Разработка обобщающего урока по физике на тему "Звук" для 9 класса
методическая разработка по физике (9 класс)
Разработка обобщающего урока по физике на тему "Звук" 9 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 149.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ворожбит С.Н, учитель физики МОБУ СОШ № 2 рп. Октябрьский.
Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Звук» (по формированию функциональной грамотности)
Класс: 9
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепление материала).
УМК: учебник «Физика 9 класс». Российский учебник / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2019.
Цель для учителя:
Образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Звук», изучение практической направленности полученных знаний.
Развивающая: развивать умение выделять главное, сравнивать изучаемые факты; логически излагать мысли, развивать функциональную грамотность обучающихся.
Воспитательная: развивать интерес к изучаемому материалу, способствовать формированию коммуникативных качеств, бережного отношения к своему здоровью, способствовать формированию научного мировоззрения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование ценностных отношений к учению, результатам обучения; развитие позитивного отношения к изучению физики.
Метапредметные результаты: познавательные - управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; регулятивные – выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; выделять и осознавать, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению; коммуникативные – организовать учебное сотрудничество и совместную деятельностью учителем и сверстниками, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Предметные результаты: научатся применять знания и умения, полученные в процессе обучения, для решения нестандартных задач; извлекать нужную информацию из графиков; определять: ультразвук, инфразвук, источник звука.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, рабочий лист, карточки
Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, практический
Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
| ||
(Слайд 1). У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять. Черт шутя, справился с этим и забрал себе души обоих путников. Остался третий путник...» Ребята, поставьте себя на место этого путника и предложите черту невыполнимую задачу. (Предлагаются разные версии.) «...А третий свистнул и сказал: «Пришей к этому пуговицу!» – и черт был посрамлен» Что же такое свист? (Звук) (Слайд 2). Еще древнегреческий ученый Аристотель в IV веке до н.э., исходя из наблюдений, верно, объяснил природу звука. Что представляет собой звук, и как его можно получить мы узнали на прошлых уроках. А сегодня у нас обобщающий урок по теме «Звук». Откройте тетради и запишите число и тему урока. Ребята, как вы думаете, что является целью нашего урока? Целью нашего урока является повторение и обобщение темы «Звук».
|
| Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: структурирование знаний Регулятивные Целеполагание Личностные саморегуляция Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества |
| ||
|
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; извлечение необходимой информации из прочитанного текста Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Личностные саморегуляция Регулятивные: планирование выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. |
III. Рефлексивно-оценочный этап | ||
Выделение главного
Вам необходимо ответить на вопросы «Рефлексия» (приложение 5). (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у каждого ученика). Несколько учеников, по усмотрению учителя, зачитывают свои ответы.
Домашнее задание:
Спасибо за урок! |
| Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения знаний |
Приложение 1
- Какие колебания называются звуковыми?
- Что называется звуком?
- Звуковые волны с частотой менее 16Гц называются?
- Звуковые волны с частотой более 20000Гц называются?
- В каких средах распространяется звук?
- Что является источником звука?
- Назовите основные характеристики звука.
- От какой величины зависит громкость звука?
- От какой величины зависит высота звука?
- От чего зависит скорость распространения звука?
- В какой среде звук распространяется быстрее?
- В какой среде звук распространяется медленнее?
Приложение 2
Задание. Физический диктант «Веришь – не веришь»
1. На Луне произошел сильный взрыв, например, извержение вулкана. Мы услышим его на земле?
2. Верите ли вы, что источником звука являются колеблющиеся тела?
3. Учение о звуке – баллистика?
4. Верите ли вы, что период колебания нитяного маятника зависит от амплитуды колебания?
5. Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?
6. Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сбросив скафандры?
7. Звуковые волны в газах и жидкостях распространяются в виде продольных волн, не так ли?
8. Верите ли вы, что в бегущей волне происходит перенос вещества?
9. Искусственным источником звука является камертон?
10. Верите ли вы, что звуковые волны образуются в результате деформации сдвига?
Ответы: если «да» - поставь знак « + »,
если «нет» - поставь знак « - ».
Работа в парах. Взаимопроверка, выставление оценок
Критерии оценивания:
9-10 верных ответов – 5
7-8 верных ответов – 4
4-6 верных ответов – 3
0-3 верных ответов – 2
Приложение 3
Слуховая система человека
Основными объективными характеристиками звукового информационного канала являются частотный диапазон воспринимаемых звуков и динамический диапазон звукового давления воспринимаемых звуков.
Субъективным признаком частоты звука является его высота, чем больше частота звука, тем более высоким он воспринимается на слух. Нижний частотный слуховой порог органа слуха человека составляет примерно 16 Гц, верхняя граница частоты колебаний составляет 20 000 Гц, воспринимаемых ухом человека в возрасте до 20 лет. В возрасте 35 лет эта граница составляет примерно 15 000 Гц, в возрасте 50 лет – примерно 12 000 Гц. Дети воспринимают звуки с частотой до 22 000 Гц. Волны с частотой менее 16 Гц принято называть инфразвуком, а с частотой более 20 кГц – ультразвуком.
Субъективным признаком звукового давления является громкость звука. Уровень звукового давления измеряется в децибелах (дБ). Диапазон воспринимаемых уровней интенсивности звука в среднем составляет 130 дБ. Значение 0 дБ соответствует среднестатистическому порогу слышимости человека для тона частотой 1000 Гц.
Порог слышимости (минимальная интенсивность звука, воспринимаемая ухом) различен для звуковых колебаний разных частот. Органы слуха человека наиболее чувствительны к частоте 1000–3000 Гц. Верхнюю границу интенсивности звука, которую человек ещё способен воспринимать, называют порогом болевого ощущения, так как восприятие звука такой интенсивности вызывает болевое ощущение. Отдых и сон считают полноценным, когда шум не превышает 25–30 дБ. Кратковременно допустим шум 80 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость в 110 дБ максимум в течение примерно 1,5 мин. В таблице указан уровень громкости от разных источников.
Источники звука | Уровень громкости (дБ) |
Шелест листьев | 10 |
Шёпот | 20 |
Разговор | 60 |
Пневматический молоток | 90 |
Поезд метро | 100 |
Громкая музыка | 110 |
Болевой порог | 120 |
Смертельный уровень | 180 |
1. Выберите все верные утверждения, соответствующие информации в тексте
1) | С возрастом верхняя граница воспринимаемых человеком звуковых частот уменьшается. |
2) | Дети более чувствительны к звукам низкой частоты. |
3) | Громкость звука пропорциональна частоте звуковых колебаний. |
4) | При увеличении частоты звука высота тона увеличивается. |
5) | Длина звуковой волны является субъективной характеристикой звука. |
Ответ: 1, 4 | |
Выбраны два верных элемента ответа | 2 балла |
Выбран только один верный элемент ответа и другие элементы не выбраны | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
2. На рисунке показана область слышимости человеческого уха. Она находится между верхней кривой, соответствующей громким звукам, восприятие которых вызывает болевое ощущение, и нижней кривой, соответствующей порогу слышимости.
Выберите все верные утверждения.
1) | При частоте 20 Гц порог болевого ощущения соответствует громкости 140 дБ. | |||
2) | Порог слышимости линейно зависит от частоты звука. | |||
3) | Область речи полностью соответствует области слышимости человека. | |||
4) | Порог болевого ощущения не зависит от частоты звука. | |||
5) | Наиболее восприимчиво ухо человека к звуковым частотам в интервале примерно 2000 – 5000 Гц. | |||
Ответ: 1, 5 | ||||
Выбраны два верных элемента ответа | 2 балла | |||
Выбран только один верный элемент ответа и другие элементы не выбраны | 1 балл | |||
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов | |||
3. Диапазоны слышимости некоторых представителей животного мира показаны на рисунке.
Выберите все верные утверждения
1) | Слуховой аппарат совы улавливает инфразвук. | |||
2) | Большинство животных, представленных на схеме, слышат в ультразвуковом диапазоне. | |||
3) | Слуховой диапазон человека шире, чем у слона. | |||
4) | Все морские млекопитающие на схеме воспринимают ультразвук. | |||
5) | Летучая мышь воспринимает только ультразвук. | |||
Ответ: 2, 3, 4 | ||||
Выбраны три верных элемента ответа | 2 балла | |||
Выбраны только два верных элемента ответа и другие элементы не выбраны | 1 балл | |||
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов | |||
4. В таблице указана частота колебаний крыльев для некоторых насекомых и птиц. Полет какой из птиц человек в состоянии слышать?
Аисты | 2 | ||
Бабочки-капустницы | до 9 | ||
Воробьи | до 13 | ||
Вороны | 3–4 | ||
Жуки майские | 45 | ||
Колибри | 35–50 | ||
Комары | 300–600 | ||
Мухи комнатные | 190–330 | ||
Пчелы | 200–250 | ||
Ответ: колибри | |||
Выбран верный ответ | 1 балл | ||
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов | ||
5. В результате медицинских исследований, проведённых среди школьников большого города, врачи пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Причиной этого врачи считают злоупотребление школьниками прослушиванием громкой музыки. Согласны ли Вы с выводом учёных?
Возможный ответ | |
Ответ: да. Громкий звук соответствует уровню в 110 дБ и приводит ИЛИ Нет. Причиной может служить общее шумовое загрязнение, например, | |
Приведено верное пояснение к выбранному ответу | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
6. Утверждают, что на званом ужине люди часто впервые обнаруживают у себя ухудшение слуха. С чем это связано?
Возможный ответ | |
Ответ: именно на званом ужине или другом многолюдном вечере человек чётко осознает, что перестал различать голоса и не может участвоватьв общей беседе. ИЛИ Если человек начинает испытывать проблемы со слухом, он часто избегает многолюдных встреч (званых ужинов), т.е. стремится к социальной изоляции | |
Приведено верное пояснение | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
7. Какие из перечисленных методов подойдут для понижения уличного шумового фона в доме? Выберите все верные ответы.
1) | Посадка зелёных насаждений перед домом |
2) | Установка перед домом шумозащитных экранов |
3) | Замена стёкол в окнах на более толстые |
4) | Отключение кондиционера и другой техники |
5) | Использование противошумных наушников |
Ответ: 1, 2, 3 | |
Выбраны три верных элемента ответа | 2 балла |
Выбраны только два верных элемента ответа и другие элементы не выбраны | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Приложение 4
Физкультминутка: «Разминка»
Мы сейчас все вместе встанем
И руками поболтаем!
А потом согнемся вниз
И исполним свой каприз:
Захотелось сразу нам
Пробежать по облакам,
Вниз на землю поглядеть
Тихо сесть и песню спеть.
Приложение 5
«Рефлексия». Ответьте на вопросы.
- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- Что представляло наибольшую трудность?
- Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
- С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.
Данный урок проводится в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации. Дидакт...

Обобщающий урок по физике 8 класс "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества"
Урок систематизации знаний по теме "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества" включает повторение материала по теме(фронтальная работа с классом),виртуальную лабораторию(учащиеся проводят виртуа...

Обобщающий урок-игра «Физика 9 класс»
Обобщающий урок-игра «Физика 9 класс»Цели урока:Повторение материала по курсу физики 9 класса; расширение кругозора учащихся.Эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт)Ход ур...

обобщающий урок по физике 10 класс по теме "Законы сохранения в механике"
Обобщающий урок по теме "Законы сохранения в механике" проводится с целью актуализации теоретических знаний по теме....

Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"
Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...

