Технологическая карта урока по физике по теме «Решение качественных и расчетных задач на последовательное и параллельное соединение проводников» с элементами проектной деятельности
план-конспект занятия по физике (8 класс)

Никифорова Валерия Владимировна

Технологическая карта урока по физике по теме «Решение качественных и расчетных задач на последовательное и параллельное соединение проводников» с элементами проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 80fd1.doc247.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике по теме «Решение качественных и расчетных задач на последовательное и параллельное соединение проводников» с элементами проектной деятельности

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Никифорова Валерия Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ №14 г. Севастополя

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Урок 15 в теме «Электрические явления»

Тема урока

Решение качественных и расчетных задач на последовательное и параллельное соединение проводников

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Форма учебной

деятельности

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Используемые образовательные технологии

#1054;сновной: метод решения учебных проблем

2. Дополнительные:

—метод полноценного сотрудничества: работа в паре, группе;

— метод игровых технологий;

— исследовательский метод;

—дифференцированных подход

- здоровьесберегающая технология

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные результаты:

- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

- формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные УУД:

- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

- использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

- построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Познавательные УУД:

- построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

- искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Предметные: знают закон Ома; умеют анализировать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления; знают формулы сопротивления проводника; умеют анализировать зависимость сопротивления проводника от длины и площади сечения; знают законы последовательного и параллельного соединения проводников; умеют рассчитывать сопротивление проводников, соединенных последовательно и параллельно; умеют собирать электрические цепи с последовательным, параллельным и смешанным соединением и чертить схемы соединений

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): электрический ток, закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников, электрические цепи

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) урок по физике в 8 классе по теме «Решение качественных и расчетных задач на последовательное и паралллельное соединение проводников»; урок систематизации знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: источник тока, амперметр, вольтметр, резистор, ключ, соединительные провода, проектор, презентация.

Предварительная подготовка к уроку: подготовка консультантов по каждому заданию

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель : Изучая тему «Электрический ток», мы встречались с целым рядом физических величин.

«Найди правильную дорогу»

Соедините при помощи стрелок физическую величину со своей единицей измерения и названием:

U с Напряжение

I В Заряд

t А Время

q Ом Сила тока

R Кл Сопротивление

Этап Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Учитель: #1040;ктуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо").

#1055;роводит диктант Приложение 1. Задание

#1054;рганизует самопроверку. Приложение 2. Самопроверка диктанта.docx

#1044;емонстрирует ответы на слайдах

#1040;нализирует ошибки.

#1055;одводит итоги теста

Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Предметные: повторяют ранее изученные понятия

Этап Целеполагание

На столе учителя собраны две цепи с различным соединением проводников. (схемы на слайдах)

Вопрос: Вывернем по одной лампе на каждой цепи. Что произойдет?

Дети выдвигают гипотезы. У первой цепи погасает вторая лампа, у второй цепи вторая лампа продолжает гореть.

Сегодня на уроке мы с вами с помощью эксперимента постараемся вывести законы последовательного и параллельного соединения проводников.

1. Для каждого участка цепи, выбранного способа соединения проводников (схема 1 или схема 2), экспериментально определить значения силы тока и напряжения.

2. Определить общее сопротивление цепи на основании общего значения напряжения и силы тока в цепи.

3. На основании полученных в ходе исследования результатов сделать соответствующие выводы.

Результатом нашей работы будет обобщающая таблица.

Личностные: развитие познавательного интереса

Метапредметные: развивают умение анализировать и грамотно излагать свои мысли

Предметные: вспоминают различные виды соединений проводников

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Построение проекта и его реализация.

“Исследование последовательного и параллельного соединения проводников»:

Предлагает дифференцированные проектные задания.:

Класс делится на 5 - 6 групп с учетом индивидуальных особенностей и уровня знаний и умений, перед каждой из которых ставится задача одного из этапов работы по исследованию последовательного и параллельного соединения проводников.

Задания группам составлены по принципу “от простого к сложному”

Весь класс знакомится с заданиями групп

Определяются основные этапы исследовательской работы:

- Выяснение цели работы.

- Знакомство с оборудованием (можно усложнить, предложив учащимся выбрать самим необходимое оборудование).

- Идея плана действий.

- Результаты исследований.

- Анализ, обобщение и вывод. (если обучающиеся менее подготовленные можно предложить инструкцию по выполнению работы)

Прежде, чем вы начнете выполнять работу, давайте вспомним правила, которые мы используем при сборке электрической цепи.

Задание для подгрупп работающих с последовательным подключением.

  1. Задача: исследование тока на различных участках цепи и сравнение с общим током при последовательном соединении.

Сила тока

Подгруппа 1

I0

I1

I2

  1. Задача: измерение напряжения на различных участках цепи, общего напряжения при последовательном соединении. Сравнение общего напряжения с суммой напряжений на каждом потребителе.

Напряжение

Подгруппа 2

U0

U1

U2

U1+ U2

  1. Задача* 1. Ваши предложения по определению сопротивления резисторов.

Используя полученные законы: I0 = I1= I2 ; U1+ U2 = U и закон Ома доказать равенство: R0 = R1+ R2

4 . Сравнив данные, сделать вывод.

Задание для подгрупп, работающих с параллельным подключением.

  1. Задача. Исследование тока на различных участках цепи и сравнение с общим током (до разветвления) при параллельном соединении проводников.

Сила тока

Подгруппа 1

I0

I1

I2

  1. Задача исследование напряжения на каждом проводнике, и напряжение на всем участке при параллельном

соединении.

Напряжение

Подгруппа 2

U0

U1

U2

U1+ U2

  1. Задача* Ваши предложения по определению сопротивления резисторов.

Используя полученные законы: U0 = U1= U2 ; I 1+ I 2 = U 0 и закон Ома доказать равенство: R0 = R1+ R2 / R1 R2

  1. А как найти общее сопротивление потребителей? (Обрабатываются данные предыдущих подгрупп 4- 5).
  2. Записать данные в таблицу.
  3. Сделайте вывод.

Сопротивление

Подгруппа 3

R0

R1

R2

R0 = R1+ R2 / R1 R2

Контроль проведение группами эксперимента (учитель контролирует действия обучающихся, без необходимости, не вмешиваясь в их работу).

Проведение анализа экспериментальной работы групп, представление выводов, формулирование законов последовательного и параллельного соединения проводников заполнение обобщающей таблицы (работа обучающихся у доски).

Критерии оценки действий обучающегося во время проведения эксперимента:

Принимал активное участие в проведении эксперимента – 3 балла

Частично принимал участие в проведении эксперимента – 2 балла

Внимательно следил за проведением эксперимента – 1 балл

Озвучивал эксперимент и выводы работы группы у доски – +1 балл

Результат деятельности заносится в таблицу,

Picture background

Личностные: развитие коммуникативных способностей, повышение уровня эрудиции

Метапредметные: развитие способности анализировать, наблюдать, обобщать, делать выводы

Предметные: выявление закономерностей различных соединений проводников, умение использования измерительных приборов

Игра-шутка. Физкультминутка

  1. Заряженная частица в электрическом поле

Укрепление мышц брюшного пресса и формирование осанки.

Учащимся предлагается побыть положительно или отрицательно заряженной частицей.

Направление движение частиц показывать наклонами.

Куда будет двигаться + частица, если доска будет положительно заряженной пластиной, а противоположная стена отрицательно.

  1. Соединение цепей

Общая двигательная активность.

Учащиеся по указанию учителя становятся «частью электрической цепи» (резистор, источник тока, амперметр, лампочка, ключ и т.д.), составляют последовательные и параллельные цепи.

Этап Проверка первичного усвоения

Итак, теперь вы готовы решать задачи. Проанализируем следующую задачу

Задача 1. Найти напряжение на каждом резисторе, если вольтметр показывает напряжение 12В.

Решение. 1) Rобщ.=R1+R2=2 Ом+4 Ом=6 Ом

2) по закону Ома Iобщ.=U/Rобщ=12В/6Ом=2А

3) Iобщ.= I1= I2=2А

4) Из закона Ома U1=I∙R1=2А∙2Ом=4В U2=I∙R2=2А∙4Ом=8В или U2=Uобщ.-U1=12В-4В=8В,

т.к. Uобщ = U1 +U2.

Ответ: U1 =4В, U2 =8В

Личностные: повышение уровня знаний

Метапредметные: умение применять полученные знания при решение задач

Предметные: закрепление материала полученного на уроке

БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание

Этап Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. Что вы узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Как применили полученные знания?
  4. Над чем вам необходимо поработать дома?
  5. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Критерии оценки за урок :

Набрали в сумме 9-8 баллов поставьте себе оценку 5

Набрали в сумме 7-6 баллов поставьте себе оценку 4

Набрали в сумме 5-4 баллов поставьте себе оценку 3

Осуществите самооценку.

Личностные: развитие самооценки

Метапредметные: осознание каждым обучающимся степени овладения новым материалом

Этап Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Параграф. 48 Упр.22(3-4)

Параграф. 49 Упр.23 (3-4)


Приложение 1 Задание 1. Диктант.

1 вариант

2 вариант

#1047;аписать закон Ома.

#1047;аписать закон Ома.

#1063;то произойдет с силой тока, если напряжение увеличить в 2 раза?

#1063;то произойдет с силой тока,

если сопротивление увеличить в 2 раза?

#1047;аписать формулу зависимости сопротивления проводника от его свойств.

#1047;аписать формулу зависимости сопротивления проводника от его свойств

#1063;то произойдет с сопротивлением проводника, если

длину уменьшить в 2 раза?

#1063;то произойдет с сопротивлением проводника, если площадь поперечного сечения увеличить в 2 раза?

#1063;то произойдет с силой тока,

если длину увеличить в 2 раза?

#1063;то произойдет с силой тока, если площадь уменьшить в 2 раза?

#1053;ачертить схему соединения двух резисторов при последовательном соединении

#1053;ачертить схему соединения двух резисторов при

параллельном соединении.

#1047;аписать законы последовательного соединения.

#1053;ачертить схему соединения двух резисторов при

параллельном соединении.

#1048;меется два резистора, сопротивление каждого 2 ома. Чему будет равно их общее сопротивление, если их соединить последовательно?

#1048;меется два резистора, сопротивление каждого 2 ома. Чему будет равно их общее сопротивление, если их соединить параллельно?


Приложение 2 Самопроверка диктанта.

1 вариант

2 вариант

1.

1.

#1057;ила тока увеличится в 2 раза

2. Сила тока уменьшится в 2 раза

3.

3.

#1057;опротивление уменьшится в 2 раза

#1057;опротивление уменьшится в 2 раза

5. Сила тока уменьшится в 2 раза

5. Сила тока уменьшится в 2 раза

6

6

7.

7.

8. 4 Ом

8. 1 Ом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

Технологическая карта урока по алгебре на тему: «Решение уравнений с параметром».

Цель: формирование умений решать задачи с параметрами, задачи на определение количества решений уравнений с параметром.Задачи:образовательные: формировать умение решать линейные и квадратные уравнения...

Технологическая карта урока по физике по теме "Дефект масс.Энергия связи"

Технологическая карта урока  по теме "Дефект масс.Энергия связи" для подготовке к уроку в 9 классе....

Технологическая карта урока по физике на тему «Электрический ток. Условия существования электрического тока»

Технологическая карта урока физики на тему «Электрический ток. Условия существования электрического тока» предназначена для проведения занятия в основной школе. Урок направлен на формирова...

Технологическая карта урока по физике на тему «Работа и мощность электрического тока»

Технологическая карта урока по физике в 8 классе на тему «Работа и мощность электрического тока» разработана для формирования у учащихся понятий о работе и мощности электрического тока, а ...

Технологическая карта урока по физике на тему «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»

Технологическая карта урока по физике на тему «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» предназначена для проведения занятия в рамках курса физики в основной школе. Урок нап...

Технологическая карта урока на конкурс по теме Решение задач на применение 1 признака подобия треугольников

Создать условия для совершенствования навыков решения задач на применение первого признака подобия треугольников.ОборудованиеКомпьютер,  мультимедийный проектор; доска.Рабочий лист...