«Электромагнитное поле вокруг нас»
рабочая программа по физике (10 класс)

Элеонора Балсунаева

Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны : одна гуманистическая- это проблема свободного и всестороннего развития и самореализации;  другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов НТП.

В условиях НТП как в сфере производства, так и в сфере обслуживания все меньше требуется работников низкой квалификации и больше работников высокой квалификации, которые способны управлять современными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому   перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией.

Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета- физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля и профессии будет связан с углубленным изучением физики.

Данный курс дополняет базовый курс физики,  не нарушая его целостности и логики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34

«Электромагнитное поле вокруг нас»

Программа факультативного курса

для учащихся 8-10 классов

Составитель:

Балсунаева Элеонора Викторовна,

учитель физики,

высшей квалификационной категории

МБОУ г. Иркутска СОШ № 34

Иркутск – 2020

Балсунаева Элеонора Викторовна

учитель физики

МБОУ гимназии № 3

г. Иркутска

Тематический план факультативного курса

«Электромагнитное поле вокруг нас»

№/№ уроков по порядку, уроков по теме

Тема урока:

Виды деятельности учителя

Примечания:

Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля» (3часов)

Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики (3 часа)

1/1

Магнитное взаимодействие электрических зарядов.

Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов.

Фронтальные демонстрации

2/2

Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. Магнитная проницаемость.

Фронтальные демонстрации

3/3

Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений.

Лекция с элементами беседы

Модуль 2 «Электромагнитные поля и здоровье человека» (13часов)

Блок 1: Источники ЭМП (2 часа)

4/1

Естественное электромагнитное поле Земли

Презентация

5/2

Техногенные источники электромагнитного поля

Презентация

Блок 2: Биологическое действие ЭМП (5 часов)

6/1

Солнечная активность и здоровье человека

Презентационные доклады

7/2

Характер взаимодействия ЭМП

с биологическими объектами

8/3

Негативное влияние ЭМП на здоровье человека

Семинарское занятие

9/4

Оздаравливающее и лечебных целях действие ЭМП

10/5

Экскурсия в лечебное учреждение

Детская поликлиника НПО « Иркут»

Блок 3: Основы санитарно-гигиенического нормирования ЭМП

(2 часа)

11/1

Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения

12/2

Нормативы продолжительности работы на ПЭВМ.

Границы санитарных зон.

Лекция

Блок 4: Методы и приборы для измерения ЭМП ( 1час)

13/1

Методы и приборы для измерения ЭМП

Блок 5: Способы защиты от ЭМП» (3часа)

14/1

Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП

15/2

Решение задач « Расчет на воздействие ЭМП»

16/3

Лечебно-профилактические мероприятия

Модуль 3 «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты»

( 14 часов)

Блок 1: Низкочастотные ЭМП (3 часа)

17/1

Транспорт на электрической тяге.

Линии электропередач

лекция

18/2

Электропроводка. Кабельные линии.

Распределительные щиты.

лекция

19/3

Бытовые электроприборы.

Творческая работа « Проектируем: расположение мебели в квартире с учетом воздействия ЭМП»

Проектная работа .Защита

Блок 2: Радиочастотный диапазон (2 часа)

20/1

Радиостанции и телевидение

Доклад

21/2

Спутниковая и сотовая связь.

Доклад

Блок 3: Электромагнитные излучения СВЧ (2 часа)

22/1

Радарные установки

Доклад

23/2

Персональный компьютер

Доклад

Блок 4 : Излучения ( 4 часа )

24/1

Инфракрасная радиация

Лекция

с презентацией

25/2

Видимое излучение

26/3

Ультрафиолетовое излучение

27/4

Лазерное излучение

Блок 5: Лабораторный практикум ( 3 часа )

28/1

Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры

29/2

Исследование спектров излучения

30/3

Индикатор электромагнитного поля

Заключение ( 4 часа)

31/1

Контрольные вопросы

Сам.работа

32/2

Экскурсия в электромагнитную лабораторию ИГУ

33/3

Заключительная беседа. « Круглый стол»

34/4

(1 час - резервное время)


Балсунаева Элеонора Викторовна

учитель физики

МБОУ гимназии № 3

г. Иркутска

«Электромагнитное поле вокруг нас»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

Пояснительная записка

Количество учебных часов: 34 ч.

Образовательная область: физика.

Возрастная группа: 8-10 класс.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предлагаемый курс « Электромагнитное поле вокруг нас » рассчитан на 34 часа и состоит из трех модулей. Данный курс создан в связи с проведением экспериментальной концепции «Предпрофильная и профильная подготовка учащихся 8 -10 классов».

Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса связано с тем, что позволит по базовому курсу физики 8-10 классов по разделу «Электромагнитное поле»:

  1. восполнить недостающие теоретические знания;
  2. сформировать универсальные учебные действия у учащихся.

Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две:

  • передача накопленного человечеством опыта в познании мира новыми поколениями
  • оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности.

Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны : одна гуманистическая- это проблема свободного и всестороннего развития и самореализации; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов НТП.

В условиях НТП как в сфере производства, так и в сфере обслуживания все меньше требуется работников низкой квалификации и больше работников высокой квалификации, которые способны управлять современными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией.

Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета- физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля и профессии будет связан с углубленным изучением физики.

Данный курс дополняет базовый курс физики, не нарушая его целостности и логики.

Целями курса являются:

  1. Ориентирование ученика на предпрофильную и профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
  2. Удовлетворение познавательных интересов учащихся, увлекающихся влиянием электромагнитного поля на здоровье человека.

Данная цель реализуется посредством решения ряда основных задач:

  1. Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах через формирование универсальных учебных действий;
  2. Сформировать универсальные учебные действия, позволяющие развить творческие способности у учащихся;
  3. Сформировать универсальные учебные действия у учащихся, развивающие самостоятельность и способность к самореализации»
  4. Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях курса;
  5. Сформировать универсальные учебные действия, позволяющие передать накопленный человечеством опыт в познании мира новым поколениям;

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

  • Ответственное и активное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • ответственность за общее дело;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
  • основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
  • формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • осознать важность выполнения творческих заданий;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

Регулятивные

учащиеся научатся:

  • формулировать и анализировать учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • предвидеть уровень усвоения знаний и составлять план и последовательность действий;
  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  • выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Предметные:

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезы, планировать и осуществлять деятельность при решении учебных и исследовательских задач и понимать необходимость их проверки;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Планируемые результаты по темам курса

На уровне запоминания;

Давать определения понятий и физических величин:

  • физические приборы: компас, магнитная стрелка;
  • правила пользования магнитной стрелкой;
  • магнитное взаимодействие;
  • линии магнитной индукции,
  • однородное магнитное поле,
  • собственная индукция, электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция;
  • электромагнитная волна, бегущая гармоническая электромагнитная волна;

Воспроизводить:

  • изображение магнитного поля прямого тока и катушки;
  • изображение силовыми линиями магнитные поля постоянных магнитов и поля Земли,
  • правила буравчика, правой руки и левой руки.

На уровне понимания

  • магнитное поле, как меру электромагнитного взаимодействия, вектор магнитной индукции, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды, изучения;
  • принцип действия электроизмерительного прибора магнитоэлектрической системы, электродвигателя постоя-

ного тока, масс-спектрографа и циклотрона, радарные установки, радио и спутниковая связь.

Объяснять:

  • магнитные явления, связанные с проявлением магнитных полей Земли, тока и постоянных магнитов, диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики, остаточная намагниченность, кривая намагничивания;
  • фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера;
  • поведение рамки с током в однородном магнитном поле, взаимодействие токов;
  • классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн;

Уметь:

Применять в стандартных ситуациях:

  • определять полюса катушки, по которой протекает ток;
  • приводить примеры направления силовых линий поля при взаимодействии магнитов;
  • умение применять электроизмерительные приборы, и проводить измерения;
  • исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.

Применять:

  • решать качественные е задачи.

Применять в нестандартных ситуациях:

  • планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
  • решать задачи на определения движения заряженной частицы в магнитном поле;
  • исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.

Для успешной реализации поставленных задач используется технология проведения занятий, которая предполагает, наряду с традиционными формами проведения занятий, широкое и действенное использование активных и интерактивных методов и приемов обучения: использование обучающих программ по физике при объяснении материала или при проведении текущего и итогового контроля, проведение практических работ исследовательского характера, выполнение творческих проектов.

Факультативный курс «Электромагнитное поле вокруг нас» строится на следующих принципах:

  • Целостное представление о мире через формирование физической картины мира
  • Научность и доступность учебного материала
  • Развитие и становление познавательных сил ребенка
  • Деятельность и творчество
  • Психологический комфорт во время проведения занятий

Основные формы проведения занятий курса в виде работы в малых группах, индивидуальной и групповой работы.

Методы контроля осуществляются в виде самопроверки и взаимопроверки, что позволит учащимся научиться, самостоятельно оценивать качество усвоения изучаемого материала. Также и контроль со стороны учителя, позволит оценить успешность изучения и понимания тем курса. Текущий контроль учащихся осуществляется через проведение круглых столов, занятий по решению задач, тестов или практических работ. Форма итогового контроля предлагается учащимся на выбор в виде самостоятельной работы, собеседования или защиты собственного проекта по одной из тем курса.

Во втором модуле, при подборе расчетных и качественных задач, предпочтение отдавалось интересным и практичным задачам. Выполнение работ творческого характера делает занятия курса интересными и привлекательными для учащихся. Кроме того, решение задач является эффективным способом применения теоретических знаний на практике, способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала и формированию универсальных учебных действий направленных на развитие творческих способностей.

Привлекательность курса в том, что модули, из которых он состоит, дополняют друг друга, и при этом могут быть представлены в отдельности.


Ожидаемый результат:

  • Сформированные универсальные учебные действия для получения опережающих знаний по теме;
  • Сформированные универсальные учебные действия для работы с бытовыми приборами;
  • Сформированные политехнические универсальные учебные действия, определяющие выбор профиля обучения;
  • Сформированные универсальные учебные действия для применения знаний в быту (в другой ситуации)
  • Получение знаний о влиянии работы исследуемых приборов на здоровье человека

Инструментарий для оценивания результатов

  • Промежуточный контроль- отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы, доклады.
  • Итоговый контроль- тестирование, проекты

Результаты образовательной деятельности

  • Научно-практические конференции различного уровня:
  • нпк ВДУМ, МБОУ г. Иркутска гимназия №3.
  • нпк «Удивительный мир» Лицей №2 , МКУ «ИМЦРО» г. Иркутск
  • нпк «Юность. Творчество.Поиск » Лицей ИГУ , МКУ «ИМЦРО» г. Иркутск
  • нпк «Эврика»
  • региональная нпк «Мир .
  • региональная научная инженерная выставка «Изобретатель ХХI века» Координационный Центр по Иркутской области Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское.
  • Участие в олимпиадах различного уровня
  • Выполнение исследовательских проектов учащимися 9- классов в рамках промежуточной аттестации по ФГОС.

Темы проектов:

  1. Магнит и растения
  2. Магнитная жидкость
  3. Магнитное поле Земли
  4. Магнитное поле Земли и его влияние на человека
  5. Магнитное поле Земли. Применение магнитометрического метода для измерения слабых магнитных полей
  6. Магнитное поле и его практическое использование
  7. Магнитные бури и жизнь на Земле, влияние на человека
  8. Магнитные свойства веществ и материи
  9. Магнитные явления в природе
  10. Магнитострикционный излучатель ультразвука
  11. Магниты. Магнитные поля
  12. Мария Кюри
  13. Мир сотовой связи
  14. Мобильные телефоны в нашей жизни
  15. Мобильный телефон – друг или враг человека?
  16. Мобильный телефон. Вред или польза?!

Содержание программы факультативного курса

« Электромагнитное поле вокруг нас »

( 34 часа, 1 час в неделю)

Модуль 1: «Основы теории электромагнитного поля» ( 3 часа )

Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики . Магнитное взаимодействие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. магнитная проницаемость. Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений.

Модуль 2: «Электромагнитные поля и здоровье человека» ( 13 часов )

Блок 1: Естественное электромагнитное поле Земли. Техногенные источники электромагнитного поля

Блок 2: Солнечная активность .Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами. Негативное влияние ЭМП на здоровье человека.

Блок 3: Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения.

Блок 4: Методы и приборы измерения ЭМП.

Блок 5: Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП. Лечебно-профилактические мероприятия.

Модуль 3: «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты» (14 часов)

Блок 1: Транспорт на электрической тяге. Электропроводка. Кабельные линии.

Распределительные щиты. Бытовые электроприборы.

Блок 2: Радиостанции и телевидение. Спутниковая и сотовая связь.

Блок 3: Радарные установки. Компьютер, как источник переменного электромагнитного поля.

Блок 4: Виды излучений. Допустимые величины теплового излучения.

Блок 5:Лабораторный практикум:

  • Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры
  • Исследование спектров излучения
  • Индикатор электромагнитного поля

Заключение (4 часа) : Анализ своей деятельности, достигнутых универсальных учебных действий

Критериями успешного освоения курса является приобретение следующих результатов учащихся:

- Осознание физического профиля обучения в старшей школе

- Формирование целостной и полной физической картины мира

- Формирование опыта высказывания собственного мнения, обмена мнениями,

впечатлениями.

Круглый стол. Посещение электромагнитной лаборатории ИГУ

Распределение часов по учебным блокам в курсе

« Электромагнитное поле вокруг нас »

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лекции

Семинары

Практикумили др.

Форма

Контроля

1.

Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля»

3

1

2

Блок 1 Условия возникновения ЭМП и их характеристики»

3

1

2

-

-

2.

Модуль 2 « Электромагнитные поля и здоровье человека»

13

8

3

2

Блок 1 Источники ЭМП

2

2

-

-

-

Блок 2 Биологическое действие ЭМП

5

3

1

1

Блок 3 Основы санитарно- гигиенического

нормирования ЭМП

2

2

-

-

Тест- контрольные вопросы

Блок 4 Методы и приборы для измерения ЭМП

1

-

-

1

Блок 5 Способы защиты от ЭМП

3

1

2

-

3.

Модуль 3 «Основные источники ЭМП , характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты.»

14

6

5

3

Блок 1 Низкочастотные ЭМП

3

2

1

-

проект

Блок 2 Радиочастотный диапазон

2

-

2

-

Тест

Блок 3 Электромагнитное излучение СВЧ

2

-

2

-

-

Блок 4 Излучение

4

4

-

-

-

Блок 5 Лабораторный практикум

3

-

-

3

-

4

Заключение:

4

4

Викторина контрольныйтест

Структурная схема факультативного курса

«Электромагнитное поле вокруг нас »

Содержание программы факультативного курса

Название программы

Вид программы

Общие

задачи курса

Содержание курса

Кол-во

часов

Цели

Задачи

Деятельность

учителя

ученика

«Электромагнитное поле вокруг нас »

Предметно-ориентирующая

  1. Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах через формирование универсальных учебных действий;
  2. Сформировать универсальные учебные действия, позволяющие развить творческие способности у учащихся;
  3. Сформировать универсальные учебные действия у учащихся, развивающие самостоятельность и способность к самореализации»
  4. Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях курса;
  5. Сформировать универсальные учебные действия, позволяющие передать накопленный человечеством опыт в познании мира новым поколениям;

Модуль 1

«Основы теории ЭМП»

3

Расширить и углубить теоретические знания по разделу «Электромагнитное поле»

1. Ввести понятия ЭМП и его

характеристики, магнитная

проницаемость. Спектр ЭМ-

волн неионизирующих волн

3. рассмотреть опыты подтверждающие существование ЭМП

помощник, консультант

#1044;окладчик-

слушание, записывание,

2. самостоятельно-практическая, исследовательская.

3. Составление ОК, коллаж, проект

Блок 1 Условия возникновения ЭМП

3

Модуль 2

«ЭМП и здоровье человека»

13

Блок 1 « Источники ЭМП»

2

Блок 2 « Биологическое действие ЭМП»

5

Расширить и углубить теоретические знания по разделу, Сформировать практические умения и навыки при решении физических задач качественного, аналитического и практического характера,

1. Рассмотреть различные виды источников ЭМП и их действие, санитарно-гигиенические нормы, методы , приборы и средства защиты от ЭМП.

2. решить задачи на расчет радиус действия ЭМП

Блок 3 «Основы санитарно-

гигиенического нормирования ЭМП»

2

,

помощник, консультант

1 докладчик, слушание,

записывание,

самостоятельно-практическая, исследовательская.

#1057;оставление

ОК, коллаж

3. Выполнение проекта-модели « Моделирование безопасной от воздействияЭМП квартиры и.т.д.»

Блок 4 «Методы и приборы для измерения ЭМП»

1

Блок 5 «Способы защиты от ЭМП»

3

Модуль 3

«Основные источники ЭМП, действие, нормирование, принципы защиты»

14

Развить потенциальные способности каждой личности. Сформировать практические умения и навыки измерений величин и проведения эксперимента.

1. научить использованию

приборов

2. конструированию приборов

3. нахождению доказательств существования

ЭМП

Блок 1 « Низкочастотные ЭМП»

3

Блок 2 « Радиочастотный диапазон»

2

1. докладчик,

слушание,

записывание,

самостоятельно-практическая, исследовательская.

#1057;оставление

ОК, коллаж

3. выполнение лабораторного практикума

Блок 3 « Электромагнитные излучения СВЧ»

2

Блок 4 « Излучения»

4

Блок 5 « Лабораторный практикум»

3

Заключение

Посещение астрономической обсерватории ИГУ, или музей занимательной физики

Подведение итогов

4

Научить обобщать и систематизировать знания и навыки в ходе проведения физической викторины, выходного тестирования

Научить учащихся демонстрировать результаты своей деятельности, применять полученные теоретические знания на практике, отстаивать точку зрения, вести дискуссию

Тематическое планирование

№/№ уроков по порядку, уроков по теме

Тема урока:

Элементы

содержания

Виды

деятельности учащихся

Медиа-ресурсы, -средства

Методы

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Модуль 1 «Основы теории электромагнитного поля» (3часов)

Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики (3 часа)

1/1

Магнитное взаимодействие электрических зарядов.

Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов.

Электрический ток, взаимодействие токов, магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Правило буравчика.

- Экспериментально обнаружить и выяснить связь между электрическим током и магнитным полем;

-Объяснить связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике;

- Привести примеры магнитных явлений;

1. презентация

2. видеофрагмент

#1050;омпьютер

#1052;ультипроектор

Проблемное обучение

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

2/2

Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. Магнитная проницаемость.

Сила Ампера F=IBlsinα.

Правило левой руки. Применение закона Ампера.

Наблюдение действия магнитного поля на ток

- Исследовать действие магнитного поля на движущийся заряд;

-Изучить явление намагниченности веществ;

-Овладеть навыками использования Правила левой руки;

-использовать задачу и решить

#1087;резентация

#1087;лакат

3задания творческого характера

4. Компьютер

#1052;ультипроектор

Практикум

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

3/3

Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений.

Шкала электромагнитных волн.

-Наблюдать явления интерференции, дифракции волн с помощью предметов обихода;

- Понимать и объяснять явлений интерференции, дифракции волн;

#1055;резентация

2. Компьютер

3. Мультипроектор

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Оценивают достигнутый результат

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Модуль 2 «Электромагнитные поля и здоровье человека» (13часов)

Блок 1: Источники ЭМП (2 часа)

4/1

Естественное электромагнитное поле Земли

Магнитное поле Земли.

-Умение определять полюса Земли с помощью магнитной стрелки;

-Объяснять возникновение магнитных бурь;

-Определить фактическое влияние магнитных бурь на организм человека;

презентация

Компьютер,

мультипроектор,

интернет

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Составляют план и последовательность действий

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

5/2

Техногенные источники электромагнитного поля

Электромагнитный фон. Различия источников по критериям;

-Умение определять источники;

- Определение негативного влияния на организм;

-Выяснение способов защиты;

презентация

Компьютер,

мультипроектор,

интернет

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Блок 2: Биологическое действие ЭМП (5 часов)

6/1

Солнечная активность и здоровье человека

Физическая природа Солнца. Активная фаза Солнца

- Выяснить состав и строение Солнца;

Презентация

Учебные фильмы на CD.

Работа в группах

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Учебные фильмы на CD.

7/2

Характер взаимодействия ЭМП

с биологическими объектами

Энергетическое воздействие.

Информационное воздействие.

Действие мл-х и субмил-х волн

-Выяснить источники;

-Определить области организма, подверженные влиянию ЭМП;

  1. Презентация
  2. Компьютер,

#1052;ультипроектор,

  1. интернет

Учебные фильмы на CD.

8/3

Негативное влияние ЭМП на здоровье человека

Влияние ЭМП на живой организм. Виды влияния.

-Определить области организма, подверженные влиянию ЭМП;

  1. Презентация
  2. Компьютер,

#1052;ультипроектор,

  1. интернет

технология критического мышления

Структурируют знания. Выбирают, сопоставляют и обосновывают информацию. Выбирают основания и критерии для сравнения и, классификации объектов

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

9/4

Оздаравливающее и лечебных целях действие ЭМП

Приборы используемые в медицинских учреждениях.

-Объяснять принцип действие приборов;

-Приводить примеры использования;

-Объяснить ТБ при эксплуатации;

  1. Презентация
  2. Компьютер,

Мультипроектор,

  1. интернет

Применяют методы информационного поиска, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

10/5

Экскурсия в лечебное учреждение

Детская поликлиника НПО

« Иркут»

-Составить эссе

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Блок 3: Основы санитарно-гигиенического нормирования ЭМП (2 часа)

11/1

Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения

Максимально и предельно допустимые значения интенсивности ЭМИ.

Границы санитарной зоны

- Найти информацию;

-Выяснить различия между максимально и предельно допустимые значениями интенсивности ЭМИ

#1055;резентация

2Компьютер,

#1052;ультипроектор,

  1. интернет

Структурируют знания. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выбирают основания и критерии для сравнения и, классификации объектов

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

12/2

Нормативы продолжительности работы на ПЭВМ.

Границы санитарных зон.

ПК-как источник излучения

-Выяснить допустимые нормы времени за компьютером;

-Санитарно-гигиенические нормы;

1Презентация

2Компьютер#1052;ульти-проектор,

4интернет

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Устанавливают причинно-следственные связи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе

Блок 4: Методы и приборы для измерения ЭМП ( 1час)

13/1

Методы и приборы для измерения ЭМП

Анализаторы и измерители

поля

-Умение использовать приборы;

-Умение проводить измерения;

Набор-комплект для измерений

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат

Описывают содержание совершаемых действий

Блок 5: Способы защиты от ЭМП» (3часа)

14/1

Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП

Способы защиты-

группа мероприятий

-определять средства защиты;

- определять материалы для защиты;

презентация

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат

Описывают содержание совершаемых действий

15/2

Решение задач « Расчет на воздействие ЭМП»

- умение произвести расчет задач;

презентация

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона и реального действия

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия

16/3

Лечебно-профилактические мероприятия

Организация и контроль выполнения нормативов

Выявление профессиональных заболеваний

Разработка мер по улучшению условий труда

-определить профессиональные заболевания на предприятия;

-разработать меры по улучшению условий труда;

презентация

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Модуль 3 «Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты» ( 17часов)

Блок 1: Низкочастотные ЭМП (3 часа)

17/1

Транспорт на электрической тяге.

Линии электропередач

Низкочастотные ЭМП

-определить биологическое действие;

-определить санитарные нормы;

- составить рекомендации по обеспечению безопасности населения;

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют колическтвенные характеристики объектов, заданные словами. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

18/2

Электропроводка. Кабельные линии.

Распределительные щиты.

Электропроводка. Кабельные линии.

Распределительные щиты

-определить критерии безопасности;

-составить рекомендации по защите;

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

19/3

Бытовые электроприборы.

Творческий проект « Проектируем: расположение мебели в квартире с учетом воздействия ЭМП»

Бытовые электроприборы

- определить источники ЭМП;

-определить предельно-допустимы нормы;

-выполнить творческий проект;

Презентация

творческий проект

Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Структурируют знания

Оценивают достигнутый результат

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

Блок 2: Радиочастотный диапазон (2 часа)

20/1

Радиостанции и телевидение

Источники радиостанций

-составить рекомендации по обеспечению безопасности населения;

Презентация

Компьютер,

Проектор

Интернет

Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга

21/2

Спутниковая и сотовая связь.

Базовые станции.

Мобильные и радиотелефоны

- составить рекомендации по обеспечению безопасности населения;

Презентация

дисскусия

Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга

Блок 3: Электромагнитные излучения СВЧ (2 часа)

22/1

Радарные установки

ЭМП радиолокационных установок

- определение установок на территории Иркутска;

-составить рекомендации по обеспечению безопасности населения;

Презентация

Трансляция проекта влияние компьютера на организм

Дебаты, кейс-метод

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют колическтвенные характеристики объектов, заданные словами. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

23/2

Персональный компьютер

ПК-как источник излучения

-определить предельно-допустимые нормы и рассчитать влияние ЭМП ПК на организм ;

-сделать соответствующий вывод

-оформить творческий проект «Влияние ПК на организм»

дебаты

Блок 4 : Излучения ( 4 часа )

24/1

Инфракрасная радиация

Вид излучения: источник, характеристики

-определить механизм поражения

-составить рекомендации по обеспечению безопасности населения;

Видео:

- инфракрасные и ультрафиолетовые, видимые волны

- излучение и прием электромагнитных волн

Сайты Интерне

Работа в группах

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров

Принимают познавательную цель, сохраняют ее , регулируют процесс выполнения познавательной задачи

Планируют общие способы работы. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

25/2

Видимое излучение

26/3

Ультрафиолетовое излучение

27/4

Лазерное излучение

Блок 5: Лабораторный практикум ( 3 часа )

28/1

Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры

-выявить устройство и принцип действия ;

-формировать навыки измерения;

-умение использовать на практике

лабораторно- электронный набор индикаторов

исследовательская работа

Выделяют и формулируют проблему. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

29/2

Исследование спектров

излучения

30/3

Индикатор электромагнитного поля

Заключение ( 3 часа)

31/1

Контрольные вопросы

-выявление знаний

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

32/2

Экскурсия в электромагнитную лабораторию ИГУ

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

33/3

Заключительная беседа.

« Круглый стол»

#1055;резентация

#1050;омпьютер

#1052;ультипроектор,

интернет

дебаты

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Работают в группе. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом, слушать и слышать друг друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту " Электромагнитное поле. Компьютер как источник электромагнитных полей"

Презентация к исследовательскому проекту " Электромагнитное поле. История открытия. Компьютер как источник электромагнитного поля. Влияние компьютера на здоровье человека"...

Тест 9 класс по теме "Электромагнитное поле. Электромагнитные волны"

данный тест поможет учителю быстро проверить качество знаний учащихся по даннному вопросу....

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Познакомить учащихся с понятием электромагнитной волны....

Урок №97 «Свободные электромагнитные колебания в контуре, их период. Электромагнитное поле. Напряженность электрического поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитной волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнит

В рамках дистанционного оучения составлен план занятия (объединенные уроки) на платформе zoom видеоурок с использованием презентации. Уплотненный материал в связи с уменьшением часов занятий....

Презентация к уроку: "Электромагнитное поле. Электромагнитная волна"

В презентации спользуются элементы компьютерного моделирования. Благодаря которым объяснение становится наглядным. Возможно создание на уроке проблемной ситуации....

Презентация по теме "Электромагнитное поле.Электромагнитные волны"

Презентация для 9 класса по п 47 и 48 учебника А.В. Перышкин...