Самоанализ открытого урока по физике 8 класс по теме "Глаз как оптическая система"
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Нестерова Екатерина Викторовна

Самоанализ урока физики в 8Б классе учителя физики и математики МБОУ “СШ №32 им. С.А. Лавочкина” Нестеровой Екатерины Викторовны 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_fiziki_v_8b_klasse.docx13.1 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока физики в 8Б классе

учителя физики и математики МБОУ “СШ №32 им. С.А. Лавочкина”

Нестеровой Екатерины Викторовны

Дата проведения: 18.04.2022г.

Тема моего ИПО (инновационного педагогического опыта)

Формирование  естественнонаучной грамотности обучающихся  на основе межпредметных связей физики с другими науками

Данный урок физики является двенадцатым уроком  в системе уроков по разделу “Оптические явления” в 8 классе. На предыдущих уроках обучающиеся изучали линзы и их оптические характеристики, последующий урок будет посвящен оптическим приборам: микроскопу и телескопу, в состав которых входят линзы. На данном уроке излагается материал пересекающийся с биологией и медициной.

Тема урока: «Глаз как оптическая система»

Цель урока: сформировать и систематизировать знания по теме "Глаз как оптическая система"

Задачи урока   общеобразовательные:

- показать связь двух наук - физики и биологии;

- расширить знания обучающихся о строении глаза и характеристике изображений, которые дает оптическая система глаза;

- установить причины возникновения нарушений зрения и правила их профилактики;

- показать практическую значимость изучаемого материала (применение в современных профессиях).

воспитательные:

- сплочение коллектива;

- расширение кругозора;

-  углубление знаний о гигиене зрения, привитие навыков здорового образа жизни;

- воспитание в детях любви к знанию истории развития науки своей страны;

- воспитывать интерес к физике.

развивающие:

- развивать у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе самостоятельного приобретения новых знаний по физике посредством переработки и предъявления учебной информации;

- сформировать умения и навыки работы со схемами, текстом, таблицей, развивать познавательный интерес у обучающихся путем использования занимательного материала.

В результате проведения урока я предполагала получить следующие результаты: обучающиеся вспомнят строение  глаза (материал изучался на уроке биологии в начале учебного года); узнают, что глаз это оптическая система;  научатся различать  дефекты зрения и смогут понять, как их корректируют; у учеников формируются  умение работать коллективно,  умения находить информацию в учебнике, давать взаимооценку. 

На уроке использовались образовательные ресурсы: интерактивная доска и презентация, наглядный материал (зерна чечевицы); макет человеческого глаза; индивидуальный маршрут  урока для каждого ученика; схемы “Строение глаза” для групповой работы; карточки с гимнастикой для глаз, что способствовало включить в процесс все типы восприятия информации.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений

Он включает в себя 12 этапов:

  • Мотивационный этап. (видеофрагмент с прочтением стихотворения об очках, и зеркале позволил заинтересовать учеников и настроить на позитивную работу)
  • Этап актуализации знаний  (повторение материала прошлых уроков в форме фронтальный опрос не представило затруднение у обучающихся ; игра “Ассоциации” направлениая на креативное мышление, позволила ученикам сформулировать тем урока и правильно поставить цели)
  • Формулировака проблемы появилась при групповую работу  обучающихся когда ребята руководствуясь знаниями полученными на уроке биологии отмечали  элементы глаза человека на схеме. Это оказаловь проблематично и не все получилось, поэтому
  • Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения (с помощью макета глаза я предложила вспомнить строение глаза человека), это способствовало осуществить
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (дополняем схему, при этом повторяем функции каждого элемента глаза)
  • Первичное закрепление  знаний на основе сопоставительного анализа: фукций хрусталика и линзы, позволила ученикам вспомнить изучаемый материал по теме “Линзы” и  применить их характеризую изображение предмета на сетчатке глаза.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону развивала навыки читательской грамотности, нпреобразования информации в таблицу, а также навыки саомконтроля при проверки результатом по эталону.
  • В целях применения здоровьесберегающих технологий, мне удалось выполняя с ребятами гимнастику для глаз, с последующим применением ее в жизни для укрепления мышц глаз)
  • Для развития познавательного интереса к физике и к наукам пересекающимся с физикой (биониака) была проведена Индивидуальная работа, подготовленная двумя ученицами, в форме сообщения. Девушки в диалоговой форме рассказывают интересные факты о зрении человека и животных; о науке бионике, в которой используют особенности живых существ для разработки новых технологий, применимых в разных сферах деятельности человека) После урока я скорректировала действия учениц, посоветовав говорить громче и увереннее.
  • В продолжение изучения темы был привлечен дополнительный материал, который помог осуществить этап Включение в систему знаний и умений. Использую стихотворение“Письмо о пользе Стекла” великого русского ученого М.В. Ломоносова , ребята не только смогли применить рифму, но узнать новые слоава “Вериги”. Я считаю, что знания историю развития науки, в частности интересные факты биографии русских физиков,  развивают кругозор учеников, воспитывает чувство гордости и патриотизма в юных гражданах нашей страны.
  • Включения связи теории и практики, способствовало профоринентационной деятельности обучающихся. Узнали, в каких современных профессиях применимы знания полученные на сегодняшнем уроке и возможно в будущем ребята выберут одну из предложенных профессий)
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
  • Дифференцированное домашнее задание, подведение итогов урока, выставление отметок.

Итак, удалось ли мне добиться предполагаемых результатов.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии ФГОС (информационно – коммуникационная технология; здоровьесберегающие технологии) и использовала их почти на всех этапах урока.

Выбранная мною структура урока была рациональна для достижения цели, обучающиеся самостоятельно назвали тему урока и поставили перед собой цели, которые помогли изучить новый материал, вспомнить, приобретенные ранее на уроке биологии знания о строении глаза, познакомиться с интересными фактами о зрении братьев наших меньших и многое другое.

Чтобы добиться цели урока я подобрала различные по структуре и содержанию задания для учеников, соответствующие возрастным особенностям.

 Мною было правильно распределено время для каждого этапа урока. Материал урока оказался доступным, интересным для обучающихся. В ходе урока была организована индивидуальная,  групповая и коллективная деятельность учащихся. Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении (применяла диалоговую форму общения, была создана проблемная ситуация, осуществлялась обратная связь).

Мне было легко вести урок. Учащиеся включались во всем этапы урока активно.  На уроке поддерживался хороший психологический микроклимат, эмоции детей говорили сами за себя. . Домашнее задание имеет оптимальный объем, с предоставлением права выбора заданий, является доступным для каждого ученика, поэтому не вызовет затруднений. Мне удалось в полной мере реализовать все поставленные задачи. В целом урок можно считать удачным, но для себя я сделала выводы, что необходимо продолжать формирование  естественнонаучной грамотности обучающихся  на основе межпредметных связей физики с другими науками  на каждом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по физике и биологии "Глаз-как оптическая система"

В ходе  данного интегрированного урока учащиеся  знакомятся со строением глаза, зрительным анализатором,с преломлением света, рассмотривают дефекты зрения, способы коррекции зрения, основные...

Самоанализ открытого урока в 6 классе.

Самоанализ открытого урока  английского языка  в 6 классе1. Характеристика класса: Класс, в котором  я провела урок, обучается 14 учащихся. На уроке присутствовало 12 уча...

Самоанализ открытого урока в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"

Самоанализ открытого урока по немецкому языку в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"...

Самоанализ открытого урока в 6 классе«Раскрытие скобок Коэффициент. Приведение подобных слагаемых»

Тип урока : урок  рефлексииОбразовательная цель: способствовать   систематизации, расширению  и углублению  умений применять преобразования :раскрытие скобок, нахождение коэфф...

Самоанализ открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс

Начало урока было организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение урока показали хорошую работоспособность.Для того, чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимани...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...

Самоанализ открытого урока по физике "Сила трения"

Самоанализ состоит из:Раздел 1. Характеристика класса.Раздел 2. Внешние связи урока.Раздел 3. Цели и задачи урока.Раздел 4. Анализ эффективности замысла урока. Структура урока.Раздел 5. Образовательны...