обобщающий урок по физике 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Бабеева Светлана Болеславовна

урок - игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_ur_7.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок - игра по физике  в 7 классе

Автор: учитель физики – Бабеева С. Б.

Цель: закрепить и углубить знания по физике.

Задачи:

  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование познавательного интереса к предмету.
  • воспитание навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

Оформление класса: плакаты с высказываниями из цикла «мудрые мысли», физические газеты.

Условия игры. В игре принимает участие 2 команды. В каждой команде выбирается капитан. Учащиеся повторяют пройденный материал, читают дополнительную литературу, готовят доклады по теме: «Это интересно». Во время игры каждая команда за правильный ответ получает баллы. Если команда не смогла ответить на вопрос, то за нее отвечает болельщик, получая за это специальный жетон. Если нет ответа – ведущий дает правильный ответ. В конце игры участники и болельщики получают оценки.

Жюри состоит из  учеников старших классов.

Ведущие игры могут быть 2 ученика 10х -11х классов или учитель.

Представление команд. Капитан команды представляет свою команду, название, эмблему,

Конкурс: «Попробуй объяснить!»

Командам поочередно задаются вопросы. Нужно объяснить явления. Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется? (При остановке лошади, двигаясь по инерции, всадник упадет вперед через голову лошади).
  2. Три кубика из железа, меди и свинца имеют одинаковые размеры. Какой из них имеет наибольшую (наименьшую) массу? (Наибольшую – свинец, наименьшую – железо).
  3. Почему мел оставляет след на классной доске? (Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частичке мела – возникает след на доске).
  4. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Тело рыбы покрыто слизью, которая  уменьшает силу трения, и рыба выскальзывает из рук).
  5. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?  (Плотность керосина меньше вода, он может всплывать и продолжать гореть).
  6. Почему дверную ручку располагают у края двери? (Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери).
  7. Совершить прыжок в высоту легче «перекатом» или «прямо». Почему? (В прыжке «перекатом» спортсмен не так высоко поднимает свое тело над планкой и совершает меньшую работу).
  8. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах? (Сила тяжести)
  9. Что дает нам подвижный блок? (Выигрыш в силе в 2 раза)
  10.  Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не  может сдвинуть его с места. Почему? ( В воде на тела действует сила Архимеда)
  11. Почему вода из самовара вытекает сначала быстро, а потом все медленнее и медленнее? (Давление воды на дно (у крана) прямо пропорционально высоте уровня ее в самоваре).
  12. Может ли спасательный круг удержать любое число ухватившихся за него людей? (Нет, так как подъемная сила круга имеет определенную величину. Разность между архимедовой силой и весом).
  13. Каким образом человек, стоящий на полу обеими ногами, может быстро удвоить давление, производимое на пол?  ( Поджать одну ногу)
  14. В чем разница в показаниях пружинных и рычажных весов? (На пружинных весах измеряется сила тяжести, а на рычажных – масса тела)
  15. Почему лист железа тонет в воде, а лодка, сделанная из этого листа, плавает?  (Лодка вытесняет больший объем воды)
  16. В чем различие жидкости и газа одного и того же вещества?  (В газе больше расстояние между молекулами)
  17. Человек, пытаясь сдвинуть с места тяжелый шкаф, сильно устал, шкаф  остался стоять на месте. Совершил ли человек при этом механическую работу?  (Не совершил т.к. нет перемещения)
  18. Одинаковые по размерам  ледяной и деревянный кубики плавают  на воде.  Сравните глубины их погружения в воду.  ( Ледяной кубик погружен глубже)

Конкурс: «Реши задачу»

Обе команды получают одинаковые задачи, записанные на карточках. Каждый участник должен решить задачу. Оценивается правильность и быстрота решения. За каждую правильную задачу – 2 балла.

  1. Средняя скорость парусного судна 25 км/ч. Сколько времени потребуется паруснику, чтобы преодолеть  расстояние 500 км?
  2. Водолаз опускается в море на глубину 90 м. Определить давление воды на этой глубине. Плотность морской воды 1030 кг/м3.
  3. Золотая корона царя Герона в воздухе весит 20 Н, а в воде 18,75 Н. Вычислите плотность вещества короны.
  4. Спортсмен массой 80 кг поднял штангу массой 150 кг. С какой силой он давит на пол?
  5. Льдина весом 20 кН плавает в воде. Определите выталкивающую силу, действующую на льдину. Какая часть объема льдины видна над поверхностью воды?
  6. Пчела вонзает жало с силой 10 -5 Н. Какое давление она оказывает на нос Вини Пуха, захотевшего меда, если площадь ее жала равна 3*10-16 м2?
  7. Каково значение архимедовой силы, действующей на  полностью погруженную в море батисферу объемом 4 м3? Плотность воды 1030 кг/м3.
  8. Какая совершается работа при равномерном перемещении ящика на 25 м, если сила равна 450 Н?
  9. Плечи рычага, находящегося в равновесии, равны 40 см и 10 см. Большая сила, действующая на рычаг, равна - 20 Н. Определите меньшую силу.
  10. Груз массой 15 кг равномерно перемещают по наклонной плоскости, прикладывая при этом силу в 40 Н. Чему равно КПД  наклонной плоскости, если длина ее 2 м, а высота 0,5 м?

Конкурс: «Объясни пословицу»

Капитаны команд вытягивают поочередно карточку, в которой записана пословица. Необходимо дать физический смысл пословицы. За правильный ответ – 2 балла.

  1. От того телега запела, что давно дегтю не ела.
  2. Что кругло – легко катится.
  3. Камень на гору тащат, а вниз сам  свалится.
  4. Коси, коси пока роса, роса перестанет - косы не станет.
  5. Угря в руках не удержишь.
  6. Пошло дело как по маслу.
  7. В полплеча работа тяжела, оба подставишь – легче справишь.
  8. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

Конкурс «Дальше… Дальше».

Эрудиты команды отвечают на вопрос, если ответа нет, говорят: «Дальше…».  За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

  1. Физическая величина, равная отношению массы вещества к занимаемому объему? (Плотность).
  2. Если рычаг находится в равновесии, то моменты сил…? (Равны)
  3. Прибор для измерения температуры? (Термометр).
  4. Простейшая грузоподъемная машина, действующая по правилу рычага? (Ворот)
  5. Сила, с которой тело вследствие своего притяжения к Земле действует на опору или подвес? (Вес).
  6. Состояние вещества, в котором оно занимает весь допустимый объем? (Газ).
  7. Физическая величина, измеряемая в метрах? (Длина).
  8. Древнегреческий ученый, который установил правило рычага и получил формулу выталкивающей силы? (Архимед).
  9. Единица длины? (Метр).
  10. Мельчайшая частица вещества? (Молекула)
  11. Прибор, с помощью которого измеряют атмосферное давление? (Барометр).
  12. В воде не тонет и в огне не горит? (Лед).
  13. Какая физическая величина характеризует способность механизма совершать работу? ( Мощность)
  14. Что позволяет человеку ходить по поверхности Земли? (Трение).
  15. Тысячная доля внесистемной единицы объема? (Миллилитр).

Вопросы 2  команде:

  1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий? (Инерция).
  2. Физическая величина, измеряемая в Джоулях? (Энергия, работа).
  3. Какая сила удерживает тело на поверхности Земли? (Сила тяжести).
  4. Состояние вещества, в котором оно не изменяет ни форму, ни объем? (Твердое).
  5. Единица массы? (Килограмм).
  6. Масса вещества в единице объема? (Плотность).
  7. Единица силы? (Ньютон).
  8. Прибор, с помощью которого измеряют массу тела? (Весы).
  9. Средство для уменьшения трения? (Смазка).
  10. Выдающийся итальянский физик и математик, изобрёл ртутный барометр и объяснил наличие атмосферного давления. (Торричелли).
  11. Прибор для измерения давлений, больших и меньших атмосферного?  (Манометр).
  12. Что позволяет судам плавать? (Сила Архимеда)
  13. Как называется изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел? (Движение).
  14. Чем измеряют вес тела? (Динамометром).
  15. Первый российский ученый-естествоиспытатель с мировым именем? (М.В.Ломоносов).

Конкурс: «Определи цену деления шкалы прибора»

От каждой команды выходит по одному ученику, и определяют цену деления  двух приборов, результаты записывают на доске. За каждый правильный ответ 1 балл.

Конкурс: «Это интересно! »

Команды готовят домашнее задание из серии «Это интересно». За каждое сообщение  присуждаются баллы.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по физике: "Применение закона сохранения энергии в механических процессах". 10 класс.

Методическая разработка обобщающего урока «Применение закона сохранения энергии в механических процессах», может служить примером использования технологии проблемного обучения. Проблемное обучение сле...

Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.

Данный  урок  проводится  в  форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.   Дидакт...

Обобщающий урок по физике 8 класс "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества"

Урок систематизации знаний по теме "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества" включает повторение материала по теме(фронтальная работа с классом),виртуальную лабораторию(учащиеся проводят виртуа...

Обобщающий урок по физике в 7 классе по теме: "Давление"

Презентация по теме "Давление". 7 класс...

обобщающий урок по физике в 8 классе по теме"Тепловые явления".

Обобщающий  урок  по  физике в 8 классе по  теме"Тепловые явления" содержит презентацию к  уроку и план - конспект урока. Содержит в  себе терминологический диктант, рабо...

обобщающий урок по физике в 9 классе по теме"Колебания и волны".

Обобщающий  урок  по  теме "Колебания и  волны" в  ходе  которого  учащиеся  повторяют основные физические  величины,  формулы, решают качественные, г...