Программа дополнительного образования
материал по физике (8 класс)

Лисюра Татьяна Николаевна

Актуальность данной программы обусловлена отсутствием методического обеспечения в области дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziko-himicheskie_issledovaniya_2023_1.doc426.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНІЦИПАЛЬНИЙ БЮДЖЕТНИЙ ЗАГАЛЬНООСВІТНІЙ ЗАКЛАД

«ГВАРДІЙСЬКА

ШКОЛА-ГІМНАЗІЯ № 2»

СІМФЕРОПОЛЬСЬКОГО РАЙОНУ РЕСПУБЛІКИ КРИМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГВАРДЕЙСКАЯ

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 2»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИ СИМФЕРОПОЛЬ РАЙОНЫНЫНЪ

«2-САНЛЫ ГВАРДЕЙСКОЕ МЕКТЕП-ГИМНАЗИЯСЫ»

МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ УМУМТАСИЛЬ МУЭССИСЕСИ

ул.Острякова, 1А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513

СОГЛАСОВАНО

Педагогический совет

протокол №16 от 30.08.2023

ПРИНЯТО

Управляющим советом протокол №6 от 25.08.2023

УТВЕРЖДЕНО

Приказом «Об утверждении программы дополнительного образования»

№354-О от 30.08.2023  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Направленность: естественнонаучная

Срок реализации программы: 1 год

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Составитель(автор): Лисюра Татьяна Николаевна.

Должность: учитель биологии, педагог дополнительного образования

Гвардейское, 2023

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..2

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….….................................5

1.3. Воспитательный потенциал программы ………………………………………………..6

1.4. Содержание программы……………………………………………..................................8

1.5. Планируемые результаты………………………………………………………………..13

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график…………………………….……...……………………..15 

2.2. Условия реализации программы………………………………………………………...15

2.3. Формы аттестации……………………………………………….….................................17

2.4. Список литературы………………………………………………….................................18

3. Приложения

3.1. Оценочный материал……………………………………………………………………..19

3.2. Методические материалы………………………………………………………………...21 

3.3. Календарно-тематическое планирование………………………...……………………..26

3.4. Лист корректировки………………………………………………....................................31

3.5. План воспитательной работы…………………………………………………………….32 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:

  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020 года);

            Направленность - естественнонаучная

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Необходимость разработки данной программы обусловлена отсутствием обновленного программно-методического обеспечения по подготовке одаренных учащихся в области химии и физики в системе дополнительного образования.

В любом цивилизованном обществе всегда существует проблема: как наиболее эффективно адаптировать основные представления современной науки тем социальным группам (в первую очередь аудиториям средней школы), для которых наука станет возможной профессией. Действительно, всегда существует проблема, как хорошо научить подрастающее поколение математике, физике, химии и т.д. Естественные науки являются фундаментальной компонентой общего образования. Трудности, стоящие перед образованием, заключаются в том, что теоретические модели и структуры современной химии и физики стремительно развиваются и усложняются. Очевидно, что без притока профессионально подготовленной молодежи в вузы и далее в научно-исследовательские центры поддерживать мировой уровень развития науки в стране невозможно.

Отличительные особенности программы. Программа состоит из двух модулей «Химия» и «Физика», этим соблюдаются межпредметные связи с разными дисциплинами.

Адресат программы.

Данная программа реализуется в учебных объединениях естественнонаучного направления для учащихся 8 – 10 классов общеобразовательных учреждений.

Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения продолжительностью 68 часов.

Уровень программы – базовый.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Состав группы – постоянный, не более 20 человек.

С учётом инновационных технологий программой предусмотрены следующие методы и формы занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, проверочные работы, тесты.

Количество часов на обсуждение определённого подраздела программы зависит от сложности темы. Большое внимание уделяется проведению эксперимента.

Общими принципами организации учебно-воспитательного процесса являются: научность, синтез теоретической и практической деятельности, индивидуальный подход.

Режим занятий. Продолжительность занятия – 2 академических часа в неделю.


1.2 Цель и задачи программы

Цель программы – развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний по химии и физике.

Для реализации этой цели на практике будет необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

1) формирование практических умений при решении экспериментальных задач по физике и химии;

2) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих физическую и химическую науку.

Воспитательные:

1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;

2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития физической и химической науки;

3) содействие в профориентации школьников.

Развивающие:

1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;

2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;

3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности.

1.3. Воспитательный потенциал программы

Данная программа имеет значительный воспитательный потенциал, так как способствует процессу социализации учащихся в современном обществе,

воспитывает у ребят  такие качества как ответственность перед коллективом, умение взаимодействовать с участниками детского сообщества, активность, потребность в творческой деятельности, соблюдение этических норм, программа прививает интерес к точным наукам, что так необходимо нам для построения высокоразвитого государства.

Программой предусматривается участие учащихся в акциях, конкурсах, выставках, научно-практических конференциях, сетевых проектах и т.п.


1.4. Содержание программы

          Учебно-тематический план

Изучаемая тема

К-во часов всего

Теорет.

Практ.

Форма аттестации/контроля

Вводное занятие

2

2

-

Тестирование

Модуль «Физика»

Раздел 1. Что изучает физика?

8

4

4

Тестирование, практическая работа

Раздел 2. Электричество.

8

4

4

Тестирование, практическая работа

Раздел 3. Магнетизм.

8

4

4

Тестирование, практическая работа

Модуль «Химия»

Раздел 1. Основные химические понятия

6

4

2

Тестирование, практическая работа

Раздел 2. Основные классы неорганических веществ

12

6

6

Тестирование, практическая работа

Раздел 3. Расчеты по уравнениям химических реакций

8

-

8

Тестирование, практическая работа

Раздел 4. Вода и ее свойства

6

2

4

Тестирование, практическая работа

Раздел 5. Состав воздуха. Источники его загрянения.

6

2

4

Тестирование, практическая работа

Раздел 6. Подготовка презентаций, знакомство с правилами написания научно-исследовательских работ   Итоговая аттестация.

4

4

Практическая работа

ИТОГО:

68

28

40

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

Вводное занятие. (2 час.) Инструктаж по охране труда на занятиях учебного объединения.  Полезные ссылки по физике и химии в Интернете. Современные достижения физической и химической наук. Роль физики и химии в развитии всех отраслей народного хозяйства. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и химики. Физический эксперимент и электронные презентации по физике. Правила создания электронной презентации. Правила проведения школьного эксперимента. Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики. Роль компьютера в физических исследованиях.

МОДУЛЬ «ФИЗИКА»

Раздел 1. Что изучает физика. (8час.)

 Теоретическая часть. Краткая характеристика основных разделов физики. Механические колебания. Волны. Термодинамика. Электрическое поле. Постоянный электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитные колебания и волны. Оптика. Квантовая физика.

Практическая часть. Опыт «Гидростатический парадокс». «Сообщающиеся сосуды + атмосферное давление».

Раздел 2. Электричество. (8час.)

Теоретическая часть. Электрические явления. Электризация тел. Способы соединения потребителей электрической энергии. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Проводники и непроводники электричества. Электрическая цепь и ее составные части. Атмосферное электричество. Грозовая туча. Молния в атмосфере. Природа молнии. Какие бывают молнии. Физика линейной молнии. Гром. Наблюдение шаровой молнии.

Практическая часть. 

Занимательные опыты по электричеству.

Раздел 3. Магнетизм. (8час.)

Теоретическая часть. Магнитное поле Земли. Компас. Взаимодействие магнитов. Магнитобиология. Магнитные бури. Полярные сияния. Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются. Что такое полярное сияние. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Магнитное поле Земли. Люминесценция. Электронные полярные сияния. Протонные полярные сияния.

Практическая часть. Занимательные опыты по магнетизму. Опыты с магнитами.

МОДУЛЬ «ХИМИЯ».

Раздел 1. Основные химические понятия. (6час.)

Теоретическая часть. Вещества. Свойства физические и химические. Явления физические и химические. Валентность химических элементов. Определение валентности по химическим формулам. Составление химических формул по валентности. Количество вещества. Химические уравнения. Составление уравнений химических реакций.

Практическая часть. Решение расчетных задач по теме «Основные химические понятия». Тестирование: «Основные понятия химии».

Раздел 2. Основные классы неорганических веществ. (12 час.)

Теоретическая часть. Оксиды, их состав, названия, классификация, свойства, получение. Гидроксиды и щелочи состав, названия, классификация, свойства, получение. Кислоты состав, названия, классификация, свойства, получение. Индикаторы. Соли состав, названия, классификация, свойства, получение. Генетическая связь основных классов неорганических соединений.

Практическая часть. Лабораторные работы «Химические свойства оксидов», «Химические свойства оснований», «Химические свойства кислот», «Химические свойства солей».

 Раздел 3. Расчеты по уравнениям химических реакций. (8час.)

Теоретическая часть. Вычисление массы вещества (исходного или полученного), если известна масса другого. Вычисление объема вещества (исходного или полученного), если известен объем другого. Вычисление массы вещества, если известна масса другого, содержащего определенную долю примесей. Теоретический и практический выход продуктов реакции. Вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке. Расчеты по уравнениям последовательных и параллельных реакций.

Практическая часть. Решение расчетных задач по теме «Расчеты по уравнениям химических реакций».

Раздел 4. Вода и ее свойства. (6 час.)

Теоретическая часть Загадочное вещество – вода. Три состояния воды.  Интересное о воде.         Гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях. Роль воды в жизни человека.

Практическая часть. Исследование "Проблемы питьевой воды на Земле   и в вашей местности. Выдвижение гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома. Определение органолептических свойств воды и содержание солей в ней.

Раздел 5. Состав воздуха. (6 час.)

Теоретическая часть. Какие газы входят в состав воздуха. Основные источники загрязнения воздуха.

Практическая часть. Оценка чистоты воздуха в вашей местности методом биоиндикации.

Раздел 6. (4 час.) Эксперимент и электронные презентации. Правила создания электронной презентации. Знакомство с правилами написания научно-исследовательских работ.  


1.5 Планируемые результаты

К концу освоения программы:

Учащиеся должны иметь представление о:

  • Современных достижениях физики, химии;
  • Перспективах их развития;
  • Роли физики и химии в развитии всех отраслей народного хозяйства.

Учащиеся должны знать:

  • Основные физические и химические понятия и термины;
  • Основные физические и химические законы;

Учащиеся должны уметь:

  • Оформлять результаты практических работ;
  • Составлять формулы химических веществ, писать уравнения химических реакций;
  • Вести расчеты по уравнениям химических реакций; решать физические задачи по изученному материалу.
  • Работать с научной литературой;
  • Писать рефераты, составлять конспекты.

Учащиеся должны приобрести опыт:

  • Написания и защиты научно-исследовательских работ, выступлений на научно-практических конференциях;
  • Участия в научно-исследовательских конкурсах;
  • Дистанционного общения по Интернету.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1. Календарный учебный график Продолжительность образовательного процесса – 34 учебные недели:

начало занятий – 1 сентября, завершение - 31 мая.

График занятий: 2 раза в неделю, занятия по 1 академическому  часу .

Сроки контрольных процедур:

  • входной контроль: август – сентябрь;
  • промежуточный контроль: декабрь;
  • итоговый контроль: май

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программ:

Набор оборудования для проведения лабораторных работ по физике

Лаборатория для физико-химического анализа воды

Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации

Комплекты для лабораторных работ по переменному току, постоянному току, электростатике, гидростатике и плавание тел, магнитным полям, звуковым волнам, квантовой физике

Цифровая лаборатория по естествознанию

Плитка электрическая

Штатив лабораторный химический

Баня комбинированная лабораторная

Учебный кабинет, 

Компьютеры,

Технические средства обучения (ТСО);

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, 

Таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов.

Информационное обеспечение– аудио-, видео-, фото-, интернет-источники;

Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования

Методическое обеспечение образовательной программы:

Учебные занятия предусматривают следующие методы обучения:

  • словесные
  • наглядно–демонстрационные
  • практические

Формы организации образовательного процесса – индивидуально-групповая, групповая.

Формы организации учебного занятия – рассказ – презентация нового материала, беседа с учащимися, дискуссия на проблемную тему; самостоятельная работа, тестирование, практические занятия, доклады учащихся, контроль знаний.

Педагогические технологии – технологии группового, дифференцированного, разноуровневого, проблемного обучения, коллективного взаимообучения, исследовательской деятельности.

Алгоритм учебного занятия – занятие включает в себя следующие этапы: актуализация и мотивация учебной деятельности, изучение нового материала/выполнение лабораторной или практической работы, обобщение изученного материала, контроль усвоения учебного материала, рефлексия.

Дидактические материалы – карточки; пособия с разными типами задач и тестами; раздаточный материал, инструкционные и технологические карты.

2.3. Формы аттестации

Основные формы подведения итогов и оценка результатов обучения: конкурсы по решению и составлению задач; семинары; практическая работа; участие в олимпиадах, турнирах, тестирование,  итоговая аттестация.

        Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов – материалы тестирования, фотоматериалы, видеозапись, аналитический материал.

        Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов – открытое занятие, аналитическая справка, итоговый отчет, научно-практическая конференция, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.

2.4. Список литературы

Литература для педагога

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. − М.: Академия, 2001. − 743 с.
  2. Глинка Н.Г. Общая химия. – М.: Высшая школа, Химия, 2000. – 728 с.
  3. Грандбег И.И. Органическая химия. − М.: Высшая школа, 2001. – 672 с.
  4. Денисова В. Г. Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия. 8 класс. Тесты, теория, задачи, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. Авт. – сост. Е.И. Воронина. – М.:Планета, 2011. – 112 с.
  5. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. Уроки с использованием ИКТ. Лекции, семинары. Сценарии мероприятий с использованием ИКТ. Интерактивные игры. Методическое пособие с электронным вложением. – М.: Планета, 2011. -  240 с.
  6. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 3. Органическая химия. Уроки с использованием ИКТ. Сценарии мероприятий с использованием ИКТ. Интерактивные игры. Методическое пособие с электронным вложением. – М.: Планета, 2012. -  320 с.
  7. Кочерга И.И., Холин Ю.В., Слета Л.А. и др. Олимпиады по химии. Сборник задач. – Х.: Ранок, 2002. – 400 с.
  8. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Тесты для школьников и поступающих в вузы. – М.: Оникс, 21 век, 2002. –
  9. Слета Л.А., Черный А.В. Холин Ю. В. 1001 задача по химии с ответами, указаниями и решениями. – Х.: Ранок, 2001. − 367 с.
  10. Солдатова Т.М. Уроки химии с применением информационных технологий. Металлы. 9 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Т.М. Солдатова. – М.:Планета, 2014. – 288 с.

Литература для учащихся

  1. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. ОГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Д.Ю. Добротина. -  М.: «Национальное образование», 2018. – 192 с.
  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. ХИМИЯ 8-11 классы. Пособие для средней школы. Издание второе стереотипное. Москва. "ЭКЗАМЕН". 2002
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. ХИМИЯ для школьников старших классов и поступающих в вузы. Москва, "ОНИКС 21 век", "Мир и образование", 2002
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.  2500 задач по химии с решениями (для поступающих в вузы) Москва, "ОНИКС 21 век", "Мир и образование", 2003. – 640 с.
  5.      Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М.: Аванта+, 2000. − 640 с.

Интернет-ресурсы

 https://www.youtube.com/user/Thoisoi/featured 

 fipi.ru

 https://chem-oge.sdamgia.ru/

 https://www.nkj.ru/

           https://foxford.ru/catalog/courses/himiya

           https://sochisirius.ru/video_lectures?course=2

           https://s.11klasov.ru/7523-posobie-po-himii-dlja-postupajuschih-v-vuzy-homchenko-    gp.html

            https://www.youtube.com/channel/UCjdM9438e_CBsh0DD8MXp

3. Приложения Мониторинг результатов освоения программы

Приложение №1

Виды контроля

Входной

Текущий

Промежу

Текущий

Итоговый

№ п/п

Дата ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Уровни освоения программы:

Н – низкий

С – средний В – высокий.

Успешность усвоения содержания программы контролируется с помощью таблицы мониторинга результатов (приложение №1), где результаты отмечаются в виде уровней.

3.1. Оценочный материал

 Тест   по  теме «Соли. Классификация и номенклатура солей» 8 класс

Вариант 1

В вопросах 1-3 выберите один вариант ответа

  1. Соли – это

А) сложные вещества, состоящие из двух химических элементов один из которых кислород

Б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп

В) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

Г) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

  1. Соединение Fe(NO3)2 называется

А) карбонат железа (II)

Б) нитрат железа (II)

В) нитрат железа

Г) нитрат железа (III)

  1. Сульфату свинца (II) соответствует формула

А) PbSO     Б) PbS      В) PbSO4     Г) NiSO4

  1. Составьте формулу фосфата цинка _____________
  2. Установите соответствие между классом соли и формулой вещества (ответ запишите в виде последовательности цифр)

 

Формула вещества

Класс соли

А) MgOHNO3

  1. основная соль

Б) NaHSO3

  1. средняя соль

В) CuCl2

  1. кислая соль

Г) Ca3(PO4)3

 

Д) ZnOHCl

 

Вариант 2

В вопросах 1-3 выберите один вариант ответа

  1. Общая формула солей

А) Me(OH)n

Б) MexOy

В) HxAy, где А – кислотный остаток

Г) MexAy, где А – кислотный остаток

  1. Соединение K2SiO3 называется

А) силикат кальция

Б) силикат калия (II)

В) сульфид калия

Г) силикат калия

  1. Нитрату хрома (III) соответствует формула

А) СrN      Б) Cr(NO3)3     В) Cr(NO3)2       Г) Ca(NO3)3

  1. Составьте формулу нитрита кальция __________
  2. Установите соответствие между классом соли и формулой соли (ответ запишите в виде последовательности цифр)

 

Формула соли

Класс соли

А) NaHCO3

  1. средняя соль

Б) KClO3

  1. кислая соль

В) LiNO3

  1. основная соль

Г) Mg(OH)Cl

 

Д) BaSiO3

 

 

 

3.2 Методические материалы

Тема занятия: Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства.        Цель занятия: сформировать знания о составе, классификации, номенклатуре кислот, их роли в природе, правилах работы с кислотами; изучить химические свойства кислот, познакомиться с рядом активности металлов, реакциями замещения и обмена.                                                                                          

        Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации содержащей видеоопыт), создание проблемной ситуации, практическая работа.

Ход занятия:

  1. Орг момент.
  2. Фронтальная беседа..

- Распределите формулы по классам в таблицу

HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3.

 ОКСИДЫ

 ОСНОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

- Состав оснований и их классификация.

- Получение оснований.

- Химические свойства растворимых оснований.

- Химические свойства нерастворимых оснований.

- Применение оснований.

  1. Изучение нового материала.

Слова "кислота" и "кислый" не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот на вкус кислые. Это не означает, что раствор любой кислоты можно пробовать на язык – среди них встречаются очень едкие и даже ядовитые. Но такие кислоты как уксусная (содержится в столовом уксусе), яблочная, лимонная, аскорбиновая (витамин С), щавелевая и некоторые другие (эти кислоты содержатся в растениях) знакомы вам именно своим кислым вкусом.

В этом параграфе мы рассмотрим только важнейшие неорганические кислоты, то есть такие, которые не синтезируются живыми организмами, но играют большую роль в химии и химической промышленности.

В состав кислот обязательно  входит водород. Причём водород всегда стоит на первом месте в формуле соединения. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

Все кислоты, независимо от их происхождения, объединяет общее свойство – они содержат реакционноспособные атомы водорода. В связи с этим кислотам можно дать следующее определение:

Кислота – это сложное вещество, в молекуле которого имеется один или несколько атомов водорода и кислотный остаток.

1)        кислотные остатки в химических реакциях обычно сохраняются и переходят из одних соединений в другие;

2)        валентность кислотных остатков определяется числом атомов водорода,

Кислоты классифицируют по таким признакам: а) по наличию или отсутствию кислорода в молекуле и б) по числу атомов водорода.

Говоря о растворимости, обратитесь обязательно к таблице раствори-мости, найдите ряд кислот и учащиеся сами сделают выводы: единственная нерастворимая кислота — кремниевая.

По первому признаку кислоты делятся накислородсодержащие и бескислородные.

Классификация кислот по составу.

Кислородсодержащие кислоты

Бескислородные кислоты

H2SO4 серная кислотаH2SO3 сернистая кислотаHNO3 азотная кислотаH3PO4 фосфорная кислотаH2CO3 угольная кислотаH2SiO3 кремниевая кислота

HF фтороводородная кислота

HClхлороводородная кислота (соляная кислота)

HBrбромоводородная кислота

HI иодоводородная кислота

H2S сероводородная кислота


По количеству атомов водорода, способных замещаться на металл, все кислоты делятся на
одноосновные (с одним атомом водорода), двухосновные (с 2 атомами Н) и трехосновные (с 3 атомами Н), как показано в табл. 8-2:

Классификация кислот по числу атомов водорода.

 

К И С Л О Т Ы

 

Одноосновные

Двухосновные

Трехосновные

HNO3 азотная

HF фтороводородная

HCl хлороводородная

HBrБромоводородная

HI иодоводородная

H2SO4 серная

H2SO3 сернистая

H2S сероводородная

H2CO3 угольная

H2SiO3 кремниевая

H3PO4 фосфорная

Физические свойства кислот

Многие кислоты, например серная, азотная, соляная – это бесцветные жидкости.известны также твёрдые кислоты: ортофосфорная, метафосфорная HPO3, борная H3BO3. Почти все кислоты растворимы в воде. Пример нерастворимой кислоты – кремниеваяH2SiO3. Растворы кислот имеют кислый вкус. Так, например, многим плодам придают кислый вкус содержащиеся в них кислоты. Отсюда названия кислот: лимонная, яблочная и т.д.

Способы получения кислот

ПОЛУЧЕНИЕ

1. Прямое взаимодействие неметаллов

H2 + Cl2 = 2 HCl

1. Кислотный оксид + вода = кислота  

SO3 + H2O  = H2SO4

2. Реакция обмена между солью и менее летучей кислотой

2 NaCl (тв.) + H2SO4(конц.) =  Na2SO4 + 2HCl

Рассмотрим важнейшие химические свойства кислот.

1. Действие растворов кислот на индикаторы. Практически все кислоты (кроме кремниевой) хорошо растворимы в воде. Растворы кислот в воде изменяют окраску специальных веществ – индикаторов. По окраске индикаторов определяют присутствие кислоты.

Демонстрация опыта:

В тир пробирки наливаем по 1 мл растворов кислот HCI, H 2SO4, HNO3 и прибавим по несколько капель каждого из индикаторов. В растворах кислот изменяется окраска индикаторов.

1. Метиловый оранжевый — становится розово-красным.

2. Фиолетовый лакмус — красным.

3. Бесцветный фенолфталеин – остаётся бесцветным.

Фенолфталеин является индикатором на щелочи, т.к. только в щелочной среде изменяет окраску, а в кислой он остаётся бесцветным.

Индикаторы представляют собой вещества сложного строения. В растворах оснований и в нейтральных растворах они имеют иную окраску, чем в растворах кислот. Об индикаторах мы более подробно расскажем в следующем параграфе на примере их реакций с основаниями.

2. Взаимодействие кислот с основаниями. Эта реакция, как вы уже знаете, называется реакцией нейтрализации. Кислота реагируют с основанием с образованием соли, в которой всегда в неизменном виде обнаруживается кислотный остаток. Вторым продуктом реакции нейтрализации обязательно является вода. Например:

Для реакций нейтрализации достаточно, чтобы хотя бы одно из реагирующих веществ было растворимо в воде. Поскольку практически все кислоты растворимы в воде, они вступают в реакции нейтрализации не только с растворимыми, но и с нерастворимыми основаниями. Исключением является кремниевая кислота, которая плохо растворима в воде и поэтому может реагировать только с растворимыми основаниями – такими как NaOH и KOH:

H2SiO3 + 2 NaOH = Na2SiO3 + 2H2O        2

3. Взаимодействие кислот с основными оксидами. Поскольку основные оксиды – ближайшие родственники оснований – с ними кислоты также вступают в реакции нейтрализации:

2 HCl

+

CaO

=

CaCl2

+

H2O

Как и в случае реакций с основаниями, с основными оксидами кислоты образуют соль и воду. Соль содержит кислотный остаток той кислоты, которая использовалась в реакции нейтрализации.

Взаимодействие кислот с оксидами металлов. В две пробирки насыпаем немного порошка Fe2O3. Добавляем в одну пробирку раствор серной кислоты, в другую —соляной. Смеси слегка подогрели. Наблюдаем растворение оксида.

Fe2 O3+ 6 HCI = 2 FeCI3 +3 H2O

Fe2 O3 +3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O

Провели аналогичные реакции с оксидами магния.

MgO + H2SO4 = Mg SO4 + H2O

MgO+ 2HCI = MgCI2 + H2O

После выпаривания на стеклянной пластинке остались кристаллики соли. Растворяются оксиды  в кислотах  и образуется соль и вода.  

4. Взаимодействие кислот с металлами. Как мы видим из предыдущего примера, для взаимодействия кислот с металлом должны выполняться некоторые условия (в отличие от реакций кислот с основаниями и основными оксидами, которые идут практически всегда).

Во-первых, металл должен быть достаточно активным (реакционноспособным) по отношению к кислотам. Например, золото, серебро, медь, ртуть и некоторые другие металлы с выделением водорода с кислотами не реагируют. Такие металлы как натрий, кальций, цинк – напротив – реагируют очень активно с выделением газообразного водорода и большого количества тепла.

По реакционной способности в отношении кислот все металлы располагаются в ряд активности металлов. Слева находятся наиболее активные металлы, справа – неактивные. Чем левее находится металл в ряду активности, тем интенсивнее он взаимодействует с кислотами.

Ряд активности металлов.

Металлы, которые вытесняют водород из кислот

Металлы, которые не вытесняют водород из кислот

K Ba Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb (H)

 самые активные металлы

CuHgAgPtAu

самые неактивные металлы 

Во-вторых, кислота должна быть достаточно сильной, чтобы реагировать даже с металлом из левой части табл. 8-3. Под силой кислоты понимают ее способность отдавать ионы водорода H+.

Таблица 8-4. Классификация кислот на сильные и слабые кислоты.

Сильные кислоты

Слабые кислоты

HI иодоводородная

HBrбромоводородная

HClхлороводородная

H2SO4 серная

HNO3 азотная

HF фтороводородная

H3PO4 фосфорная

H2SO3 сернистая

H2S сероводородная

H2CO3 угольная

H2SiO3 кремниевая

Ме + КИСЛОТА =СОЛЬ + H2↑          (р. замещения)

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

Разложение кислородсодержащих кислот при нагревании  

( искл. H2SO4 ; H3PO4 )

КИСЛОТА = КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + ВОДА       (р. разложения )

Запомните!  Неустойчивые кислоты (угольная и сернистая) – разлагаются на газ и воду:        

H2CO3 ↔ H2O + CO2↑

H2SO3 ↔ H2O + SO2↑

Реагируют с солями слабых, летучих кислот - если образуется соль, выпадающая в осадок или выделяется газ:                                                                                                        3

2 NaCl (тв.) + H2SO4(конц.) =  Na2SO4 + 2HCl¬↑  ( р. обмена)

  1. Закрепление материала.

Выполните задания.

1. Напишите реакции нейтрализации между кислотами и основаниями, в результате которых получаются следующие соли: Al2(SO4)3, NiCO3, Fe(NO3)3, Mg3(PO4)2, PbS, Li2SO4.

2. Сколько P2O5 необходимо для получения 392 кг фосфорной кислоты H3PO4 ?

3. Закончите уравнение тех реакций, которые практически возможны.

1.        HCI + Ca  =

2.        H2SO4 + AI=

3.        H3 PO4 +Ag =

4.        HCI + Cu =

5.        H2SO4 +Fe =

6.        H3 PO4 + Na =

Na + H2SO4

Al + H2S

Ca + H3PO4

Na2O + H2CO3

ZnO + HCl

CaO + HNO3

Fe2O3 + H2SO4

4. Распределите химические формулы кислот  в таблицу. Дайте им названия:

LiOH, Mn2O7, CaO, Na3PO4, H2S, MnO, Fe(OH)3, Cr2O3, HI , HClO4 ,HBr , CaCl2, Na2O,  HCl , H2SO4 , HNO3 , HMnO4 , Ca(OH)2, SiO2,  H2SO3 , Zn(OH)2, H3PO4 , HF , HNO2 ,H2CO3 , N2O, NaNO3 ,H2S , H2SiO3

Кислоты

Бескислородные

Кислород содержащие

растворимые

 

нерастворимые

одноосновные

двухосновные

трёхосновные

6.Рефлексия.

3.3. Календарно-тематическое планирование

пп

Дата

проведения

урока

Название темы

Корректировка

план

факт

Вводное занятие (2 часа)

1

Инструктаж по ТБ. Современные достижения физической и химической наук. Роль физики и химии в развитии всех отраслей народного хозяйства.

2

Физический эксперимент и электронные презентации по физике. Правила создания электронной презентации. Правила проведения школьного эксперимента.

МОДУЛЬ «ФИЗИКА»

Что изучает физика (8 часов)

3

Краткая характеристика основных разделов физики

4

Механические колебания. Волны

5

Термодинамика

6

Опыт «Гидростатический парадокс»

7

Опыт «Сообщающиеся сосуды+ атмосферное давление»

8

Электрическое поле. Постоянный электрический ток

9

Магнитное поле. Электромагнитные колебания и волны

10

Оптика. Квантовая физика

Электричество (8 часов)

11

Электрические явления. Электризация тел

12

Способы соединения потребителей электрической энергии. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

13

Проводники и непроводники электричества

14

Электрическая цепь и ее составные части

15

Атмосферное электричество. Грозовая туча. Молния в атмосфере

16

Природа молнии. Какие бывают молнии. Физика линейной молнии

17

Гром. Наблюдение шаровой молнии

18

Занимательные опыты по электричеству

Магнетизм (8часов)

19

Магнитное поле Земли. Компас

20

Взаимодействие магнитов. Магнитобиология. Магнитные бури

21

Полярные сияния. Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются

22

Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле

23

Магнитное поле Земли. Люминесценция

24

Электронные и протонные полярные сияния

25

Занимательные опыты по магнетизму.

26

Опыты с магнитами

МОДУЛЬ «ХИМИЯ»

Основные химические понятия (6 часов)

27

Вещества. Свойства физические и химические. Явления физические и химические

28

Валентность химических элементов. Определение валентности по химическим формулам. Составление химических формул по валентности

29

Количество вещества. Химические уравнения

30

Составление уравнений химических реакций

31

Решение расчетных задач по теме «Основные химические понятия»

32

Тестирование: «Основные понятия химии»

Основные классы неорганических веществ (12 часов)

33

Оксиды, их состав, названия, классификация, свойства, получение

34

 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа «Химические свойства оксидов»

35

Гидроксиды и щелочи, их состав, названия, классификация, свойства, получение

36

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа «Химические свойства оснований»

37

Кислоты, их состав, названия, классификация, свойства, получение

38

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа «Химические свойства кислот»

39

Индикаторы

40

Соли, их состав, названия, свойства

41

Классификация солей, получение

42

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа «Химические свойства солей»

43

Генетическая связь основных классов неорганических соединений

44

Лабораторная работа «Химические свойства оксидов»

Расчеты по уравнениям химических реакций (8 часов)

45

Решение расчетных задач «Вычисление массы вещества (исходного или полученного), если известна масса другого»

46

Решение расчетных задач «Вычисление объема вещества (исходного или полученного), если известен объем другого»

47

Решение расчетных задач «Вычисление массы вещества, если известна масса другого, содержащего определенную долю примесей»

48

Решение расчетных задач «Теоретический и практический выход продуктов реакции»

49

Решение расчетных задач «Вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в  избытке»

50

Решение расчетных задач «Расчеты по уравнениям последовательных реакций»

51

Решение расчетных задач «Расчеты по уравнениям параллельных реакций»

52

Решение расчетных задач «Расчеты по уравнениям химических реакций»

Вода и ее свойства (6 часов)

53

Загадочное вещество-вода. Роль воды в жизни человека. Три состояния воды. Интересное о воде. Гипотезы происхождения воды на Земле

54

Значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях.

55

Исследование «Проблемы питьевой воды на Земле»

56

Исследование «Проблемы питьевой воды в нашей местности»

57

Выдвижение гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома

58

Определение органолептических свойств воды и содержание солей в ней.

Состав воздуха (6часов)

59

Какие газы входят в состав воздуха

60

Основные источники загрязнения воздуха

61

Составление плана мероприятия «Оценка чистоты воздуха в нашей местности»

62

Сбор материала «Оценка чистоты воздуха в нашей местности»

63

Анализ собранных данных «Оценка чистоты воздуха в нашей местности»

64

Отчет по теме «Оценка чистоты воздуха в нашей местности»

Подготовка презентаций, знакомство с правилами написания научно-исследовательских работ (4 часа)

65

Эксперимент и электронные презентации

66

Правила создания электронной презентации

67

Знакомство с правилами написания научно-исследовательских работ

68

Итоговая аттестация

3.4.План воспитательной работы

I полугодие (сентябрь-декабрь)

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1. Гражданское и патриотическое воспитание: формирование патриотических, ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.

1.1.

беседа «Патриотические праздники России» (День Защитника Отечества, День Победы и День Народного Единства). Работа с терминами «патриот», «патриотизм», «патриотический» познакомить учащихся с историей праздников.

Сентябрь

1.2.

беседы «Моя Родина», «Государственные символы России»

беседа «Я гражданин своей страны»

Октябрь

1.3.

4 ноября «День Народного Единства», а также «День добрых дел», проведение акцию "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким)

Ноябрь

1.4

беседа «Я – Крымчанин!» о патриотизме, толерантности и уважительном отношении к народам разных национальностей, проживающих в Крыму.

Декабрь

2. Духовно-нравственное воспитание: формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

2.1.

беседа – 8 сентября «Международный день грамотности» Культура умственного труда.

Главные ценности жизни. Беседа о человеческих пороках, о категориях добра и зла, о безнравственном и противоправном поведении людей, о роли самого человека в их предотвращении.

Сентябрь

2.2.

беседа «Профессия родителей. Трудовые семейные традиции»

Профессия, которая мне нравится. Чему я учусь на занятиях в Центре.

Октябрь

2.3.

беседа «Здоровый образ жизни, спорт, правильное питание» беседа «Вредные привычки и борьба с ними»

беседа «День Матери», в России в последнее воскресенье ноября беседа «Учись быть Человеком»

Ноябрь

2.4.

беседа 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом

беседа «Русские традиции» мероприятия, посвящённые Новому году.

Декабрь

3. Эстетическое воспитание: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развитие музейной и театральной педагогики

3.1.бесе

да «В человеке всё        должно быть прекрасно…»

Сентябрь

3.2.бес

еда-диспут «О вкусах спорят?»

Октябрь

3.3.бес

еда «Любите ли вы театр?»

Ноябрь

3.4.акци

я «Создаем новогоднюю ска        зку своими руками»

Декабрь

4. Экологическое воспитание: формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов, осознания функций природы в жизни человека, чувстве личной причастности к сохранению природных богатств и активной исследовательской деятельности природы родного края, практической деятельности по охране природы полуострова, ознакомления учащихся, воспитанников с рекреационным потенциалом Крыма.

4.1.

беседа 16 сентября – Международный день защиты озонового слоя неделя 21-27 сентября – Всемирная акция очисти планету от мусора. (акции: «Отходам нет хода», «Парк вместо свалок», «Атака на пластик»)

беседа Всемирный день морей

Сентябрь

4.2.

22 октября Международный день без бумаги

Провести акцию «Научимся использовать бумагу рационально!» (как с помощью электронных и других технологий можно внести вклад в сохранение природных ресурсов) 31 октября Международный День Черного моря – провести конкурс рисунков

Октябрь

4.3.

12 ноября Синичкин день – конкурс кормушек - «Дом птицы» 29 ноября День создания Всероссийского общества охраны окружающей среды (ВООП).

Ноябрь

4.4.

3 декабря Международный день борьбы с пестицидами беседа «Мир без пестицидов»

Декабрь

5.Физическое укрепление и сохранение здоровья, профилактика негативных привычек,

приобщение к физкультуре и спорту

5.1.бес

еда «Режим дня, укрепляющий здоровье»

Сентябрь

5.2.бес

еда «Профилактика ОРВИ и закаливание»

Октябрь

5.3.бес

еда «Мои спортивные достижения»

Ноябрь

5.4акци

я «Нет вредным привычкам!»

Декабрь

6. Трудовое реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и        навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

6.1.

акция «Школьный двор»

Сентябрь

6.2

акция «Открытка для учителя»

Октябрь

6.3.акци

я «Я помогаю в домашних делах»

Ноябрь

6.4.

беседа «Трудолюбие и упорство в достижении цели – залог высоких достижений»

Декабрь

7. Познавательное: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества

7.1.

беседа «Культура умственного труда в школе и дома»

Сентябрь

7.2.бес

еда «5 октября - День Учителя»

Октябрь

7.3.бес

еда «Культура умственного труда в школе и дома»

Ноябрь

7.4.бес

еда «Культура умственного труда в школе и дома»

Декабрь

II полугодие (январь - май)

1. Гражданско-патриотическое воспитание.

1.1.

беседа о мужестве, посвященная Дню Защитника Отечества беседа «Дети – герои Великой Отечественной Войны»

февраль

1.2.

беседа «Достопримечательности Симферопольского района и родного села»        - экскурсия по окрестностям села

март

1.3.

беседа «13 апреля – День освобождения Симферополя от захватчиков»

беседа «Города-герои Великой отечественной войны»

апрель

1.4.бесе

да «Никто не забыт, ничто не забыто»

май

2. Духовно-нравственное воспитание: формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

2.1.

мероприятия в кружках «Рождество Христово» беседа – 11 января «Международный день спасибо»

третье воскресенье января Всемирный день религии, беседа о религии в нашей стране и о существующих религиях в мире (христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм)

Январь

2.2.

Семейные обряды.

Моя семья – мое богатство.

беседа о Любви (к семье, к отечеству, к природе, к истине, добру, к своей деятельности, ко всему прекрасному и т.д.)

Февраль

2.3.

Беседа «Праздники и обычаи народов Крыма»

Март

2.4.

Беседы и диспуты:

Что такое самовоспитание? Что такое характер? Познай себя. Великие люди о воспитании.

принять участие в ежегодном Дне благотворительности и милосердия

«Белый цветок» в Ялте, в Ливадии.

Апрель

3 Эстетическое Эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развитие музейной и театральной педагогики

3.1.бес

еда «Красота вокруг нас…»

Январь

3.2.бес

еда-диспут «Всегда ли модно – это красиво?»

Февраль

3.3.

акция «Открытка для мамы»

Март

3.4.акци

я «Готовимся к Пасхе»

Апрель

3.5.бес

еда «Театр и музей в нашей жизни»

Май

4. Экологическое воспитание формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов, осознания функций природы в жизни человека, чувстве личной причастности к сохранению природных богатств и активной исследовательской деятельности природы родного края, практической деятельности по охране природы полуострова, ознакомления учащихся, воспитанников с рекреационным потенциалом Крыма.

4.1.

11 января День заповедников и национальных парков Провести заочную экскурсию «Крымские заповедники»

Январь

4.2.

Всемирный День защиты китов и морских млекопитающих беседа «Что такое Видеоэкология?»

Февраль

4.3.Всем

и        рный День Воды (Всемирный день охраны водных ресурсов).

Март

4.4.

Международный день земли

экскурсия в Ботанический Сад КФУ им. Вернадского

Апрель

4.5.

День птиц: беседа о проблемах сохранения исчезающих видов птиц, и создания для всех птиц приемлемых условий обитания рядом с человеком

Беседа о милосердии

принять участие в ежегодном Дне благотворительности и милосердия

«Белый цветок» в Ялте, в Ливадии.

Апрель

4.6.

Всероссийский день посадки леса, провести беседу «Защитим лес» беседа «Международный день климата»

Май

5.Физическое укрепление и сохранение здоровья, профилактика негативных привычек, приобщение к физкультуре и спорту

5.1.бесе

да «Как стать настойчивым в        учении, труде, спорте»

Январь

5.2.бесе

да «Молодежь – за зд        оровый образ жизни»

Февраль

5.3.бесе

да «Как стать сильным и выносливым»

Март

5.4бесе

да «Папа, мам        а, я – спортивная семья»

Апрель

5.5.бес

еда «Лето с пользой для здоровья»

Май

6.Трудовое реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и        навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

6.1.бес

еда «Культура учебного труда и организация свободного времени»

Январь

6.2бес

еда «Профессии моей семьи»

Февраль

6.3.

акция «Лучший подарок маме – помощь в домашних делах»

Март

6.4.

акция «Трудовой десант»

Апрель

6.6.

акция «Чистый и уютный школьный двор»

Май

7. Познавательное Содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества

7.1.

беседа «25 января - «Татьянин день». День студента. Куда пойти учиться после школы и как готовиться к поступлению»

Январь

7.2.бес

еда «8 февраля - День русской науки»

Февраль

7.3.бес

еда «21 февраля Международный день родного языка»

Февраль

7.4.бес

еда «12 апреля День космонавтики»

Апрель

7.5.

беседа «Каникулы с пользой: познаём новое, увлекательное, интересное»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...