Программа кружка "Физика в задачах"
рабочая программа по физике (9, 10 класс)
Программа дополнительного образования «Физика в задачах» позволяет расширить кругозор учащихся, углубить знания по физике, выработать естественнонаучный стиль восприятия мира, основанный на математическом моделировании природных процессов, сформировать индивидуальную траекторию учащегося.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Дмитровского городского округа
МОУ ДМИТРОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
__________________________________________________________________
141800 Московская область г. Дмитров email: dmschool3@bk.ru
мкр. ДЗФС дом 24 тел./факс 8(496)223-54-74
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Приказ № ____
Протокол № От «___» августа 2024 г.
От « __» 2024 г. Директор школы:
___________В.А.Кисенко
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Физика в задачах»
Уровень освоения: базовый
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Учитель физики
высшей квалификационной категории
Денисова Анжелика Васильевна
Дмитров, 2024 г.
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа дополнительного образования «Физика в задачах» позволяет расширить кругозор учащихся, углубить знания по физике, выработать естественнонаучный стиль восприятия мира, основанный на математическом моделировании природных процессов, сформировать индивидуальную траекторию учащегося.
Решение задач по физике способствует развитию интеллекта и логического мышления, выявлению одаренных детей. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Задачи способствуют более глубокому и прочному усвоению физических законов, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывают интерес к физике, помогают приобретению навыков самостоятельной работы и служат незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях. В процессе выполнения задач обучающиеся непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике.
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, воспитания и поведения детей в условиях социума.
Новизна программы
в том, что, в отличие от других, она может успешно удовлетворить потребности в самореализации каждого подростка.
Рассматривая причины интереса к физике у подростков, не делается акцент на интерес к физике как к средству поступления в вузы. Обучающийся должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решенной задачи, от установленной им возможности применения физических методов для объяснения явлений в других научных областях. Но, с другой стороны, необходимо также поддерживать изучение основного курса физики, систематизировать знания, осуществлять самостоятельную деятельность по построению микроисследований, опирающуюся на субъектный опыт ученика. Весь курс построен на решении различных по степени важности и трудности задач в которых обязательно присутствует практическая составляющая.
Особенность данной программы
в том, что она адресована каждому ребёнку лично, призвана помочь побудить ребёнка к осознанному изучению физики, к желанию совершенствоваться в решении физических задач.
Направленность программы – естественнонаучная.
Уровень программы - базовый.
Адресат программы: учащиеся 15-17 лет.
Форма занятий: программа предусматривает проведение традиционных, комбинированных, занятие-практикум и обобщающих занятий.
Объём программы: 72 ч. в год из расчета 2 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения – очная.
Состав групп – постоянный.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Особые условия: для обучения по данной программе принимаются все желающие, по заявлению родителей. Предварительной подготовки для зачисления в группу не требуется.
Виды занятий:
- Теоретическое занятие – изучение темы в виде беседы, лекции и т.д.
- Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.
-Практические работы – совместно с преподавателем выполняются простые опыты и эксперименты для наглядной демонстрации действия физических явлений и закономерностей.
-Исследование, или проблемный урок. Педагог называет проблему, ставит задачу, а дети ищут ее решение. После разбираются возможные неточности с обязательным акцентом на положительных результатах в проделанной работе.
-Творческое занятие. Детям предоставляется возможность придумать собственные задачи, описать явления с выбранными ключевыми параметрами.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (рассказ, объяснение).
- наглядный (наблюдение, показ графиков иллюстраций, демонстрация опытов).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно- иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
- частично- поисковый (учащиеся принимают активное участие в решении проблемной задачи или поиске ответа на поставленный вопрос).
-репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Цель и задачи программы
Цель программы: пропедевтика естественнонаучных знаний, направленная на адаптацию обучающихся при изучении физики, развитие у учащихся познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.
Задачи:
- Глубокое усвоение материала путем овладения различными рациональными методами решения задач.
- Активизация самостоятельной деятельности учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся.
- Усвоение фундаментальных законов и физических представлений в их сравнительно простых и значимых применениях.
- Приобщение к навыкам физического мышления через проблемные ситуации, когда самостоятельное решение задачи или анализ демонстрации служит мотивированной основой дальнейшего рассмотрения.
- Совершенствование методов исследовательской деятельности учащихся в процессе выполнения экспериментальных задач, в которых знакомство с новыми физическими явлениями предваряет их последующее изучение.
- Сочетание общеобразовательной направленности курса с созданием основы для продолжения с образования в старшей школе.
- Повышение информационной и коммуникативной компетенции учащихся.
Предполагаемые результаты
К концу обучения у учащиеся программы «Физика взадачах» будут развиты:
- Навыки к выполнения работ исследовательского характера;
- Навыки решения разных типов задач;
- Навыки постановки эксперимента;
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;
- Профессиональное самоопределение
Программа «Физика в задачах » предусматривает развитие у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебный план
№ | Темы занятий | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | Виды контроля | ||
1 | Вводное занятие. Физическая задача. Классификация задач. | 1 | 1 | 2 | Самоконтроль |
Кинематика | 4 | 6 | 10 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Динамика | 1 | 3 | 4 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Статика | 1 | 2 | 3 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Законы сохранения | 3 | 5 | 8 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Тепловые явления | 4 | 6 | 10 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Основы термодинамики | 3 | 5 | 8 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Электростатика | 1 | 6 | 7 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Законы постоянного тока | 1 | 6 | 7 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Электрический ток в различных средах | 4 | 8 | 12 | Текущий, самоконтроль, взаимопроверка | |
Итоговое занятие | 0 | 1 | 1 | Самоконтроль | |
итого | 23 | 49 | 72 | ||
Содержание курса | |||
тема | теория | практика | |
Вводное занятие. Физическая задача. Классификация задач. | Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по содержанию, способу задания и решения. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. | Составление физических задач. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Анализ решения и его значение. Оформление решения. | |
Кинематика | Виды механических движений. Путь. Скорость. Ускорение. Описание равномерного прямолинейного движения и равноускоренного прямолинейного движения координатным методом. Относительность механического движения. Движение по окружности. | Координатный метод решения задач по кинематике. Графический метод решения задач по кинематике. | |
Динамика | Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, закон для силы тяготения, упругости, трения, сопротивления. | Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. | |
Статика | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | Задачи о сложении сил, действующих по одной прямой. Решение задач о сложении сил, действующих под углом. | |
Законы сохранения | Закон сохранения энергии и импульса. КПД, работа реальных машин и механизмов с учётом потерь энергии. | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности. Графический способ вычисления работы. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. КПД, работа реальных машин и механизмов с учётом потерь энергии. | |
Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел | Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Уравнения Менделеева — Клапейрона. Решение задач на определение характеристик влажности воздуха. | Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Решение задач на свойства паров. | |
Основы термодинамики | Первый закон термодинамики. Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Применение 1 закона термодинамики к различным процессам. Тепловые двигатели. Применение тепловых машин. | Решение задач на вычисление работы, совершаемой газом. Решение задач на вычисление внутренней энергии. Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели. | |
Электростатика | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. | Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра. Задачи на описание системы зарядов, определение напряжённости и потенциала электрического поля. Решение задач на описание систем конденсаторов. | |
Законы постоянного тока | Закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон Ома для полной цепи и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников). | Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. | |
Электрический ток в различных средах | Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, вольт-амперная характеристика. | Решение качественных, экспериментальных, занимательных задач, задач с техническим содержанием, комбинированных задач. | |
Итоговое занятие | Подведение итогов | Демонстрация портфолио | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | месяц | число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Виды контроля |
| сентябрь | 3 | 14.10 14.55 | беседа | 1 | Правила техники безопасности Вводный урок. | Каб.309 | наблюдение |
| сентябрь | 3 | 15.05 15.50 | практика | 1 | Физическая задача. Классификация физических задач. Правила и приёмы решения физических задач. | Каб.309 | Тест, взаимоконтроль |
сентябрь | 10 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Решение задач на равномерное прямолинейное движение. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль | |
| сентябрь | 10 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Уравнения равноускоренного движения. Теория. | Каб.309 | Тест |
| сентябрь | 17 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Уравнения равноускоренного движения. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
сентябрь | 17 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Движение с постоянным ускорением свободного падения. Теория. | Каб.309 | Тест | |
сентябрь | 24 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Движение с постоянным ускорением свободного падения. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль | |
сентябрь | 24 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Вращение. Теория. | Каб.309 | Тест | |
октябрь | 1 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Решение задач на движение по окружности с постоянным ускорением. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль | |
| октябрь | 1 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Теория. | Каб.309 | Тест |
| октябрь | 8 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
октябрь | 8 | 15.05 15.50 | практика | 1 | Экспериментальное задание по теме Механика. Кинематика. Подготовка исследования. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| октябрь | 15 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение | 1 | Решение задач на основные законы динамики. Теория. | Каб.309 | Тест |
| октябрь | 15 | 15.05 15.50 | практика | 1 | Решение задач на основные законы динамики. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
октябрь | 22 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Решение задач на основные законы динамики. Силы упругости. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль | |
октябрь | 22 | 15.05 15.50 | практика | 1 | Решение задач на основные законы динамики. Гравитационные силы. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль | |
| октябрь | 29 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение | 1 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Теория. | Каб.309 | Тест |
| октябрь | 29 | 15.05 15.50 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
ноябрь | 5 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Экспериментальное задание по теме Механика. Законы динамики. Подготовка исследования. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| ноябрь | 5 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Теория. | Каб.309 | Тест |
| ноябрь | 12 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| ноябрь | 12 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Теория. | Каб.309 | Тест |
| ноябрь | 19 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| ноябрь | 19 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | КПД, работа реальных машин и механизмов с учётом потерь энергии. Теория. | Каб.309 | Тест |
| ноябрь | 26 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | КПД, работа реальных машин и механизмов с учётом потерь энергии. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
ноябрь | 26 | 15.05 15.50 | экскурсия | 1 | Экскурсия на завод ДЗФС г. Дмитров. | Завод ДЗФС г. Дмитров | Отчёт по экскурсии | |
декабрь | 3 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Экспериментальное задание по теме Механика. Законы сохранения. Подготовка исследования. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| декабрь | 3 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Теория. | Каб.309 | Тест |
| декабрь | 10 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
декабрь | 10 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение задач на уравнение состояния идеального газа. Теория. | Каб.309 | Тест | |
декабрь | 17 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Решение задач на уравнение состояния идеального газа. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль | |
декабрь | 17 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение задач на газовые законы. Теория. | Каб.309 | Тест | |
декабрь | 24 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Решение задач на газовые законы. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль | |
| декабрь | 24 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение задач на свойства паров. Теория. | Каб.309 | Тест |
| январь | 14 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Решение задач на свойства паров. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
январь | 14 | 15.05 15.50 | практика | 1 | Экспериментальное задание по теме Молекулярная физика. Подготовка исследования. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
январь | 21 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение, эксперимент | 1 | Экспериментальные задачи по теме газовые законы. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| январь | 21 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение задач на уравнение теплового баланса. Теория. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| январь | 28 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Решение задач на уравнение теплового баланса. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| январь | 28 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Теория. | Каб.309 | наблюдение |
| февраль | 4 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| февраль | 4 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Решение задач на вычисление работы, совершаемой газом. Тепловые двигатели. Теория. | Каб.309 | Наблюдение, тест |
| февраль | 11 | 14.10 14.55 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Решение задач на вычисление работы, совершаемой газом. Тепловые двигатели. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| февраль | 11 | 15.05 15.50 | Экскурсия | 1 | Экскурсия на экспериментальный завод. | Экспериментальный завод. г.Дмитров. | Отчёт по экскурсии |
февраль | 18 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение, эксперимент | 1 | Экспериментальное задание по теме Основы термодинамики. Подготовка исследования. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| февраль | 18 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение | 1 | Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Теория. | Каб.309 | взаимоконтроль |
| февраль | 25 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| февраль | 25 | 15.05 15.50 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| март | 4 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Принцип суперпозиции полей. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| март | 4 | 15.05 15.50 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Потенциальная энергия электростатического поля. Разность потенциалов. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| март | 11 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
март | 11 | 15.05 15.50 | Практика, эксперимент | 1 | Экспериментальное задание по теме Электростатика. Подготовка исследования. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| март | 18 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение | 1 | Закон Ома для участка цепи. Электрические цепи. Теория. | Каб.309 | презентация |
| март | 18 | 15.05 15.50 | практика | 1 | Закон Ома для участка цепи. Электрические цепи. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| март | 25 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Работа и мощность электрического тока. Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
| март | 25 | 15.05 15.50 | решение и обсуждение решения задач | 1 | Закон Ома для полной цепи Практика. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль |
апрель | 1 | 14.10 14.55 | практика | 1 | Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. | Каб.309 | Наблюдение, самоконтроль | |
| апрель | 1 | 15.05 15.50 | Практика, эксперимент | 1 | Экспериментальное задание по теме Законы постоянного тока. Подготовка исследования. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта |
апрель | 8 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение, эксперимент | 1 | Экспериментальные задачи по теме закон Ома для полной цепи. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| апрель | 8 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение, практика | 1 | Электронная проводимость металлов. Теория и практика. | Каб.309 | тест, самоконтроль |
| апрель | 15 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение, практика | 1 | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Теория и практика. | Каб.309 | тест, самоконтроль |
апрель | 15 | 15.05 15.50 | Практика, эксперимент | 1 | Экспериментальные задачи по теме электрический ток в металлах. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| апрель | 22 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение, практика | 1 | Полупроводники. Полупроводниковый диод. Теория и практика. | Каб.309 | тест, самоконтроль |
| апрель | 22 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение, практика | 1 | Полупроводники. Транзисторы. Теория и практика. | Каб.309 | тест, самоконтроль |
апрель | 29 | 14.10 14.55 | Практика, эксперимент | 1 | Экспериментальные задачи по теме электрический ток в полупроводниках. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
апрель | 29 | 15.05 15.50 | Практика, эксперимент | 1 | Экспериментальные задачи по теме электрический ток в полупроводниках. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| май | 6 | 14.10 14.55 | проблемное объяснение, практика | 1 | Электронно-лучевая трубка. Теория и практика. | Каб.309 | тест, самоконтроль |
| май | 6 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение, практика | 1 | Электролиз. Теория и практика. | Каб.309 | тест, самоконтроль |
май | 13 | 14.10 14.55 | Практика, эксперимент | 1 | Экспериментальные задачи по теме электрический ток в жидкостях. | Каб.310 лаборатория | Оформление отчёта | |
| май | 13 | 15.05 15.50 | проблемное объяснение, практика | 1 | Электрический разряд в газах. Теория и практика. | Каб.309 | тест, самоконтроль |
| май | 20 | 14.10 14.55 | Практика, эксперимент | 1 | Экспериментальное задание по теме Электрический ток в газах. | Каб.310 лаборатория | наблюдение |
| май | 20 | 15.05 15.50 | Подведение итогов | 1 | Портфель достижений | Каб.309 | портфолио |
Условия реализации программы
Кадровый потенциал: программу реализует учитель физики высшей квалификационной категории, стаж работы – не менее 20 лет.
Материально – техническая база
Оборудование
- Учебный класс (стулья – 24 шт., столы – 12 шт., доска – 1шт.).
- Компьютер, видеопроектор.
- Демонстрационное оборудование по физике.
- Лабораторное оборудование по физике.
- Приборы для проведения физического практикума
Методическое обеспечение
- Вспомогательная методическая литература.
- Папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
- Тесты по темам программы.
Педагогические технологии - ИКТ, разноуровневое обучение, проблемное и поисковое обучение, технология личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей. Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
Формы контроля:
1. Тестирование.
2. Демонстрация решённых задач.
3. Отчёт по экскурсиям.
4. Подготовка в портфолио отчётов по экспериментальным исследованиям.
5. Публичные выступления на форумах, акциях, мероприятиях.
По форме организации - групповые, индивидуальные занятия.
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в группе, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования школы информируются все участники образовательных отношений.
Санитарно-гигиенические условия учебного помещения: в группе соблюдается совокупность нормативных требований к параметрам микроклимата в студии(температура, влажность и скорость движения воздуха), к оборудованию и освещенности учебного помещения.
Оценочные материалы
Способы отслеживания результатов:
На занятиях объединения отслеживается: посещаемость, уровень теоретических знаний, систематичность решения задач, практические умения, творческая и социальная активность.
Промежуточная аттестация обучающихся по программе «Физика в задачах» проводится на итоговом занятии объединения в конце учебного года. Методы отслеживания: демонстрация портфолио.
Оценочные материалы:
- Тематические тесты по теоретическому материалу.
- Задачи, предложенные для самостоятельного решения.
- Отчёты по исследовательским и экспериментальным заданиям.
Критерии усвоения программы:
Высокий уровень: Обучающийся отлично овладел теоретическими знаниями и практическими умениями. Систематически выполнял задания, пополняя своё портфолио, процент выполнения 100%. При выполнении заданий проявил самостоятельность, предлагал эффективные пути решения физических задач. Составил отчёт по всем экскурсиям, выполнил все исследовательские задания.
Средний уровень: Обучающийся не полностью овладел теоретическими знаниями и практическими умениями. На занятиях не всегда активен. Не всегда участвует в обсуждении и иногда не желает выступать перед аудиторией. Задания выполнял не систематически, процент выполнения – 60%.
Индивидуальный уровень: Обучающийся частично овладел теоретическими знаниями и практическими умениями. На занятиях пассивен, не самостоятелен, не всегда активен. Старается не участвовать в обсуждении. Перед аудиторией выступает неохотно. Иногда пропускает занятия объединения. Задания выполнял не систематически, процент выполнения – 30%.
Литература для педагога
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение, 1968, 280с.
- Буров В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970, 215с.
- Горев Л.А. “Занимательные опыты по физике”. – М.: Просвещение, 1977, 120с.
- Ермолаева Н.А. и др. Физика в школе: сборник нормативных документов. – М.: Просвещение, 1987, 224с.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1949, 267с.
- Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963, 416с.
- Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием // Физика в школе № 3, 1991.
Литература для обучающихся
- А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для учащихся 7 класса. М.: Просвещение,1991 год.
- Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
- Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
- Интерактивный курс физики для 7-11 классов (диск)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....

рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...

Авторская программа "Решение орфографических задач"
Программа "Решение орфографических задач" направлена н эффективную подготовку учащихся 10 класса к ЕГЭ....

ПРОГРАММА Элективного курса «Задачи с параметрами» (10-11 классы)
Пояснительная запискаЭлективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практи...

Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...
