"Особенности обучения детей физике с задержкой психического развития"
статья по физике (7 класс)

Лысенко Нина Ринатовна

В данной статье предлагаются альтернативные классичеким методам и приемам обучения физике обучающихся с задержкой психичсекого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения физике детей с задержкой психического развития

На сегодняшний день проблема обучения детей с задержкой психического развития достаточно актуальна. По мере развития информационного общества и науки, в том числе дефектологии, в специальные исследования специалистов  вовлекаются дети слабоуспевающие в школе, но в большинстве случаев развивающиеся нормально без каких-либо  выявленных нарушений. Основная и самая яркая особенность таких детей это низкая успеваемость в учебной деятельности, которая настораживает как родителей, так и педагогов.

В современном обществе дети с ограниченными возможностями могут получить такое же полноценное образование, как и дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях. Это связано с тем, что с 1 сентября 2016 года вступает в силу новый стандарт инклюзивного образования.  В стандарте прописано, что для каждого ребенка с определенными нарушениями необходимо составить адаптированную основную общеобразовательную программу, с учетом всех особенностей развития. Ребенок, обучающийся совместно с другими нормально развивающимися сверстниками будет изучать все те же учебные предметы, где физика не составляет исключения. Главная цель инклюзивного образования - это дальнейшая социализация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), полноценное их включение в общество.

В коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития», или ЗПР, является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Главная причина такого отставания, по мнению большинства исследователей , является органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или появится во внутриутробном, родовом, также в раннем периоде развития ребенка.

Наряду с введением нового ФГОС инклюзивного образования учителю предстоит решить новую задачу – коррекционно-развивающую, которая включает в себя коррекцию и развитие:

  • внимания
  • восприятия
  • воображения
  • памяти
  • мышления
  • речи
  • эмоционально-волевой сферы
  • высших психических функций (анализ, синтез, сравнение)

Наблюдаются некоторые особенности развития  детей с ЗПР (работы Б.И.Белого, Л.И. Переслени):

- низкий уровень восприятия;

- низкая концентрация и неустойчивость внимания, трудности переключения с одного объекта на другой;

- слабые вычислительные навыки;

- отклонения в развитии памяти, преобладание механического запоминания над словеснологическим, быстрое забывание материала;

-медленный темп работы.

Помимо необходимого стандарта знаний уровня знаний по физике, учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, и составлять индивидуальные учебные планы. Адаптация учебных программ также включена в работу учителя физики. На сегодняшний день не существует специальных методических разработок по обучению детей физике с задержкой психического развития, поэтому учителю необходимо адаптировать методы обучения в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Обучение предмету "Физика" детей с ограниченными возможностям здоровья ведётся на основе тех же авторских и примерных программ, учебно-методических комплектов, что и в общеобразовательных школах. Важными коррекционными задачами курса физики в классах VII вида являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля.

На уроках физики необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материла. Основное внимание уделяется отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Следует отметить, что материал дается в неполном объеме, например выводы физических формул и законов. Для учащихся легче воспринимать материал нового урока посредством опоры на ранее полученные знания.

Знания учащихся в специальных коррекционных классах VII вида характеризуются недостаточным запасом сведений и представлений об окружающем мире, что составляет трудность при их обучении. Общий кругозор у них ограничен, узкие знания по основным предметам. Дети быстро утомляются на уроках, достаточно тяжело  воспринимают монотонную информацию. На уроке следует чередовать деятельность учащихся, применяя разнообразные методы обучения.

Особенно беден запас обобщающих знаний, отражающих связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями, что приводит к низкому уровню словесно-логического мышления.

 На уроках физики важно показывать связь с другими учебными предметами. Эту связь легко продемонстрировать на уроке по теме «Строение атома», где ученики уже познакомились на уроке химии со строением атома и моделями, что гораздо упрощает понимание новой темы. Таким образом, кругозор учащихся расширяется, пополняется их словарный запас и информация воспринимается гораздо легче. Уровень усвоения знаний также снижен: наблюдается затруднение понимания (дети не могут пересказывать прочитанное своими словами, выделить главное, резюмировать прочитанное), и затруднения в области применения знаний (использование известного способа решения в новых условиях, выбора нужного способа действия или использование одновременно двух и более простых алгоритмов).

Методы обучения физике остаются те же, но учитываются особенности детей. Так, например, в рамках новых задач ФГОС на каждом уроке необходимо осуществлять междисциплинарные связи между предметами. Физика- это предмет, каждый раздел которого может содержать базовые знания учащихся по другим учебным предметам, но как оказалось, у детей с ЗПР возникают большие трудности при перенесении одного знания и умения на другой учебный предмет.

Наглядность

Учитель физики на уроках в коррекционном классе корректирует пробелы в  знаниях учащихся, применяя специальные приемы по развитию памяти, восприятия, речи, мышления и обязательно решает коррекционно-развивающие задачи. Уделяется много внимания всем видам повторения на уроке – вводному, текущему, итоговому.Задача учителя – как можно дольше удержать произвольное внимание ребенка над изучаемым физическим явлением.

Рассказ служит одним из основных методов изучения нового материала на уроке физики в коррекционном классе. Рассказ - это описательное изложение, в котором сообщаются сведения о научных открытиях и событиях. Главная особенность этого метода заключается в получении обратной связи. Это возможно путем постановки вопросов, побуждением учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест, предложением выполнить отдельные умственные или практические действия. Один из примеров рассказа на уроке в 7 классе по теме: «Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение».

«Учитель: Ребята, люди придумали науку «Физика» не просто так. Начали изучение этой науки с самого просто – это наблюдения. Многим ученым, с самой древности, было интересно, почему тяжелые тела падают на землю намного быстрее, чем легкие. И ждать, конечно, не очень удобно, пока камень или листочек с дерева упадет сам. Для этого берут  разные тела (по размерам и формам) и заставляют их падать.

Учитель: а как называются предметы, которые нас окружают?

Дети: физические тела.

Следовательно, человек сам вызывает падение тел, т.е. проводит опыт. Опыт отличается от наблюдения тем, что его проводят с определенной, т.е. заданной целью, значит для того, чтобы предположить как будет проходить опыт, нам необходимо выдвинуть гипотезу (т.е. сделать предположение). Итак, мы сделали предположение, провели опыт, пронаблюдали, что произошло, значит необходимо сделать вывод, т.е выявить закономерность этого явления.

Вывод: источником физических знаний являются наблюдение и опыт.»

Анализ рассказа по наводящим вопросам:

  1. С чего началась наука «физика»?
  2. Назовите этапы, которые стали источниками физических знаний.
  3. Расскажите последовательность образования физической закономерности.
  4. А теперь перенесите полученные знания в тетрадь.

С помощью такого рассказа у детей повышается внимание, развивается речь, логическое мышление. Далее учитель на доске обобщает ответы учеников и выписывает основные закономерности получения физического знания:

Наблюдение        Опыт        Выдвижение гипотезы        Вывод закономерности.

Существует определенный ряд упражнений, которые проводятся на этапе актуализации знаний, активизирующих познавательную активность учащихся.

«Добавь к слову новое».

Один из учеников называет слово - термин по заданной теме, второй -  повторяет это слово и добавляет ещё одно слово из этой же темы. Игра продолжается до тех пор,  пока не будут названы все  слова по указанной теме.

Например « Взаимодействие тел» 7 класс- учитель изначально задает тему.

Один из учеников предлагает термин «механическое движение»- это изменение положения тела относительно других тел называется механическим движением. Следующий ученик «равномерное движение» -это…  и т.д., до тех пор пока не закончатся физические термины. После такой недолгой занимательной игры дети активно включаются в дальнейшую деятельность на уроке.

Интегрированное обучение

Выводы

Как показала практика, благодаря специфике системы организации коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, дети с ЗПР преодолевают негативные особенности развития и достаточно осваивают базовый уровень стандарта.

Список используемой литературы:

Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

презентация на тему "Обучение детей с диагнозом "задержка психического развития"

Данный материал знакомит учителей , работающих в общеобразовательных школах , с организационными принципами,  методическим подходами,  особенностями работы с учащимися с особенностями развит...

психолого-педагогические условия подготовки к школе детей с ЗПР ( задержка психического развития)

В данной презентации рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки детей с ЗПР к школе...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Особенности обучения детей с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

Особенности свойств внимания школьников с задержкой психического развития

Проблема изучения особенностей внимания учащихся с задержкой психического развития является одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии...

Пение – как коррекционный потенциал для творческого развития детей с ОВЗ (задержкой психического развития – ЗПР). Докладчик: Головина Е. М., учитель музыки ГБОУ школы № 609

Научно-практическая конференция:«Вопросы творческого развития детей инвалидов»  Пение – как коррекционный потенциал для творческого развития детей с ОВЗ (задержкой психичес...