Открытые уроки
методическая разработка по физике

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.»

городского округа «город Дербент» им.М.Умурдинова

Технологическая карта урока по теме:

«Электрическое напряжение»

8 класс

Автор:

Учитель физики

высшей квалификационной категории

Рагимханова Рафила Бубахановна

Г.Дербент 2021г.

Цель урока: изучение понятия электрического напряжения на участке цепи, его единиц измерения и прибора измерения.

Задачи:

Образовательные: проверить уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить знания по теме: «Электрический ток», ввести понятие напряжения, продолжить работу по формированию умений работать с рисунками, текстами, приборами; навыков самоконтроля; продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности

Воспитательные: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, практическую значимость изучаемого материала, интерес к изучению физики; функции общения на уроке, воспитание чувства товарищества.

Развивающие: проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях; формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания; развивать коммуникативные способности учащихся, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.

Тип урока: изучение нового материала.

Необходимо техническое оборудование: компьютер, телевизор, лабораторное оборудование для сборки электрической цепи.

Методы: - проблемно – деятельностный;

- частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни. Знать формулы, единицы измерения физических величин, приборы; решать количественные и качественные задачи на расчет силы тока, напряжения.

Метапредметные: развивать умение генерировать идеи, работать в парах и группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении, развивать познавательные интересы, направленные на развитие представлений об электрическом токе; умение работать с источниками информации; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: сформировать умение управлять своей учебной деятельностью, повысить интерес к физике, развивать внимание, память, логическое и творческое мышление.

Общие формируемые УУД

Личностные: готовность к самовоспитанию, проявление интереса к новому виду деятельности; формирование ценности познания, активной жизненной позиции.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие, определять цели учебной деятельности; осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: формулирование собственных ожиданий, активное участие в работе.

Коммуникативные: умение работать в паре и группе, слушать и высказывать свою точку зрения, понятную для собеседника; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

План и содержание урока

Этапа урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя и учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Организационный

Актулизация знаний

Целеполагание

Новая тема

Подведение итогов.

Домашнее задание

Рефлексия

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Я хочу начать наш урок со следующих слов: « Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Это русская пословица, которая будет девизом нашего урока. Не бойтесь и не стесняйтесь работать на уроке! (Слайд 1)

Оценивать свою работу вы будете в течение всего урока. Для этого у вас на столах лежат «Листы оценивания», в которых прописаны критерии по каждому этапу.

Индивидуальная работа.

Учитель:

Ребята, отгадайте загадки:

  1. Вдаль, к деревням, городам
    Он идет по проводам?
    Светлое величество!
    Это … (
    Электричество)
  1. По тропинкам я бегу

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет

Не зажжётся в доме свет. (Электрический ток)

Учитель:

- Что представляет собой эл.ток?

- Как направлен эл. ток?

- Что необходимо для создания тока?

- Какие вы знаете источники тока?

- Как устроен гальванический элемент (или батарейка)?

В В составе батареек и аккумуляторов содержатся: свинец, ртуть, цинк, кадмий, никель. Любой из этих металлов опасен для жизни и для окружающей среды. При попадании в организм возникают болезни сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания и пр. Знаете ли вы, что если отработавшие срок элементы питания попадают на свалку, то там корпус теряет целостность. Изнутри в почву выделяются опасные соединения тяжелых металлов. Яд из начинки разносится грунтовыми водами и попадает в организм человека и животных. Важно! Площадь, которую заражает всего один, выброшенный в мусорное ведро, источник питания – 20 кв. м.

Учитель:

- Чем мы можем помочь экологии?

Пока вариантов мало. Доступные варианты, где утилизировать батарейки в Самаре:- Отправить для переработки на завод;- Отнести в контейнер для сбора;- Сдать в приемный пункт. Некоторые ТЦ подключились к программе утилизации. В Самаре на территории крупных магазинов установлены контейнеры для сбора батареек. Общие для всех городов – это: Магазины "Эльдорадо"

Учитель:

- Ребята, а в нашей школе проводится такая акция по сбору батареек? Вы принимаете в ней участие? Молодцы!

- А что вы знаете о технике электробезопасности?

Работа в парах.

Учитель:

Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

(Ответ: Сила тока. Единицы силы тока.)

Учитель:

- Теперь давайте проверим, на сколько, хорошо вы усвоили эту тему. Для этого возьмите листочки, которые лежат у вас на столе. Я буду читать вопросы для проверки, а вы будете отмечать правильные ответы на своих листочках.

1. Сила тока обозначается буквой ….

2. Сила тока измеряется ….

  1. Формула для вычисления силы тока…..
  2. Прибор для измерения силы тока включается в цепь…..
  3. Сколько Ампер в 1 мА? ( Слайд 2)

1

А

I

R

2

Вольтметром

Часами

Амперметром

3

F = m·a

I = q / t

q = I · t

4

параллельно

последовательно

первым

5

0,001А

10А

100А

Учитель:

Так, теперь обменяйтесь друг с другом карточками, и

проверьте задания. Ответы выведены на экран.

Оценка результатов. (Слайд 3)

Работа в группах.

1.( Пересадка по группам)

Учитель:

Пробовали ли вы когда-нибудь надувать воздушные шарики на время? Посмотрите на слайд. Что можно заметить?

Один надувает быстро, а другой за это же время надувает гораздо меньше. Без сомнения, первый совершает большую работу, чем второй.

шарики.jpg

Рис. 1. Надувание шара

Учитель:

С источниками тока происходит точно так же. Чтобы обеспечить движение частиц в проводнике, надо совершить работу. И эту работу совершает источник. Работу источника характеризует новая физическая величина, название которой вы узнаете, разгадав ребус. Чья группа это сделает быстрее, все участники группы получат балл. ( Слайд 4)

Ученики: Электрическое напряжение.( Слайд 5)

Учитель: Тема нашего урока: « Электрическое напряжение».( Слайд 6)

Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

Ученики: изучить напряжение.( Слайд 7)

Учитель: Что это значит? Что мы должны узнать? Задачи?

Ученики: Определение, единицы измерения, прибор, техника безопасности. ( Слайд 8)

Учитель: Правильно.

#1056;абота с текстами.

Учитель:

Ребята, на столах у вас находятся листы с текстами, изучите их и потом ознакомьте остальных ребят с этой информацией. На работу 3 мин.

1. Электрическое напряжение

Электрический ток — упорядоченное движение заряженных частиц.
Электрический ток протекает в проводниках электричества. Например, в металлах электрический ток создают свободные электроны, в жидкостях — положительные и отрицательные ионы.
Чтобы мог образоваться электрический ток, необходимо наличие в веществе электрически заряженных частиц, которые могут свободно перемещаться.
Свободные электроны и ионы сами по себе не могут перемещаться, необходима сила, воздействующая на них. Эту силу создаёт источник тока, который характеризуется электрическим напряжением.
Что такое электрическое напряжение, поможет выяснить его сравнение с течением реки. Течение — это тоже поток. Оно образуется только потому, что вода течёт с высокого места в низкое. Существует разница высот между истоком и устьем. Эта разница обеспечивает течение реки по всей её длине. Можно сказать, разница высот между истоком и устьем реки — своего рода напряжение.
Подобно действуют источники электрического тока, например, батарейка. У батарейки есть два полюса: плюс (+) и минус (-). В отрицательном полюсе накапливаются свободные электроны, а в положительном полюсе электронов меньше. Поэтому существует разница в концентрации зарядов. Эта разница между обоими полюсами батарейки создаёт электрическое напряжение.
В каждом источнике тока совершается работа, чтобы отделить положительные и отрицательные заряды, которые накапливаются в полюсах источника тока.

Например, в батарейках и аккумуляторах эта работа совершается в результате химических реакций, в фотоэлементах она совершается за счёт энергии света.

Электрическое напряжение характеризует возможность электрического поля совершать работу.

Однако электроны могут перемещаться только тогда, когда образована замкнутая электрическая цепь.
В электрической цепи протекает ток, если в ней имеется источник тока. Чем выше электрическое напряжение источника тока, тем большую работу может совершить поток электронов.

Электрическое напряжение обозначается буквой U.

Формула U=A/t

#1045;диницы измерения

Единица измерения напряжения в системе СИ — [U] = 1 B (вольт).

1 вольт равен электрическому напряжению на участке цепи, где при протекании заряда, равного 1 Кл, совершается работа, равная 1 Дж: 1 В =1 Дж/1 Кл.

Все видели надпись на домашних бытовых приборах «220 В». Она означает, что на участке цепи совершается работа 220 Дж по перемещению заряда 1 Кл.

Кроме вольта, применяют дольные и кратные ему единицы — милливольт и киловольт.

1 мВ =0,001 В, 1 кВ =1000 В или 1 В =1000 мВ, 1 В =0,001 кВ.

Следует помнить, что высокое напряжение опасно.

Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголённым кабелем, находящимся под высоким напряжением?

Так как земля является проводником электрического тока, вокруг упавшего оголённого кабеля, находящегося под напряжением, может возникнуть опасное для человека шаговое напряжение.

При попадании под шаговое напряжение даже небольшого значения возникают непроизвольные судорожные сокращения мышц ног. Обычно человеку удаётся в такой ситуации своевременно выйти из опасной зоны.

Обрати внимание!

Однако нельзя выбегать оттуда огромными шагами, шаговое напряжение при этом только увеличится! Выходить надо обязательно быстро, но очень мелкими шагами или скачками на одной ноге!

Существует много знаков, предупреждающих о высоком напряжении. Вот некоторые из них.

images (1).jpg

Рис. 10. Предупреждающие об опасности знаки

Безопасным напряжением для человека считается напряжение 42 В в нормальных условиях и 12 В в условиях с повышенной опасностью (сырость, высокая температура, металлические полы и др.).

  1. Вольтметр

Напряжение измеряется вольтметром.

В электрической цепи он обозначается так:

Чтобы измерить напряжение между полюсами источника тока, вольтметр подключается прямо к источнику тока. Можно измерять напряжение каждого элемента цепи.

mē

Обрати внимание!

Вольтметр подключается параллельно элементу цепи.


Включая вольтметр в цепь, необходимо соблюдать
полярность:
провод, который идёт от источника тока (
+), необходимо присоединять к клемме вольтметра (+);
провод, который идёт от (
-) полюса источника тока, необходимо присоединять к клемме вольтметра (-).


Учитель:

Прошу представителей каждой группы выйти к доске и кратко ознакомить всех с изученной информацией.

Учитель:

А теперь следующее задание. Каждая группа получает свое задание: теоретики-решают задачи, экспериментаторы измеряют напряжение в резисторе, практики решают качественные практические задачи. Потом знакомят всех с результатами. На работу 4 минуты.

Теоретики

Делают перевод единиц и решают задачу

1 группа: 2 группа:

47,2кВ = 2,5кВ =

734мВ = 283мВ =

3группа:

0,564к=

15мВ =

Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда в 15 Кл током была совершена работы в 6 кДж. (400В)

U = A/q = 6000 Дж/15 Кл = 400 В.

Экспериментаторы

Измеряют эл. напряжение на резисторе

Практики

Учитель:

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет большую опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.

Задача «Линия риска».

Задание: определите «Риск высокий» (В) или «Риск отсутствует» (О) в соответствии с правилами электробезопасности.

#1042;ася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.

#1051;ампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

3. Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

#1042;аля мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача. Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

#1046;еня запаивал кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.

После определения уровня риска проверяем и проводим обсуждение по вопросам.

Ответы: О; В; В; В; О. (Слайд 10)

Учитель:

А теперь давайте проверим ваши задания. Ответы на слайде

Учитель: Ребята, подведем итоги. Что мы узнали сегодня?

Ученик: Мы узнали о напряжении, единице ее измерения, о приборе для измерения напряжения, как правильно подключать вольтметр к приборам, про технику безопасности.

Учитель: Цель и задачи урока выполнены?

Ученики: Да.

Учитель: Предлагаю посмотреть короткий мультфильм о технике безопасности

Учитель:

Домашнее задание:

Параграфы 39-41 читать, выучить определения и формулы

Учитель:

Наш урок подошел к концу. Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).

(78).jpg (Слайд 12)

Учитель:

Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.»

городского округа «город Дербент» им.М.Умурдинова

ОТКРЫТЫЙ УРОК ФИЗИКИ

Брейн - ринг

Тема: Физика и жизнь.

10 класс

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

РАГИМХАНОВА Р.Б.

г.Дербент

2022г.

«Физика – это наука, которая

отвечает на вопрос «Почему?»

Р.Фейнман

ПЛАН УРОКА

Тема урока: Физика и жизнь.

Тип урока: Обобщающий урок

Форма проведения. Брейн-ринг

Цель урока:

#1054;бразовательная: систематизировать и расширить знания

студентов, полученные при изучении различных разделов физики.

2. Развивающая: развить познавательный интерес студентов,

наглядно, в широкой форме показать связь различных разделов физики с жизнью и бытом человека.

3. Воспитательная: воспитывать уверенность студентов в

необходимости практического применения полученных знаний.

4. Методическая: продемонстрировать формирование у студентов положительной мотивации при использовании нетрадиционных методов проведения урока.

Материально-техническое оснащение урока:

Листки с вопросами, два конверта с номерами, штативы, кухонные ножи, металлический прут, деревянная планка, кольца из бумаги, бутылка, вареное яйцо, спички, бумага, пластмассовые бутылки с водой и без, пробирки, пластилин, мерные стаканы, сосуды с водой, свеча, воздушный шарик, соломинка, нить, справочная литература.

Интеграция предмета:

  • с химией – основы атомно-молекулярной теории, свойства веществ в различных агрегатных состояниях, диффузия, кристаллическая решетка;
  • с биологией – капиллярные явления, смачивание, влажность воздуха, измерение температуры, парообразование и конденсация, закон сохранения в природе;
  • с географией – измерение температуры, влажность воздуха, точка росы;
  • с производственным обучением – применение материалов в технике.

I. Подготовительный этап.

Капитанам команд даются задания:

  • набрать команду из шести человек;
  • придумать название и эмблему команды;
  • подготовить опыт-задание для противника;
  • повторить следующие физические понятия и явления:
  1. Деформация.
  2. Рычаг.
  3. Трение.
  4. Инерция.
  5. Капиллярность.
  6. Количество теплоты
  7. Конвекция.
  8. Теплопроводность.
  9. Теплоемкость.
  10. Тепловое равновесие.
  11. Испарение
  12. Влажность.
  13. Превращения энергии.
  14. Диффузия
  15. Конденсация
  16. Испарение и кипение

ІІ. Технология урока.

  1. Организационная часть:

Торжественно сходятся команды, занимают места.

Объявляется начало «Брейн-ринга».

Происходит представление жюри и команд.

Оглашаются условия конкурса:

  • пять баллов за эмблему и название
  • три балла за каждый полный ответ
  • пять баллов за приготовленный опыт.

На демонстрационном столе зажигается своеобразный «Олимпийский огонь» - свеча, плавающая в сосуде с водой.

  1. Основная часть.

1 тур

Оценка эмблемы и названия команды.

2 тур

Вопросы из конвертов

Вызываются капитаны из команд, которые выбирают по три вопроса (номера) из каждого из двух конвертов: «Механика», «Теплота».

Список пронумерованных вопросов выдается команде, и через пять минут команды по очереди отвечают на вопросы.

В это время проводится «Конкурс болельщиков»

Учащиеся по желанию объясняют показанный ассистентами учителя опыт «Реактивный шарик» (оценка за ответ до пяти баллов). Баллы болельщики отдают своей команде.

3 тур

Поединок.

Каждая команда задает другой задачу-опыт. Противник дает объяснения с точки зрения физики.

4 тур

Кто быстрее?

Задается 7-9 вопросов из разных разделов физики.

Отвечает команда, капитан которой быстрее поднял руку

Если ответ не верный, отвечает другая команда.

Можно выбор следующего раздела предоставить ответившей верно команде.

5 тур

Экспериментальное задание

Каждой команде выдается следующее оборудование:

  • массивная металлическая деталь;
  • мерный стакан с делениями;
  • вода в сосуде;
  • справочная литература.

Через 5-7 минут команды должны ответить, как найти массу ключа (5б).

В это время «Конкурс болельщиков»: добровольцы показывают подготовленные дома опыты, остальные участники объясняют (оценивается подготовка опыта и правильность ответа).

  1. Заключительная часть.

Подсчет баллов.

В это время кто-то из учащихся объясняет, почему горевшая долгое время свеча так и не была залита водой.

Подведение итогов.

Награждение победителей и участников.

Литература

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2014. – 366 с.: ил.
  2. Давиташвили М.Д. Наш друг чай. – М.: Колос, 1979.
  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: АСТ, 2003.
  4. Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. – М.: Детская литература, 2002.
  5. Тихомирова С.А. Физика в пословицах сказках. – М.: Школьная пресса, 2002.
  6. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. 7-11классы. М.: «ВАКО», 2006
  7. Ланина И.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991
  8. Тесленко В.И., Баркова Н.В. Физика: Тетрадь для самостоятельной работы. Красноярск: РИО КГПУ, 2003
  9. Тычкова Н.А., Шабанова Г.С. «Практические рекомендации по внеклассной работе по физике» Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2005

Приложения

ВОПРОСЫ ДЛЯ ІІ ТУРА

  1. МЕХАНИКА.
  1. Какого рода деформации испытывает винт при ввинчивании?
  2. Почему при отвертывании гаек пользуется ключами?
  3. Зачем при буксовании колес паровоза рельсы посыпают песком?
  4. Когда трение больше: в начале движения или во время движения?
  5. Как насаживают топор на топорище? Почему?
  6. Почему при смазке масло далеко проникает между прилегающими поверхностями?
  7. Резиновый мяч упал на пол и отскочил вверх. Какие превращения энергии произошли при этом?
  8. Для игры в хоккей защитников выбирают более массивных, а нападающих – более легких и быстрых. С каким явлением это связано?
  9. Какое физическое явление использует щенок, когда резкими движениями стряхивает с шерсти воду?
  10. Когда на улице гололед, тормозной путь автомобиля увеличивается. С чем это связано?

  1. ТЕПЛОТА.
  1. Почему языки пламени всегда вытягиваются кверху?
  2. Кирпич кажется на ощупь теплее, чем кусок гранита при той же температуре. Какой из этих строительных материалов обладает лучшей теплопроводностью?
  3. Почему у человека в зимнее время больше всего страдают от холода уши?
  4. Почему показания медицинского термометра следует смотреть лишь спустя 5-10 минут после того, как он был поставлен больному?
  5. Медный и алюминиевый шары одинакового объема нагреты до одной и той же температуры. Какой из этих шаров, будучи погруженным в стакан с холодной водой, повысит температуру воды на большее число градусов?
  6. Почему сырые дрова горят хуже сухих и меньше нагревают печь?
  7. Почему люди, которые носят очки, вынуждены протирать стекла, когда входят с мороза в теплое помещение?
  8. Дым от костра исчезает даже в безветренную погоду. С каким явлением это связано?
  9. Почему стеклянная бутылка с водой в морозную погоду на улице разрывается?
  10. Почему высоко в горах нельзя сварить мясо даже в кипящей воде?

ОПЫТЫ

для брейн-ринга.

  1. «Яйцо втягивается внутрь бутылки». Для опыта берется широкогорлая бутылка и очищенное вареное яйцо. Зажигается лист бумаги и бросается в бутылку. Бумага сгорает, воздух в бутылке нагревается, и часть его выходит наружу. Сваренное вкрутую яйцо без скорлупы быстро кладется на горлышко бутылки. Давление воздуха внутри бутылки меньше, чем снаружи, и наружный воздух проталкивает яйцо внутрь.
  2. «Удивительный подсвечник». Для опыта берется стакан с водой и свеча. Так как воск легче воды, то свеча всплывает, если её погрузить в воду. Чтобы свеча плавала фитилем вверх, надо в ее основании укрепить гвоздь. Свеча зажигается. Вокруг фитиля образуется воронка, потому что около фитиля воск сгорает быстрее, чем у края свечи. При сгорании воска свеча становится легче и понемногу всплывает. И так она сгорит до конца, не потухнув.
  3. «Необычная поломка». На двух штативах укрепляются два столовых ножа с подвешенными на остриях кольцами, склеенными из тонкой бумаги. В кольца продевается тонкая палка длиной около метра. Посередине палки быстро ударяют металлическим стержнем. Палка ломается, а кольца остаются целыми. Быстрый удар не успевает передаться кольцам и вывести их из состояния покоя.
  4. «Электрический человек». У меня в руках фигура человека. Она вырезана из картона, а рука её сделана из папиросной бумаги так, чтобы она могла свободно подниматься. Я подношу к фигурке наэлектризованную палочку. Человек вытягивает руку и показывает на палочку, на которой есть электрический заряд
  5. «Дружные пробирки». Учащимся показывают две пробирки, одна из которых входит в другую с очень маленьким зазором. В большую пробирку наливается подкрашенная вода и вставляется меньшая пробирка. Обе пробирки перевертываются вверх дном. Вода из большей пробирки будет вытекать. Меньшая пробирка начнет медленно подниматься вверх. Надо объяснить явление.
  6. «Запотевшая бутылка». Сполоснем бутылку горячей водой и закроем пробкой, после остывания бутылки на её внутренней поверхности сконденсируется вода. (Точка росы).
  7. «Смятая бутылка». Пластмассовую бутылку наполняем горячей водой, выльем и плотно закрутим крышку. Через некоторое время температура воздуха в бутылке уменьшится, и атмосферное давление сомнет бутылку (Закон Гей-Люссака).
  8. «Несгораемая бумага». Дайте зрителям осмотреть лист плотной бумаги и потом сделайте из него небольшую коробку. Налейте в коробку воды оставьте ее на маленький таганок, который заранее придется смастерить из консервной банки. Под таганком зажгите огарок свечи. Скоро вода закипит в коробке, которая почему-то не горит, хотя пламя касается её дна.
  9. «Игла пробивает пятачок». Длинную пробку отвесно проткните насквозь иглой так, чтобы ее кончик не выходил наружу. Если ушко иглы будет выдаваться над пробкой, отломите его.

Положите на стол две кости домино или два одинаковых кусочка

дерева, оставив между ними небольшое пространство. На них

положите пятачок, а на пятачок поставьте пробку с таким расчетом,

чтобы кончик иглы приходился на середине той части монеты, которая

не имеет опоры. Сильно и отрывисто ударьте молотком по пробке.

Игла пробьет пятачок насквозь.

  1. «Упрямая пробка». Для этого опыта нужна пустая бутылка с широким горлышком и пробка такого размера, чтобы она могла свободно проходить в бутылку. Вложив пробку в горлышко, дайте бутылку кому-либо из зрителей, пусть он держит ее так, как показано на рисунке, и попробует, сильно дуя на пробку, загнать ее в бутылку. Задача на первый взгляд кажется очень простой, в действительности же она неразрешима: пробка прыгнет прямо в лицо тому, кто на нее дует. Однако можно очень просто загнать пробку в бутылку. Для этого нужно приблизить горлышко к губам и сильно втянуть воздух.
  2. «Вода в опрокинутом стакане». До краев наполните стакан водой и прикройте почтовой открыткой. Придерживая открытку пальцами, переверните стакан вверх дном и потом отнимите руку. Если вы будете держать опрокинутый стакан в отвесном положении, то вода из него не выльется. Открытка будет плотно прикрывать стакан, как будто приклеившись к его краям. Конечно, дело здесь обходится без клея, но что же заменяет его?
  3. «Плавающая игла». Наполните стакан водой и поставьте его на тол. Возьмите тонкую иглу, потрите ее пальцами и положите на маленькую полоску папиросной бумаги, согнутую пополам. Отпустите полоску на воду, и потом утопите ее, погружая в воду двумя спичками. Игла не потонет, она будет лежать в неглубокой ложбинке, которая образуется на поверхности воды. Сталь примерно в восемь раз тяжелее воды, почему же она плавает?
  4. «Стакан, который не наполнишь». Поставьте на стол тарелку, на тарелку – стакан и налейте его до краев водой. Спросите зрителей, много ли десятикопеечных монет можно опустить в этот стакан так, чтобы ни одна капля воды не вылилась из него. Всякому, кто не знаком с этим опытом. На первый взгляд покажется, что при таких условиях нельзя поместить в стакан хотя бы одну монету. Выньте из кармана 10-12 гривенников и ребром опускайте их осторожно, один за другим в стакан. Вода вздуется над краями стакана, но не польется из него.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.»

городского округа «город Дербент» им.М.Умурдинова

Исследовательская работа по физике

на тему:

«Разные чашки, разный вкус»

Выполнил:

Ученица 8 «Б» класса

Пономарева Кристина Анатольевна

Научный руководитель:

Учитель физики

высшей квалификационной категории

Рагимханова Рафила Бубахановна

г. Дербент

2022г.

Оглавление:

Аннотация………………………………………………………………………. 3

Введение (Актуальность исследования) …………………………………….. 4

Теоретическая часть ……………………………………………………………5,6

Эксперименты…………………………………………………………………. 7,8

Выводы и наблюдения……………………………………………………….. 9

Заключения……………………………………………………………………. 9

Литература……………………………………………………………………. 10

Аннотация

Чтобы понять как лучше и быстрее остудить кофе, я исследовала зависимость остывания напитка от разных факторов (добавление сахара, материал из которого сделана емкость с кофе и т.д.). Сначала я выдвинула гипотезу, знала природу переноса тепла от кофе к окружающему пространству из дополнительных источников. Затем я провела ряд экспериментов, с помощью которых я получила определенные данные в последствии сгруппированных и внесенных в таблицу. Составила по таблицам графики, наглядно показывающие скорость остывания кофе от различных факторов. Проанализировала их и сделала вывод который окажется полезным многим любителям этого напитка.

Актуальность исследования:

Актуальность этого исследования обусловлена частой встречи с таким объектом в повседневной жизни. В настоящее время – время компьютерных технологий, доступности информации ее скорости ее распространения , каждый из нас хотел бы на миг остановиться и задуматься о смысле жизни в руках с чашечкой хорошего кофе. Но попробовав его, мы по обыкновению обжигаемся, поскольку он горячий. Что делать? Добавить сахар, молоко или сливки или подождать, пока он остынет до нужной температуры? Существование различных сортов кофе предполагает, что для каждого вида кофе соответствуют чашки из разного материала, а так же разной формы.

Выдвижение гипотезы: Допустим, что скорость остывания кофе зависит от времени добавления сахара, от температуры молока и сливок. А от материала и размеров чашки из которых пьют кофе?

Цель и задачи:

#1054;пределить в какой чашке кофе вкуснее и что на это влияет?

2. Проверить влияет ли материал, из которого изготовлена чашка, на вкус кофе.

3. Как влияет время добавления сахара на скорость остывания кофе?

4. Зафиксировать наблюдаемые результаты и провести их статистическую обработку.

5. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы. Поделиться «секретом вкусного кофе и быстрого остывания с друзьями и близкими».

Методы исследования: Наблюдение, экспериментальный, аналитический, сравнительный.

Теоретическая часть

За что мы любим хороший кофе? За приятный аромат, который мы чувствуем когда подносим чашку к лицу. За первый глоток, когда ощущаем вкус и дескрипторы напитка. За тактильные ощущения во рту и за послевкусие. А может быть обычные кофейные чашки лишают всем этим наслаждаться . Многие исследования доказывают тот факт, что текстура, размер, цвет и форма сосуда влияют на восприятие вкуса напитка. Исследования показали, что узкие кружки ассоциируются с более легкими ароматами. Короткие кружки-кружки с горьким и интенсивным кофе, а широкие кружки – с более сладкими ароматами. Слишком узкая кружка не позволяет поверхности кофе в полной мере соприкоснуться с воздухом и дать ароматическим веществам подняться к обонятельным рецепторам. Слишком широкая , наоборот, способствует быстрому окислению , усиливая сладость, при этом убивает кислый вкус.

Также оказалось, что на восприятие вкуса кофе влияет цвет чашки. В желтых и зеленых кружках вкус кофе ощущается более кислым, а в чашках розового цвета кофе обладает значительной сладостью.

Материал из которого изготовлена кружка, напрямую влияет на сохранность тепла и термостабильность кофе. Важно учитывать , что меньше дескрипторы в напитке обнаруживаются, когда кофе охлаждается. А материал имеет прямое влияние на то. Как быстро кофе охлаждается . Почти все кофейные напитки подаются толстых керамических кружках, которых удобно пить , но однако они быстрее приводят к потере тепла. Более удобным считается кофейная чашка из боросиликатного стекла, поскольку оно является высокотемпературным, а двойная стенка у основания изолирует и удобна для руки, но при этом сохраняет температуру напитка стабильной.

Наиболее распространенной остается фарфоровая версия кофейной чашки, но при этом очень быстро охлаждается.

Молоко или сливки: Среди кофеманов до сих пор не утихают споры о том , с чем лучше пить их любимый напиток, со сливками или молоком. Несмотря на то, что сливки являются молочным продуктом, разница между этими продуктами существенная. Молоко и сливки отличаются по вкусу, и по составу. Сливки отличаются между собой процентом содержания жира. Сегодня сливки для кофе выпускают в дозированных пакетиках, что очень удобно. Сливки добавленные в кофе делают напиток более мягким и убирает горечь. Многие кофеманы уверены, что лучшее время для кофе со сливками согревает и помогает расслабиться. Сливки сохраняют все полезные качества кофе.

Молоко, добавленное в кофе, уменьшает крепость напитка, а также изменяет его вкус. Количество молока зависит от вкуса каждого отдельного индивидуума. Летом в кофе лучше добавить холодное молоко – это позволит быстрее утолить жажду. В зимний период молоко желательно подогреть.

Экспериментальная часть:

  1. Определение скорости остывания в керамических чашках. Гипотеза: В керамических стаканчиках скорость остывания кофе будет зависеть от времени добавления сахара.

Из оборудования использовались две керамические чашки, сахар, два термометра.

Ход работы:

Горячий кофе налили в керамические чашки. Температура в помещении 22 С. Измерили одновременно температуру в первой и второй чашке. В первую чашку добавили сахар сразу. Через 5 минут от начала эксперимента сахар добавили и во вторую чашку. Результаты зафиксировали. Продолжили далее измерять температуру остывания кофе.

Время, мин

0

5

10

15

20

25

30

Т, С

85

70

64

58

50

46

40

Анализ графика: Синей линей обозначен график для первого случая. Температура понижается и скорость остывания на этом участке большая, красной линией обозначен график для второй чашки с сахаром. Температура понизилась и оказалась меньше, чем в первом случае. Из этого следует, что температура во второй чашке понижается быстрее и скорость остывания, в этом случае больше, чем в первой.

Чаще всего, в кафе на вынос, предлагают кофе в пластиковых одноразовых стаканчиках. Одновременно налили кофе в два пластиковых стаканчика и измерили начальную температуру. Через 5 минут от начала эксперимента в один из них добавили сахар. Продолжили измерения. Температуру измеряли каждые 5 минут. В течение 25 минут производились измерения, по которым был построен график.

Время, мин

0

5

10

15

20

25

30

Т, С

80

70,5

61,5

53

48

44

42

Синяя линия график скорости остывания кофе без сахара, красная линия представляет график зависимости остывания кофе во втором стаканчике. Из результатов эксперименты следует. Что скорость остывания кофе не одинакова. Если в кофе добавить сахар не сразу, то он остынет остынет раньше.

Выводы и наблюдения.

То есть из результатов исследования следует, что скорость остывания кофе зависит от времени добавления сахара.

Это объясняется тем, что энергия жидкости уходит в окружающую среду и одновременно тратиться на растворение сахара. Поэтому, рекомендуем сахар добавлять позже, чтобы остыл быстрее, т.к теплота была уже частично выделена.

Заключение.

Проведенные исследования не являются исчерпывающими. В перспективе, планируем провести эксперимент с разными сортами кофе.

Литература

  1. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе»
  2. Методический сборник - М.: Народное собрание,2001.
  3. Большая советская энциклопедия.
  4. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.»

городского округа «город Дербент» им.М.Умурдинова

Исследовательская работа

на тему:

«Грибы спасут мир»

Выполнил:

Ученица 10 класса

Аминова Иминат Шамильевна

Научный руководитель:

Учитель физики

высшей квалификационной категории

Рагимханова Рафила Бубахановна

г. Дербент

2022г.

Оглавление:

Аннотация……………………………………………………………………….

Введение (Актуальность исследования) ……………………………………..

Теоретическая часть ……………………………………………………………

Выводы и наблюдения………………………………………………………..

Заключения…………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………….

Аннотация

Полиэтиленовые пакеты, пластиковая тара-без них сложно представить нашу жизнь. Промышленные предприятия активно используют именно пластиковую упаковку. По данным экспертов, почти половину всего бытового мусора составляют полимерные отходы. Проблема утилизации твердых отходов по всему миру стоит очень остро. Ощущается нехватка мусороперерабатывающих предприятий. Результат этого-восточный мусорный континент в Тихом океане-скопление антропогенного происхождения в северной части Тихого океана. Эверест, в настоящее время, считается самой загрязненной горой в мире. С тех пор, как Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей достигли вершины в 1953 году, около 6000 альпинистов пытались её покорить. Однако, эти люди сделали Эверест самой высокой свалкой в мире. И таких мест на планете очень много. В своей работе я рассмотрела методы уничтожения пластикового мусора самым необычным образом. Использовались споры грибов, способных перерабатывать мусор.

Для этого я бы хотела предложить при мусороперерабатывающих заводах построить лаборатории, в которых будут выращивать такие грибы. Их можно распылять на мусорных полигонах. Для больщей эффективности, пластиковый мусор можно было бы отделять от общего мусора. 450 лет должно пройти, чем пластик начнет разлагаться. Это значит, что ни один кусочек произведенного в ближайшие 4 столетия пластик даже не начнет разлагаться, 90% той цены, которую мы платим за воду, составляет стоимость пластика, в то время, как сама вода составляет 10%.В Европе, в настоящее время, перерабатывается всего 2,5% пластиковых бутылок.

Пластиковый мусор вызывает гибель многих морских жителей, которые ошибочно принимают это за еду. Общее число погибших животных уже насчитывается около миллиона особей. Даже ограничение использования пластиковых пакетов, которые приняли во многих странах, не достигли нужного эффекта. Поэтому, в этой работе я хотела рассмотреть всевозможные именно варианты природных факторов для борьбы с пластиковым мусором.

Актуальность исследования:

Микропластик обнаружили на Эвересте, на дне Марианской впадины, в Арктике, в рыбе, морской соли и пресной воде, моллюсках. И в человеческом теле. Ежедневно мы вдыхаем микропластик, едим его и пьем, и в результате в организм попадает 5 грамм микропластика в неделю, а в год-коло 250 грамм. Примерно столько же весит 230 пластиковых трубочек или 8 пол-литровых бутылок из пластика.

Выдвижение гипотезы:

Я сформулировала следующую гипотезу:

Использовать микроорганизмы и грибы, питающиеся пластиком на мусорных свалках, мусороперерабатывающих предприятиях.

Цель работы:

В исследовательской работе показать целесообразность использования грибов и микроорганизмов, поедающих пластик. Показать необходимость принятия закона о запрете использования пластиковой посуды в пищевой промышленности, особенно в упаковке детского питания.

Основная часть:

  1. Уважаемые члены жюри, а слышали ли вы об ужасном седьмом континенте?

Пластиковый континент, также известный, как мусорный остров, в основном охватывает огромную область Тихого океана.

Океаническая свалка начинается от западного побережья Северной Америки до Японии. Мусорное пятно можно разделить на две части: западная, расположенная недалеко от Японии и восточная, которая дрейфует между штатами США, Гавайи и Калифорния. Круговое движение затягивает отходы в относительно спокойный центр, где они оказываются в ловушке, площадь которого сопоставима с площадью России. Количество отходов, оказавшихся в западном течении относительно растет, так как их большая часть не поддаются биологическому разложению. Континент представляет огромную опасность для морских животных, растений и рыб, из-за него же образуются мусорные пятна, всплывающих у нас в воображении. Многие представляют себе острова из мусора, плавающие посреди океана. На самом деле пятно скорее выглядит как «мусорный суп», в котором периодически попадаются мусор, еще не успевший разложиться на мелкие части. Морское дно под пятном также напоминает огромную свалку. Океанографы и экологи недавно обнаружили, что от 70 до 90 % отходов,попавших в воду, опускаются на дно. Наша планета могла бы стать настоящим раем, идеальным местом для жизни людей, обитания животных и растений, но мы превратили её в помойку. Только во второй половине 2021, 6 миллионов килограмм пластика выброшено в океан. 216 миллиардов токсичных отходов и 23 миллиарда метрических тонн диоксида углерода выброшено в окружающую среду. Воздух, вода, земля-всё отравлено.

Ещё в 5 веке до нашей эры, вАфинах, был первый эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улице, и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе, чем тысячу двойных шагов от города. Как и тогда, так и сейчас, вывоз мусора на свалки остаётся одним из основных методов утилизации отходов. Несмотря на то, что по всему миру построено огромное количество мусороперерабатывающих предприятий, проблема загрязнения окружающей среды не решена.

Группа учёных из Китая и Кении обнаружила, что плесневелый гриб aspergillustubingensis способен разлагать пластмассу.

Исследователи взяли образцы со свалки в Исламабаде, чтобы понять, питается ли кто-то из живых веществ пластиком так же, как и другие организмы питаются веществами животного происхождения. Лабораторные испытания показали, что aspergillustubingensis гриб способен расти на пластиковых поверхностях, при этом он выделяет разрушительные для химических связей в полимерах ферменты. Для этого он использует мицелий-вегетативное тело, состоящие из тонких разветвленных образований. Оказалось, что гриб за несколько недель может разрушить пластмассу, которая в обычных условиях разлагалась бы множество лет. Температура и кислотно-щелочной баланс могут влиять на скорость разложения пластика под действием гриба. Но ученые убеждены: если найти оптимальные условия развития aspergillustubingensis, получится применить гриб на заводах по переработке мусора.

Данный гриб не единственное природное решение в области переработке пластика. Биологи из Великобритании и Испании обнаружили, что личинка большой восковой моли может разлагать полиэтилен. Она не просто проделывает в пакетах дырки, а как грибной фермент разрушает молекулярные структуры полимеров.

Японские химики в 2016 году открыли новый вид бактерий ideonellasakaiensis, которые могут разлагать полиэтилентерефталат- самое распространенное химическое волокно, которое используется для производства одежды, техники, бутылок, автомобильных шин и многого другого.

Еще раньше, группа ученых из Китая и Америки выяснила, что обычный мучной червь, которого подают в ресторанах Китая, может также переваривать полимеры.

Более вперед продвинулись австралийские изобретатели Катарина Унгер и КалейРоджерс разрабатывали FungiMutarium — устройство, которое перерабатывает отходы из пластика в съедобные грибы. Проект ведется в тесном сотрудничестве с микробиологами, которые проверяют, какие виды грибов могут быть использованы в этой технологии, а также оцениватьбезопасность конечного продукта грибов, способных перерабатывать пластмассу довольно много.

В лесах Амазонки обнаружили гриб обнаружили гриб Pestalotiopsismicrospora, который способен разлагать полиуретан- основной ингредиент, входящий в состав пластмассы. Более того, они доказали, что он может существовать в бескислородной среде, питаясь исключительно пластиком.

Биологи Катерина Унгер и Джулия Кайсингер определили два вида грибов, наиболее удобных с практической точки зрения. Это вёшенка обыкновенная и щелелистник обыкновенный. В Великобритании и США они считаются несъедобными, однако пользуются популярностьюв некоторых регионах Мексики и Индии.

Устройство имеет ряд маленьких белых чашек, которые сделаны из агара( морская водоросль) , крахмала и сахара. В них помещают тонкие ломтики пластиковых отходов, которые предварительно стерилизуют ультрафиолетом . Грибы постепенно прорастают в чашке, и по мере роста происходит переработка пластиковых отходов и усвоение питательных веществ из стенок чаш. По словам разработчиков, через несколько месяцев пластик полностью разлагается, и на стенках чаш, из агара, остается только пушистый съедобный белый мицелий.

Ученые считают, что данные грибы вовсе не заинтересованы в накоплении токсичных элементов в своих клетках, и теоретически, могут быть безопасны для употребления.

Конечно, до появления портативных домашних ферм по переработке отходов, еще довольно далеко. Для этого потребуется проведение целого ряда квалифицированных исследований. Однако, сама идея довольно заманчивая, если учесть, что к 2050 году человечество будет производить пластмассы в 3 раза больше, чем в 2020 году, а суммарная масса пластиковых отходов, в ближайшие 35 лет, превысит вес рыбы в мировом океане.

В стороне не остались и российские ученые. Аспирантка Анна Каширская из Астрахани выделила микроорганизмы, питающиеся пластиком. Её эксперимент заключается в том, что небольшое фрагмент полиэтиленового пакета был помещен в дистиллированную воду, куда добавили немного местной почвы и 2% неорганических солей. Через месяц на поверхности воды образовалась зеленая пленка-это были водоросли. Жидкость испарялась, её постепенно добавляли. Регулярно брались смывы с поверхности пакета. Вскоре удалось выделить микроорганизмы-микроскопические плесневые грибы, которые образовались на нем постепенно, Выяснилось, что они питаются полиэтиленом. Под микроскопом удалось увидеть, что эти грибы потребляют в пищу частицы полиэтилена. За 8 лет пакет стал легче на 35% и его прочность снизилась на 96%. Он стал очень хрупким. Значимость данного исследования очень велика. Данная разработка позволяет снизить нагрузку, которая оказывается на биосферу от такого количества пластикового мусора. Если внедрить эту разработку по всей стране, то можно было бы распылять её над полигонами, где складируется весь полимерный мусор. Грибы уничтожали бы весь мусор, что значительно бы ускорило процесс распада пластика.

Продукты распада, после исследований, оказалось, могут быть использованы в качестве удобрений. Таким образом, получилось абсолютно безотходное производство.

После исследования большого количества интернет ресурсов,мне кажется, более выгодным и безопасным является использование мицелия для борьбы с уничтожением пластика.

Мицелий является альтернативой пластмассу.

Вывод:

Проблема утилизации твердых бытовых отходов в нашей стране стоит очень остро. Экологическая проблема не оставляет людей равнодушными. Существует множество способов утилизации пластиковых отходов. Я бы хотела, чтобы разработки астраханского микробиолога Анны Каширской применяли у нас в регионах и по всей стране. Её разработки просты по содержанию, и их можно производить в обычных условиях.

Изучив имеющиеся исследования Анны Каширской, анализируя экологическую ситуацию с утилизацией пластиковых отходов, я пришла к выводу, что распад пластиковых отходов посредством создания биопрепаратов для ускорения разложения полимеросодержащих синтетических отходов, пожирающих пластик, поможет улучшить экологию в регионе и в стране. Это, в свою очередь, позволит снизить нагрузку, которая оказывается на биосферу от такого количества скопившегося пластикового мусора.

Литература

Интернет-ресурсы

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...