Главные вкладки

    Учебная ситуация как основа организации деятельностного урока
    статья

    Учебная ситуация как основа организации деятельностного урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учебная ситуация как  основа организации деятельностного урока

    Болотова Ирина Сергеевна, учитель английского языка МАОУ Гимназии 10

    В традиционной системе обучения главным источником и информации, умений и опыта являлся учитель. И процесс обучения складывался следующим образом: учитель передает (транслирует) информацию, демонстрирует действия с предметным содержанием (умения и навыки), передает свой социальный опыт и опыт окружающего общества, а ученик его усваивает и демонстрирует путем повторения. То есть в такой системе ученик занимает пассивную позицию.

    В педагогической практике мы чаще используем сочетание традиционной системы обучения (пассивной) с активными или интерактивными способами обучения. В этом случае ученик на уроке не только воспроизводит полученную от учителя информацию, но и самостоятельно совершает какие-либо действия поискового или исследовательского характера, проектирует и преобразует полученную информацию, но при этом большую часть информации, умений, опыта он по-прежнему получает от педагога.

    В современном обществе, при постоянно увеличивающемся объеме информации, ее устаревании, изменении востребованных умений и навыков,  знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка.

    Известный американский психолог К.Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком [3].

    Как мотивировать учебную деятельность? Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке?

    В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Именно собственное действие ребенка является основой формирования в будущем его способности.

    Таким образом, «учебная ситуация» может стать основой учебного действия, направленного на самостоятельное приобретение информации и, следовательно, развитие способностей учащихся.

    Что же такое «учебная ситуация»? Какую роль она играет в активизации познавательной активности учащихся?

    Понятие «ситуация» достаточно многопланово и определяется по-разному в зависимости от сферы его использования. В психологии ситуация - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность [5].

    Понятие «учебная ситуация» рассматривается многими современными дидактами. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения  определяют  учебную ситуацию как способ  реализации системно-деятельностного подхода и дают следующее определение понятия.

    Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия [7].

    Не смотря на разнообразие определений, во всех пониманиях понятия «ситуация» имеется общее:

    1. Для возникновения учебной ситуации должны быть созданы внешние условия.
    2. Обязательное внешнее условие – интересная для субъекта задача.
    3. Проявляемая активность и самостоятельность субъекта для решения поставленной задачи.

    Для возникновения учебной ситуации в учебной деятельности  необходимо соблюдение ряда условий:

    Первое условие - учебная ситуация возникает, когда учащийся чего-то не знает или не умеет.

    Второе условие - необходимо, что бы стремление освоить соответствующие знания или умения стало для индивида целью, которая направляет его деятельность.

    Третье условие - нужно, что бы у учащихся имелась объективная возможность приобрести соответствующие знания или умения. Для этого в доступном ученику мире должны иметься носители необходимой информации.

    Четвертое условие - наличие специальных волевых усилий со стороны ученика для достижения целей учения. А это может иметь место только в том случае, когда научение требует преодоления определенных препятствий (внутренних или внешних).

    Таким образом, можно согласиться с тем, что учебная ситуация - это «аранжировка» учебной задачи и постановка этой задачи в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения [1].

    При такой организации учебного процесса изучаемый учебный материал на уроке выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, приобретает или развивает способности.

    В этом случае учитель на основе учебной задачи, решаемой на уроке, организует так деятельность учащихся (через систему задания, вопросов и разных источников информации) что бы они самостоятельно определяли результат своей работы на уроке и планировали алгоритм своих действий по достижению поставленной цели.

    Роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

    Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:

    – возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

    – специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в истории типами формируемых умений);

    – меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

    Типология учебных ситуаций может быть представлена такими ситуациями (по учебной функции), как: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-тренинг.

    Ситуация-проблема - прототип ситуации, в основе которой лежит проблема, требующая решения,  в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему.

    На уроках истории и обществознания проблемная ситуация может создаваться на основе: анализа противоречий в деятельности личности, анализа противоречивого факта события, сопоставления фактов из разных времен и др.

    Таким образом, проблемная ситуация  - это создание обстановки, когда у обучающегося возникает интеллектуальное психологическое состояние (затруднение), преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий  заложенных в проблемных вопросах (задачах).  

    Ситуация-иллюстрация — прототип ситуации, которая включается в качестве факта в изучаемый материал и представляется наглядной информацией, как правило, средствами ИКТ. Ситуация-иллюстрация направлена выработку умения визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения.

    Ситуация-оценка - прототип ситуации с готовым предполагаемым решением, в которой следует оценить принятое решение и предложить своё адекватное решение.

    При изучении гуманитарных дисциплин (прежде всего истории и обществознания) ситуация-оценка может создаваться через противоречивую оценку деятельности исторической или современной политической личности.

    Ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации, направленной   на передачу именно сейчас необходимого знания и развитие требуемых навыков за короткое время (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

    Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов, таких как, характер целей изучения темы, уровня подготовки слушателей, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения, индивидуального стиля преподавателя и др.

    Считается, что использование учебных ситуаций  позволяет сформировать у ученика личные учебно-познавательные мотивы, которые активизируют его деятельность, превращая ее в самостоятельный, творческий познавательный процесс.

    Но как определить личностное развитие мотивационной, познавательной составляющей учащегося?

    К критериям определения познавательной направленности личности относят в первую очередь активное включение  в исследовательскую деятельность, появление вопросов, стремление найти способ решения познавательной задачи, желание поделиться своими открытиями с другими людьми.

    Кроме выше перечисленного учебные ситуации на уроке позволяют достичь следующих результатов: возрастает глубина понимания изучаемого материала; сокращается время  на формирование знаний и умений; учащееся получают большее удовольствие от занятий; меняется характер взаимоотношений между учениками; растет познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.

    Мое личное наблюдение за деятельностью детей на уроках и во внеурочной деятельности показало, что   использование учебных ситуация как основы для реализации   деятельностного подхода:

    - позволяет организовать исследовательскую деятельности с учащимися и таким образом помочь обучающимся самостоятельно открывать для себя новую информацию, преобразуя ее в свои знания;

    -  делает  процесс учения  поисковым и творческим;

    - предоставляет  учащимся выбор алгоритма (пути) учебного действия для достижения цели.

    -  способствует формированию   метапредметных и личностных результатов.  

    Таким образом, использование учебных ситуаций на уроке как структурной единицы учебного процесса или как элемента мотивации, целеполагания призвано помочь организовать современный урок в рамках деятельностного подхода, а, следовательно, включая учащихся в активную, самостоятельную, познавательную деятельность способствовать их личностному развитию.

    Пример учебной ситуации

    Тема урока «Социально-экономическое развитие России в 90-е гг. ХХ века».

    Учебная задача: рассмотрев социально-экономические преобразования в России в 1990-х гг., определите основные итоги социально-экономического развития России к концу 1990-х гг. и причины возникшего в 1998 г. кризиса.

    Методические материалы:

    1. Документ: Постановление Государственной думы Федерального Собрания РФ № 5447 «Об обращениях и заявлениях,  поступивших в Государственную Думу в связи с Всероссийской акцией протеста». 7 октября 1998.

    Рассмотрев обращения и заявления трудовых коллективов, общественных объединений, в том числе политических партий и общественных движений, принятых в ходе Всероссийской акция протеста 7 октября 1998 года, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что главной причиной забастовок, демонстраций и митингов трудящихся, пенсионеров и молодежи явилось забвение властью….

    Развал экономики и финансовой системы … привели к резкому падению уровня жизни большинства граждан Российской Федерации. Социально-экономический и финансовый кризис в Российской Федерации в условиях развала производственного сектора экономики еще больше ухудшил положение десятков миллионов граждан, поставив их на грань физического выживания…Кулешова М.А., Шараев П.С. Россия на рубеже XX-XXI вв. Хрестоматия-практикум. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004.

    1. Таблица «Результаты социально-экономического развития России в 1990-е годы».  Информация по Проекту «Уроки 1990-х» - http://uroki90.ru/

    Результаты социально-экономического развития

    1

    ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление  - рыночные принципы и механизмы развития экономических отношений.

    2

    проведена либерализация ценовых отношений - создан нерегулируемый рынок

    3

    Создание и активное развитие института частной собственности

    4

    Появление частного предпринимательства, возникновение слоя собственников

    5

    Возникновение частной банковской системы  и формирование новой налоговой системы

    6

    Сохранение бесплатной медицины и образования.

    7

    Возможность в массовом масштабе получения земельных участков в личное пользование («шесть соток земли»).

    8

    Увеличение числа вузов и людей с высшим образованием.

    9

    Свобода покупки валюты (конвертируемость рубля).

    1. Иллюстрации - 17 августа 1998 года - Объявление правительством Кириенко дефолта

              

    Учебная ситуация: После провала августовского путча 1991 года и распада СССР экономический кризис усугубился настолько, что в стране возникла реальная угроза коллапса народного хозяйства и голода. Б. Ельцин был твердо настроен на курс реформ и призвал для их осуществления наиболее подготовленную для этой работы команду молодых экономистов-рыночников во главе с Е. Гайдаром. Осуществление реформ началось.

    1. Рассмотрите таблицу «Результаты социально-экономического развития России в 1990-е годы».  Какой вывод на основе представленной информации вы можете сделать?
    2. Прочитайте документ «Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ № 5447» и ответьте на вопросы: Какое событие описывается в представленном документе? Чем было вызвано данное событие?
    3. Рассмотрите представленные иллюстрации. О каком экономическом явлении, произошедшем в 1998 году в России, они свидетельствуют? Что означает это экономическое понятие?
    4. Сформулируйте противоречие, возникающее на основе анализа представленной информации (противоречие: итоги экономического развития свидетельствуют о благоприятных изменениях в социально-экономических отношениях в конце 90-х гг., однако Всероссийской акцией протеста 7 октября 1998 года и объявление в 1998 году правительством дефолта говорит о кризисном состоянии социальной и экономической сфер).
    5. Сформулируйте вопрос, на который мы должны ответить, что бы разрешить возникшее противоречие (вопрос: Почему, несмотря на положительные результаты социально-экономического развития России, в конце 90-х гг. социальная и экономическая сферы находились в кризисе?)
    6. Пропишите алгоритм ваших действий, позволяющий ответить на поставленный вопрос.

    Список литературы

    1. Анализ образовательных ситуаций: сб. научн. ст.; под ред. А. М. Корбута и А. А. Полонникова. – Минск: БГУ, 2008.
    2. Асмолов А.Г.Психология личности. — М., 1995.
    3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Москва, «Просвещение», 2004
    4. Кондаков А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.
    5. Психологическая энциклопедия - http://enc-dic.com/enc_psy/Situacija-23993.html
    6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.2000г.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебные ситуации в рамках системно - деятельностного подхода.

    Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не ...

    Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.

    Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку......

    МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций

    Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

    Презентация на тему "Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода" раскрывает понятие  учебных ситуаций, виды и их проектирование на уроках....

    «Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»

    ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют...