СИЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ. СТРОЕНИЕ ТВЕРДЫХ, ЖИДКИХ И ГАЗООБРАЗНЫХ ТЕЛ
план-конспект урока по физике (10 класс)

Конспект урока по для 10-11 класса по теме: СИЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ. СТРОЕНИЕ ТВЕРДЫХ, ЖИДКИХ И ГАЗООБРАЗНЫХ ТЕЛ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ. СТРОЕНИЕ ТВЕРДЫХ, ЖИДКИХ И ГАЗООБРАЗНЫХ ТЕЛ

Цель: Продолжить совершенствование умений и навыков по конспекту 1. Объяснить существование и природу сил межмолекулярного взаимодействия. Ознакомиться со строением тел различных агрегатных состояний.

Основной материал:

Силы взаимодействия между молекулами обеспечивают устойчивые образования между молекулами и этими.

На малых расстояниях между молекулами действуют значительные электрические силы. Это короткодействующие силы.

  1. Если молекулы находятся на расстояниях превышающих их размеры в несколько раз, то силы взаимодействия почти не ощущаются.
  2. Если r=2(3)d, то Fот​=0, Fпр​ макс
  3. Если r (расстояние) уменьшается, то Fпр​ уменьшается, а Fот​ увеличивается.
  4. Если rd, то Fот​=Fпр​
  5. Если r<d, то Fот​>Fпр​ (особенно при перекрывании оболочек атомов).

СТРОЕНИЕ ТВЕРДЫХ, ЖИДКИХ И ГАЗООБРАЗНЫХ ТЕЛ

Агрегатное состояние вещества

Газ

Жидкость

Твердое тело

Расстояние между частицами (в сравнении с размерами самих частиц)


r>>r0

Расположены почти вплотную

r>>r0

r0

Взаимодействие частиц


Почти не взаимодействуют

Притягиваются друг к другу

Притягиваются друг к другу

Характер движения частиц

Огромные скорости, движение хаотическое, иногда "прыжок"

"бег на месте", колеблются вокруг определенных положений равновесия

Колеблются вокруг определенных положений равновесия

Порядок расположения частиц

Произвольный

Расположены почти вплотную

Кристаллическая решетка

Сохранение формы

Не сохраняет

Не сохраняет

сохраняет

Сохранение объема

Не сохраняет

сохраняет

сохраняет

ВОПРОСЫ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ

  1. Что вы знаете о строении вещества?
  2. Какие опыты указывают на существование молекул?
  3. Какие опыты подтверждают движение молекул?
  4. Каков характер этого движения?
  5. Как зависит скорость распространения диффузии: от агрегатного состояния вещества? от температуры?
  6. Происходит ли в: а) кусочке льда; б) пылинке; в) молекуле; г) капле воды - теловое движение?
  7. Сформулировать I положение МКТ и дать его опытное обоснование.
  8. Сформулировать II положение МКТ и дать его опытное обоснование.
  9. В чем сходство и в чем различие между броуновским движением и диффузией?
  10. Свойства теплового движения.
  11. Как объяснить зависимость интенсивности броуновского движения от температуры?
  12. Является ли ломаная линия траекторий движения броуновской частицы?
  13. Почему газы заполняют весь предоставленный объем?
  14. Как объяснить малую сжимаемость жидкостей?
  15. Имеет ли жидкость свою форму и почему?
  16. На чем основано свойство твердых тел сохранять форму и объем?

Диктант

  1. Как называется масса одного моля вещества?
  2. Ед. измерения молярной массы
  3. Сколько весит число Авогадро атомов углерода?
  4. Записать формулу количества вещества через N и NA
  5. Зная m0 и M, какую физическую величину можно найти?
  6. Чему равно число Авогадро молекул?
  7. Зная M и m0, какую физическую величину можно найти?

  1. Записать формулу количества вещества через m и M
  2. Единица измерения NA
  3. Сколько молей содержит вещество, масса которого равна молярной массе?
  4. Сколько молекул (атомов) содержит 1 моль вещества?
  5. Зная v и NA, какую физическую величину можно найти?
  6. Как называется отношение m0 любого вещества к 1/12 mC?
  7. Зная m и N, какую физическую величину можно найти?

ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ МКТ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА

Цель: дать определение идеального газа. Вывести основное уравнение МКТ газа, провести 20 мин. самостоятельную работу по конспектам 1 и 2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

I ВАРИАНТ

II ВАРИАНТ

III ВАРИАНТ

  1. Перечислить факты, опыты и явления, подтверждающие положения МКТ
  2. Какую массу имеют 21023 молекул азота?

  1. На основе МКТ объяснить качественное различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел.
  2. Сколько молекул содержится в 1 см³ воды?

  1. Перечислить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия.
  2. Рассчитать примерный объем атома золота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Строение твёрдых, жидких и газообразных тел"

Разработка учебно - исследовательского урока. Урок состоит из 4 основных блоков: 1 - проблемно-мотивационный блок (даётсятся тема, формулируется гипотеза, ставится цель и задачи), 2 - информационный б...

Конспект урока "Диффузия в твердых,жидких и газообразных телах"

Урок изучения нового материала,на котором рассматривается механизм диффузии в различных состояниях вещества и при разной температуре....

Разработка урока: «Строение твердых, жидких и газообразных тел»

I) образовательная:-способствовать овладению знаниями по теме «Строение твердых, жидких и газообразных тел»;-установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между мол...

Разработка урока: «Строение твердых, жидких и газообразных тел»

I) образовательная:-способствовать овладению знаниями по теме «Строение твердых, жидких и газообразных тел»;-установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между мол...

Конспект к уроку "Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел" для 7 класса

Конспект к уроку "Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел" для 7 класса...

Информационная карта по физике. 10 класс. Силы взаимодействия молекул. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел.

Информационная карта по физике для 10 класса вечерней школы по теме "Силы взаимодействия молекул. Строение твёрдых,жидких и газообразнных тел". (В информационной карте использованы Интернет-ресурсы)....

Поурочный план по естествознанию на тему: "Структура твердых, жидких и газообразных веществ" - 5 класс

Поурочный план по естествознанию на тему: "Структура твердых, жидких и газообразных веществ" - 5 класс...