Доклад на онлайн марафоне "Дайджест педагогических идей" на тему "Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении физики"
статья по физике

Белеенко Галина Александровна

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих и активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

   Забота об одарённых детях – сегодня забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты. И ключевой задачей учителя является способность увидеть, раскрыть и развивать дарования каждого ребенка.

Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость.

Выявление одаренных детей:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  • накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

 «Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении физики»

Выступление на онлайн марафоне «Дайджест педагогичеких идей»

Подготовила: учитель физики

МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская»

Белееенко Г.А.

2022 год

                                           Одаренность человека – это маленький росточек, едва   проклюнувшейся из земли и требующий к себе особого внимания.                                                  

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

    сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский.

        Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих и активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

   Забота об одарённых детях – сегодня забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты. И ключевой задачей учителя является способность увидеть, раскрыть и развивать дарования каждого ребенка.

Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость.

Выявление одаренных детей:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  • накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Стратегия работы с одаренными детьми:

I этап – аналитический
II этап – диагностический

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; участие в олимпиадах; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны и т.д.

Это теория. А что мы видим на практике?

   «Физика – интереснейшая из наук!» - уверяет своих учеников учитель, показывая на доску, исписанную физическими формулами. Даже у взрослых это вызывает сомнение, а ребенок чувствует себя глупым и, боясь показать свою неуверенность и беспомощность, прячется за маской безразличия и отстраненности от этих непонятных, ничего для него не значащих иероглифов. А ведь может быть и по-другому:

 «Я так надеюсь на твое желанье узнать, постичь, преодолеть себя. Пойдем со мной по лесенке познанья. Вперед, не бойся, рядом я!»

       Нужно попытаться стать для учеников другом, «попутчиком» на их нелегком пути в мир физики.

  «Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность…способствует воспитанию нравственной личности.

     Это наглядно можно пронаблюдать на уроке – инсценировке по теме «Свободное падение», где ученик является как бы судьей решающий вопрос: прав ли был Г.Галилей, отказавшийся от своих взглядов, чтобы остаться жить, работать и закончить свои труды, сделать научные открытия, двинувшие науку далеко вперед. Ученик ненавязчиво втягивается в решение проблемы и по-своему, по-детски, пытается ее решить.

        Заочное путешествие в страну «Физика», знакомство с физикой – наукой нескучной, интереснейшими людьми, создающими ее, проводят старшеклассники для ребят, которые только начинают изучать физику. Перед ними ставятся вполне взрослые вопросы: «Легко ли стать ученым? Легко ли сделать открытие? Случайны ли научные открытия?»

       Ребята рассказывают легенды об Архимеде, Ньютоновском яблоке, о бульоне из лягушачьих лапок, с помощью которого Л. Гальвани открыл «животное электричество» - электрический ток, об Эрстеде и Рентгене. Их рассказы об ученых сопровождаются показом опытов. Затем рассказывают о жизненном пути и работе этих ученых. В конце путешествия ребята приходят к выводу, что «Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов». Идя, фактически, от сказки к науке ребята незаметно для себя получают знания, легко запоминают явления, могут их объяснить, раскрывая свой творческий потенциал.    

        Одним из эффективных путей развития у школьников интереса к учению является организация их игровой деятельности. Деловые игры предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, в будущей профессиональной деятельности.

      Увлекаясь игрой, ученики не замечают, как учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают свою фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.        

        Один из видов игровых уроков, полюбившийся моим ученикам – игры путешествия, Квесты. «Восхождение на пик Знаний» - для любого типа урока: решение задач, закрепление теоретического материала, проверка домашнего задания, повторительно – обобщающие уроки. Обычно эту игру ведут капитаны команд, учителю остается только контролирующая роль.

Путешествие по стране «Калория» - по теме «Тепловые явления». По стране «Электронии» -   по теме «Электрические явления». Интегрированные с географией, литературой, химией - такие уроки дают ученикам почувствовать радость познаний, радость небольших открытий. Здесь используются ребусы, интересная информация, которую ребята добывают сами, перечитав большое количество дополнительной литературы и материала из интернета, кроссворды, всевозможные задачи.

       Всегда стояла проблема: как сделать для школьников интересным процесс решения задач? Нетрадиционные уроки решения задач базируются на обучении самостоятельно «добывать» знания в процессе познавательной деятельности. Контроль не вызывает неприятных эмоций, т.к. это взаимо- и самоконтроль, он рассматривается как необходимый этап работы, важное условие его правильного выполнения, получение одобрения у товарищей и учителя. В 7-х, 8-х классах учащимся   помогают сказочные герои - благодаря симпатичному Удавчику, ребята легко запоминают формулы, в уроке-игре «Волшебное число» вместе с Иваном – царевичем спасают Елену Прекрасную, решая 7 задач разрушают 7 замков подземелья. Повторяя тему «Плотность», решают дифференцированные задачи о драгоценных камнях, золотых дисках, изделиях из серебра, в золотом, серебряном, оловянном, медном и деревянном сундучках, в игре «Сокровища Деда Мороза». Сдают мини ЕГЭ с героями мультфильмов «38 попугаев».  Тем самым развивают навыки в применении формул, алгоритма решения задач.  

     Играя, ребята учатся обобщать полученные знания и выражать их в опорных конспектах. Ребята сами их с удовольствием составляют из отдельных фрагментов - опорных сигналов, как бы собирая мозаику.

     В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий – одного из наиболее эффективных путей развития познавательного, творческого потенциала. Использование электронных пособий при обучении решения задач, для подготовки к ЕГЭ.

  Учащиеся 7-9 классов с удовольствием работают на сайте «Физика.ру», «ЯКласс» 

Нетрадиционные формы проведения урочной и внеурочной работы, помогают детям быть увереннее в своих способностях, развивать творческий потенциал и даже быть героями телевидения вместе с сотрудниками «СевКавказэнерго»

  Выходя из школы, ученик уносит радость от чего-то, вновь познанного, необычного.

         Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

       Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие     одаренных школьников и на выявление скрытых способностей.

 Основными являются методы творческого характера: проблемно-поисковый, исследовательский и проектный (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).

       

      Работая над решением задачи развития творческого потенциала учащихся, развития у учащихся интереса к проектной и исследовательской деятельности, я, как учитель физики веду целенаправленную работу с одарёнными и способными учащимися. При этом, я стараюсь решить одну из главных проблем - создание благоприятных условий для развития навыков, творческого потенциала и личностного роста одаренных и талантливых детей.

   

Работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

"Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие, стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто   заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем".

                                                                                    Анатоль Франс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся при изучении математики.

Способы развития творческих способностей учащихся. Описание опыта работы по развитию творческих способностей. Работы учащихся 5-6 классов....

Использование дистанционных технологий для развития творческих способностей учащихся к изучению физики и астрономии

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958901","attributes":{"class":"media-image","height":"100px","width":"100px"}}]]Мои публикации по естествознаниюИнтернет можно использовать не то...

Педагогический проект "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбли скрипачей"

категория: Игра на музыкальном инструментеавтор: Трещёткина Лидия ИвановнаВ проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участн...

Презентация педагогического проекта "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбль скрипачей.

В проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участников ансамбля скрипачей....

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках физики

Развитие творческих возможностей формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.Интеллектуальная деятельность и творчеств...

Реализация творческого потенциала учащихся при изучении предмета Технология

Новая школа – это школа для всех, в которой будет обеспечиваться успешная социализация всех детей. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать “возможность всем без исключения ...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...