Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по физике (8 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ "Излучинская ОСШУИОП № 1"
Рабочая программа элективного курса в 8а,б классах
«Практикум по физике. Измеряем, исследуем, познаем»
Составитель:
учитель физики
Басыров И.М.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Измеряем. Исследуем. Познаем» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная программа элективного курса разработана на основании программы элективного курса "Решение задач по физике повышенной сложности" автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике "Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007". Настоящий учебный курс рассчитан на преподавание в объеме 35 часов.
Актуальность курса
Учебный курс «Измеряем. Исследуем. Познаем» призван развивать самую общую точку зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами, а так же является основой для обобщения и расширения ранее приобретенных знаний учащимися по физике. Физический эксперимент и решение сложных задач являются основными методами обучения физике. С помощью экспериментов и решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники. Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения, формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.
Учебный физический эксперимент – один из важнейших компонентов обучения физике. С его помощью и на его основе реализуется диалектический путь познания истины: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике”. Он выступает, с одной стороны, как источник первоначальных знаний, а с другой – как критерий истинности наших представлений о природе; он – средство, иллюстрирующее открытые человеком физические закономерности, и средство, помогающее понять устройство технических установок; он облегчает формирование научных представлений и вместе с тем обеспечивает отработку умений.
Цель
углубить и систематизировать знания учащихся 8 классов по физике путем выполнения простейших экспериментов, решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Задачи
- создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач;
- формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;
- развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие коммуникативных умений работать в парах и группе;
- показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире;
- углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике;
- ставить и решать задачи науки, техники, жизни;
- формирование умений работать с учебным оборудованием и со школьной учебной физической задачей.
Итог работы
Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т.е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по работе с учебным оборудованием, проводить эксперимент, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей можно объявить конкурс по составлению и решению экспериментальных и конструкторских задач.
Содержание программы
Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений.
Реализация данной программы предполагает использование разнообразных методов и приемов обучения школьников: проблемно-поисковые рассказы, эвристические беседы, исследовательские задания, содействующие развитию познавательного интереса обучающихся; демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики.
Для активизации деятельности учащихся рекомендуется использовать следующие виды и формы взаимодействия в процессе изучения курса:
- выступления школьников,
- подробное объяснение примеров решения задач,
- коллективная постановка экспериментальных задач,
- индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
- конкурс на составление лучшей задачи.
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ.
При проведении занятий предусмотрена постановка демонстрационных опытов с использованием учебного оборудования кабинета физики, для наглядного представления физических явлений и моделей, на основе которых будет решаться та или иная задача.
Для учащихся может быть объявлен конкурс на выполнение исследовательских проектов по составлению и решению экспериментальных, конструкторских и комплексных задач, а также нахождения различных способов к решению одной и той же задачи (вариативный подход).
Несмотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8 класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7 класса по теме “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8 и “Термодинамика” в 10 классах. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям.
1. Классификация задач (1 ч)
Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач.
2. Правила и приёмы решения физических задач (1ч)
Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.
3. Взаимодействие тел (4 ч)
Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.
Практические задачи:
- определение скорости движения шара по желобу.
- определение максимальной скорости движения пальцев рук.
- определение массы линейки.
- изучение закона движения падающего воздушного шара.
- определение своей максимальной мощности.
Давление (3 ч)
Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.
Практические задачи:
- Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха.
- Изучение законов реактивного движения.
- Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.
4. Молекулы (4 ч)
Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления.
Демонстрации:
- фотографии молекулярных кристаллов.
- Диффузия жидкостей в сообщающихся сосудах.
- Растекание масла по поверхности воды.
- Явления смачивания и капиллярности.
- Смачивание и капиллярность в природе.
Практические задачи:
- Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.
- Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.
5. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (5 ч)
Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.
Демонстрации:
- Расширение тел при нагревании.
- Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
- Термометры разных видов.
- Теплопроводность разных тел.
Практические задачи:
- Исследование теплопроводности тел.
- Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.
6. Физика атмосферы. (2 ч)
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.
Демонстрации:
- Строение атмосферы.
- Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
- Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.
Практические задачи:
- определение точки росы.
- наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.
7. Электрический ток. (4 ч)
Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.
Демонстрации:
- Электролиз раствора медного купороса.
- Дуговой разряд.
- Модель молниеотвода.
Практические задачи:
- Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
- Расчёт сопротивления человеческого тела.
- Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.
8. Электромагнитные явления. (3 ч)
Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.
Демонстрации:
- Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
- Переменный ток на экране осциллографа.
- Явление электромагнитной индукции.
Практические задачи:
- Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
- Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки.
- Определение КПД электродвигателя.
7. Световые явления. (5 ч)
Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.
Практические задачи:
- Изготовление перископа.
- Глаз как оптический прибор.
- Измерение времени реакции человека на световой сигнал.
- Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа.
- Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.
8. Итоговая конференция(2 ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
- Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
- Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
- Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
- Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)
- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки.
Методическое обеспечение
При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:
- выступления школьников,
- подробное объяснение примеров решения задач,
- коллективная постановка экспериментальных задач,
- индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
- конкурс на составление лучшей задачи.
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.
Тематическое планирование курса
«Практикум по физике. Измеряем. Исследуем. Познаем»
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||
1 | Техника безопасности в кабинете физики. Классификация задач. | |||
2 | Примеры типовых задач. Правила и приёмы решения задач. | |||
3 | Определение скорости движения шарика по желобу | |||
4 | Экспериментальная работа «Определение массы линейки». Решение задач на расчёт плотности тел. | |||
5 | Изучение закона движения падающего воздушного шара. | |||
6 | Изучение законов реактивного движения. Расчёт давления твёрдых тел. | |||
7 | Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина. | |||
8 | Экспериментальная работа «Определение содержания песчинок и воздуха в песке» | |||
9 | Экспериментальная работа «Определение плотности камня неправильной формы» | |||
10 | Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел | |||
11 | Исследование теплопроводности тел | |||
12 | Решение комбинированных задач на тепловые процессы. Экспериментальная работа «Расчёт выделенного тепла при сгорании одной спички» | |||
13 | Экспериментальная работа «Определение удельной теплоты плавления льда» | |||
14 | Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений. | |||
15 | Экспериментальная работа «Расчет сопротивления человеческого тела» | |||
16 | Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. | |||
17 | Экспериментальная работа «Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику» | |||
18 | Законы отражения и преломления. | |||
19 | Экспериментальная работа «Измерение времени реакции человека на световой сигнал» | |||
20 | Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа. | |||
21 | Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы. | |||
22 | Экспериментальная работа «Определение площади стола» | |||
23 | Энергетика. Энергия топлива. Теплоэнергетика РС(Я) | |||
24 | Электрические заряды и живые организмы. | |||
25 | Влияние электрического поля на живые организмы. | |||
26 | История энергетики. Вилюйская ГЭС | |||
27 | Энергия электрического тока и ее использование. Электрические сети «Якутскэнерго» | |||
28 | Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. | |||
29 | Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света. Экспериментальная работа: “Изучить, как происходит отражение света от сферического зеркала”. | |||
30 | Световые явления в природе (Радуга, миражи, гало). Зрительные иллюзии. | |||
31 | Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды). | |||
32 | Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция, биолюминесценция). | |||
33 | Итоговое занятие, подготовка к конференции. | |||
34 | Конференция. Защита проектов | |||
35 | Конференция. Защита проектов (Резерв) | |||
Литература для учителя:
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983;
- Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 1977;
- Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1971;
- Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987;
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988;
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972;
- Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971;
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.
- Г.Н. Степанова "Сборник вопросов и задач по физике, 7-8", - С-Пб., "СпецЛит", 2000.
- В.И. Лукашик "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
- Л.Э. Генденштейн, И.М. Гельфгат, Л.И. Кирик "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
- М.Е. Тульчинский "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976.
Литература для учащихся:
- Бутиков Б.И. Физика в задачах. – М.: Просвещение, 1976;
- Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1973;
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985;
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980;
- Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977;
- Слободецкий И.Ш. Задачи по физике. – М.: Наука, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса по биологии (составлена на основе авторской программы курса «Азбука здоровья» для обучающихся 5 классов)
Рабочая программа элективного курса по биологии «Азбука здоровья» для5 класса составлена на основе:- Учебного плана МБОУ СШ №9 на 2022-2023 учебный год (утверждён Приказом №155-о от 31 авг...

