Методическая разработка урока "Цвет и свет"
методическая разработка по физике
Методическая разработка бинарного урока "Цвет и свет"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Цвет и свет
Методическая разработка урока теоретического обучения
по учебной дисциплине «Физика»
2023 г.
Цвет и свет. Методическая разработка урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Физика».
Разработчик: Кутлуахметова Элина Шафкатовна, преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум».
Данный урок входит в раздел «Оптика». Урок проведен с использованием средств ИКТ. Методическая разработка урока может быть использована преподавателями дисциплин естественнонаучного цикла.
ПЛАН УРОКА
теоретического обучения
- Тема программы: Природа света. Волновые свойства света
- Тема урока: Цвет и свет
- Тип урока: Урок совершенствования и закрепления знаний
- Форма проведения урока:
- Цели урока:
Воспитательная: воспитание положительной мотивации к изучаемой теме урока, способности видеть красоту необычного в «очевидном», умения выслушать мнение собеседника, работе в группах, ориентации на успех, удовлетворения от результатов собственной деятельности,
Развивающая: развитие аналитического мышления, воссоздающее воображение, внимание, смысловой памяти, эстетических чувств (чувство прекрасного, интеллектуальных любознательности), самостоятельности в поиске информации, развитие экспериментальных, исследовательских умений.
Обучающая: показать роль света в жизни человека, формирование умения применять полученные знания для решения задач и выполнения практических заданий, расширить кругозор обучающихся в области световых явлений, формирование знаний понятий «оптическое и механическое смешение цветов» .
- Методическая характеристика урока
Метод | Методический прием | Средства обучения |
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Создание ситуации познавательной новизны, способствующей формированию интереса к теме урока, развитию чувства любознательности Создание позитивного фона занятия, способствующего ориентации на успех и целей занятия. Поощрение обучающихся. | Физический опыт с предметом. Подбадривание, похвала, слова благодарности. |
Словесный | Рассказ Беседа Аналитическая характеристика Комментирование | Текст презентации. |
Наглядно-демонстрационный | Использование средств ИКТ | компьютер, мультимедийный проектор для просмотра интерактивной презентации Power Point
|
Практический | Выполнение самостоятельной работы | оборудование для выполнения практической работы |
Методы Контроля | Входной контроль Самоконтроль, взаимоконтроль | Эталоны ответов Критерии оценки самостоятельной работы |
Ход занятия
Этап занятия | Дидактические задачи этапа Занятия | Деятельность преподавателя | Рефлексивная деятельность студентов |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный этап занятия | Подготовка обучающихся к работе на уроке | Предъявление единых педагогических требований: - приветствие; - выявление отсутствующих на уроке; Повторение техники безопасности при работе с физическим оборудованием. | Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место. |
Психологическая установка на восприятие материала урока | Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). | Готовятся к восприятию урока. | |
II. Вводный этап занятия | Подготовка к основному этапу урока. | ||
Мотивация | Обеспечение возникновения у обучающихся мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. | Ребята, перед вами обычное яблоко. Что вы можете сказать о нем? Таким образом, яблоко красного цвета. А если мы опустим яблоко в коробку, и закроем ее. Посмотрите на яблоко сквозь отверстие. Что вы можете сказать о цвете яблока теперь? Но это то же самое яблоко? Но оно поменяло цвет. Как вы думаете, от чего зависел цвет яблока в нашем эксперименте? Правильно, от освещения. Точнее, от света. Для чего нам нужен свет? Какие вы знаете источники света? Что нам позволяет наблюдать свет? Возможна ли наша жизнь без света? А жизнь животных, растений? Природу света мы можем понять с помощью физики. Ученые Эрстед и Максвелл опытным путем определили, что свет - электромагнитное излучения, которое воспринимается глазом человека. Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением. | Отвечают на вопросы. Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта. |
Входной контроль | Актуализация опорных знаний. Реализация связей:
| Свету присущи много свойств. Вы уже изучали оптику. Поэтому в той или иной мере должны быть с ними знакомы. Давайте вспомним основные свойства. Для этого ответьте, пожалуйста, на вопросы теста на экране. | Отвечают на вопросы. |
Коррекция опорных знаний. | Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся. Обобщение | Кто выполнил тест без ошибок? У кого 1 ошибка? Две? Кто на все вопросы ответил неверно? Молодцы! С этим нелегким заданием вы справились. Одним из свойств света является цветность. Благодаря этому свойству мы можем видеть всю красоту окружающего мира. Мы плавно перешли от света к цвету. Эти понятия тесно взаимосвязаны. | Сравнивают свои ответы с эталонами. Определяют и восполняют пробелы в знаниях. |
Постановка цели. | Обеспечение самоосмысления через постановку цели. | Вам, как будущим специалистам, как никому другому, необходимо знать свойства цвета и уметь их грамотно применять. Итак, тема нашего урока: «Цвет и свет» После сегодняшнего урока вы будете: Знать: теоретические основы природы света Уметь :решать качественные задачи | Обучающиеся осмысливают цель в терминах «знать», «уметь». |
Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала. | Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей). | В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Впоследствии он выделил 7 основных цветов. Какие это были цвета? Явление разложения света в спектр Ньютон назвал дисперсией. Где можно наблюдать явление дисперсии? Радуга – является примером спектра. Итак, основные выводы опыта Ньютона. После опыта Ньютона было установлено: Цвет луча света определяется его частотой колебаний.
Зависимость показателя преломления света от его цвета называется дисперсией. | Воспринимают, осмысливают способы действий. Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, (делают вывод, синтезируют). Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний |
С точки зрения физики, цвет тела зависит от длины волны падающего на него излучения. В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы: 1) Коротковолновая (380-500 н.м.). Входят цвета: Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой. 2) Средневолновая (500-600 н.м.). Входят цвета: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый, Оранжевый. 3) Длинноволновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный. Как говорилось выше, способность человека видеть окружающие предметы существует только благодаря свету. Сами предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают часть световых волн, а часть поглощают, в зависимости от своих физических свойств. Отраженные световые волны и будут цветом предмета. Можно привести следующий пример. Поверхность объекта, имеющего красный цвет, при интенсивном освещении белым светом, поглощает синие и зелёные лучи, и отражает красные, а также зелёные. | |||
Основной этап работы. Самостоятельная работа обучающихся по применению полученных знаний. | Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. | Задания для самостоятельной работы Цвет в физике и цвет в нашей жизни, например цвет красок не совсем одно и то же. Существует множество психофизических свойств цвета. Давайте, некоторые из них воспроизведем на практике. Для этого предлагаю, разделиться вам на 3 группы: «Физики», «Художники», «Психологи». Каждая группа получит небольшой теоретический материал и рекомендации к серии небольших опытов, показывающих свойства цвета с точки зрения физики, психологии, живописи. Ваша задача изучить предложенный материал, выполнить серию опытов, и объяснить полученные результаты другим группам. | Выполняют практические задания. Обосновывают полученные результаты. |
IV. Заключительный этап занятия. | Анализ и оценка успешности достижения цели урока. | Проверим, насколько хорошо вы усвоили тему урока. Вы – будущие маляры. Вашей профессиональной задачей будет оформление интерьера помещений. Представьте, что к вам обратился необычный заказчик, который говорил загадками, но предложил неплохую оплату и смог заинтересовать вас. Он выдвинул следующие условия по оформлению одной из ремонтируемых комнат в его доме:
Что получится в итоге? Можно ли будет жить в такой комнате? Таким образом, вам, для успешной карьеры, необходимо знать не только свойства цвета, но правила сочетания цветов в интерьере.
| Самоконтроль. |
Подведение итогов урока |
4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся и рекомендации по их устранению. | Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция. | |
Мотивация. | Формирование у обучающегося ориентации на успех. | Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). | Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Преломление света" в 11 классе
Методическая разработка урока для 11 класса - проведение виртуального эксперимента в сочетании с реальной демонстрацией с применением программы "Живая физика"...

Методическая разработка урока "Дефракция света"
Работа является презентацией темы, являющейся одной из тем раздела «Электромагнитные волны». При длительном сроке изучения этой темы накопился довольно интересный материал, которого нет ни в одном уче...
Методическая разработка. Проверочная работа по теме: "Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света".
Проверочная работа на 15-20 минут, 8 класс, раздел "Световые явления"....

Методическая разработка урока "Чудеса света" 11 класс УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка. Авторы Афанасьева и т.д.
В материале приведена разработка урока по теме "Чудеса света" 11 класс по УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка...

Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"
урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...
Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе
Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе...

