Педагогический проект "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбли скрипачей"
проект ( класс) на тему

Трещеткина Лидия Ивановна

категория: Игра на музыкальном инструменте
автор: Трещёткина Лидия Ивановна

В проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участников ансамбля скрипачей.
Определено место методов и приёмов в изучении вопросов в ансамблевой игре, а так же основных функций педагогических подходов и технологий в музыкальном образовании, в частности в коллективном музицировании.
Раскрыта роль педагога в процессе работы с ансамблем.
Определён инновационный метод через обновление репертуара авторскими переложениями, повышающими мотивацию к обучению в классе коллективного музицирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

Педагогический проект

Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование.

Ансамбли скрипачей

Автор (разработчик):

                                                  преподаватель оркестрового отделения  

Трещёткина Лидия Ивановна

г. Нижневартовск 2012г.

 

I. Аннотация проекта

         В проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участников ансамбля скрипачей.

        Определено место методов и приёмов в изучении вопросов в ансамблевой игре, а так же основных функций педагогических подходов и технологий в музыкальном образовании, в частности в коллективном музицировании.

Раскрыта роль педагога в процессе работы с ансамблем.

     Определён инновационный метод через обновление репертуара авторскими переложениями, повышающими мотивацию к обучению в классе коллективного музицирования.

II. Обоснование необходимости проекта.

А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере  музыкальностью и способностью ее развивать».

 Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе по специальности, уделяет всё более пристальное внимание различным формам  коллективного  музицирования.

 Ансамблевая игра издавна известна не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке.

В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

Охватывая значительный пласт детей, школа в последнее время часто сталкивается с психологическими трудностями у ряда обучающихся детей. Эти ученики в своем большинстве проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко у них наблюдаются проблемы в нервно-двигательной сфере.

 Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.

Так, ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. 

              Игра в ансамбле, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку художественное творчество является его системообразующим стержнем и органично влияет на развитие творческих способностей учащихся. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень ее развития.  

         Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп,  считаю важным подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию, как виду совместной деятельности.

 Многие учащиеся моего класса, окончившие основной курс обучения, продолжают заниматься в ансамбле. Это происходит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому музицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложившемся коллективе.

       Устойчивый интерес учащихся к ансамблевому музицированию позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений. Репертуарный план помогает решать проблемы общего и музыкального развития учащихся.

Отсутствие в научной литературе достаточно четких определений сущности, структуры и функций коллективного музицирования как вида художественно-творческой деятельности вызывает необходимость их дальнейшей разработки в рамках данного исследования.

       Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется ее недостаточной теоретической и практической разработанностью, обусловленной особенностями сложившейся современной социокультурной ситуации, характеризующейся наличием объективно существующих противоречий:

  •  между углубляющимся духовным кризисом общества и возможностями его преодоления;
  • между потребностью общества в творчески мыслящих, инициативных личностях, способных принимать участие в изменении культурной среды, и несовершенством существующей системы их воспитания, отсутствием технологий, базирующихся на опыте предшествующих поколений;
  •  между общественной потребностью в приобщении к ценностям музыкального искусства посредством музицирования и отсутствием системы воспитания музыканта-любителя.
  • между высокими требованиями к качествам специалиста и отсутствием теоретического обоснования и систематизации учебно-воспитательного процесса;
  • между необходимостью формирования личности, обладающей коммуникативными способностями и недостаточным методическим обеспечением развития опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения коллективного музицирования

III. Цель и задачи проекта

Цель проекта – создать  социально-педагогические  условия для развития творческого потенциала учащихся через  коллективное музицирование.

Эффективность развития коллективного музицирования определяется совокупностью следующих социально-педагогических условий:

  • создание просветительско-образовательной системы;
  •     расширение субъектных функций участников коллективного    музицирования;
  • разработка методики воспитания музыканта-ансамблиста,
  • внедрение вариативных форм коллективного музицирования, ориентированных  на развитие творческой самореализации учащихся;
  • использование инновационных методик и технологий в процессе обучения учащихся в сфере ансамблевого исполнительства.
  • повышение общего уровня культуры, эстетического развития личности и использование полученных навыков и знаний в дальнейшей творческой деятельности и профориентации.

Объект исследования - процесс обучения игре в ансамбле учащихся младшего и подросткового возраста в классе коллективного музицирования детской музыкальной школы.

Предмет исследования - факторы, способствующие развитию комплекса музыкальных способностей и мышления подростков в детской музыкальной школе средствами ансамблевого музицирования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование навыков ансамблевого исполнительства будет эффективно, если будут определены:

- теоретико-методические основы музыкально-творческого развития учащихся в процессе коллективного музицирования, основанного на соединении коллективного творчества с индивидуальным: навыки достижения интонационного, динамического, тембрового звучания, единообразия исполнения штрихов и исполнительских приемов;

-  оптимальный темп и эффективность использования репетиционного времени,

- наличие в художественно-коммуникативной деятельности педагога характерных черт артистизма как профессионально значимого качества личности;

- если учебно-творческий процесс в классе ансамбля будет проводиться целенаправленно, систематически, комплексно с учетом специфики самостоятельных творческих заданий, направленных на формирование навыков коллективного музицирования.

Новизна проекта заключается в:

- применении эффективных путей организации ансамблевой игры учащихся.

-наличии в художественно-коммуникативной деятельности педагога характерных черт артистизма как профессионально значимого качества личности.

       А так же инновация педагогического опыта заключается в создании нотного материала путём авторских переложений классических произведений и музыки современных композиторов, что повышает мотивацию учащихся к обучению на уроках коллективного музицирования, а в частности на уроках ансамбля. Так же используется нотный материал, созданный самими учащимися.

Теоретическая значимость проекта:

-  разработана совокупность методологических, теоретических  и методических положений, определяющих основы авторской методики формирования навыков коллективного музицирования учащихся в классе  ансамбля.

-  уточнено понятие «коллективное музицирование» как эстетическая и педагогическая категория.

- раскрыта сущность и специфика учебно-творческой деятельности учащихся в детских  ансамблях как процесс познания, воспроизведения, создания и распространения нового оригинального продукта в сфере музыкального искусства.

- изучено содержание учебно-воспитательного процесса, включающее структуру логически выстроенных этапов подготовки учащихся к исполнительскому творчеству и разработана модель формирования навыков коллективного музицирования, включающая три подсистемы (музыкально-теоретическая, музыкально-практическая и организационно-дидактическая)

Практическая значимость проекта:

- разработанная авторская методика музыкально-творческого развития учащихся направлена на формирование навыков ансамблевого исполнительства и основана на взаимодействии педагога и коллектива. (Рабочая образовательная программа «Коллективное музицирование»).

- созданные сборники музыкальных произведений в обработке автора проекта могут быть использованы  педагогами, занимающимися коллективным музицированием. (Приложение №1)

 Задачи проекта:

  • выявить сущность и структуру коллективного музицирования, как вида художественно-творческой деятельности;
  • определить социально-педагогические условия развития коллективного  музицирования;
  • развить у учащихся исполнительские навыки в  условиях ансамблевой игры -  ощущение единого темпа, ритмической точности, синхронности;
  • воспитывать чувство ответственности за коллектив, волю и самообладание во время публичных выступлений;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • учить детей слушать, чувствовать, сопереживать;
  • создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности;
  • раскрыть перед учащимися художественные совершенства изучаемых произведений русских, зарубежных классиков, а также современных композиторов.
  • вести постоянную работу над формированием высоких эстетических  представлений и вкусов;

 Методологическая основа исследования.

Основа педагогического опыта базировалась на концептуальных положениях современных культурологов, психологов, педагогов искусствоведов, музыкантов, связанных с воспитанием, обучением и развитием личности, становлением музыкально-эстетических чувств, вкусов и идеалов.

- О субъектно-деятельностном подходе с учётом их индивидуальных особенностей и свойств, а так же  природных психофизических возможностей использовались работы С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Брушлинского и Б. Берлянчик

- Психологические основы художественно-эстетического воспитания рассматривали:  Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.С. Кузина и др.

- Для анализа психолого-педагогических аспектов проблемы музыкально-творческого развития учащихся и формирования навыков коллективного музицирования были использованы труды Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, П.М. Якобсона.

- Педагогические условия управления качеством музыкально-инструментальной подготовки учащихся раскрыли в своих статьях  Протасова, С. В.,  Мильтонян С.А., Готсдинер М.А.

- Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки раскрыта у Крутиковой Н.М.

- Над формированием навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях, а так же над развитием художественного опыта подростков работали Горбунова М. А., Дудина А. В. Травина Е.А. Мильтонян С.А.

Вид проекта: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на социальные интересы самих участников проекта.

Тип проекта: межпредметный проект, так как является объемным, продолжительным, общешкольным проектом, предполагающим осуществление межпредметных связей, планирующим решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

         По характеру контактов проект представляет собой внутренний проект, так как организуется в пределах образовательного пространства одной школы.

        По продолжительности проведения он является проектом долгосрочным. Каждый учащийся по классу скрипки начинает заниматься в ансамбле с 3 класса по 7 класс,  поэтому срок  реализации проекта составляет 5 лет.

Функции проекта:

  • образовательные,
  •  практические,
  • информационные.

Принципы проекта:

  • подчинение процессов проекта реальным потребностям и интересам  учащихся;
  • демократичность, т.е. учитель выступает в роли наставника-консультанта;
  • импровизационность, т.е. возможность корректировки  в процессе деятельности  ансамблей.

IV. Основное содержание проекта.

В проекте описан комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для руководителя ансамбля скрипачей. Специфика работы состоит в том, что  приходится работать с учащимися различного возраста и различной степени подготовленности.

В приложение проекта включены два сборника для младших и старших групп ансамбля с обработками произведений российских и зарубежных композиторов созданные автором проекта, а так же Рабочая образовательная программа «Коллективное музицирование».

Главная задача руководителя ансамбля состоит в том, чтобы он имел наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно было заинтересовать учащихся, чтобы они с огромным интересом принимали участие в коллективном музицировании.

В развитии творческого потенциала учащихся огромную роль играет  компетентность руководителя:

-видение ребенка (ученика) в образовательном процессе;

-построение образовательного процесса, ориентированного на достижение целей конкретной ступени образования;

-установление взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

В свете сказанного сегодня в контексте определения ведущих компетенций учителя-музыканта выявлены, прежде всего, такие личностно-профессиональные качества педагога-музыканта, как его

  • музыкальность,
  • артистизм,
  • музыкально-педагогическая интуиция,
  • профессиональное мышление и самосознание,
  • личностно-профессиональная позиция.

 Именно данные компетенции являются сегодня и критериями профессиональной готовности учителя-музыканта к его профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

Базовые педагогические компетенции с учетом специфики профессиональной деятельности учителя:

- осуществление диагностики музыкального опыта учащихся, уровня их музыкальной культуры, способностей, эстетических пристрастий, игровых возможностей, качества восприятия музыки как основания выстраивания индивидуального маршрута погружения ребенка в музыку;

- мотивирование учащихся к музыкально-творческой деятельности, использование различных форм музыкальной деятельности, отбор музыкального материала с учетом возможностей детей;

- умение взаимодействовать на различных уровнях в процессе организации совместной музыкальной деятельности;

- умение развивать и обогащать образовательную среду учреждения;

- умение осуществлять самореализацию, самообразование, рефлексивную деятельность.

Роль педагога в процессе работы с ансамблем очень важна!

В музыкальной педагогике на первый план выходит образ учителя, увлеченного музыкой, эмоционально отзывчивого, не ставящего себя на недосягаемую высоту от учеников, компетентного в профессиональных вопросах, постоянно самосовершенствующегося.

Одна из главных задач руководителя ансамблевого коллектива — воспитание уважительных отношений между участниками ансамбля, потребности к совместному общению, главной целью которого является совместное музицирование.

Чтобы возникла подлинная увлеченность ансамблевым исполнительством нужна система психологических контактов, способных сплотить участников ансамбля в единый творческий коллектив. Во всей этой работе значение руководителя трудно переоценить. Создание спаянного дружбой и любовью к ансамблевому музицированию коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю. Руководитель коллектива должен внимательно относиться к каждому участнику ансамбля, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам коллектива, быть им настоящим товарищем.

Преподаватель, обладающий такими качествами, привлекает к себе, является лидером, за которым в мир музыки и творчества поэтапно, шаг за шагом следуют ученики. Самореализация педагога, его творческо-исполнительская, методическая, педагогическая деятельность,  наложат свой отпечаток на сознание учеников и помогут смоделировать собственную профессиональную компетенцию.

В нашем коллективе лидерство, естественно, за мной. Группа дает мне веру и право лидера, от меня она ждет ощущения безопасности, эмоционального и психологического удовлетворения. Лидером среди творческих натур быть сложно, поэтому я должна все знать, уметь и понимать.

      Методически безграмотное проведение игры, тренинга, репетиции вместо успеха может уничтожить все: тонкую атмосферу встречи, открытость, готовность принять участие в задании; человек «застегивается на все пуговицы» и, вместо готовности к общению и спонтанной вовлеченности в ход происходящих событий, чувствует себя оскорбленным и униженным.

     Согласно данным детской психологии, только яркий эмоциональный тонус создает условия для образования устойчивых рефлекторных навыков. Если у ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные связи не образуются, а возникшие не закрепляются. Этими законами психологии, наряду с общими методическими установками, и должен руководствоваться в своей работе с детьми преподаватель ансамблевого класса.

Именно поэтому методика проведения занятий, это своего рода «правила дорожного движения» для начинающего, выезжающего  на незнакомую трассу водителя.

Для педагога важно:

- уметь управлять своим поведением, владеть актерско-педагогическим мастерством, умело применять разнообразные техники психологического воздействия, источать радостное настроение, несмотря на ошибки и неудачи;

- стремиться нейтрализовать любые позиционные конфликты деловым подходом, не входя в препирательства, регулировать напряжение сил у участников творческого процесса, использовать рычаги настойчивости, как-то: различную (начиная от шепота) громкость голоса, его высоту, различную скорость движения по классу, смену различных словесных воздействий;

- в любом деле стремиться обнаружить дружественность интересов учеников и педагога, причем не декларировать ее, а найти ее на самом деле, не подменяя ее педагогическим фарисейством о всеобщей любви и необходимостью приобретать знания;

- стремиться исходить из реальных предлагаемых обстоятельств, из того, что есть на самом деле, а не как должно быть.

Основу педагогического мастерства составляют:

1. Аналитические способности (глубина, критичность, гибкость, самостоятельность,  инициативность).

2.    Событийно-зрелищное мышление:

– наглядно-действенное мышление

– зрительная память и творческое пространственное воображение

– способность к перевоплощению

– конструктивные (композиционные) способности.

3. Суггестивные способности, позволяющие педагогу осуществить эмоционально-волевое воздействие на учеников в процессе репетиций.

4.   Экспрессивные способности (пластика, мимика, жесты, речь и др.)

5. Общетворческие способности (интеллектуальная активность, высокий уровень саморегуляции личности).

       

         Любое мастерство, в том числе и мастерство педагога, будет зависеть от знаний, умений.  Это достаточно трудно с детьми, а тем более с подростками.

    У меня есть «заповеди, работающего с детьми»:

1. Терпение. Во всем виноват только ты сам, потому что старше и опытней.

2. Фантазия. Ты интересен только тогда, когда интересен.

3. Юмор. Ты должен быть мудрее любого конфликта.

4. Интеллект. Ты можешь все понять.

5. Сотворчество. Ты уважаешь чужое право на творчество.

Педагогическое кредо: не дети существуют для тебя, а ты существуешь ради детей.

Если грамотно опираться на прочный фундамент возрастных особенностей каждого ребенка, можно получить в свои руки эффективнейшее воспитательное средство, адекватного которому в педагогике не существует.

Работа в ансамбле объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.  Дети получают не только удовольствие от ритма движений, от звучащей музыки, от согласованности совместных действий, вызываемых красотой игровых движений, элементов художественного творчества, достигнутого результата, но и переживают горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т.п.  Эмоциональное разнообразие – вот то, что следует поддерживать и старательно развивать. Учить ребёнка выражать свои чувства во время исполнения произведений — это значит учить его управлять своими эмоциями, что позволяет взрослеющей личности избавиться от скрытых комплексов, неуверенности, часто невротических реакций и неврозов.

        Одним из важных моментов в работе с ансамблем является выбор концертмейстера, который подобно дирижёру в оркестре осуществляет руководство ансамблем во время выступлений. Выбирается один из лучших участников ансамбля, обладающий хорошим чувством ритма, активный, умеющий показывать все вступления. Но если произведение не унисонное, то для каждой группы голосов тоже назначается свой концертмейстер.

       Главный концертмейстер обычно становится в центре или с края первых скрипок. Если в исполняемом произведении несколько голосов, то в каждом голосе должен быть свой концертмейстер.

        Немаловажное значение имеет расстановка участников ансамбля на сцене. Чтобы ансамбль хорошо звучал и красиво выглядел со сцены, необходимо соблюдать ряд условий:

  • участники ансамбля стоят в один или два ряда;
  • всем участникам ансамбля должен быть виден главный концертмейстер и концертмейстер каждого голоса.
  • правильное положение рояля или пианино.

Схема постановки ансамбля по голосам в приложении №2.

V. Ресурсы

Условиями, обеспечивающими наибольшую эффективность использования данного педагогического опыта, являются:

  • Материально-технические ресурсы:

- наличие специально оборудованного помещения  для проведения учебных  занятий.

- наличие материальной базы (музыкальные инструменты, видео,  аудио и фото аппаратура).

  • Программное обеспечение:

- наличие конкретного репертуарного плана.

-наличие рабочей образовательной программы коллективного музицирования (ансамбль скрипачей) на основе государственных образовательных стандартов нового поколения.

-составление чёткого расписания для каждой группы и совместных репетиций участников проекта.

VI. Партнеры

Учащиеся оркестрового отделения (скрипачи)

Преподаватели оркестрового отделения.

Преподаватели теоретических дисциплин.

Родители учащих оркестрового  отделения.

Концертмейстеры.

VII. Целевая  аудитория

Учащиеся:

  • Ансамбль скрипачей младших классов «Мелодия». Учащиеся 3-4 классов. В группе не менее 6 человек.

        Начинающим музыкантам  создаются наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них задатков, которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют большое значение для дальнейшего успешного продвижения детей в своей познавательной деятельности.

  • Ансамбль скрипачей старших классов «ЛИРА». Учащиеся 5-7 классов.

 В группе не менее 6 человек.  

           На этом этапе большое внимание уделяется воспитанию полифонического слуха. Ведётся более углублённая работа над штрихами, интонацией, динамикой, гармонией и тембральным соотношением голосов.

Преподаватель:

  • Осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта.
  • Определение собственного уровня педагогического мастерства.
  • Представление учителем собственных научно-методических достижений.
  • Обобщение опыта, публикация научно-методических материалов.
  • Творческое самовыражение.
  • Участие через оформление образцов педагогического опыта в «банке педагогических идей».

Родители:

  • Обогащение  музыкальной культуры родителей учащихся средствами информации о творческой жизни их детей в ДШИ:
  • Посещение концертов, родительских собраний, классных часов.

VIII. План реализации проекта

Полный цикл обучения юного музыканта в классе ансамбля составляет 5 лет. В ДШИ № 1 г.Нижневартовска срок обучения учащихся в ансамбле скрипачей разделён  на два этапа.

       В логической основе такого разделения лежат признаки физического и биологического развития учеников, а также закономерности формирования сознания и мировоззрения, свойственные каждой возрастной группе в отдельности.

Каждый этап обучения фактически связан с пребыванием учащегося в соответствующих классах музыкального обучения.

Учащиеся могут переходить из одного этапа в другой в зависимости от степени подготовленности.

Эти этапы мы  обозначили следующим образом:

Этапы обучения

Группы

Целенаправленность работы

I этап

3 – 4 классы

Главным для учащихся становится общение со сверстниками в рамках учебной, организационной и художественной деятельности. 

     На этом этапе обучения наблюдается целесообразность проведения целенаправленной работы по развитию интеллекта и способности к аналитическому мышлению учащихся, расширению их эрудиции и кругозора, воспитанию волевых и артистических черт характера, приобретению ими первичных игровых навыков коллективного музицирования:

  • Изучение особенностей нотной записи в партитуре ансамбля.
  • Развитие умения игры по знаку дирижёра.
  • Работа над игрой в унисон, каноном.
  • Первые навыки игры в два и несколько голосов.
  • Работа над единой аппликатурой, штрихами, динамикой.
  • Одновременное вступление и окончание игры.

На первом этапе организации и становления коллектива важно научить детей элементарным сценическим навыкам.  

II этап

5, 6, 7 классы

На этом этапе учащиеся должны хорошо ориентироваться в стиле и форме произведения. Ведется более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, исполнения различных штрихов. Основное значение приобретает ценностно-ориентированная активность, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Учащиеся старших классов стремятся выработать на всё собственную точку зрения, дать свою оценку происходящему, активно отстаивают своё мнение. Близкая перспектива окончания школы  мобилизует старшеклассников на более активную работу. Характер партнёрских отношений между учителем и старшеклассником в это время качественно изменяется. Ученик становится соратником, младшим коллегой педагога, который видит в нём творческую индивидуальность, находящуюся в стадии формирования и становления. 

     В репертуар включаются произведения с более сложным джазовым и синкопированным ритмом, а так же произведения крупной формы.

На протяжении обучения участники ансамбля должны выступить не менее двух раз в учебный год.

IX. Ожидаемые результаты

Учащиеся

Наблюдается успешное развитие учащихся в рамках учебной, организационной и художественной деятельности. Это выражается в 100% посещаемости уроков во всех группах.

- При 100% успеваемости за последнее время качественная успеваемость  возросла:

- 80% учащихся владеют чувством темпа и метроритма, обладают звуковысотным чувством и слуховыми представлениями,

- 90%  - имеют хорошую музыкальную память.

- 70% - обладают хорошей технической базой.

- 100% учащихся умеют проявлять свою творческую индивидуальность.

        Некоторые участники ансамбля скрипачей продолжили образование в музыкальных колледжах нашего региона и России.

Преподаватель:

     Результатом деятельности педагога является создание сборников для ансамблей скрипачей младших и старших классов с произведениями российских и зарубежных композиторов обработанными автором проекта.      Произведениями из этих сборников пользуются многие преподаватели нашего города и района, а так же за его пределами.

Родители:

- Наблюдается хороший контроль посещаемости уроков учащимися ансамбля  со стороны родителей.

- Возрос контроль проведения домашних занятий.

- Со стороны родителей возросла помощь во время проведения концертов и конкурсов.

X. Результаты деятельности проекта

Апробация результатов проекта осуществлялась в процессе практической деятельности автора настоящего исследования в качестве преподавателя по классу скрипки и руководителя ансамбля скрипачей.

Показателем эффективности работы служит конечный результат - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Наряду с академическими выступлениями учащиеся принимают активное участие на фестивалях, конкурсах, общешкольных и классных концертах для родителей, где дается возможность выступить абсолютно всем детям независимо от их музыкальных способностей. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.

В ДШИ №1 под руководством автора проекта существуют два ансамбля скрипачей:

  • ансамбль скрипачей младших классов «Мелодия»
  • ансамбль скрипачей старших классов «ЛИРА»

       Ансамбль скрипачей «Мелодия» участвовал в концертах, проводимых в ДШИ№1, в Детском доме «Аистёнок», в Детских садах города, МУ СШ № 32, №9, №6 (благодарственные письма).

     Ансамбль скрипачей «Мелодия» является лауреатом  II и III степени на зональном конкурсе в г. Мегионе, а также  на городском конкурсе «Времена года» (Дипломы).

       Ансамбль скрипачей «Лира» провёл ряд открытых концертов в таких организациях, как ТНК ВР ОАО ННП, Нижневартовском Педагогическом Университете, МОУ ДОД «ДШИ №1», МУ СШ № 32,№9,№6 (благодарственные письма). Так же ансамбль «Лира» является постоянным участником «Рождественских» концертов проводимых на сцене Дворца культуры.  

      Ансамбль скрипачей «ЛИРА» является лауреатом I, II и III степеней на  окружных, региональных, зональных, городских конкурсах (Дипломы).

     Участник международного конкурса «Омская звезда» г. Омск.

Статья об ансамбле  скрипачей   «Лира»  вошла  в  книгу,  посвящённую

35-летнему юбилею города, которая хранится в городском краеведческом музее.  

Об ансамбле скрипачей «ЛИРА» есть сообщения в СМИ, а так же в Интернете.

          За высокие профессиональные достижения и активную работу по пропаганде музыкального искусства автор проекта неоднократно награждалась дипломами, почётными грамотами и благодарственными письмами:

  • Почётная грамота за многолетний и добросовестный труд – от департамента культуры и искусства  ХМАО Конев А.В.
  • Благодарность Главы города за многолетний труд, заслуги в эстетическом воспитании подрастающего поколения и в связи с 55-летним юбилеем. –  Глава города Б.С. Хохряков
  • Диплом за педагогическое мастерство – председатель жюри городского конкурса профессор Московской Государственной  консерватории им. П.И. Чайковского   Мндоянц А.А.    
  • Диплом  за качественную подготовку к конкурсу – начальник управления культуры Егоров А.В.
  • Благодарственное письмо  за добросовестный и творческий труд, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения – начальник управления образования Коробова Н.П.
  • Почётная грамота за большой вклад в детское музыкальное образование –  начальник управления культуры Егоров А.В.
  • Благодарность за высокие профессиональные достижения – директор МОУ ДОД «ДШИ № 1» заслуженный деятель культуры ХМАО – ЮГРА  Балахонцев Ю.М.
  • Диплом за педагогическое мастерство – председатель жюри III зонального конкурса в г. Мегионе Рысин В.Е.
  • Благодарственное письмо за активную концертную деятельность – генеральный директор ОАО ННП ТНК ВР  - Исепков Ю. Л.
  • Благодарственное письмо за многолетний вклад в развитие творческой активности детей и в честь 45-летия «ДШИ№1». – директор МОУ ДОД «ДШИ № 1» Кривицкий А.А.

 

Литература.

Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное воспитание важно» М. 2005

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, - Л,; Музыка 1973.

Берлянчик Б. Основы воспитания начинающего скрипача. Из-во «Лань»,                                                        2000г.

Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.

Беспаленко В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М, Педагогика, 1989, с 192.

Волков И.Ф. творческие методы и художественные системы. – М, Искусство, 1989

Гинсбург Л. «О работе над музыкальным произведением» М., 1978г.

Готсдинер М. Краткие очерки о скрипичном искусстве. М., 2002г.

Готсдинер М.А. Музыкальная психология – М,: Аспектъ, 1993.

Григорян А. Начальная школа игры на скрипке.М.,1989г.

Грум-Гржимайло Музыкальное исполнительство. М., 1984г.  

Гуревич Л. Зимина Н. Маленький скрипач М. 2002 г.

Дарвин Ч.  Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии под ред. Петровского А.В. – М,: Просвещение, 1987.

Должанский А. Краткий музыкальный словарь. – СПБ., 2000.
Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М, 1984.

Крюкова В.  Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону : “Феникс”, 2002.
Крылова М. П. Мои первые нотки. – СПб.  “Композитор”, 2006.

Кабалквский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М,: Искусство, 1997.

Драгайцева Д.Г. «Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в Детской музыкальной школе». –  Из-во «Дикон» г. Тверь 2000.

Кон И.С. «Психология ранней юности» Москва «Просвещение» 1989.

Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.

Мильтонян С. А Педагогика гармоничного развития скрипача.

Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва «Владос» 2001.

Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 2008.

Тагиев М. Парсегов А. Практические вопросы скрипичной педагогики. Из-во Имам 1981.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., Л.,1997.

Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. – избранные труды 2т. – М.,1985.

Шальман С. Я буду скрипачом. Л.,1987.

Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л.,1986.

Приложение № 2

Концертмейстеры ансамбля (могут стоять слева, в середине или справа от ансамбля)

Первые скрипки

Вторые скрипки

Третьи скрипки

Рояль