Электроскоп. Электрическое поле
план-конспект урока по физике (8 класс)

Шикунова Дарья Евгеньевна

Цели урока:

  • Образовательные: Познакомить детей с новыми приборами и их назначениями; дать понятие проводников и непроводников электричества; объяснить взаимодействие заряженных тел наличием электрического поля вокруг каждого из них.
  • Воспитательные: Воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности; формирование научного мировоззрения.
  • Развивающие: Развитие умения правильно говорить, развитие памяти и мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_23_paragraf_26_elektroskop._elektricheskoe_pole.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Электроскоп. Электрическое поле».

Цели урока: 

  • Образовательные: Познакомить детей с новыми приборами и их назначениями; дать понятие проводников и непроводников электричества; объяснить взаимодействие заряженных тел наличием электрического поля вокруг каждого из них.
  • Воспитательные: Воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности; формирование научного мировоззрения.
  • Развивающие: Развитие умения правильно говорить, развитие памяти и мышления.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация. Проверка знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела? Про, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано.
  2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное? Что телу сообщён электрический заряд.
  3. Сколько тел может участвовать в электризации? В электризации может участвовать только два тела.   
  4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом? Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.
  5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода? Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.
  6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов? Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.
  7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете? Существует только два рода зарядов.
  8. Назовите их. Положительный и отрицательный.
  9. Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах? Положительным знаком «+», а отрицательным  знаком «–».
  10. Что с греческого переводится как янтарь? (электрон)
  11. Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали….(положительным)
  12. Процесс сообщения телу электрического заряда называют…….(электризация)
  13. Единица электрического заряда (кулон)
  14. Заряд наэлектризованной эбонитовой палочки условно назвали……….. (отрицательным)
  15. Тело, у которого заряд не равен нулю ,называют……… (заряженным)
  16. При электризации всегда электризуются ………тела ( оба)
  17. Электризация происходит при ………. тел (соприкосновении)
  18. Тело наэлектризовано, значит ему сообщили…………заряд (Электрический)
  19. Тела, имеющие заряды одного рода………..друг от друга (отталкиваются)
  20. Тела имеющие заряды разного рода………..друг от друга (притягиваются)

Изучение нового материала

 «Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, это слово заряд , и   с к о п е – наблюдать, обнаруживать.

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь 

Электроскоп – простейший прибор для обнаружения электрических зарядов.

История создания

Впервые доклад об изобретении электроскопа написал физик и врач Вильям Гилберт, работавший в Великобритании при правлении Елизаветы Первой. Этот ученый также является «отцом» электромагнетизма за счет большого вклада в науку в XVII столетии. Он создал первое устройство в 1601 г. для углубления опытов с электричеством. Первый прибор, который назывался версориум, представлял собой конструкцию, где металлическая иголка свободно вращалась на специальном пьедестале.

Электроскоп - описание и принцип действия устройства

 Конфигурация этого устройства сильно напоминала обычный компас, однако здесь была не намагниченная игла. Ее концы зрительно отличались между собой. Помимо этого, одно окончание имело отрицательный заряд, а второе — положительный. Принцип работы был основан на импульсах, которые возникали на концах благодаря электромагнитной индукции. То есть с учетом того, какой стороной иголка располагалась максимально близко к предмету, реакция конца заключалась в том, чтобы отталкиваться или притягиваться к объекту. В начале 1783 г. знаменитый физик из Италии Алессандро Вольта создал конденсационный электрометр, обладающий повышенной чувствительностью для определения электрозарядов. Но самых больших успехов добился астроном и математик из Германии Иоганн Готтлиба.

Электроскоп состоит из:

Еще один прибор, который называется электрометр. Это прибор тоже для обнаружения электрического заряда.

Главное отличие, как вы думаете, в чем заключается? Вместо лепестков, используется легкая металлическая стрелочка, и есть шкала.

Запись в тетради:

Электрометр – Это частный вид электроскопа, в нем вместо лепестков на металлическом стержне укреплена легкая металлическая стрелочка.

Ребята, все вещества по способности проводить электрические заряды условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники. А к непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы). Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова   и з о л я р о – уединять.

Сфера использования

Электрометры применяются, чтобы узнать, заряжен ли предмет электрически, и определить, какой у него заряд: положительный или отрицательный. Сегодня эти приборы используются в экспериментальной сфере, так можно наглядно показать обнаружение электрических импульсов.

Сейчас электрометры широко применяют в лабораториях в школах и институтах, чтобы показать ученикам разные уровни использования этого прибора в качестве устройства, которое контролирует электрический заряд.

Закрепление полученных знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Ребята, скажите пожалуйста, для чего предназначен электроскоп? Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.
  2. Назовите основные части электроскопа? Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.
  3. Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа? По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.
  4. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток? Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.  
  5. Как ещё назвать называют непроводники электричества? Диэлектрики. 
  6. Приведите примеры диэлектриков. Розетки, вилки, изолента…
  7. Скажите, а как называют вещества, изготовленные из изоляторов? Вещества, изготовленные из изоляторов, называются диэлектриками.
  8. Назовите вещества, которые относятся к проводникам? Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.
  9. Приведите примеры проводников. Железо, сталь, солёная вода... 
  10. Назовите вещества, которые относятся к непроводникам? К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с электроскопом и электрометром, их назначениями и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества, повторили ранее изученный материал и закрепили новый. (Те, кто активно работал на уроке, отвечая на вопросы, получили соответствующие оценки). Спасибо за урок! До свидания!»                  

Домашнее задание

1.Прочитать § 26

2.Найти ответ на вопрос: что такое полупроводники?

3. Подготовить небольшой рассказ о том какие проводники и непроводники есть в природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Урок для учащихся 8-го класса.Цель урока:- познакомить детей с новым прибором и его назначением;- дать понятие проводников и непроводников электричества;- воспитание дисциплинированности, аккура...

урок физики в 8 классе по теме: Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Цель урока: Познакомить учащихся с устройством электроскопа. Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах.Тип урока: Ознакомление с новым материалом. Применение знаний и у...

Технологическая карта урока по теме "Электрическое поле.Электроскоп.Проводники и диэлектрики."

Пример технологической карты урока по физике.Может быть использована как основа для разработки собственного урока....

Объяснение электрических явлений. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на заряды.

Разработка урока по физике для 8 класса, с использованием системно-деятельностного подхода обучения.  Конспект урока соответствует ФГОС....

Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля

В данной презентации рассматривается закон Кулона, выводится его математическая запись, так же напряженность электрического поля, принцип суперпозиции полей...

Технологическая карта урока "Электрическое поле. Электроскоп"

Технологическая карта урока "Электрическое поле. Электроскоп"...

Конспект урока в 8 классе по теме Электроскоп. Электрическое поле

Конспект урока в 8 классе по теме Электроскоп. Электрическое поле...