Роль эксперимента в повышении качества знаний по физике
статья по физике

Степанова Ирина Валентиновна

Роль эксперимента в повышении качества знаний по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль эксперимента в повышении качества знаний по физике Степанова Ирина Валентиновна МАОУ СОШ №1 пгт Серышево

Слайд 2

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока, тем самым повысить качество изучаемого ими предмета.

Слайд 3

Проблема повышения качества знаний обучающихся по физике можно решить усилением экспериментальной стороны преподавания и организацией самостоятельной работы учащихся.

Слайд 4

На первой ступени обучения физике надо вообще исключить всё, кроме экспериментальной стороны, представляющей наглядный интерес. Красивый эксперимент сам по себе гораздо ценнее, чем тридцать формул, добытых в реторте отвлечённых мыслей. А.Эйнштейн

Слайд 6

экспериментальная деятельность на уроках физики

Слайд 9

экспериментальная деятельность

Слайд 11

Демонстрационный эксперимент

Слайд 12

Фронтальный эксперимент Одним из видов самостоятельной деятельности обучающихся является фронтальный эксперимент. Фронтальный эксперимент выполняет следующие функции: способствует формированию у обучающихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами. способствует развитию мышления обучающихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций. способствует развитию самостоятельности и инициативы. Кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока, позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Благодаря своей кратковременности выполнения, фронтальный эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке. Например, самая запоминающаяся серия экспериментов 8 классе по электризации.

Слайд 13

Фронтальный эксперимент Кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока, позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Благодаря своей кратковременности выполнения, фронтальный эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке. Например, самая запоминающаяся серия экспериментов 8 классе по электризации.

Слайд 14

Экспериментальные задачи Самостоятельное решение обучающимися экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Обычно экспериментальные задачи не имеют всех данных, необходимых для решения. Поэтому обучающемуся приходится сначала осмыслить физическое явление или закономерность, о котором говорится в задаче, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения и только потом использовать формулу для решения. ПР 71 . ppsx

Слайд 15

Домашние опыты Экспериментальные задачи в домашних условиях. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода . PR 8 ILEKTROSKOP.ppsx СКОРОСТЬ-ЭМВ-11. pptx

Слайд 16

При выполнении практических домашних работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать цель и результаты опытов, самостоятельно делают выводы. Работы вызывают у учащихся чувство удивления, восторга и удовольствия от самостоятельно проделанного домашнего эксперимента, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию. Таким образом, применение в практике обучения физике практических домашних работ активно влияет на выработку практико-ориентированных умений учеников и повышает их интерес к предмету, позволяет в какой-то мере преодолевать издержки «мелового» способа преподавания физики в современной школе.

Слайд 17

Лабораторный эксперимент Л абораторный эксперимент утверждает физику как науку экспериментальную. Можно выделить разнообразные учебные функции, которые выполняет лабораторный эксперимент: первое знакомство с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков.

Слайд 18

Этапы лабораторной работы

Слайд 19

Лабораторные работы и опыты в 7 классе-23 (программа по обновлённым ФГООС) Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира -6 1. Определение цены деления шкалы измерительного при­бора. 2. Измерение расстояний. 3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела. 4. Определение размеров малых тел. 5. Измерение температуры при помощи жидкостного термо­метра и датчика температуры. 6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска. Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества-3 1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий). 2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов. 3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного при­тяжения. Раздел 3. Движение и взаимодействии-5 1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и т. п.). 2. Определение средней скорости скольжения бруска или ша­рика по наклонной плоскости. 3. Определение плотности твёрдого тела. 4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (де­формации) пружины от приложенной силы. 5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения сколь­жения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей . Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов-5 1 . Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погру­жённой в жидкость части тела. 2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость. 3. Проверка независимости выталкивающей силы, действую­щей на тело в жидкости, от массы тела. 4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости. 5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности . Раздел 5. Работа и мощность. Энергия-4 1. Определение работы силы трения при равномерном движе­нии тела по горизонтальной поверхности.2 . Исследование условий равновесия рычага. 3. Измерение КПД наклонной плоскости. 4. Изучение закона сохранения механической энергии.

Слайд 20

Лабораторные работы и опыты в 8 классе-23 (программа по обновлённым ФГООС) Раздел 1. Тепловые явления- 13 1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного при­тяжения 2. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара 3. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жид­костей и твёрдых тел 4. Определение давления воздуха в баллоне шприца 5. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения 6. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры 7. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в резуль­тате теплопередачи и работы внешних сил 8. Исследование явления теплообмена при смешивании хо­лодной и горячей воды 9. Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром 10. Определение удельной теплоёмкости вещества 11. Исследование процесса испарения 12. Определение относительной влажности воздуха 13. Определение удельной теплоты плавления льда Раздел 2. Электрические и магнитные явления- 21 1 . Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении 2. Исследование действия электрического поля на проводни­ки и диэлектрики 3. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока 4. Измерение и регулирование силы тока 5. Измерение и регулирование напряжения 6. Исследование зависимости силы тока, идущего через ре­зистор, от сопротивления резистора и напряжения на рези­сторе 7. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического со­противления проводника от его длины, площади попереч­ного сечения и материала 8. Проверка правила сложения напряжений при последова­тельном соединении двух резисторов 9. Проверка правила для силы тока при параллельном соеди­нении резисторов 10. Определение работы электрического тока, идущего через резистор 11. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе 12. Исследование зависимости силы тока, идущего через лам­почку, от напряжения на ней 13. Определение КПД нагревателя 14. Исследование магнитного взаимодействия постоянных маг­нитов 15. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении 16. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку 17. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодей­ствия катушки с током и магнита от силы тока и направле­ния тока в катушке 18. Изучение действия магнитного поля на проводник с током 19. Конструирование и изучение работы электродвигателя 20. Измерение КПД электродвигательной установки 21. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока

Слайд 21

Лабораторные работы и опыты в 9 классе-39 (программа по обновлённым ФГООС) Раздел 1. Механические явления-11 1. Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равно­мерного движения шарика или тележки 2. Определение средней скорости скольжения бруска или дви­жения шарика по наклонной плоскости 3. Определение ускорения тела при равноускоренном движе­нии по наклонной плоскости 4. Исследование зависимости пути от времени при равноуско­ренном движении без начальной скорости 5. Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без начальной скорости пути относятся как ряд нечётных чисел, то соответствующие промежутки времени одина­ковы 6. Исследование зависимости силы трения скольжения от си­лы нормального давления 7. Определение коэффициента трения скольжения 8. Определение жёсткости пружины 9. Определение работы силы трения при равномерном движе­нии тела по горизонтальной поверхности 10.Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и подвижного блоков 11.Изучение закона сохранения энергии Раздел 2. Механические колебания и волны-7 1. Определение частоты и периода колебаний математическо­го маятника 2. Определение частоты и периода колебаний пружинного ма­ятника 3. Исследование зависимости периода колебаний подвешенно­го к нити груза от длины нити 4. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза 5. Проверка независимости периода колебаний груза, подве­шенного к нити, от массы груза 6. Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пру­жины 7. Измерение ускорения свободного падения Раздел 3. Электромагнитное поле и электромагнитные волны-1 1. Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона Раздел 4. Световые явления- 7 1. Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения. 2. Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале. 3. Исследование зависимости угла преломления светового лу­ча от угла падения на границе «воздух—стекло». 4. Получение изображений с помощью собирающей линзы 5. Определение фокусного расстояния и оптической силы со­бирающей линзы. 6. Опыты по разложению белого света в спектр. 7. Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры. Раздел 5. Квантовые явления- 3 1 . Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излуче­ния. 2. Исследование треков: измерение энергии частицы по тор­мозному пути (по фотографиям). 3. Измерение радиоактивного фона .

Слайд 22

7 класс: 16 лабораторных работ Определение цены деления измерительного прибора. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 1-7. Определение цены деления измерительного прибора.. doc Измерение физических величин с учётом погрешности 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 1-7. Измерение физических величин.. doc Измерение размеров малых тел. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 2-7. Измерение размеров малых тел.. doc Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении . Измерение массы тела на рычажных весах. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 4-7. Измерение массы тела на рычажных весах.. doc Измерение объема тела. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 5-7. Измерение объема тела.. doc Определение плотности вещества твердого тела. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 6-7. Определение плотности вещества твердого тела.. doc Градуирование пружины и измерение сил динамометром 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 6-7. Градуирование пружины и измерение сил динамометр.doc Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 7-7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.. doc Исследование зависимости силы трения скольжения от веса тела 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 9-7. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.. doc Измерение давления твердого тела на опору. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 10-7. Измерение давления твердого тела на опору.. doc Определение выталкивающей силы 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 11-7. Определение выталкивающей силы, действующей на п.doc Выяснение условий плавания тела в жидкости. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 12-7. Выяснение условий плавания тела в жидкости.. doc Выяснение условия равновесия рычага. 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 13-7. Выяснение условия равновесия рычага.. doc Определение центра тяжести плоской пластины . 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 8-7. Определение центра тяжести плоской пластины.. doc Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости 7\Л. р. 7 класс\ Л.р . № 14-7. Определение КПД при подъеме тела по наклонной п.doc

Слайд 23

Инструкции по охране труда при выполнении лабораторных работ 7\ИОТ для учащихся 7 класса 8\ИОТ для учащихся 8 класса 9\ИОТ для учащихся 9 класса 10\ИОТ для учащихся 10 класса 11\ИОТ для учащихся 11 класса

Слайд 24

8 класс: 14 лабораторных работ 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 1-8. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 2-8. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды.doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 3-8. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.. doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 4-8. Измерение относительной влажности воздуха.doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 5-8. Сборка электрической цепи и измерение силы тока.. doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 6-8. Измерение напряжения на различных участках элект.doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 7-8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.. doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 8-8. Регулирование силы тока реостатом.. doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 9-8. Измерение работы и мощности электрического тока.doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 10-8. Сборка электромагнита и испытание его действия.doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 11-8. Изучение электрического двигателя постоянного то.doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 12-8. Исследование зависимости угла отражения от угла падения луча.. doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 13-8. Исследование зависимости углапреломления от угла падения луча.. doc 8\Л. р. 8 класс\ Л.р . № 14-8. Получение изображения при помощи линзы.doc

Слайд 25

9 класс: 10 лабораторных работ 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 1. Исследование равноускоренного движения.. doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 2. Измерение ускорения свободного падения.. doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 4. Исследование зависимости периода и частоты свободн.doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 5. Изучение явления электромагнитной индукции.. doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 5. Изучение явления электромагнитной индукции.. doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 7. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.. doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 8. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.doc 9\Л. р. 9 класс\ Л.р . № 9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.doc

Слайд 26

10 класс: 8 лабораторных работ 10\Л. р. 10 класс\Л. р. 2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.doc 10\Л. р. 10 класс\Л. р. 5. Изучение закона сохранения механической энергии.doc 10\Л. р. 10 класс\Л. р. 6. Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника.doc 10\Л. р. 10 класс\Л. р. 6. Опрделение коэффициента поверхностного натяжения.doc 10\Л. р. 10 класс\Л. р. 7. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.doc 10\Л. р. 10 класс\Л. р. 8. Проверка уравнения состояния идеального газа.doc 10\Л. р. 10 класс\л. р. 9. Измерение относительной влажности воздуха.doc 10\Л. р. 10 класс\ Л.р . 1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.doc

Слайд 27

11 класс: 7 лабораторных работ 11\Л. р. 11 класс\ Л.р . № 1-11. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.. doc 11\Л. р. 11 класс\ Л.р . № 2-11. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.. doc 11\Л. р. 11 класс\ Л.р . № 3-11. Изучение явления электромагнитной индукции.. doc 11\Л. р. 11 класс\ Л.р . № 4-11. Определение показателя преломления стекла.. doc 11\Л. р. 11 класс\ Л.р . № 5-11. Наблюдение интерференции и дифракции света.. doc 11\Л. р. 11 класс\ Л.р . № 6-11. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.. doc 11\Л. р. 11 класс\ Л.р . № 7-11. Моделирование радиоактивного распада.. doc

Слайд 28

Использование готовых презентаций Не секрет, что в условиях некоторых школ удаленных уголков России не всегда можно провести демонстрационный эксперимент или лабораторную работу по физике из-за отсутствия некоторого оборудования. лаб раб измерение уд теплоёмкости.pps ПР-8-Влажность. pptx наблюдение спектра. pptx сила тока. pptx MEX.pptx напряжение. ppt адрес. docx

Слайд 29

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике. Уроки без демонстраций и практических работ скучны, т.к. не используется связанная с экспериментом возможность вовлечения учащихся в активный познавательный процесс.

Слайд 30

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустой забавою. Козьма Прутков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Выступление учителя предметника на родительском собрании "Роль родителей в повышении качества знаний обучающихся"

В выступлении рассматриваются вопросы снижения качества знаний обучающихся в сельской школе, анализируются причины, предлагаются решения...

Разработка методической темы «Повышение качества знаний по физике посредством разноуровневой дифференциации»

Общепризнано, что физика – предмет трудный. Но её изучает  каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в к...

Мастер-класс по теме "Роль эксперимента в повышении качества знаний учащихся по физике"

Современный урок физики невозможно представить без эксперимента. особенно необходим эксперимент на первой ступени обучения физике. использование эксперимента при:формировании новых знанийформировании ...

Мастер-класс по теме "Роль эксперимента в повышении качества знаний учащихся по физике"

современный урок физики невозможно представить без эксперимента. особенно необходим эксперимент на первой с тупени обучения физике. использование эксперимента при:формировании новых знанийформировании...

Роль семьи в повышении качества знаний обучающихся

Выступление на родительском собрании...