РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ ВЫБОР»
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Программа кружка по профориентации «Мой выбор» для учащихся разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МОЙ ВЫБОР»

направление: СОЦИАЛЬНОЕ

8-9 класс

Составитель: Волкова А.А., учитель

Пояснительная записка

Назначение программы. Программа кружка по профориентации «Мой выбор» для учащихся разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

Актуальность и перспективы курса. В настоящее время школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным. неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

- будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя,

- желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении,

- школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься,

- примеры и опыт друзей, знакомых,

- советы родителей или других родственников,

- престиж профессии в обществе,

- рекомендации учителей.

Наблюдения показывают, что дети, которые в школе задумываются о своей будущей профессии уже с начальной школы, учатся намного лучше тех детей, которые не имеют этой пели до момента ее окончания. неважно, сколько раз переменится выбор учащихся, но главное, оставалась цель продолжения учебы для получения специальности. Нашему обществу нужны как рядовые творцы материальных благ, так и ученые — люди разных профессий. Стирание грани между умственным и физическим трудом требует разносторонних знаний. Поэтому основной задачей молодежи является учение, а затем воплощение знаний в труде.

Безусловно, основные задачи школы — вооружить учащихся системой прочных и глубоких знаний, выработать у них практические умения и навыки по всем учебным предметам, готовить выпускников к жизни, к труду на производстве. Профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной и осуществлять на всем протяжении обучения в школе. Правильная профессиональная ориентация подрастающего поколения — актуальная и сложная педагогическая и социальная проблема.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия — 14-15 лет.

Объем часов, отведенных на занятия: 12 часов в год.

Продолжительность одного занятия соответствует СанПин.

Цели и задачи реализации программы. Программа направлена на освоение результатов основной образовательной программ, содержание программы направлено на достижение всех образовательных целей. Осуществляется взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Цель данной программы: подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.

Задачи программы:

-создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность;

- обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся;

-формировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой).

Формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т.д.)

Учебный материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал. При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух, публично выступать, представлять результаты своей интеллектуальной деятельности.

Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:

  • тренинг;
  • практикум;
  • дискуссия;
  • тестирование;
  • игра, конкурсно-игровая программа;
  • онлайн-экскурсия;
  • итоговое занятие;
  • презентации;
  • самопрезентации;
  • презентации проектов учащихся;
  • фоторепортажи учащихся;
  • деловые игры;

- анкетирование.

Предполагаемые результаты освоения курса:

  • Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1 —приобретение социальных знаний, понимании социальной реальности и повседневной жизни; 2-формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; З — приобретение опыта самостоятельного социального действия);

Реализация данной программы позволит:

сформировать у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности; определится с выбором будущей профессии; сформировать у учащихся культуры деловых взаимоотношений; сформировать у учащихся умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда; оказать адресную помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии; обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Кружок внеурочной деятельности «Мой выбор профессии» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.

Личностные результаты:

- потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;

- в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;

- способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;

- умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы

- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

- воспитание уважительного отношения к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных

-умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);

- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;

- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные УУД

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;

- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;

- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем

Коммуникативные УУД

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в кружке;

- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

- умение находить общее решение и разрешать конфликты;

- соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Количество занятий

Раздел 1. Что я знаю о профессиях?

1

Мир профессий

1

2

Классификация профессий

1

3

Рынок образовательных услуг

1

Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности

4

Профессия-специальность

1

5

Мое видение будущей профессии

1

6

Здоровье и выбор профессии

1

7

Значение темперамента и характера в профессиональном определении

1

Раздел 3. Профессиональное самоопределение

8

Правила поведения на рынке труда

1

9

Как правильно подготовить документы для трудоустройства

1

10

Технология эффективного поведения

1

11

День приема на работу

1

12

Моя карьера

1

Содержание курса

Содержание курса

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1. Что я знаю о профессиях? Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. Воспитывать интерес к теме выбора профессии. Узнают о средне профессиональных и среднетехнических училищах, высших учебных заведениях. Основные понятия о рынке труда и учебных мест. Узнают об основных работодателях на территории. Наиболее востребованные профессии в нашем городе. Перечень учебных заведений. Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии

урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- тренинги;

- беседы.

Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности. Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Понятие «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Понятийный аппарат на уроках и повседневной жизни. Условия труда, требования к работнику. Особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией. Беседа о типах темперамента.

-урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- ролевые игры;

- тренинги;

- беседы.

Раздел 3. Профессиональное самоопределение. Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д.

-тестирование;

-игра, конкурсно-игровая программа;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор" 5 класс

    Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рас...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор" 6 класс

Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой професси...