Технологическая карта урока по теме: "Взаимное притяжение и отталкивание молекул"
план-конспект урока по физике (7 класс)

 Технологическая карта урока по физике для учащихся 7 класса с применением  методов и приемов технологии критического мышления и ИКТ-технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: физика 

Класс: 7   

Базовый учебник: Физика.7 класс. Перышкин А.В., М.: Дрофа, 2020

Тема урока:   «Взаимное притяжение и отталкивание молекул»  

Тип урока: урок открытия нового знания                

         Цель урока: дать представление о взаимодействии молекул вещества; выяснить физический смысл взаимодействия молекул; сформировать представления о значении явления смачивания и несмачивания в природе, в быту

        Задачи урока:

Образовательная: овладеть знаниями о взаимодействии молекул и их проявлениями в свойствах физических тел; научить объяснять наблюдаемые явления на основе знаний о взаимном притяжении и отталкивании частиц вещества; познакомить с явлениями смачивания и капиллярности и их проявлении в технике, быту и природе.

Развивающая: развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе проводить сравнение, выделять главное, формулировать логические выводы; содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза; формировать логическое мышление, умение обобщать.

Воспитательная: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, развивать познавательный интерес учащихся, формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе, в быту.
Планируемые результаты:

1. Предметные:

- понимать физический смысл взаимодействия молекул;

-объяснять явление смачивания и несмачивания тел;

- проводить опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

- объяснять явления на основе знаний о взаимодействии молекул.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- умение выявлять причинно-следственные связи;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений;

3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в группах, парах, индивидуально;

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Технологии: ИК-технология, здоровьесберегающая, ТКРМ

Оборудование:  персональный компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска; для фронтальной работы: резиновая лента, стакан с водой, полоска бумаги, 2 кусочка мела, 2 кусочка пластилина, каучуковый мячик;  для демонстраций: демонстрационный столик, стакан химический, стеклянная пластинка, вода, пружина, мячик, изолента, скотч, клей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Универсальные учебные действия (УУД)

Организационный момент

Цель:  создать доброжела тельную атмосферу, подготовить учащихся к работе на уроке

Приветственное слово учителя.

Проверка  готовности к уроку, эмоциональный настрой

Приветствие.

Слушают учителя

Личностные - овладение умением работать коллективно, парах, индивидуально;

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Мотивационный. Постановка целей и задач урока.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

Предлагает на основе знаний ранее полученных оценить истинность или ложность утверждений, которые записаны в виде таблицы.

Таблица «Верные и неверные утверждения» (карточка 1)

Заполняете 3  столбец таблицы, если согласны, то ставите знак «+», если нет знак «-».

1. Вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).

2. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да).

3. Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размерам (нет).

4. Молекула – мельчайшая частица вещества (да).

5. В молекуле может быть более 1000 атомов (да).

6. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше (да).

7.Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого (да)
8. Скорость диффузии возрастает при уменьшении температуры (нет).
9. Диффузия в твердых телах не возможна (нет).
10. Чтобы огурцы быстрее засолились , их заливают холодным рассолом. (нет).

Выделите два основных свойства молекул (учитель записывает на доске два свойства молекул из предложенных детьми):

1) имеют промежутки между собой; 2) непрерывно движутся

Предлагает ответить на проблемные вопросы:

- Что мешает Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

- Почему семиклассник Вася, за которым гоняется мама с веником, не сможет сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?

Предлагает  сформулировать  учебную задачу и тему урока.

- Что конкретно вы хотите узнать о новом свойстве молекул?

(Учитель фиксирует УЗ, предложенную детьми, пишет на доске: «Обнаружить новое свойство молекул, т.е. узнать термин, признаки, особенности, применение».)

-  Итак, тема урока … ( пишет на доске тему урока)

Как в науке обнаруживают новые свойства действительности?

Давайте и мы из наблюдений и опытов обнаружим новое свойство молекул.

Индивидуальная работа по таблице «Верные и неверные утверждения».

Работа в парах. Сравнивают результаты своих размышлений друг с другом, а затем озвучивают то, что получилось.

Записывают основные свойства молекул:

Затруднение, пытаются объяснить на основе известных свойств молекул, но не могут (ситуация всеобщего неуспеха). Высказывают гипотезу о том, что, видимо, не знают ещё какого-то свойства молекул. Осознают недостаток знаний.

Формулируют учебную задачу и тему урока: узнать новое свойство молекул.

Узнать термин, признаки, особенности. Научиться узнавать его в окружающей природе и применять его для решения задач. (Самооценка)

Из наблюдений, опытов.

Познавательные-самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы.

 Личностные - формирование желания выполнять учебные действия.

Коммуникативные - навык сотрудничества.

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: «открытие» новых знаний

Задание 1.

Опыт 1. Растяните резиновую ленточку. Отпустите. Что произошло? Загляните мысленным взором внутрь резинки. Что можно представить? Что происходит с молекулами?

Опыт 2. Опустите лист бумаги в воду, достаньте, рассмотрите его. Что произошло с бумагой? Как можно объяснить это на уровне молекул?

Сделайте вывод. (Фиксирует вывод на доске)

Задание 2.

Опыт 1. Приложите два кусочка пластилина друг к другу. То же проделайте с кусочками мела. Что наблюдаете? Как объяснить? Сделайте вывод.

Опыт 2. Померяйтесь силами с молекулами – растяните карандаш. Что мешает?

Опыт 3 (демонстрационный). Блюдце не притягивается сухим мылом, но притягивается мокрым. Стеклянная пластинка не притягивается донышком сухого стакана и притягивается мокрым. Как объяснить наблюдаемые явления?

Опыт 4. Демонстрация действия скотча, клея, изоленты. Объясните.

Задание 3. Предложите модель притяжения молекул.

Задание 4. Если молекулы притягиваются, то они должны притянуться вплотную и между ними не должно быть промежутков, а промежутки между молекулами, как мы знаем, всегда есть. Как же объяснить этот факт?

Опыт 1. Сдавите крышку стола. Что мешает придвинуть вплотную молекулы стола?

Опыт 2. Сожмите каучуковый шарик. Отпустите. Каким свойством молекул можно объяснить восстановление формы шарика?

Сделайте вывод. (Фиксирует вывод на доске)

Задание 5. Предложите модель отталкивания молекул.

Задание 6. Наблюдаем пружину на столике. Как вы думаете, как взаимодействуют сейчас молекулы пружины – притягиваются или отталкиваются?

Сделайте вывод. (Фиксирует вывод на доске)

Задание 7. Предложите модель взаимодействия молекул.

А можно ли сделать притяжение молекул больше отталкивания? Меньше отталкивания? Как это используется на практике?

Задание 8.

Опыт: опустите бумагу и свечу в воду. Достаньте. Рассмотрите. Что наблюдаете? Как это можно объяснить? Эти явления называются смачивание и несмачивание. Приведите примеры этих явлений из окружающей жизни.

Задание 9. Предложите модель этих явлений. С помощью модели объясните механизм смачивания и несмачивания.

Работают в парах. Выполняют опыты. Предлагают варианты объяснений результатов. Через совместный поиск выходят на свойство молекул – притяжение.

Вывод: молекулы притягивают друг друга. (Самооценка)

Из обсуждения выходят на зависимость притяжения от расстояния между молекулами. Вывод: притяжение молекул заметно лишь на малых расстояниях (сравнимом с размером молекулы). Притяжение молекул. Обсуждение в парах. Объяснение опытов.

Работа в парах. Модель: молекулы – шарики, стрелки – притяжение. (Самооценка)

Выдвигают гипотезы.

Обсуждение в парах. Коллективное обсуждение.

Вывод: молекулы отталкиваются. (Самооценка)

Работа в парах. Модель: молекулы – шарики, стрелки – отталкивание. (Самооценка)

 Вывод: молекулы взаимодействуют путём притяжения и отталкивания одновременно. (Самооценка)

При растяжении, сжатии, изменении формы тела.

Приводят примеры из практики.

Бумага мокрая, свеча сухая.

Приводят примеры.

Работа в парах. Лучшую модель защищает ученик у доски.

(Самооценка)

Коммуникативные - навык сотрудничества.

Познавательные - навык   выделения различий, умение структурировать знания

Регулятивные - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: - формирование желания выполнять учебные действия.

Предметные - умение работать с приборами, применять на практике знания.

Первичное закрепление нового материала.

Цель: самостоятельное применение полученных знаний

Подведём итоги наших опытов.

- Какова была цель урока?

- Почему она возникла?

-Какое новое свойство молекул открыли?

- Каковы признаки этого свойства?

-Каковы особенности взаимодействия молекул?

Ребята, вернёмся к проблемным вопросам и ответим на них, основываясь на свойство молекул. Предлагает решить качественные задачи:

- Тётя Уля упала в речку вместе с жирным гусём. Гусь вышел на берег сухим, а тётя Уля выползла мокрая. Почему?

- Капля воды растекается лужицей на столе, а капля ртути остаётся в виде шарика. Почему?

- Если разрезать яблоко пополам, а затем соединить половинки, они распадутся не сразу. Почему?
- Стеклышки, прижатые друг к другу, трудно разъединить. Почему?
-  На классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора. Почему?

Отвечают на вопросы.

Дают объяснение проблемным вопросам (самооценка).

Решают качественные задачи.

Познавательные: сравнения результатов.

Личностные: выбор уровня задания, анализ своих способностей.

Коммуникативные: при диалоге с учителем, друг с другом формирование умения объяснять свой выбор, свои рассуждени

Домашнее задание.

Рефлексия.

Цель: самостоятельное применение  полученных знаний; соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. 

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Мотивирует выполнение домашнего задания.

Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Создает условия для выбора учащимися домашнего задания.

Домашнее задание: прочитайте § 10, стр. 23-25, ответьте на вопросы после параграфа.

Выполните одно из заданий:

1.Подготовьте презентацию по теме:

 «Взаимное притяжение и отталкивание молекул»

2.Подготовить доклад по теме: «Явление смачивания и несмачивания в быту и технике»

3.Выполните экспериментальное задание упражнения 2(1) на стр 26 учебника

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз:

Сегодня  я узнал…              

Было интересно…          

Было трудно…                    

Я понял, что…                    

Я научился…              

Меня удивило…  

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы).

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Коммуникативные - при диалоге с учителем, формирование умения объяснять свой выбор.

Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Личностные - смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)...

Урок по теме взаимное притяжение и отталкивание молекул

Конспект по теме взаимное притяжение и отталкивание молекул + презентация + тест на программу "Айрен"...

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул....

Технологические карты уроков на тему "Взаимно обратные числа"

Разобраны два урока из курса 6-го класса на тему "Взаимно обратные числа"...

презентация к уроку физики 7 класс Притяжение и отталкивание молекул.

Презентация предназначена для урока физики в 7 классе "Взаимное притяжение и отталкивание молекул."...

Технологическая карта урока в 7кл.по теме "Строение вещества. Молекулы"

Технологическая карта урока по теме "Строение вещества. Молекулы"...