Конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Маливенко Евгения Викторовна

Тема урока: «Испарение и конденсация».

Цели урока: познакомить учащихся с процессами испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов; продолжить формирование умения наблюдать, характеризовать физические явления, делать выводы; способствовать развитию навыков выполнения эксперимента.

Задачи урока:

  • общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
  • воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;
  • развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать.

Оборудование: стакан с водой, спиртом, подсолнечным масло, термометр, лист бумаги, стакан с горячей водой, презентация по теме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе.

                                                Маливенко Евгения Викторовна, учитель физики.

Тема урока: «Испарение и конденсация».

Цели урока: познакомить учащихся с процессами испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов; продолжить формирование умения наблюдать, характеризовать физические явления, делать выводы; способствовать развитию навыков выполнения эксперимента.

Задачи урока:

  • общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
  • воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;
  • развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать.

Оборудование: стакан с водой, спиртом, подсолнечным масло, термометр, лист бумаги, стакан с горячей водой, презентация по теме.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Что мы с Вами изучаем?

- Что понимают под «внутренней энергией»?

- Как можно изменить внутреннюю энергию?

- Что является мерой внутренней энергии?

- В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?

III. Опрос по теме «Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления».

  1. Шести учащимся раздаются карточки с тестированием.

                                  

           1.При плавлении твёрдого тела его температура …

              А. не изменяется;  Б. увеличивается;   В. уменьшается.

           2. Удельная теплота плавления льда равна 3,4*105Дж/кг. Это означает, что…

              А. для плавления 3,4*105кг льда требуется 1Дж теплоты;

              Б. для плавления 1кг льда требуется 3,4*105Дж теплоты;

              В. при плавлении 1кг льда выделяется 3,4*105Дж теплоты.

          3. Что можно сказать о внутренней энергии расплавленного и нерасплавленного куска меди массой 1кг при температуре 10850С?

              А. их внутренние энергии одинаковы;

              Б. внутренняя энергия у расплавленного куска меди меньше;

              В. внутренняя энергия у расплавленного куска меди больше.

          4. Какой из металлов – алюминий, медь или сталь – расплавится при температуре плавления серебра?

              А. Алюминий;    Б. Медь;            В. Сталь.

          5. В каких единицах измеряется удельная теплота плавления?

              А. Дж/кг;            Б. Дж/ кг*0С;     В. Дж/0С

  1. Один учащийся решает задачу на доске.

Задача: Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 150г парафина? λ = 150000 Дж/кг.

  1. Остальные учащиеся работают вместе с учителем:

- Какой процесс представлен на рисунке? (1 слайд)

- Что называется плавлением?

- Как изменяется внутренняя энергия при переходе из твёрдого состояние в жидкое?

- Какой участок графика соответствует процессу плавления? (2 слайд)

- Чему равна температура плавления?

- Какое это вещество? (стр. 32 учебника, таблица №3 «Температура плавления некоторых веществ» / Натрий).  

  1. Самопроверка: учащиеся зачитывают по одному вопросу тестирования и поясняют правильный ответ. Решение задачи тоже объясняет решивший.

IV. Изучение нового материала. (3 слайд)

Почему в ясный летний день быстро высыхают лужи, оставшиеся после дождя, выстиранное бельё, развешанное на солнце, доска вымытая мокрой тряпкой? Куда же исчезает вода? Сегодня мы с Вами познакомимся ещё с одним процессом – переходом вещества из жидкого состояния в газообразное, которое называется парообразование. (4 слайд) Парообразования бывает два вида – испарение и кипение. На этом уроке наша задача изучить первый вид – испарение.

Рассмотрим этот процесс с точки зрения строения вещества.

  1. Все тела состоят из молекул;
  2. Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся;
  3. Молекулы взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).

В жидкостях молекулы движутся с различными скоростями. Молекулы, обладающие большей энергией, движутся гораздо быстрее и приближаясь к поверхности жидкости, преодолевают притяжение соседних молекул,  могут вылетит за пределы жидкости. Совокупность таких вылетающих молекул образует пар.

Испарение – это парообразование только с поверхности жидкости при любой температуре. (4 слайд)

- Приведите примеры испарения.

- От чего зависит испарение?

Опыт 1: Наблюдение за испарением жидкости.

Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от рода вещества.

Вывод: скорость испарения жидкости зависит от рода вещества. (5 слайд)

- Объясните, почему жарят на масле, а допустим, не на воде или спирте?

- А если Вы будете очень долго сидеть над маминым супом, он испарится?

 Опыт 2: Наблюдение за испарением жидкости.

Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от скорости движения воздушных слоёв над поверхностью жидкости.

Вывод: скорость испарения жидкости зависит от скорости движения воздушных слоёв над поверхностью жидкости. (6 слайд)

- Приведите примеры.

- Когда же белье высохнет быстрее в солнечный или пасмурный день? (Испарение происходит при любой температуре, но с повышением температуры скорость испарения растёт).

Опыт 3: Наблюдение за испарением жидкости.

Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от температуры жидкости.

Вывод: скорость испарения жидкости зависит от температуры жидкости. (7 слайд)

- Приведите примеры.

- Скорость испарения жидкости зависит от площади испаряющей поверхности, т.е. если налить воду одинаковой массы в стакан и блюдце, то из блюдца жидкость испарится быстрее (большее число молекул сможет достичь поверхности жидкости и вырваться из неё). Этот опыт вы проделаете дома. (8 слайд)

Интересно отметить, что если бы не испарение, то не наблюдалось такое явление как круговорот воды в природе (9 слайд). Осадки, выпавшие в виде дождя и снега, испаряются, так же в большом количестве испаряется вода морей, океанов рек. Доказательство тому солёная вода бессточных водоёмов, т.е. более лёгкие «энергичные» молекулы воды испаряются, а тяжёлые – соли оседают на дно.

На берегу морей и океанов воздух влажный, поэтому даже ранки там заживают с большим трудом.

С поверхности тела человека тоже испаряется жидкость. Потовые железы обильно выделяют пот. Жидкость с поверхности кожи стремится испариться, забирая энергию от нашего тела, а мы начинаем ощущать прохладу. Поэтому после урока физкультуры обязательно нужно переодеваться. А в летнее время потери жидкости нужно компенсировать обильным питьём. (10 слайд)

То есть при испарении жидкость покидают самые быстрые, обладающие большей энергией молекулы, в результате суммарная энергия жидкости уменьшается. Доказательство: температура испаряющейся жидкости в комнате всегда ниже температуры воздуха.

Интересно отметить, что испаряются  не только жидкости, но и твердые тела. Например, испарением льда можно объяснить тот факт, что на морозе высыхает влажное белье (Если влажное белье вывесить на мороз, то оно вначале замерзнет (вода превратится в лед), а через некоторое время высохнет, следовательно, лед испарится.) Испарение нафталина, можно обнаружить по запаху. Испарение твердых тел объясняется также наличием в них быстрых частиц, которые способны преодолевать молекулярные силы.

Вместе с процессом испарения всегда идет и обратный процесс – конденсации. (11 слайд) Молекулы пара, находящиеся над жидкостью близко к её поверхности, возвращаются в жидкость.

В открытом сосуде испарение идет быстрее, чем конденсация, поэтому количество жидкости в сосуде уменьшается. Если же сосуд закрыть, то и испарение, и конденсация будут продолжаться, но через некоторое время число молекул, покидающих жидкость, станет равным числу молекул, возвращающихся в неё. Говорят, что система жидкость – пар достигает равновесия.

Пространство над закрытой в сосуде жидкостью наполнено паром. Такой пар в равновесии с жидкостью называют насыщенным. Если сосуд открыть, то часть пара выходит в окружающую среду, пар становится ненасыщенным, снова число покидающих жидкость молекул становится больше, чем число молекул пара, возвращающихся назад.

V. Закрепление изученного.

- Почему испаряющиеся жидкости охлаждаются?

- Выходя из реки после купания, вы ощущаете прохладу, особенно в ветреную погоду. Почему?

- Почему когда собаке жарко, она высовывает язык?

- Почему  верблюд долгое время может обходиться без воды?

VI. Итог урока

- С каким процессом вы познакомились на уроке?

- Что такое испарение?

- Что такое конденсация?

VII. Сообщение домашнего задания.

§16 – 17, Упр. 9 (5 – 7).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какой процесс представлен на рисунке?

Слайд 3

Испарение и конденсация жидкости. Тема урока:

Слайд 4

Определение: Парообразование – процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Испарение – парообразование только с поверхности жидкости при любой температуре.

Слайд 5

Скорость испарения зависти от рода жидкости

Слайд 6

Скорость испарения зависит от скорости движения воздушных слоёв над жидкостью

Слайд 7

Скорость испарения зависит от температуры жидкости

Слайд 8

Скорость испарения зависит от площади испаряющей жидкости

Слайд 9

Круговорот воды в природе

Слайд 10

Потовые железы обильно выделяют пот, а испарение жидкости понижает температуру

Слайд 11

Определение: Конденсация – процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое. Насыщенным называется пар , находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Слайд 12

Домашнее задание: § 16 – 17, Упр.9 (5 – 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 8 классе по теме "Парообразование и конденсация"

План-конспект урока по физике в 8 классе по теме "Парообразование и конденсация"...

Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"

Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...

технологическая карта и конспект урока по физике по теме "Испарение и конденсация"

Техкарта и конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учителем проводятся проблемные эксперементы, разбирая которые ученики сами формулируют тему, цели урока. Выполняя ра...

План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс...

конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"

конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"...

Конспект урока по физике в 8 классе по теме "Испарение и конденсация"

Материал содержит конспект урока и презентацию по данной теме.Урок содержит элементы здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока по ФГОС. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. (8класс)

Конспект урока в свете требований ФГОС с использованием материалов Единой коллекции ЦОР в 8 классе по теме ""Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости  и...