Разработка методической темы «Повышение качества знаний по физике посредством разноуровневой дифференциации»
методическая разработка по физике на тему

Патрушева Татьяна Борисовна

Общепризнано, что физика – предмет трудный. Но её изучает  каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умственных способностей требует изучения начал всех основных наук.

 

     В связи с этим я столкнулась с такими проблемами при преподавании физики:

  •  Как изменить отношение учащихся к предмету?
  •  Как научить ребят учиться?
  •  Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным знаниям не был ситуативным?
  •  Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?
  •  Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности                                учащихся? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка методической темы

«Повышение качества знаний по физике посредством разноуровневой дифференциации»

                   

  Тему разработала Патрушева Т.Б.

                                   учитель физики МБОУ СОШ

                                   с УИОП № 2  г. Котельнича

                                   Кировской области

                                   

                                   Срок работы над темой 2008-2011 уч. г.

                 

Общепризнано, что физика – предмет трудный. Но её изучает  каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умственных способностей требует изучения начал всех основных наук.

     В связи с этим я столкнулась с такими проблемами при преподавании физики:

  • Как изменить отношение учащихся к предмету?
  • Как научить ребят учиться?
  • Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным знаниям не был ситуативным?
  • Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?
  • Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?

 Для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития).

Необходимость    дифференцированного подхода к обучению  в современной школе не вызывает сомнения.

Поэтому главная цель моей работы – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его творческих способностей, склонностей, интересов. Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1.      Организовать весь процесс обучения физике таким образом, чтобы учитывались индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы и т.д.).

2.      На каждом этапе урока предоставлять ученику возможность самоопределения в изучении материала.                                                    

3.      Разработку каждого урока проводить в соответствии с учебными возможностями ученика, в предоставлении ему права самостоятельно ориентироваться в многообразии учебного материала, в способах учебной работы и выборе для себя посильного уровня учения.

  Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются нетолько наклонностями,  предрасположенностью к лучшему восприятию абстрактного или конкретно-образного материала, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. В еще худшие условия мы ставим при этом слабых учащихся, которые не могут воспринять материал, не рассчитанный на их способности и подготовку.

Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения физики может быть очень велик. Тем не менее, проблема дифференцированного подхода к учащимся разрешима. Практика преподавания физики в школе привела к выводу о целесообразности разделения учащихся класса на группы. К первой группе относятся учащиеся с низкой успеваемостью, неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Ко второй группе относятся учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы. В третью группу входят учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения, сочетающие знание теории с умением применять ее в решении практических задач. Учащиеся оказываются в той или иной группе не в результате, каких - либо тестов, они сами выбирают для себя посильный набор заданий.

 В процессе учащиеся могут перейти из одной группы в другую.

Любой урок эффективен только тогда, когда достигнуты дидактические цели. Поэтому, в проведении итоговых работ (зачетов, семинаров, контрольных работ) стержневым моментом должна быть цель, причем цель, поставленная для каждого ученика первоначально.

Достигнута ли цель, готов ли ученик к переходу на более высокий уровень, насколько прочно овладел ученик занятием? Ответ на этот вопрос дает дифференцированный зачет или дифференцированная контрольная работа. Анализ результатов провожу в следующей последовательности:

1.     Рассчитываю, какая часть учащихся в классе выполняет только базовый уровень, какая – на уровне алгоритма, а какая – на уровне интерпретаций. Для удобства составляю диаграмму, на которой отражаю полученные результаты.

2.     Сравниваю полученные результаты с результатами предварительного исследования (диагностики учебных возможностей) и делаю вывод о достижении уровня обученности и необходимости дорабатывать.

3.     Считаю необходимым оценить эмоциональное состояние учащихся в целом при изучении темы, что является немаловажным фактором психологического состояния ребенка. Составляю и провожу анкету, в которую включены вопросы, связанные с трудностями, с алгоритмом и т.д.

4.     На основании п. 1 – 3 делаю вывод о достижении целей образования, воспитания и развития на данном этапе обучения.

      Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:

проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);

взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);

исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);

индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);

создание мотивации (активная мыслительная деятельность).

Уроки каждой темы разделяю на несколько основных типов, в зависимости от изучаемой темы, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Это могут быть:

  1. Уроки общего разбора темы. ( Уроки – лекции в старших классах)
  2. Уроки – комбинированные. (Семинарские занятия с углубляющей проработкой учебного материала).
  3. Уроки проверки усвоенного материала. (Фронтальный опрос, физический диктант, краткий тест с выбором ответа или другой вид проверки усвоенного материала).
  4. Уроки – лабораторные работы.
  5. Уроки - решения задач.
  6. Уроки – обобщения и систематизации знаний – зачёт.
  7. Уроки межпредметного обобщения материала.
  8. Уроки контроля знаний учащихся и др.

Устная проверка – самый распространенный способ проверки знаний учащихся, с ее помощью осуществляется непосредственный контакт между учителем и учеником. Устную проверку знаний можно проводить в начале урока, в конце урока. Устный способ проверки знаний может проводиться индивидуально – это самый распространенный способ проверки, когда один ученик отвечает у доски, а все остальные слушают и анализируют его ответ. Порядок опроса может быть следующим: учитель ставит вопрос всему классу, если нужно дает план ответа или указание, например, делать чертеж, собрать цепь, продемонстрировать опыт.

  При изучении теории в классах с низкой успеваемостью, ставлю  проблемные вопросы. Например, при изучении «динамики» в девятых классах:

1.Сформулируйте первый закон Ньютона. Где проявляется первый закон Ньютона?

2 Что такое инерция?

3 Объясните понятие массы тела.

4 Что такое инертность и от чего она зависит?

5 Что такое сила? Единицы измерения силы.

6. сформулируйте 2-й закон Ньютона

    запишите формулу 2-го закона Ньютона

7. Сформулируйте 3-й закон Ньютона

    запишите формулу 3-го закона Ньютона.

Сильный класс:

  1. Формулировка 2-го закона Ньютона. Дайте объяснение, что движение и покой относительны. В чем это выражается?
  2. Математическая запись взаимодействия двух тел.
  3. Дайте объяснение массе тела, Инертности.
  4. Сформулируйте 2-й закон Ньютона, запишите формулу физической зависимости величин входящих во 2-й закон  Ньютона.
  5. Как будет двигаться тело, если на него будет действовать постоянная сила.
  6. Сформулируйте 3-й закон Ньютона. Можно ли складывать силы, возникающие при взаимодействии тел.

Какими способами можно измерить тело.

       В разноуровневых классах иногда даю, творческие задания. Оформить творческое задание можно в виде сказки, рассказа, решения задачи, какого либо проекта, составить простейшие кроссворды, где были бы физические термины и законы физики. Так при изучении в 7 классе темы «Трение в природе и технике» даю задание написать сочинение на тему: 1) «Речь прокурора: «Я обвиняю господина Трение»;

2) «Речь адвоката: «Я защищаю господина Трение».

 Что в результате:

  1. Ученик, прежде чем приступить к выполнению заданий должен хорошо знать теоретический материал.
  2. Уметь применять его в конкретных условиях.
  3. Развивать интерес к физике

В старших классах  провожу семинары, где учащиеся сами готовят выступления по поставленной проблеме. Например, в 11 классе провожу такие семинары, как  «Производство и передача энергии», «Развитие средств связи», «Наша Галактика» и т.д.

      При решении задач в классах с разноуровневой подготовкой использую несколько приемов:

1)  «вихрь задач». На доске пишу ряд номеров задач, подлежащих решению;      ученик,      справившись с первой, показывает листок, на котором она сделана, учителю и принимается   за   следующую.    Таким образом,  каждый  работает  в  том темпе, который ему под силу;

2)  «охота за пятерками». Прием аналогичен предыдущему, но в нем решение предъявляется учителю не на листке, а на доске, к которой ученик молча выходит и записывает свои выкладки;

3)  группам, состоящим из учеников-пятерочников и четверочников, предлагают задачи повышенной сложности,   а   группам   троечников — более простые, типовые;

 4)  решение задач в «своем темпе» из списка, данного на урок;

5) выдача   контрольной  работы в трех разных по сложности вариантах: I — слабом, II — среднем, III — высшем;  каждый  ученик  выбирает тот, с которым может справиться.

   

Примеры заданий:

Контрольная работа № 5                                       10 класс

По теме: «Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов»

Вариант 1

Начальный уровень

1.  Какой параметр х идеального газа можно определить по формуле x=p/kT , где р — давление газа, k — постоянная Больцмана, Т — абсолютная температура идеального газа. Выберите правильный ответ.

А. Объем.                    Б. Концентрацию молекул.                В. Среднюю квадратичную скорость молекул.

2.  Выразите в Кельвинах значения температуры: 37 °С; -43 °С; 170 °С.

3.  Как называется процесс изменения состояния газа при постоянном давлении? Выберите правильный ответ.       А. Изотермический.               Б. Изохорный.             В. Изобарный.

Средний уровень

  1. Сколько молекул содержится в капле воды массой 0,2 г?        
  2. Водород при 15 °С и давлении 1,33×105 Па занимает объем  2•10мз. Газ сжали до объема 1,5•10 - змз и температуру   повысили до 30 °С. Каким стало давление?

3.  На сколько градусов надо изобарно нагреть газ, чтобы он занял  объем вдвое больший по сравнению с объемом при 0 °С?

Достаточный уровень

1. Какова средняя скорость движения молекул газа, который занимает объем 5 м3 при давлении 200 кПа и имеет массу 6 кг?

2.  Как объяснить давление, которое производит газ на стенки сосуда, исходя из молекулярно-кинетических представлений?

3.  При изобарном процессе концентрация молекул газа в сосуде увеличилась в 5 раз. Во сколько раз изменилась средняя кинетическая энергия молекул?

4.  Какая масса т воздуха выйдет из комнаты объемом 60 м3 при повышении температуры от Т1  == 280 К до Т2 = 300 К при нормальном давлении.  

                                       

Высокий уровень

1.  За 10 суток полностью испарилось из стакана 100 г воды. Сколько в среднем вылетало молекул с поверхности воды за 1 с?

2.  С идеальным газом некоторой массы был произведен процесс,  изображенный на рисунке. Вычертить эту диаграмму в  координатах V, Т и р, V.

3.  Средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул    при данной температуре у всех веществ одинакова. Определите    отношение средних скоростей хаотического движения молекул водорода и кислорода при одной и той же температуре.

4.  Тяжелый поршень массы т вставляют в открытый сверху стоящий вертикально цилиндрический сосуд, площадь сечения которого S равна площади поршня, и отпускают. Найти давление в сосуде в момент, когда скорость поршня максимальна. Атмосферное давление равно р0. Трением пренебречь.

Тренировочный зачет по теме “Электростатика”. 10 класс.

Отметка

“3”

“4”

“5”

Обязательная часть

11

12

13

Дополнительная часть

 

4

5

Обязательная часть.

1. Можно ли получить заряд 6,4? 10 -19 Кл и сколько нужно для этого электронов?

А. можно, n = 4;
Б. можно, n = 0,4;
В. нельзя, n = 0;
Г. нельзя, n = 0,4.

2. При трении происходит электризация тел. Чем объясняется электризация?

А. перемещением протонов;
Б. перемещением электронов;
В. перемещением нейтронов;
Г. число частиц не меняется.

3. Два тела равного объема с зарядами величиной 10Кл и 6 Кл привели в соприкосновение и снова развели. Какой заряд установился на каждом из тел?

А. 6 Кл;
Б. 10 Кл;
В. 16 Кл;
Г. 8 Кл.

4. Два небольших заряженных шара действуют друг на друга по закону Кулона с силой 0,1Н. Какой будет сила кулоновского взаимодействия этих шаров при увеличении заряда каждого шара в 2 раза, если расстояние между ними останется неизменным?

А. 0,1Н;
Б. 0,2Н;
В. 0,4 Н;
Г. 0,05Н.

5. Какие из свойств являются свойствами электрического поля?

А. материально;
Б. существует вокруг любых тел;
В. не меняется с расстоянием;
Г. уменьшается с расстоянием.

6. Как изменится по модулю напряженность электрического поля точечного заряда при увеличении расстояния от заряда в 4 раза?

А. уменьшится в четыре раза;
Б. увеличится в 4 раза;
В. уменьшится в 16 раз;
Г. увеличится в 16 раз.

...............................................................

Дополнительная часть.

16. Как изменится электроемкость плоского воздушного конденсатора при увеличении расстояния между его пластинами в 2 раза и введением между пластинами диэлектрика с диэлектрической проницаемостью, равной 4? (2 балла)

А. увеличится в 8 раз;
Б. увеличится в 2 раза;
В. уменьшится в 2 раза;
Г. Уменьшится в 8 раз.

Каждое задание обязательной части оценивается в 1 балл. Задания дополнительной части могут оцениваться в 2 и более балов.

Заключение:

Изучив различные виды работы, я пришла к выводу, что наилучший результат в изучении физики дает разноуровневая групповая форма работы и групповая форма работы по интересам, т.е. идет дифференциация познавательной деятельности учащихся. Это дает возможность всем учащимся:

  1. успевать по предмету
  2. развивать интерес к физике
  3. развивать логическое мышление
  4. умение решать сложные нестандартные задачи

Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, лингвистика, и строгость математических формул.

Работа с применением дифференцированной технологии позволяет в полной мере успешно и осознанно овладеть знаниями, дает возможность личности развиваться.

Используемая литература:

  • Под редакцией Разумовского «Урок физики в средней школе», М.: Просвещение 2001год
  • Зотов Ю.Б. Организация современного урока, М.: Просвещение 2001год
  • Статьи из журнала «Физика в школе»
  • Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся, М.: Просвещение 2003 год
  • Нормативные документы, М.: Просвещение 2006 год
  • Приложение к газете «1сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

Методическая разработка "Проведение сетевой диагностики качества знаний"

В методической разработке описывается опыт сетевой диагностики качества предмтной обученности обучающихся училища...

доклад по теме « Повышение педагогического качества задач по физике"

В данной работе  рассматриваются способы  повышения педагогических задач на уроках физики и на занятиях при подготовке к экзаменам.   Изучены   теоретические основы...

Внутренний мониторинг качества знаний по физике и информатике (2 четверть 2018г)

Анализ качества знаний за 2 четверть 2018-2019 учебный год...

Мониторинг качества знаний по физике в профильном классе

Медодическая разработка для учителя...

Роль эксперимента в повышении качества знаний по физике

Роль эксперимента в повышении качества знаний по физике...