Интеллектуальная игра по физике "Умники и умницы"
материал по физике (7, 8 класс)

Левина Анна Александровна

Игра предназначена для провоедения в общеобразовательной школе в рамках предметной недели физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                  «Красноборская средняя школа»                                                                                            Шатковский муниципальный округ Нижегородская область

Заочный  конкурс профессионального мастерства учителей физики                             Шатковского муниципального округа

Номинация №2  «Лучшая методическая разработка внеурочного занятия»

              - тема;

              - фамилия, имя, отчество;

              - должность и квалификационная категория учителя.

Подготовила: учитель физики

Левина Анна Александровна,                              

без категории

с. Красный Бор, 2024 год

Цели:

 Создание условий для формирования у ребёнка стремления к собственному интеллектуальному росту  и развитию, самоутверждения и самоопределения, утверждения престижности образования.

Задачи:

  • повторение и закрепление изученного материала,
  • развитие интереса к предмету,
  • развитие творческой активности,
  • вовлечь в интересный мир физики,
  • развить дух здорового соперничества.

В ходе данного мероприятия учащиеся приобретают навыки объяснять факты и явления, наблюдаемые вокруг них, опираясь на полученные знания по физике; правильно строить ответ.

Правила игры: участие принимают учащиеся 7 класса, ставшие победителями викторины, посвященной Дню космонавтики. За каждый правильный ответ учащийся получает букву «У».

В основной части участвуют 3 игрока (по трем дорожкам), набравшим наибольшее количество букв «У»,  если они не отвечают на представленный вопрос, то возможность ответа дается игрокам из зала (остальным учащимся класса). Выигрывает игрок, который быстрее всего пройдет по своей дорожке (ответит правильно на пять вопросов).

Вопросы викторины:

  1. Что означает слово «Космос»? (Вселенная)
  2. Какие объекты во Вселенной вы знаете? (Звезды, планеты, кометы…)
  3. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
  4. Сколько планет в Солнечно системе? (8)
  5. Перечислите все известные вам планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Юпитер, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун)
  6. Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
  7. Что означает слово «Космонавтика»? (Искусство путешествовать по Вселенной)
  8. Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества?(Потому что в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли)
  9. Сколько собак в первый раз летали в космос? (1 –Лайка)
  10. Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День космонавтики)
  11. Назовите космонавта, совершившего первый космически полет. (Юрий Алексеевич Гагарин)
  12. Сколько минут длился первый космический полет человека? А сколько это в часах? (108 минут, или 1ч.48 мин.)
  13. Сколько раз Гагарин облетел вокруг Земли? (1)
  14. Какие слова произнес Гагарин во время старта космического корабля? («Поехали!»)
  15. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
  16. Назовите главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)
  17. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
  18. Назовите то место в Солнечной системе, кроме Земли, куда ступала нога человека? (Луна)
  19. Как расшифровывается МКС? (Международная космическая станция)
  20. Кто был главным конструктором первых космических кораблей? (Сергей Павлович Королев)

Ведущий подводит итог среди учащихся и приглашает на игровое поле 3-х участников, набравших наибольшее количество значков «У». В случае, если одинаковое количество «У» более чем у 3-х человек, то ведущий задает дополнительные вопросы этим  игрокам.

Вопросы для основных игроков:

Участник, отвечая на вопрос не видит его на экране. На экране представлены лишь области, их которых могут быть вопросы.

Каждому игроку задается вопрос, если он отвечает правильно, делает шаг вперед, переступая на следующий уровень. Если по итогу 15 вопросов 2 или 3 игрока находятся на оном уровне поля, то ведущий также задает дополнительные вопросы.

  1. Кипение: изменится ли масса воды, если часть ее обратиться в пар?  (ответ: масса воды в жидком состоянии уменьшится, т.к. часть вещества перейдет в газообразное состояние).
  2. Костер: почему дым костра в воздухе через некоторое время рассеивается? (Ответ: дым рассеивается в следствии диффузии).
  3. Плотность: в бутылку вмещается 500 мл воды. Вместится л и в эту бутылку 720 г серной кислоты?(Ответ: да, плотность серной кислоты 1800кг/м3. В 500 мл вмещается 900г серной кислоты).
  4. Стирка: почему мокрую цветную ткань нельзя на длительное время оставлять в соприкосновении с белой? (Ответ: произойдет окрашивание ткани из-за диффузии).
  5. Инерция: Приведите примеры, когда инерция приносит пользу, а когда – вред? (Ответ: насаживание инструмента на черенок, рукоятку; стряхивание воды, выбивание пыли; можно перепрыгнуть с разгона большое препятствие или метнуть спортивный снаряд и т.д. – полезные проявления инерции. Падение, если вы споткнулись;  необходимо большое время для остановки транспортного седства и  т.д. – вредные проявления инерции).
  6. Купание: чему капли воды при резком встряхивании слетают с одежды? (Ответ: при встряхивании ,например одежды, одежда приводится резко в движение, а капли сохраняя по инерции состояние покоя отделяются и падают на землю),
  7. Строительство: для чего опытные мастера перед ввинчиванием смазывают мылом или смачивают шуруп? (Ответ: для уменьшения трения).
  8. Гвоздь: для чего делается насечка на шляпке гвоздя? (для увеличения трения).
  9. Трение: приведите примеры, когда трение приносит пользу и когда вред? (Ответ: трение приносит пользу при торможении, ходьбе ,удерживает резьбовые соединения, гвозди, узлы и т.д. трение вредно в подшипниках, в насосе, при пахоте, бороновании и.т.д.).
  10. Давление: для чего верхний край лопаты, на который нажимают ногой, изогнут? (Ответ: увеличивается площадь опоры и уменьшается давление на подошву обуви).
  11. Подложка: для чего при вытаскивании гвоздей из доски под гвоздодер подкладывают дощечку? (Ответ: увеличивают площадь опоры и уменьшают давление на дощечку, чтобы не повредить ее).
  12. Шитье: объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иглой. (Ответ: увеличивают площадь опоры и уменьшают давление на палец, чтобы не травмировать его).
  13. Грузовик: почему задние колеса грузовых автомобилей спаренные? (Ответ: увеличивают площадь опоры и уменьшают давление на грунт, чтобы не разрушить его).
  14. Газ: из баллона выпустили половину газа. Ак изменилось давление газа? (Ответ: давление уменьшится в два раза, т.к. уменьшится в два раза количество молекул, а, следовательно, уменьшится в два раза количество соударений молекул со стенками баллона).
  15. Плавание: в частично заполненный водой сосуд опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? (Ответ: уровень воды в сосуде увеличится и увеличится гидрастатическое давление на дно сосуда).

Дополнительные вопросы:

  1. Родился в 1643 г. В графстве Линкольн. Окончил Кембриджский университет. Член Лондонского Королевского общества, позднее – президент. Директор монетного двора Англии. Исследовал земную и небесную механику. Открыл несколько фундаментальных законов физики, и один из них – закон Всемирного тяготения.  (Ответ: Исаак Ньютон).
  2. Родился в 1711 г. В семье архангельского помора, в 70 км от Архангельска. В возрасте 20 лет с караваном рыбаков поехал в Москву. Там поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Стал Первым российским академиком. Российский поэт ,Пушкин А.С., называет его «Первым российским университетом» (Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов),
  3. История от Мюнхгаузена: было это во времена войны с турками. Однажды ,спасаясь от них, я пробовал перепрыгнуть верхом на коне через болото. Но конь не допрыгнул до берега, и мы начали тонуть. Спасения не было. Туловище моего коня исчезло в трясине, моя голова тоже начала постепенно погружаться и осталась лишь косичка моего парика. Что было делать? Мы бы погибли, если б не удивительная сила моих рук. Я – большой силач. Схватив себя за косичку, я со всех сил дернул вверх, и без особых усилий вытянул из болота себя и своего коня, которого крепко держал обеими ногами.  (Ответ: нет. Барон смог бы вытянуть себя из болота за волосы ,если бы имел точку опоры, например, схватившись за ветку дерева или что то подобное. Раздел физики  - механика объясняет, что это веселая история является выдумкой барона).

Подведение итогов: после того, как один игрок - победитель, ведущий вручает ему награду «Умника».

Используемые источники:

1.        Занимательная физика в вопросах и ответах http://elkin52.narod.ru/vopros/sagadki.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения....