Урок по физике "Плавание тел" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

Открытый урок по физике на тему "Плавание тел" для обучающихся 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

13/03/2023 Урок по теме "Плавание тел". 7-й класс

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение качественных задач физического содержания.

Цель урока: создать условия для деятельности учащихся по выяснению условия плавания тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости; от силы тяжести и силы Архимеда.

Задачи урока:

  • образовательные: лабораторным путем выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести; сформировать умения объяснять причинно-следственные связи проявления выталкивающей силы; установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел;

Обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела;

  • развивающие: создать условия для выполнения практических заданий. Развить творческие способности учащихся; продолжить формировать умение проводить опыты и делать выводы; развивать умения наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ.
  • воспитательные: пробуждать интерес к учебному предмету на основе межпредметных связей с биологией, литературой, математикой, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения. Формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты. Прививать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов

Метапредметные:

Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; самостоятельно приобретать новые знания;

Регулятивные – выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной задачи;

Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные: демонстрация убежденности в возможности познания природы, в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества; проявление уважения к творцам науки и техники

Оборудование:

  • проектор, экран;
  • на 2 человека набор: один стакан с водой, масло и пипетка;
  • на 4 человека: один стакан с водой, фольга

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта

  1. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

  • Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку без изменений во всех направлениях. Это утверждение называют? (Законом Паскаля)
  • Как называют силу, которая выталкивает тела, погружённые в жидкости и газы? (Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют архимедовой силой в честь древнегреческого учёного Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение)
  • Как обозначается сила Архимеда? (FА). Как подсчитать архимедову силу? (Архимедова сила зависит от плотности жидкости)
  • От каких величин зависит архимедова сила? От каких величин она не зависит? (Архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объёма этого тела. Но она не зависит, например, от плотности вещества тела, погружаемого в жидкость)
  1. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи

Организовывает проведение опыта.

- Опустим на некоторую глубину в воду металлический цилиндр, деревянный цилиндр, свечу и пробку. Свеча, пробка и деревянный цилиндр сразу всплывают, а металлический цилиндр опустится на дно. Как объяснить?

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

- Что нужно предпринять, чтобы найти ответ на вопрос проведенного опыта?

Формулирует учебную задачу:

- Провести исследование и узнать условия плавания тел

  1. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока. Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

- Что от вас ожидается сегодня на уроке? (освоить суть явлений – тело плавает, тело тонет, тело всплывает)

- Чему нужно научиться? (научиться анализировать ситуации нахождения тела в жидкости)

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

- Насколько важно лично для меня изучать плавание тел?

- Что меня заинтересовало в теме урока?

- Где мне понадобятся знания о плавании тел?

  1. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала.

Эксперимент с яйцом:

1) Берем сосуд с чистой водой. Опускаем в нее сырое яйцо, видим, что яйцо опустилось на дно.

2) Берем сосуд с соленой водой. Опускаем яйцо и видим, что яйцо остается плавать на поверхности воды.

3) В сосуд с соленой водой добавим чистой воды. Яйцо будет держаться посреди раствора, как подвешенное.

Организовывает обсуждение проблемных вопросов:

- Почему некоторые тела плавают в жидкости, а другие тонут? Как это объяснить?

Учащиеся выясняют условия плавания тел в жидкости. Работа в группах.

На тело, находящееся внутри жидкости, действует две силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх.

Три возможных случая:

1) если сила тяжести Fтяж больше архимедовой силы FA, то тело будет опускаться на дно, тонуть, т. е. если

https://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_7_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD/52.1.jpg

2) если сила тяжести Fтяж равна архимедовой силе FA, то тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости, т. е. если

https://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_7_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD/52.2.jpg

3) если сила тяжести Fтяж меньше архимедовой силы FA, то тело будет подниматься из жидкости, всплывать, т. е. если

https://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_7_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD/52.3.jpg

- А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Организовывает проведение опыта. Работа в парах.

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла. Опустите пипетку на глубину 3-4 см в стакан с водой.

Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Обратимся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Делают вывод: значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.

- А где же используется подобное свойство в технике?

  • Сделайте из фольги маленький кораблик, положите на поверхность воды. Кораблик плавает.
  • А другой  кусочек фольги плотненько сверните в комочек – он тонет. Почему же одно и тоже  тело ведёт себя по-разному?

Примеры приспособления в природе «Плавание рыб»

Проводят исследование. Используют разные источники информации.

  • Делают вывод: изменяя объем плавательного пузыря, рыбы могут плавать на разной глубине, так как они изменяют выталкивающую силу, действующую на них.
  1. Закрепление изученного материала

Решение задач

Задание 1.

Будет ли кусок льда плавать в бензине? Керосине? Глицерине?

Задание 2.

Пользуясь таблицами плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие – тонуть?

Задание 3.

Определите, в каком сосуде находится ртуть, вода, бензин? 

  1. Итог урока. Рефлексия

Сегодня на уроке мы узнали, почему тела могут плавать или тонуть, это зависит от соотношения сил тяжести и Архимеда, плотности тел и жидкости.

Выразите свое отношение к уроку. Поднимите смайлики.

  1. Домашнее задание
  • §52 прочитать, выучить условия плавания тел, устно ответить на вопросы 1-7;
  • Упр.27 (1, 2) – устно;
  • По желанию: решить две задачи.
  1. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=150 см3, целиком погруженное в воду. Плотность воды: ρ=1000 кг/м3.
  2. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=850 см3, целиком погруженное в керосин. Плотность керосина: ρ=800 кг/м3



Предварительный просмотр:

Плавательный пузырь

Рыбы, как известно, свободно перемещаются в вертикальном направлении. Возникает подозрение, что они знают закон Архимеда. А используют они его благодаря важному органу — плавательному пузырю. С его помощью рыба может погружаться на дно и подниматься к поверхности воды. Плавательный пузырь располагается в брюшной полости и занимает очень много места. Он представляет собой мешочек, заполненный газами — кислородом, углекислым газом, азотом и др. Если рыбе нужно опуститься на дно, стенки пузыря сжимаются, количество газа уменьшается, и она погружается. При движении наверх все происходит наоборот: стенки пузыря расслабляются, воздух заполняет образовавшуюся полость, и рыба поднимается в толще воды.

Правда, не все виды рыб имеют плавательный пузырь. У некоторых морских обитателей, которые живут на большой глубине, роль пузыря играет либо большое количество жира, либо сильно развитая мускулатура. Жир, как и воздух, гораздо легче воды, поэтому глубоководные рыбы управляют перемещением тела благодаря ему. Таким рыбам приходится прилагать намного больше усилий, чтобы подняться или опуститься в толще воды.

Каким образом рыбы могут менять глубину своего плавания и оставаться на ней? У каждой рыбы имеется плавательный (воздушный) пузырь.

Какую роль играет плавательный пузырь у рыб?

Пузырь легко сжимается и расширяется: при увеличении глубины за счет мышечных усилий увеличивается давление воды на рыбу. Плавательный пузырь сжимается, и объем тела рыбы уменьшается, уменьшается величина архимедовой силы, и рыба может спокойно оставаться на выбранной глубине. То же самое происходит при уменьшении глубины, но в обратную сторону: пузырь расширяется, объем всего тела рыбы увеличивается.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание.

  • §52 прочитать, выучить условия плавания тел, устно ответить на вопросы 1-7;
  • Упр.27 (1, 2) – устно;
  • По желанию: решить две задачи.
  1. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=150 см3, целиком погруженное в воду. Плотность воды: ρ=1000 кг/м3.
  2. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=850 см3, целиком погруженное в керосин. Плотность керосина: ρ=800 кг/м3

Домашнее задание.

  • §52 прочитать, выучить условия плавания тел, устно ответить на вопросы 1-7;
  • Упр.27 (1, 2) – устно;
  • По желанию: решить две задачи.
  1. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=150 см3, целиком погруженное в воду. Плотность воды: ρ=1000 кг/м3.
  2. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=850 см3, целиком погруженное в керосин. Плотность керосина: ρ=800 кг/м3

Домашнее задание.

  • §52 прочитать, выучить условия плавания тел, устно ответить на вопросы 1-7;
  • Упр.27 (1, 2) – устно;
  • По желанию: решить две задачи.
  1. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=150 см3, целиком погруженное в воду. Плотность воды: ρ=1000 кг/м3.
  2. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=850 см3, целиком погруженное в керосин. Плотность керосина: ρ=800 кг/м3

Домашнее задание.

  • §52 прочитать, выучить условия плавания тел, устно ответить на вопросы 1-7;
  • Упр.27 (1, 2) – устно;
  • По желанию: решить две задачи.
  1. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=150 см3, целиком погруженное в воду. Плотность воды: ρ=1000 кг/м3.
  2. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=850 см3, целиком погруженное в керосин. Плотность керосина: ρ=800 кг/м3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

13.03.2023 ФИЗИКА

Слайд 2

Проверка домашнего задания З аконом Паскаля. Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку без изменений во всех направлениях . Это утверждение называют?

Слайд 3

Проверка домашнего задания Как называют силу, которая выталкивает тела, погружённые в жидкости и газы ? Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют архимедовой силой в честь древнегреческого учёного Архимеда .

Слайд 4

Проверка домашнего задания Как обозначается сила Архимеда? Как подсчитать архимедову силу?

Слайд 5

Проверка домашнего задания От каких величин зависит архимедова сила? От каких величин она не зависит? Архимедова сила зависит: от плотности жидкости, в которую погружено тело от объёма этого тела. Не зависит: от плотности вещества тела

Слайд 6

Тема урока: «Плавание тел»

Слайд 7

Эксперимент

Слайд 8

Условия плавания тел в жидкости

Слайд 9

А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла. Опустите пипетку на глубину 3-4 см в стакан с водой. Выпустите масло и пронаблюдайте. Вывод: жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.

Слайд 10

А где же используется подобное свойство в технике? Сделайте из фольги маленький кораблик, положите на поверхность воды. Кораблик плавает. А другой кусочек фольги плотненько сверните в комочек – он тонет. Почему же одно и тоже тело ведёт себя по-разному?

Слайд 11

Примеры приспособления в природе В ывод : и зменяя объем плавательного пузыря, рыбы могут плавать на разной глубине, так как они изменяют выталкивающую силу, действующую на них «Плавание рыб»

Слайд 12

Решение задач Задание 1. Будет ли кусок льда плавать в бензине? Керосине? Глицерине? Жидкость Бензин Керосин Глицерин Плотность, кг/м 3 710 800 1260 Плавание льда 900 >710 Тонет 900 > 800 Тонет 900 <1260 Всплывает Плотность льда 900 кг/м 3

Слайд 13

Решение задач Задание 2. Пользуясь таблицами плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие – тонуть? Физические тела Плотность, кг/м 3 Тонет или плавает Свинец 11300 Плавает Серебро 10500 Плавает Медь 8900 Плавает Латунь 8500 Плавает Осмий 22600 Тонет Иридий 22400 Тонет Платина 21500 Тонет Золото 19300 Тонет Плотность ртути 13600 кг/м 3

Слайд 14

Решение задач Задание 3. Определите, в каком сосуде находится ртуть, вода, бензин? 1100 кг/м 3 900 кг/м 3 Жидкость Ртуть Вода Бензин Плотность, кг/м 3 13600 1000 710 Сосуд C 1100 <13600 900<13600 B 1100 >1000 900<1000 A 1100>710 900>710

Слайд 15

Рефлексия

Слайд 16

Домашнее задание §5 2 прочитать, выучить условия плавания тел, устно ответить на вопросы 1-7; Упр.27 (1, 2 ) – устно; По желанию: решить две задачи. Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=150 см 3 , целиком погруженное в воду. Плотность воды: ρ=1000 кг/м 3 . Найти силу Архимеда, действующую на тело объемом V=850 см 3 , целиком погруженное в керосин. Плотность керосина: ρ=800 кг/м 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....