Сила трения
план-конспект урока по физике (7 класс)

Донгак Долаана Каадыр-ооловна

Физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сила трения21.64 КБ
Microsoft Office document icon Лабораторная работа 40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения»

Цели урока:

Образовательные: 

- учащиеся должны знать понятие силы трения

- знать виды трения

- уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения

-учащиеся должны уметь устанавливать причины возникновения силы трения

Развивающие:

-развитие логического мышления

-развитие умений экспериментировать

-Формирование умений пользоваться приборами

-Формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов

Воспитательные:

-привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности

-воспитание культуры общения

Оборудование для учителя: Компьютер, телевизор, презентация, брусок деревянный, динамометр, набор грузов (3), 2 круглых карандаша.

Оборудование для учащихся: Динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов (3), круглые палочки.

Подготовка к уроку: На каждый стол выдается оборудование, лист самооценки.

План

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Мотивационное начало урока

Изучение нового материала

Закрепление изученного. Решение задач качественного характера

Выполнение теста

Подведение итогов. Дом. задание. Рефлексия

Подготовка к уроку:

Класс поделен на группы:

- каждой группе выдается инструкционный лист , оборудование

Ход урока:

1 Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята ! Садитесь! Я рада приветствовать вас на нашем уроке физики! Сегодня замечательный день, мы на каждом уроке делаем маленькие открытия. И этот урок не исключения. Давайте начнём урок с видеофрагмента. Все внимание на экран!

(ВИДЕОРОЛИК)

Учитель: Что вы увидели , ребята ?

Ученик: мальчик упал...

Учитель: Почему упал мальчик?

Ученики: поскользнулся

Учитель: Что нужно сделать , чтобы не упасть ?

Ученики: идти осторожно, не ходить по скользкой дороге

Учитель:В какое время года чаще всего падает человек?

Ученики: Зимой, весной

Учитель: Почему ? в чем причина их падения?

Ученики: Потому, что зимой появится льды

Учитель:а как вы думаете, какая сила нам помогает не упасть, а какая наоборот заставляет нас поскользнутся  ?

Ученики: Сила трения

Учитель: Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока ?

Учитель: Молодцы, ребята , действительно тема нашего урока «Сила трения»

(Открываем тетради записываем дату и тему нашего урока).

Учитель: Сила трение- это  сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению.

Сила трения скольжения всегда направлена против скорости движения тела

Сила трения обозначается буквой F c индексом тр , единица измерения силы Ньютон

Давайте выясним от чего же зависит сила трения ?

Что же такое сила трения?

Чтобы ответить на эти вопросы, я  вам предлагаю выполнить следующие работы. Ваш класс разделен на группы . В каждой группе выставлены оборудование , которое нам необходимо для выполнения работы . Соблюдаем технику безопасности, с приборами работайте аккуратно ,будьте осторожны!

На ваших столах лежат инструкционный лист , в котором дается порядок выполнения работы.

Приложение № 1

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Цель работы : Выяснить зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, брусок с крючком, грузы - 2 шт., лист бумаги, лист наждачной бумаги, деревянная поверхность. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по гладкой бумаге;

б) по деревянной поверхности;

б) по наждачной бумаге.

Порядок выполнения работы

1.        На брусок поставить два груза

2.        Прикрепив к брусу динамометр , как можно равномерно тяните вдоль поверхностей

3.        Измерьте силу трения скольжения

4.        Результаты измерений запишите в таблицу.

№        Виды трущихся поверхностей          Сила трения, Н

1        Дерево по дереву        

2        Дерево по гладкой бумаге.        

3        Дерево по наждачной бумаге        

5.Ответьте на вопросы:

1.Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Какими способами можно увеличить или уменьшить силу трения скольжения?

        Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Сила трения: а) зависит от рода трущихся поверхностей.

б) зависит от шероховатости трущихся поверхностей?

2)  Способы  увеличения или уменьшения силы трения скольжения:

Увеличить: увеличить шероховатость трущихся поверхностей, насыпать между трущихся поверхностей частицы (стружку, опилки, песок).

Уменьшить: шлифовка, полировка трущихся поверхностей, нанесение смазки

Приложения №2

Изучение зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей.

Цель работы: Выяснить зависимость силы трения от площади поверхностей

Приборы и материалы: динамометр,  брусок с крючком, грузы - 2шт.

Порядок выполнения работы

Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами с различными гранями:

1.        Положите на линейку брусок большой гранью, а на него два груза и как можно равномерно тяните вдоль поверхностей

2.        Измерьте силу трения скольжения  бруска

1.        Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него два груза как можно равномерно тяните вдоль поверхностей

3.         Снова измерьте силу трения скольжения бруска

4.        Результаты измерений запишите в таблицу

5.        Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения

 от площади трущихся поверхностей при постоянной массе.

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.        Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения

 от площади трущихся поверхностей при постоянной массе.

Приложение №3

Изучение зависимости силы трения скольжения от массы тел

Цель работы : Выяснить зависимость Силы трения от массы

Приборы и материалы: динамометр, брусок с крючком ,грузы - 2 шт.

Порядок выполнения работы

1.        На брусок поставить  груз массой 100г

2.        Прикрепив к брусу динамометр , как можно равномерно тяните вдоль поверхностей измерьте силу трения скольжения:

3.        На брусок поставить  2 груза по 100г

4.        Прикрепив к брусу динамометр , как можно равномерно тяните вдоль поверхностей измерьте силу трения скольжения:

5.        На брусок поставить  3 груза по 100г

6.        Прикрепив к брусу динамометр , как можно равномерно тяните вдоль поверхностей измерьте силу трения скольжения:

7.        Результаты измерений запишите в таблицу.

№        Масса груза , г         Сила трения, Н

1        100 г        

2        200г        

3        300г        

5.Ответьте на вопросы:

1.Зависит ли сила трения скольжения:

а) от массы груза ?

2) Какими способами можно увеличить или уменьшить силу трения скольжения?

        Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель Есть еще виды силы трения

Учитель? Как вы думаете какую силу трению вам показываю?(сила скольжения)

(сила качения)

(сила покоя)

Чтобы закрепить  тему сегодняшнего урока. Давайте порешим некоторые  задачи.

Рефлексия:

-Что вы узнали на этом уроке?

-Какие открытия мы сделали?

-От чего зависит силы трения ?

-Какие виды есть силы трении?

-Куда направлена сила трения ?

-Что было бы, если бы не было силы трения?

-Так, давайте еще вернемся к видеофрагменту.

-Каким характером обладает мальчик?

-Мальчик хороший воспитанный

-А вы считаете себя воспитанными?

-Я тоже думаю, что вы очень воспитанные, хорошие , доброжелательные.

-Вы помните поговорку, что все то, что мы желаем кому-то, возвращается нам в стократном размере? Поэтому старайтесь помогать людям и все вернется бумерангом  

Домашнее задание. В этом тексте написано про одного мальчика. Он всю ночь спокойно не спал. Одеяло то и дело падало с кровати на пол , и поднять его было невероятно сложным  .Он попробовал встать , но, поднявшись , тут же упал . После неоднократных , очень неудачных попыток встать он пришел к выводу ,что нет ничего вернее, чем перебираться на четвереньках.

Дома еще раз прочитайте и проанализируйте текст

-Что же случилось с мальчиком Вовкой?

-Какую силу там описывает?

-Какая именно сила исчезла?



Предварительный просмотр:

1 группа

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Цель работы : Выяснить зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, брусок с крючком, грузы - 2 шт., лист бумаги, лист наждачной бумаги, деревянная поверхность. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по гладкой бумаге;

б) по деревянной поверхности;

б) по наждачной бумаге.

Порядок выполнения работы

На брусок поставить два груза

Прикрепив к брусу динамометр , как можно равномерно тяните вдоль поверхностей

Измерьте силу трения скольжения

Результаты измерений запишите в таблицу.

Виды трущихся поверхностей 

 Сила трения, Н

1

Дерево по дереву

2

Дерево по гладкой бумаге.

3

Дерево по наждачной бумаге

5.Ответьте на вопросы:

1.Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Какими способами можно увеличить или уменьшить силу трения скольжения?

        Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Сила трения: а) зависит от рода трущихся поверхностей.

б) зависит от шероховатости трущихся поверхностей?

2)  Способы  увеличения или уменьшения силы трения скольжения:

Увеличить: увеличить шероховатость трущихся поверхностей, насыпать между трущихся поверхностей частицы (стружку, опилки, песок).

Уменьшить: шлифовка, полировка трущихся поверхностей, нанесение смазк

2. Изучение зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей.

Цель работы: Выяснить зависимость силы трения от площади поверхностей

Приборы и материалы: динамометр,  брусок с крючком, грузы - 2шт.

Порядок выполнения работы 

Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами с различными гранями:

Положите на линейку брусок большой гранью, а на него два груза и как можно равномерно тяните вдоль поверхностей

Измерьте силу трения скольжения  бруска

Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него два груза как можно равномерно тяните вдоль поверхностей

 Снова измерьте силу трения скольжения бруска

Результаты измерений запишите в таблицу.

Виды трущихся поверхностей 

 Сила трения, Н

1

Брусок большой гранью с двумя грузами

2

Брусок с меньшей гранью с двумя грузами

Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения

 от площади трущихся поверхностей при постоянной массе.

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа

Изучение зависимости силы трения скольжения от массы тел

Цель работы : Выяснить зависимость Силы трения от массы

Приборы и материалы: динамометр, брусок с крючком ,грузы - 2 шт.

Порядок выполнения работы

На брусок поставить  груз массой 100г

Прикрепив к брусу динамометр , как можно равномерно тяните вдоль поверхностей измерьте силу трения скольжения:

На брусок поставить  2 груза по 100г

Прикрепив к брусу динамометр , как можно равномерно тяните вдоль поверхностей измерьте силу трения скольжения:

На брусок поставить  3 груза по 100г

Прикрепив к брусу динамометр , как можно равномерно тяните вдоль поверхностей измерьте силу трения скольжения:

Результаты измерений запишите в таблицу.

Масса груза , г

 Сила трения, Н

1

100 г

2

200г

3

300г

5.Ответьте на вопросы:

1.Зависит ли сила трения скольжения:

а) от массы груза ?

2) Какими способами можно увеличить или уменьшить силу трения скольжения?

        Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....

Элементы ТКМ урока «Сила трения. Виды силы трения»

Элементы ТКМ «Сила трения. Виды силы трения»...