План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 7_prezent.ppt1.25 МБ
Файл конспект37.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока « Испарение и конденсация»      8 класс

Цели урока:

дидактические – создать условия для усвоения нового материала, используя элементы проблемного обучения.

образовательные – познакомить учащихся с процессом испарения, с понятием насыщенный и ненасыщенный пар, исследовать от каких факторов зависит скорость испарения

 развивающие  формировать представление о процессе научного познания;

воспитательные – прививать культуру умственного труда.

Оборудование.

компьютер, презентация урока, 2 матовые стеклянные пластины, стеклянные, пипетка, салфетки, кнопки, спирт, масло, вода,    сосуд  с  горячей   водой, сосуды с водой, с спиртом, салфетки, стеклянные пластины,  кусочек ваты, фен.

План урока.

1. Организационный момент                                        1 минута

2. Подготовка к усвоению нового материала                        3 минуты

3.Актуализация опорных знаний                                        3 минуты

4. Освоение нового материала                                        15 минут

5. Закрепление материала                                                9 минут

6. Домашнее задание                                                1 минута

7. Первичная проверка полученных знаний                        5 минут

8. Подведение итогов урока (рефлексия)                                3 минуты

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Подготовка к усвоению нового материала.

2.1. Послушайте стихотворение:        

        Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается… в море.

Моря пополняют запас океанов,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

-Как весь процесс называют в народе?

Верно, круговорот воды в природе.

( Слайд 2)

Сегодня    мы   будем   изучать     явления,   без    которых     этот     процесс  

был     бы     невозможен,  т.е  превращение жидкости в пар и превращение пара в жидкость. Без этих процессов    облик      нашей     планеты был    бы     иным.

Конечно, давно знакомое вам явление. Но иногда этот милый круговорот воды приводит к стихийным бедствиям, как например пронесшийся недавно наводнение в Дальневосточном федеральном округе. Ученые всего мира не теряют надежду научиться укрощать стихию, изучают, исследуют, предлагают различные способы для управления ими. Сегодня мы рассмотрим физическую суть процессов, которые лежат в основе и круговорота воды в природе, и многих других явлений.

Вот насколько важна тема сегодняшнего урока

Для того чтобы перейти к изучению темы, проведем повторение пройденного материала

3.Актуализация опорных знаний

( Слайд 3)

(  2 человека у доски решать задачи )

 Задача №1                      

В алюминиевом чайнике массой 300 г надо вскипятить 500 грамм воды. ( температура кипения 100 ºС )Начальная температура воды 15 ºС. Какое потребуется количество теплоты?

Удельная теплоемкость алюминия  920 Дж/( кг ºС)

Удельная теплоемкость воды  4200 Дж/( кг ºС)

201960 Дж

Задача № 1                  

 Какое количество теплоты потребуется для нагревания воды массой  100 г от

 20 ºС до кипения ?  . ( температура кипения 100 ºС )

Удельная теплоемкость воды  4200 Дж/( кг ºС)  

Ответ   (3600 Дж)

Ответить на вопросы( Слайд 4)

  1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?
  2. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?
  3. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
  4. Какой процесс называют плавлением?

           5)Какой процесс называют отвердеванием?

На слайде №5 график зависимости температуры кристаллического тела (льда) от времени его нагревания. Объяснить, что происходит с водой в

отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика?

Правильные ответы:

  1. В твердом, жидком и газообразном.
  2. Расположением, характером движения и взаимодействия молекул.
  3. В газах расстояния между молекулами много больше размеров самих молекул. В связи с этим притяжение молекул газа мало. В жидкостях  и твердых телах молекулы расположены ближе друг к другу.
  4. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
  5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.

АВ- нагревание льда

ВС- плавление льда

СD- нагревание воды

DЕ- охлаждение воды

ЕF- отвердевание воды

FК- охлаждение льда

  1. Освоение нового материала

Учитель-Что будет происходить если температуру воды будем увеличивать выше 80 градусов до 100 гр?

Ученик—вода закипит, количество воды будет  уменьшаться если жидкость находится в открытом сосуде , образуется пар  

Учитель- Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием

Учитель – Существуют два способа перехода жидкости в пар: испарение и кипение.( Слайд 6)

Парообразование происходящее с поверхности жидкости называется испарением

                         - Наблюдали ли вы эти явления вокруг себя. Где?

Ученик -. Мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, высыхает. и т.д.

Учитель - Ваши примеры являются фактами, полученными из наблюдений в природе,

Учитель -Физическая сущность процесса испарения жидкости ( рассказ   об этом процессе на молекулярном уровне) (Слайд 7)

Нарисуем  сосуд, который «наполним» жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков. Это молекулярная модель жидкости. Учтем, что молекулы жидкости расположены довольно плотно.  Молекулы обладают кинетической и потенциальной энергией. Одинакова ли  кинетическая энергия молекул?  

- Выясним, каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

Ученик - тем молекулам, чьи кинетические энергии движения намного больше потенциальных энергий притяжения соседних молекул.

Учитель -Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, во-первых,  находящиеся вблизи поверхности, и во-вторых, кинетическая энергия  которых больше потенциальной энергии притяжения соседних молекул.

Над  поверхностью жидкости образуется пар.

.

-Какой процесс мы представили на модели?

Ученик Парообразование

Учитель - Определение Парообразование – явление превращения жидкости в пар.

Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости

Если возьмем открытый сосуд  с жидкостью, то через некоторое время жидкость испарится. Если же накрыть сосуд крышкой, будет ли меняться масса жидкости? Конечно, нет. Возникает вопрос – прекратился ли процесс испарения? А почему же масса жидкости не изменяется? Делаем вывод: наряду с процессом испарения наблюдается обратный процесс.  Назовите его.

Ученик Конденсация

Учитель -Определение. Конденсация – явление превращения пара в жидкость.

В нашей модели это молекулы, которые возвращаются в жидкость.

Итак, нами построены модели испарения и конденсации, которые помогают нам наглядно представить, что это за явления. Так как из жидкости улетают наиболее быстрые, энергичные молекулы, то средняя скорость оставшихся молекул жидкости, а значит и  их средняя кинетическая энергия уменьшается, поэтому испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Проверим это следствие на опыте.

-Что будет если смазать руку эфиром?

Ученик- Ощущаем холод.

Учитель -Почему?

Ученик Жидкость испаряясь, отнимает часть внутренней энергии руки, ее температура понижается. Ощущения являются субъективными. А можно ли доказать это утверждение при помощи термометра?

        

Работа с слайдами №.8.9.10.11.

  1. Различная скорость испарения различных жидкостей   ( На доске 3  листочка бумаги, нанести 3 капли разной жидкости: спирт , вода, масло) прикрепить магнитами и оставить  . Примеры
  2. Испарение происходит при любой температуре? Да , но если  температура больше испарение происходит быстрее  ( проверяется на опыте на два матовых стекла наносят капели воды , но одна пластинка была предварительно нагрета. След воды с подогретого стекла исчезает быстрее)  Объяснение этого факта увеличением кинетичесой энергии молекул жидкости и увеличением числа молекул . способных преодолеть силы притяжения со стороны других молекул Примеры
  3.  Зависимость скорости испарения от площади ее поверхности   ( На два матовых стекла наносят по капле воды. На одной из стекол каплю растирают по всей площади стекла. С этого стекла след исчезает быстрее)  Объяснение этого факта Объясняется это тем что молекулы испаряются с поверхности . и чем больше поверхность  тем больше число молекул одновременно вылетают в воздух. примеры
  4.  Намочить одинаковые кусочки ткани водой. Один кусочек положим  на стол , а другой будем обдувать феном. Эта ткань высыхает быстрее. При ветре испарившиеся молекулы улетают , освобождая место для следующих молекул.  . Примеры

Учитель- Выводы в тетрадь:

Интенсивность испарения зависит от:

- рода вещества;

- от скорости движения воздуха над поверхности жидкости;

- от температуры;

- от площади поверхности жидкости.

Учитель Испаряются ли твердые тела?   Завернуть мыло в бумагу и дать понюхать?

Испаряются твердые тела данный процесс называется сублиминацией.

Понятие насыщенного пара, ненасыщенного пара. Значение испарения.

Возникает естественный вопрос: зависит ли интенсивность изменения внутренней энергии жидкости от интенсивности испарения?

Правильно. Чем быстрее будет испаряться жидкость, тем быстрее будет уменьшаться ее внутренняя энергия и, следовательно, ее температура.

Одновременно с испарением происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация.(слайд 12)

Для того  чтобы этот процесс шел, нужно, чтобы энергичные (быстрые) молекулы пара уменьшили свою скорость. Это обычно происходит на поверхности жидкого или твердого тела или требует наличия в газе центров конденсации. Их роль могут играть различные примеси или пылинки. Конденсация сопровождается выделением энергии. (слайд 13,14)

5. Закрепление материала

        Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:

- Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

-         Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

-        Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

-Зачем жители полярных стран смазывают жиром лицо в сильный мороз?

- Почему

6. Домашнее задание. (слайд15)

Параграф 16, 17, упражнение 9 для всех. Для желающих – используя книгу Перельмана «Занимательная физика» сделать холодильник «безо льда», принести на следующий урок и объяснить принцип его действия.

7. Первичная проверка знаний.

 Тест. Выполняет каждый, делает самопроверку.

Проверочный тест.

1. Какие из процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества, названы ошибочно?

А) плавление, кристаллизация                                 В) парообразование, конденсация                 Б) сублимация, десублимация                                 Г) нагревание, охлаждение

2. Из  какого  сосуда быстрее испаряется жидкость ( температура  жидкости  в обоих сосудах одинакова)

                                                         

                                                                 А) Из  1-го     Б) Из  2-го     В) Из 1-го и 2-го одинаково                                                                                                 одинаково

3.   При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы…

А) самые медленные                В) самые быстрые                

 Б) самые мелкие                      Г) самые крупные

4. Что вызовет более тяжелый ожог: стоградусная вода или стоградусный пар?

                  А. Пар

                  Б. Вода

                  В. Различий нет

5. Как изменяется скорость испарения жидкости  при повышении температуры?

                   А. Остается неизменной

                   Б. Увеличивается

                   В. Уменьшается

                   Г.  Иногда увеличивается, иногда уменьшается

                   Д. Не знаю                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...