Разработка урока "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Чернова Наталья Алексеевна

Разработка урока "Плотность. Единицы плотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fizika_7_kl_plotnost_veshchestva.docx106.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики по теме

 «Плотность вещества»

Подготовила: Чернова Наталья Алексеевна

Класс: 7

Программа: Физика 7-9 кл. для общеобразовательных учреждений Е.М.Гутник, А.В. Перышкин, М.: Дрофа, 2013.

Оборудование урока:

  1.  Используют учащиеся:ЦОР, цилиндры одинакового объема,; металлические цилиндры, одинаковой массы,.
  2. Использует учитель: презентация MicrosoftPowerPoint.,ЦОР

Дополнительные материалы:

  1. Карточки с заданиями индивидуальной работы, приведенной в начале разработки.
  2. карточки с заданиями для групповой работы, приведенными в конце разработки.

Цели урока:

  • Обучающая:
  1. ввести понятие новой характеристики вещества – плотность и разъяснить ее физический смысл;
  2. сформировать умение учащихся вычислять плотность разных веществ.
  • Развивающая
  1. Развивать способности школьника выдвигать гипотезы;
  2. Развивать навыки работы с учебным материалом через анализ данных таблиц плотности;
  3. Формировать умение работать в группе.
  • Воспитательная
  1. Формировать интерес к физике как к науке о природе.
  2. Формировать правильное представление о строении вещества.

Задачи урока:

  1. Познакомиться с новым понятием – плотность вещества, узнать ее  формулу и единицы измерения.
  2. Научиться работать с таблицей «Плотности твердых тел, жидкостей и газов».
  3. Научиться рассчитывать плотность тела по известной массе и объему вещества.

Ход урока

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Приветствие учеников.Проверка домашнего задания.

Учитель: «Ребята, прежде чем мы начнем изучение нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках. Это нам поможет лучше разобраться в новой теме. Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. На нее отводится 5 минут. Учитель раздает каждому ученику свой вариант и листочки для выполнения теста. Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

Учитель: «Ребята, давайте с вами проверим, как вы справились с работой, и оценим сами себя. Для этого нам нужно сравнить ваши ответы с правильными».

Ответы появляются на слайде, ученики сравнивают их и сами себя оценивают. Учитель комментирует ответы и отвечает на вопросы, если они возникли у учащихся.

Операционно-исполнительский этап.

После проведения самостоятельной работы учитель предлагает учащимся выполнить небольшой эксперимент.

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами учились измерять массу с помощью весов. На своих партах вы видите различные тела. Что это за тела?»

Учащиеся: «Это цилиндры. У них одинаковая форма и объем»

Учащиеся: «У нас шарики. У них разный объем. Вероятно, у них разная масса».

Учитель: «Что нужно сделать, чтобы проверить наше предположение?

Учащиеся: «Их нужно взвесить на весах».

Учитель предлагает взвесить тела и записать на доске результаты.

Учащиеся в парах взвешивают тела.

Учитель: «Какие у вас получились результаты?»

Учащиеся: «Мы получили, что массы у тел действительно разные».

Учитель: «К какому же общему выводу мы пришли?»

Учащиеся: «Мы узнали, что тела одинакового объема имеют разную массу, а тела с разным объемом могут иметь одинаковую массу».

Учащиеся: «Наверно, эти тела сделаны из разных веществ».

Учитель: «Можем ли мы объяснить, какая величина характеризует тела из разных веществ?». Учащиеся затрудняются ответить, т.к. с этой величиной они не сталкивались раньше.

Учитель: «Сегодня мы с вами с ней познакомимся. Эта величина называется плотность вещества. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется - плотность вещества».

Ученики записывают тему.

Учитель: «Ребята, все вещества в природе имеют свою плотность. Плотность - одна из важнейших физических величин. Скажите, пожалуйста, а что должна иметь каждая физическая величина?»

Учащиеся: «Каждая физическая величина имеет обозначение, единицу измерения и свой физический смысл».

Учитель: «Верно. Давайте посмотрим, что же за физический смысл имеет плотность?» На экране появляется физический смысл плотности вещества: «Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3» и примеры плотностей разных веществ объемом 1 м3.

Учитель: «Как же рассчитать плотность тела? Давайте рассмотрим пример». Пример на слайде: Мраморная плита имеет объем 2 м3, а ее масса равна 5400 кг. Чему равна плотность мрамора?

Учитель: «Как, исходя из физического смысла плотности, решить эту задачу?»

 Учащиеся: «Нам нужно узнать, какая масса мрамора содержится в 1 м3. Если в 2 м3 - 5400 кг, то в 1 м3 - 5400:2 = 2700 кг». Учитель: «Молодцы! Какое же действие мы выполняли в этой задаче?»

Учащиеся: «Чтобы найти плотность, мы массу разделили на объем».

Эта формула появляется на экране, записанная с помощью слов и математических символов.

Учитель: «Ребята, запишите эту формулу и посмотрите, удобно ли нам пользоваться ей?»

Учащиеся: «Нет, нам нужно слова заменить на буквы».

Учитель: «Какой буквой обозначают массу, а какой объем?»

Учащиеся: «Масса обозначается буквой m, объем - буквой V».

Учитель: «А плотность обозначается греческой буквой ρ («ро»). Запомните эту букву! Давайте запишем новую формулу».

На экране появляется формула ρ= .

Учащиеся записывают ее в тетрадь.

Учитель: «Ребята, теперь мы знаем, как найти плотность. Как же сформулировать определение?»

На слайде появляется предложение: «Плотность вещества - это физическая величина, которая показывает...»

Учитель: «Давайте продолжим это предложение!»

Учащиеся пытаются сформулировать предложение. Если нет верной формулировки, учитель говорит ее сам и показывает на слайде. Учащиеся записывают ее в тетрадь.

Учитель: «Ребята, а давайте вспомним, в чем измеряется масса и объем тела в системе СИ?»

Учащиеся: «Масса в килограммах, а объем в кубических метрах».

Учитель: «Верно. Давайте теперь подставим в эту формулу вместо букв их единицы измерения, и мы получим единицу измерения плотности. Что у вас получилось?».

Учащиеся: «Единица измерения плотности кг/м3».

Учитель: «Молодцы! Именно в этих единицах и измеряется плотность в системе СИ. Но иногда используют и другие единицы: г/см3. Давайте попробуем перевести из г/см3 в кг/м3»

На экране пример: Плотность железа р=7,8 г/см3 . Переведите ее в кг/м3.

Учитель: «Как же мы будем переводить в нужную нам единицу?».

Учащиеся: «Отдельно переведем граммы в килограммы, а кубические сантиметры в кубические метры».

Учитель: «Верно. Давайте вспомним, что 1 г = 0,001 кг, а 1 см3 = 0,000001 м3. Теперь мы можем переводить».

Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные делают в тетрадях. Затем перевод сравнивают с переводом, показанным на слайде.

Учитель: «Плотность вещества - это физическая величина, которую на протяжении многих лет люди определяли для разных веществ экспериментально. Все эти данные свели в таблицу, которая приведена на странице 50 вашего учебника. Давайте посмотрим эти данные».

Учащиеся находят таблицу.

Учитель: «Давайте с вами найдем плотность фарфора».

Учащиеся: «2300 кг/м3 »

Учитель: «Что показывает эта величина?»

Учащиеся:         «Эта        величина показывает,        чтофарфор объемом 1 м 3 имеет массу 2300 кг». Учитель: «Верно. А теперь найдите в таблице плотности воды, льда и водяного пара».

Учащиеся: «Плотность воды 1000 кг/м3, плотность льда 900 кг/м3, плотность водяного пара 0,59 кг/м3».

В это время на экране выводятся эти значения.

Учитель: «Молодцы! Скажите, пожалуйста, а вода, лед и водяной пар - что это такое?» Учащиеся:«Это        агрегатные        состоянияодного и того же вещества».

Учитель: «Верно. Какой же вывод можно сделать из этих данных?»

Учащиеся: «У разных состояний вещества разная плотность».

Учитель: «Все верно. А как вы думаете, почему существует это различие?»

Учащиеся: «Видимо, это из-за того, что разные состояния вещества имеют разное расположение частиц, из которых они состоят».

Учитель: «Это действительно так. Давайте запишем этот вывод в тетради».

Физкультминутка

 Сегодня с физикой всех вас

Знакомит наш десятый класс.    (руки поднимаем, опускаем)

Даст на всё она ответы ,  

Почему сегодня ветер?  ( круговые движения руками )

Почему растает лёд

Возле тёплой печки ,       ( присели- встали)

Почему легко задуть

Пламя яркой свечки?       ( подули на руку)

Почему нам в море плавать

Так легко и просто ,             (имитируем движения пловца)

Почему нельзя увидеть

Днём на небе звёзды ?      ( поморгали глазами)

Как нам правильно стирать

Белое, цветное…                (имитируем стирку)

Как мы можем ощутить

Тяготение земное.               ( подпрыгнули)

Всё расскажет вам наука

Очень замечательная,      (дыхательные упражнения)

Мы желаем изучать

Вам её внимательно!  

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: «Ребята, давайте с вами поучимся применять нашу новую формулу. Решим небольшую задачу про плотность: Найдите плотность металла, из которого изготовлена Найдите плотность металла, из которого изготовлена деталь, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3. Один из учеников решает задачу у доски, остальные в тетрадях.

После проверки задачи учитель предлагает выполнить задания в группах, которые раздает на карточках. Задания содержат в себе разные задачи качественные и расчетные (см. приложение 2) и для каждой группы задания имеют разный уровень сложности. Более сильные ребята относятся к группе № 4, более слабые - к группе № 2. После выполнения задания учитель предлагает сравнить свои ответы с ответами, данными на слайде.

Учитель: «Ребята, давайте оценим свою работу с помощью наших зарядки» Учащиеся  встают и делают движения согласно стихам , тем самым показывая как уяснили материал.

Учитель: «Ребята, мы с вами отлично поработали, а теперь давайте с вами запишем домашнее задание»

Домашнее задание появляется на слайде, учитель комментирует его. Обязательное задание (для всех) включает в себя § 21 и задания из упражнения № 7 (2,3). Желающим предлагается решить такую задачу: «Оценить массу воздуха в комнате».

Приложение 1.

Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»

Вариант 1

1. Молекула — это ...

а) ...мельчайшая частица вещества.

б)... кусочек вещества.

в)... маленькая частица.

г) ...  частица того или иного вещества.

2. Одинаковы ли частицы, из которых состоят одни и те же вещества?

а) Различаются размером.

б) Одинаковы.

в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.

г) Отличаются.

3. Каким прибором измеряют массу тела?

а) Мензуркой  в) Весами.

б) Рулеткой     г) Секундомером.

4. Масса коробки конфет равна 600 г. Какова ее        масса в килограммах?

а) 6 кг.                   в) 0,06 кг.

б) 0,6кг.        г) 0,006 кг.

5. В каких единицах измеряется объем в Международной        системе СИ?

а) в м3        в) в м2

б) в см3        г) в дм3

Вариант 2

1. Вещества состоят из частиц. Почему же сделанные из них тела кажутся сплошными?

а) Потому что они расположены вплотную друг к другу.

б) Потому что они занимают весь внутренний объем тела.

в) Потому что промежутки между ними так малы, что не различимы глазом.

г) Потому что они малы.

2. Одинаковы ли молекулы разных веществ?

а) Одинаковы.

б) Различаются размером, составом, свойствами.

в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.

г) Среди ответов нет верного.

3. Чем отличаются молекулы воды от молекул пара?

а) Числом атомов в) Свойствами.

б) Размером.                 г) Ничем.

4.Объем тела составляет 2 дм3. Каков объем тела в м3?

а) 0,002 м3     в) 0,2 м3

б) 2 м3        г) 0,02 м3

5.Основная единица массы в СИ - это...

а) ...миллиграмм (мг). в) ...килограмм (кг).

б) ...грамм (г).        г) ...тонна        (т).

Приложение 2.

Задания по теме «Плотность вещества»

 1 группа.

  1. Три сплошных кубика – из мрамора, льда и латуни – имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, а какой наименьшую?

2. Кусок парафина объемом 0,5 дм3 имеет массой 450 г.  Вычислите плотность парафина.

2 группа.

  1. Массы шаров, изображенных на рисунке А, равны между собой. Одинаковы ли плотности веществ, из которых они изготовлены?
  2. Дубовый брусок имеет объемом 0,002 м3 имеет массу 0,0016 г. Вычислите плотность дуба.

3 группа.

  1. Какое из тел (см. рис. Б) изготовлено из вещества наиболее плотного? Наименее плотного?
  2. Цистерна вместимостью 20 м3 наполнена керосином, масса которого 16 т. Вычислите плотность керосина.

4 группа.

1.На рисунке 47 изображены два кубика одинаковой массы: один (1) из свинца, другой (2) из меди. У какого из кубиков масса вещества в объеме 1 см3 больше и во сколько раз?

2. Какая жидкость налита в сосуд объёмом 62,5 л, если её масса равна  50 кг.

Используемая литература:

  1. Перышкин А.В. Физика 7 класс.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2013
  2. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб. Пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа,2014
  3. Я иду на урок физики: 7 класс. Часть II: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  4. Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7,8,9 кл. : Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение,2003.

Ответы к проверочной работе:

Вариант1

1.а

2.б

3.в

4.б

5.а

Вариант2

1.в

2.б

3.г

4.а

5.в

Критерии оценивания самостоятельной работы:

  «5»-5 заданий

«4»-4 задания

«3»-3 задания

«2»- 2 задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"

Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...

Разработка урока "Закон сохранения массы веществ"

Разработка содержит презентацию урока и технологическую карту...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ

Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...

Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"

Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...