее заинтересовала ученых, хотя сам Томсон скептически относился к своей модели. Томсон предположил, что весь положительный заряд распределен по всему объему атома, а электороны как бы вкраплены в атом. Но эту модель надо было проверить. Сам Томсон не мог придумать, как проверить свое предположение.

 Могли бы вы сами  предложить способы проверки модели атома Томсона? Выслушать предложения учащихся.

Проверить такое строение атома решил английский ученый Эрнест Резерфорд.

Однажды зимой 1911 года  войдя  в свою лабораторию, Резерфорд  воскликнул  что знает, как выглядит атом, а  шел он  к своему открытию целых пять немалых лет.

Резерфорд решил «заглянуть» внутрь самого атома. Но как же это сделать? Для этого он решил использовать α-частицы. Эта такие частицы, которые имеют положительный заряд, а масса этих частиц примерно в семь тысяч раз больше массы электрона.  Так же альфа частицы имеют очень большую скорость. Как вы думаете рассуждал ученый?( так как они очень тяжелые, то они должны были легко «пробить» любой атом и тогда модель Томсона была бы доказана)

  С точки зрения Резерфорда α-частицы должны были легко "пробить" атом и тем самым доказать справедливость модели атома Томсона.

С какими трудностями в объяснении столкнулся Резерфорд?  Я предлагаю вам сейчас побыть на месте Резерфорда и попытаться объяснить полученные результаты.  

Работа с текстом в группах.

Какие выводы можно сделать по результатам опыта? ( заслушиваются представители от каждой группы)

Опроверг ли своими опытами Э. Резерфорд модель атома Томсона? Или подтвердил? (ответы учащихся)

Таким образом, ребята,  Резерфорд предложил свою новую планетарную модель атома, которая и была , в общем то подтверждена. Согласно этой модели, в центре атома располагается положительно заряженное ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома. Атом в целом нейтрален. Вокруг ядра, подобно планетам, вращаются   электроны. Находиться в состоянии покоя электроны не могут, так как они упали бы на ядро.  Практически вся масса атома сосредоточена в ядре- 99,95 %.

Узнало человечество,  как устроен атом,  пригодились ли эти знания и для чего? Выслушиваю ответы учащихся.

1.Ядерная энергетика- выделение огромного количество энергии.

2. Неуправляемая цепная реакция осуществляется в атомной бомбе.   На данный момент ядерное оружие по своей силе и мощи превосходит любое другое.

3. В атомной индустрии всевозрастающую ценность для человечества представляют радиоактивные изотопы.

4. Радиоактивные изотопы в сельском хозяйстве.

5. Радиоактивные изотопы в археологии.

Закрепление изученного материала.

Составить логическую цепочку и вставить пропущенные слова……

1.        Слайд 31

2.        Слайд 33

 

Я думаю, что на сегодняшнем уроке «начало» мы отыскали. А многое понять и узнать нам предстоит на наших следующих уроках.

Сегодня Вы заглянули в самую глубину микромира – Вы познакомились с моделью атома Резерфорда.

Чему мы научились сегодня с вами?  (ответы учащихся)

•  Вы научились мыслить и представлять реальные объекты в виде моделей.

•  Вы научились сравнивать и анализировать.

Рефлексия

Вернемся к эпиграфу урока: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь.Мне бы хотелось, что бы вы описали в нескольких предложениях. Почему эпиграфом урока я взяла именно эти слова?

Д.з. Параграф §52 (ответить на вопросы к параграфу),

найти информацию «АТОМ  НА СЛУЖБЕ  У ЧЕЛОВЕКА»

Всем спасибо за урок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе

Данный урок был проведен в своей школе  в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....

План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"

Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....

конспект урока "Строение атома"

Данную разработку можно использовать при изучении темы в 8,11 классе: «Строение атома». Материал предназначен для повторения, объяснения, закрепления материала. Работу можно использовать в качестве де...

ПЛАН -КОНСПЕКТ урока "Строение атома" в 9 классе

План-конспект урока, самоанализ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Строение земной коры. Землятресение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Строение земной коры. Землятресение. Учебник 5 класс. География. А.А.Летягин.Издательство М.: «Вентана».8. Цель  урока:-  формирование представлений  о с...

План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".

Урок  в  8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....