Особенности свойств внимания школьников с задержкой психического развития
статья

Проблема изучения особенностей внимания учащихся с задержкой психического развития является одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_svoystv_vnimaniya_shkolnikov.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности свойств внимания школьников

с задержкой психического развития

Возрастными особенностями внимания школьников с ЗПР является слабость произвольного внимания и его незначительная устойчивость. Школьникам сложно сосредоточить свое внимание на монотонных и неувлекательных занятиях. Однако школьники в какой-то степени уже могут самостоятельно планировать свою деятельность.

Школьников с задержкой психического развития можно охарактеризовать как детей со слабыми интеллектуальными развитиями, узкими идеями, неспособностью контролировать свои действия, отсутствием интереса к обучению. Наряду с этим, для таких детей характерно непроизвольность внимания, слабая концентрация. Такие учащиеся с ЗПР более импульсивны и рассеяны, часто отвлекаются на занятиях, чем школьники с нормой в развитии.

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

В настоящее время исследователи аргументировано рассматривают в качестве клинических предпосылок ЗПР нарушения центральной нервной системы в виде минимальных органических повреждений, минимальных мозговых дисфункций и незрелость коры головного мозга, главным образом лобных отделов коры больших полушарий, которые являются наиболее молодыми и обеспечивают реализацию сознательного поведения и деятельности человека.

Неблагоприятные социальные факторы, такие как неблагоприятные условия образования и отсутствие информации с раннего детства, усиливают недоразвитость, но не являются ее единственной или основной причиной.

Одним из существенных значений в структуре дефекта при ЗПР является недоразвитие личности, как правило, по типу инфантилизма, основными проявлениями которого являются эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, преобладание сущности игры интересы даже в младшем школьном возрасте, несформированность школьной мотивации, неспособность к волевым усилиям, неспособность выполнять задания согласно инструкции. Начиная систематическое обучение, дети не понимают школьную ситуацию в течение длительного периода времени, они не могут быть достаточно критичными, чтобы оценивать других, регулировать свое поведение. Эти проявления часто сочетаются с расторможенностью, недисциплинированностью, неустойчивым вниманием, неспособностью к целенаправленной деятельности.

Специальные экспериментально-психологические исследования Н.Л. Белопольской показали, что у детей младших школьников с ЗПР игра по правилам состояла из мало связанных между собой фрагментов.  

Усложнение правил игры, их интеллектуализации часто приводили к ее фактическому распаду. Учебная ситуация инфантильно воспринималась этими детьми главным образом своей оценочной стороной. При выполнении экспериментальных учебных заданий действия учеников определялись не объективным содержанием задачи, а преимущественно реакцией на поведение экспериментатора, его мимику и интонации голоса [3].  

Процесс выполнения заданий часто прерывался вопросами о предполагаемой отметке. Получив положительную оценку (в эксперименте ставились только отличные и хорошие отметки), дети радовались, некоторые просили написать их отметку на отдельном листке, чтобы можно было показать учителю и сверстникам. В стремлении к положительной оценке они выбирали наиболее легкие задания, характеризуемые экспериментатором как задачи для самых маленьких. Наиболее привлекательными были задания, которые предлагались в игровой форме. И.Л. Баскакова утверждает, подход к обучению и воспитанию ребенка с ЗПР, обусловленный особенностями клинической структуры различных вариантов ЗПР, очевидно, должен быть различным в зависимости от того, идет ли речь об органическом инфантилизме или о нарушении интеллектуальной работоспособности

[1].

Младшего школьника привлекают окружающие предметы и выполняемые с ними действия до тех пор, пока не угасает их интерес. Если ребенка заинтересует новый предмет, он, несомненно, переключит свое внимание, поэтому дети не могут заниматься одними и теми же действиями длительное время [2].

Внимание ребенка всегда сосредоточено на чем-либо, но если выделить один объект из массы других проявляется избирательность внимания. Тем самым интерес к одному есть одновременное невнимание к другому [7].

Рассмотрим основные функции внимания:

  • Первая функция предполагает активизацию необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов.
  • Вторая функция – это целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
  • Третья функция представляет собой удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • Четвертая функция предполагает обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • Пятая функция характеризуется регуляцией и контролем над протеканием деятельности [4].

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Предлагаю рассмотреть этапы с первых месяцев жизни ребенка, у которого отмечается наличие непроизвольного внимания. Младенец изначально реагирует только на внешние раздражители в случае их резкой смены.

В три месяца ребёнок активно интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью. К семи месяцам малыш может увлеченно, на протяжении длительного времени, рассматривать предмет, ощупывать его и брать в рот. Особенно его интересуют яркие и блестящие предметы. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито [8].

Ко второму году жизни у малыша проявляются зачатки произвольного внимания. Ученые предполагают, что процесс воспитания ребенка формирует произвольное внимание. Окружающая среда постепенно приучает ребенка выполнять определенные действия. По мнению Н. Ф. Добрынина, в процессе воспитания дети обращают внимание на требуемое от них действие, вследствие чего у них начинает проявляться сознательность [8].

Игра содержит огромное значение для развития произвольного внимания. Именно в процессе игры ребенок координирует свои движения согласно задачам и направляет свои действия в соответствии с ее правилами. Ребенок знакомится с все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенно формируя умение разбираться в простейших отношениях. Родителям важно разговаривать со своими детьми, гулять и играть. В этом возрасте дети охотно подражают взрослым, манипулируют игрушками и другими предметами. Всё вышеперечисленное обогащает опыт ребенка, развивает его интересы и внимание [9].

Также большое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе обучения школьник приучается к дисциплине. Школа формирует у него усидчивость, способность контролировать свое поведение. В школьном возрасте развитие произвольного внимания проходит определенные стадии. В первом классе ученик не способен полностью контролировать свое поведение на уроках, так как у него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя делают свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка. Педагог может этого достичь за счет периодической смены формы подачи учебного материала. У ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное, поэтому, для того чтобы привлечь его внимание, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным [8].

Необходимо учитывать, что на качество внимания оказывают влияние и особенности возраста, а не только условия воспитания. Это говорит о том, что с возрастом происходят физиологические изменения организма ребенка и значительное возрастание потока воспринимаемой информации и впечатлений.

Формирование способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности является важной задачей развития внимания. В таком случае, основным содержанием внимания становится умственное действие контроля, которое можно обеспечить только при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом [5].

На протяжении долгого времени у детей с задержкой психического развития остается преобладающим непроизвольное внимание. Таким детям очень трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Но в то же время в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными. Очень важно развивать произвольное внимание у младших школьников, так как оно связано с формированием волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

В младшем школьном возрасте у детей формируются произвольные действия. Внимание становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее [6].

Речь влияет на формирование произвольного внимания Произвольное внимание и речь, участвуют в регуляции поведения ребенка. Чем насыщеннее речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Речь является универсальным средством организации внимания. Первоначально взрослые при помощи словесных указаний организуют внимание ребенка. В дальнейшем ребенок сам обозначает словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия.

В младшем школьном возрасте в целях организации собственного внимания резко возрастает использование речи. Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка [6].

Список литературы

  1. Белоус С.А. Психология и педагогика. Методические указания –Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012. – 50 с.  
  2. Бен Парр. Ловушка для внимания: как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 276 с.  
  3. Берн, Э. Люди, которые играют в игры; [пер. с англ. А. Грузберга]. – М.: Издательство «Э», 2016. – 608 с.  
  4. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.  
  5. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психологопедагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.  
  6. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. –180 с.  
  7. Кагарлицкая         Г.С.         Что         за         чем         и         почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. – Национальный книжный центр: Генезис, 2015. – 110 с.  
  8. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) – СПб.: Питер, 2010. – 987 с.  
  9. Пономарева М.А., Сидорова М.В. Общая психология и педагогика: ответы на экзаменационные вопросы – Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013. – 144 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи у школьников с задержкой психического развития

Введение 1) Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников. 1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы. 1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития речи. 1.З ...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".

Презентация была представлена в  городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....

Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....

"Развитие и коррекция произвольного внимания у школьников с задержкой психического развития"

Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.  Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много различных функций. Оно активиз...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...