Модель учебной ситуации и учебного задания на уроке физики, открывающая для детей возможность применять и развивать креативное мышление
план-конспект урока по физике (8, 9 класс)

Модель  продемонстрирована на примере урока по геометрической оптики по теме "Линзы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_uroka.docx86.54 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Дмитровского городского округа

МОУ ДМИТРОВСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

________________________________________________________________

141800 Московская область г. Дмитров                                                                           е - mail: dmschool3@bk.ru 

мкр. ДЗФС дом 24                                                                                                               тел./факс 8(496)223-54-74

Учитель физики: Денисова А.В.

Модель учебной ситуации и учебного задания на уроке физики, открывающая для детей возможность применять

и развивать креативное мышление

Тема: Геометрическая оптика. Линзы.

Класс: 8

Цель: продемонстрировать модель хода световых лучей через собирающую линзу.

Программные задачи: получить изображение с помощью собирающей линзы, привести примеры применения этих моделей в жизни.

Оборудование и наглядный материал, методический материал: источник света (лампа на подставке или свеча), собирающие  линзы с разным фокусным расстоянием, экран, демонстрационный текст на листе. Схема фотоаппарата, проектора,  модель глаза, рисунок, на котором показано  получение увеличенного изображения с помощью лупы.

Предварительная работа:  это задание выполняется  при изучении геометрической оптики, после изучения собирающих и рассеивающих линз. Учащиеся уже должны знать правило  хода  лучей через собирающую линзу.

Ход организованной образовательной деятельности

Мотивационно-ориентировочный этап: 

Линзы бывают разной формы и используются в различных приборах. Без линз не было бы современной техники. Даже человеческий зрачок своим образом линза, которая помогает нам лучше видеть. Важно изучать линзы, ход световых лучей в них, чтобы понимать, как получается изображение. Перед вами стоит задача – получить изображение, используя предоставленные линзы. Постарайтесь получить все возможные изображения, постойте геометрические модели хода световых лучей в проделанных вами опытах и предложить использование этих моделей в природе и технических устройствах.

Проблемно-поисковый этап:  учащиеся осуществляют поиск решения поставленной задачи. Опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания, дети определяют, какие линзы им предложены. Для этого они смотрят через них на предложенный листок с текстом и видят увеличенные буквы. Таким образом, они делают вывод, что линзы собирающие. А увеличенные буквы, это уже первое изображение, полученное с помощью линз. При этом линза работает как лупа. Это изображение мнимое. Дети анализируют, какие изображения можно получить, поступает предложение получить увеличенное изображение при условии, что линза находится между первым и вторым фокусом. Но ведь можно получить и уменьшенное изображение. Идёт дискуссия. Решают проделать эксперимент и  пронаблюдать и увеличенное, и уменьшенное изображение.

Практический этап: используя лампочку, которую они постепенно отодвигают от линзы, ученики получают два изображения, сначала увеличенное, а потом  уменьшенное. Дальше необходимо объяснить, как возникают эти изображения. Дети делают построения.

Предполагаемый результат: Учащиеся нашли три решения поставленной задачи (мнимое увеличенное изображение, увеличенное и уменьшенное действительные изображения). Теперь им надо подумать, где эти модели могут использоваться в природе и технике. Применения собирающей линзы как лупы ими уже обнаружено. Дети рассматривают схему фотоаппарата, проектора и глаза, сопоставляют их со своими построениями, знаниями по биологии  о строения глаза. Делают выводы.

Рефлексивно-оценочный этап:

Учащимся предлагается  облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске выводится слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"

Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"даёт учителю теоретическую информацию о конструировании современного урока....

«Использование ключевых учебных ситуаций при обучении решению задач по физике»

С методом использования  ключевых учебных ситуаций (КлУС)  при обучении физики, я впервые познакомилась, обучаясь  на  дистанционных курсах педагогического университета  «Перв...

Учебная ситуация как основа организации деятельностного урока

Учебная ситуация как основа организации деятельностного урока...

Статья «Развитие личности на уроках физики через открытие новых возможностей «универсальной игрушки»

Современный ученик живет в мире электронной культуры.Развитие информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка: компьютер стал «универсал...

Модели учебных ситуаций и учебных заданий на развитие креативного мышления.

У каждого из нас своё представление о том, что такое творческая одарённость. Это представление складывается в зависимости от того, как мы понимаем творческую одарённость, из опыта общения с детьми, от...

Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»

В данной статье описываются учебные ситуации с использованием  модели "Перевернутое обучение"....